Меню

Имена глаголы с ъ знаком



Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание разделительных Ь и Ъ

Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: СЕМЯ (без мягкого знака) и СЕМЬЯ (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.

Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (ВЬЮГА, БУРЬЯН, ЛИСЬИ СЛЕДЫ), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (БУЛЬОН, СИНЬОР, ГИЛЬОТИНА). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].

Разделительный Ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: ПОДЪЕЗД, ИЗЪЯВИТЬ, ИНЪЕКЦИЯ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ. Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными: ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ.

Обратите внимание: перед другими гласными Ъ не пишется: БЕЗАВАРИЙНЫЙ, КОНТРАТАКА, ТРАНСАРКТИЧЕСКИЙ.

Исключение составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА) и сложные слова, пишущиеся через дефис (ПОЛ-ЮРТЫ). В этих словах не нужен ни твердый, ни мягкий знак.

1. В газетах честно и мужественно, с суровой прямотой сообщили, что «беллетрист» Банев искренне поблагодарил господина президента за все замечания и раз _ яснения, сделанные в ходе беседы. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

2. Утром учен _ е, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. (А.С. Пушкин, «Выстрел».)

3. Маша окуталась шал _ ю, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на крыльцо. (А. С. Пушкин, «Метель».)

4. Еще с него, свин _ и, портрет рисовать! (Н.В. Гоголь, «Портрет».)

5. Не легче ли два раза в год с _ ездить в Миргород? ( Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

6. Картины большей част _ ю были писаны масляными красками. (Н. В. Гоголь, «Портрет».)

7. Недавно женился на Lise Мейен, ад _ ютант Кутузова, он будет нынче здесь. (Л. Н. Толстой, «Война и мир».)

8. Галки, вороб _ и и голуби по-весеннему весело чирикали. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

9. У вас, господа, чут _ я нет! (И. С. Тургенев, «Новь».)

10. Меланхоликам у нас не жит _ е, а масленица! ( Салтыков-Щедрин, «В больнице для умалишенных».)

11. — А ну, к обочине! — скомандовал полицейский с недовольным лицом. – И пред _ явите документы. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

12. Запахло обыкновенной чертовщиной, сами собой скрипнули где-то половицы, кожа на спине с _ ежилась под пристальным взглядом ч _ их-то глаз. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

13. Его двоюродные сестры и брат _ я болели коклюшем и свинкой — он не заражался, хотя под _ едал за ними молочную манную кашу с варен _ ем, которую им было трудно глотать из–за распухшего горла. (А. Чудаков. «Ложится мгла на старые ступени».)

14. Был у меня медал _ ончик в золотой оправе, помнишь? (Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные».)

15. – Ну зачем же вы трудились об _ являть, что оно комическая?! (Ф. М. Достоевский, «Ползунков».)

16. Поди посмотри, готов ли бул _ он для дяденьки! (Л. Н. Толстой, «Война и мир».)

17. Как пройдете церковь, так от двух _ ярусного дома направо. (Л. Н. Толстой, «Воскресение».)

18. Это был господин небольшого роста, вз _ ерошенный, со смуглым лицом. (И. С. Тургенев, «Рудин».)

19. Те огромные суммы он с_э кономил для казны. (Н. В. Гоголь.)

20. Под ногами хрустело стекло, валялись сморщенные тюбики из-под красок, телевизор смотрел пустым прямоугольником экрана, а стол был заставлен грязной посудой с тухлыми об _ едками. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

21. А для низкой жизни были числа, Как домашний, под _ яремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. (Н. Гумилев, «Слово».)

Читайте также:  Глаголы в русском языке могут быть употреблены в форме

22. Пропаганда, осуществляемая средствами, успешно зарекомендовавшими себя в рекламе, стала одним из признанных методов правительств всех развитых стран, и особенно тем методом, с помощ _ ю которого создается общественное мнение. (Б. Рассел, «Искусство мыслить».)

23. Глазки его с_у зились, а черты лица растянулись. (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание».)

24. Итак, согласно закону штата Н _ ю-Йорк, Христос и Джордж Вашингтон были бы слишком неустойчивы морально, чтобы доверить им образование молодежи. (Б. Рассел, «Искусство мыслить».)

25. Живым огнем раз _ единилоНас рампы светлое кольцо,И музыка преобразилаИ обожгла твое лицо. (А. Блок)

Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов («Лига школ»).

Источник

Примеры слов с разделительным мягким знаком и твёрдым знаком

Приведем при­ме­ры слов с раз­де­ли­тель­ным мяг­ким или твер­дым зна­ком.

Прежде чем подо­брать сло­ва с раз­де­ли­тель­ным мяг­ким зна­ком, вспом­ним, в каких слу­ча­ях он пишет­ся:

  • перед бук­ва­ми «е», «ё», «ю», «я», «и», но не после при­ста­вок (в корне или перед окон­ча­ни­ем);
  • перед бук­вой «о» в ино­языч­ных сло­вах, заим­ство­ван­ных из фран­цуз­ско­го язы­ка.

Примеры слов с разделительным мягким знаком

В корне слов

  • курьёз­ный
  • серьёз­ный
  • пье­де­стал
  • ком­пью­тер
  • инте­рьер
  • барьер
  • обе­зья­на
  • подья­чий
  • небью­щий­ся
  • мышьяк
  • бурьян
  • вью­нок
  • навью­чить
  • ате­лье
  • ста­рьёв­щик
  • ружьё
  • мно­го­бо­рье
  • вьюш­ка
  • интер­вью
  • интер­вью­и­ро­вать
  • пор­тье­ра
  • про­то­дья­кон
  • пье­са.

После корня слов перед буквами «е», «ё», «ю», «я», «и»

Мягкий раз­де­ли­тель­ный знак пишет­ся у при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных:

В корне заимствованных слов

  • меда­льон
  • бата­льон
  • бульон
  • пави­льон
  • коти­льон
  • каньон
  • шам­пи­ньон
  • папи­льот­ки
  • гильо­ти­на
  • ком­па­ньон
  • шиньон
  • сеньор
  • кар­ма­ньо­ла.

Примеры слов с разделительным твердым знаком

1. Разделительный твер­дый знак пишет­ся в сло­вах после рус­ской при­став­ки на соглас­ный и перед кор­нем, начи­на­ю­щим­ся с букв «е», «ё», «ю», «я», напри­мер:

2. Буква «ъ» пишет­ся перед «е», «ю», «я» в сло­вах, име­ю­щих в сво­ем соста­ве окан­чи­ва­ю­щи­е­ся на соглас­ный латин­ские при­став­ки аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- или ино­языч­ные морфемы-приставки контр-, пан-, транс-. Во мно­гих этих сло­вах при­став­ки уже не выде­ля­ют­ся в каче­стве само­сто­я­тель­ной мор­фе­мы, напри­мер:

3. Пишется раз­де­ли­тель­ный «ъ» в слож­ных сло­вах после чис­ли­тель­ных двух-, трёх-, четырех- перед бук­ва­ми «е», «ё», «ю», «я», напри­мер:

Источник

Твёрдый и мягкий знак

Буквы Ъ и Ь (твёрдый и мягкий знак) не обозначают звуков, они используются в письменной речи для указания правильного произношения слов. Сравните:

Разделительный твёрдый знак

Буква Ъ используется только в качестве разделительного знака. Пишется твёрдый знак после приставок, оканчивающихся на согласную букву, за которыми следует гласная Е, Ё, Ю или Я. Например:

Разделительный твёрдый знак пишется в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ-, ТРЁХ- и ЧЕТЫРЁХ-, за которыми следует гласная Е, Ё, Ю или Я. Например:

Разделительный Ъ используется для того, чтобы при произношении слов согласная буква не сливалась с гласной.

Твёрдый знак не пишется:

    Перед гласными А, О, У, Э. Например:

без аварийный, под оконник, под учить, с экономить.

В сложносокращённых словах. Например:

детясли (детские ясли).

Обозначение мягкости согласных

В письменной речи в середине и на конце слов буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного звука. Например:

Для обозначения мягкости согласных мягкий знак пишется:

В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым:

бо льше, же ньшень, пи сьмо.

В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед мягким Г, К, Б или М в том случае, если при изменении слова Г, К, Б или М становится твёрдым:

пи сьменный – пи сьмо.

В середине слова после мягкой Л, перед любой согласной буквой:

Но между двумя Л, идущими друг за другом — ЛЛ, мягкий знак не пишется:

и ллюминатор, а ллея, и ллюзия.

Мягкий знак в середине слова не пишется:

    В сочетаниях ЗН, НТ, СН, ЗД, СТ:

ка знить, кара нтин, кра снеть, здесь, ко сти.

В сочетаниях с Ч и Щ со всеми согласными буквами, кроме Л:

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН пишутся без мягкого знака.

Читайте также:  Тест по модальному глаголу can

све чка, то чный, по чта, кля нчить, каме нщик, сбо рщик, мо щный.

Разделительный мягкий знак

Буква Ь используется в словах в качестве разделительного знака. Пишется мягкий знак внутри слов после согласных, за которыми следует гласная Е, Ё, И, Ю или Я. Например:

ко лье, льёт, соло вьи, вьюга, зве нья.

При произношении слов с разделительным мягким знаком всегда слышится звук [й’]. Разделительный Ь указывает на то, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я обозначают два звука:

Разделительный Ь не пишется после приставок.

Примечание: разделительный мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О:

почтал ьон, бул ьон, батал ьон, медал ьон, шампин ьон.

Разделительный Ь используется для того, чтобы при произношении слов согласная буква не сливалась с гласной.

Источник

Разделительный Ъ и Ь знак — правила и примеры употребления

Первые знания

Изучение алфавита начинается со знакомства с буквами. Их всего 33. В таком варианте азбука существует с 1942 года. До этого времени букв было 32, так как отсутствовала ё. Некоторое время было более 40 букв.

Сейчас буквы ъ и ь звуков не обозначают, они необходимы для выполнения служебных функций. В древнерусском языке с их помощью указывали на краткость и нечёткое произношение других звуков (ъ — звук, близкий к [о], ь — звук, близкий к [е]). Например, вълкъ (волк).

До XII века в русском языке название букв было таким: ъ — ер и ь — ерь. Позже их заменили на о и е, но в конце слова ъ писали до XX века. Отменили его в 1918 году. Утрата кратких гласных звуков привела к чередованию гласных о и е с нулём звука (сон — сна). В устной речи при произношении слов происходит оглушение звонких согласных (плодъ — пло [т]). Сейчас есть ъ и ь знаки, правила для которых изучают в начальной школе.

Буква ь как показатель грамматической формы слова употребляется в имени существительном и глаголе. Используемая часть речи находится в форме женского рода и имеет определенные характеристики — единственное число, именительный или винительный падеж. Например, рожь, печь, молодёжь. Есть исключения — туч, тысяч. Они стоят в форме множественного числа родительного падежа. Правила употребления грамматической формы:

  1. Инфинитив (лететь).
  2. Повелительное наклонение (сыпь, ешь).
  3. Глаголы второго лица (моешь и моешься).

Не ставится знак в глаголах третьего лица, когда они стоят в единственном числе, а действие происходит в настоящем времени (каша варится). Разные группы слов поддаются нескольким правилам. Некоторые им подчиняются, другие придётся запомнить.

Правила русского языка

Употребление букв отличается в зависимости от того, где они располагаются. В корне ставится разделительный мягкий знак, если после него стоят гласные буквы е, ё, ю, я. Твёрдый знак используется в сложных словах с несколькими корнями и после приставок русского и иноязычного происхождения. Употребление слов с разделительным мягким знаком происходит согласно правилам:

  1. Написание графического знака в середине (компьютер, обезьяна).
  2. Постановка между двумя морфемами: корнем и суффиксом или корнем и окончанием (ожерелье — окончание е, воробьиный — суффикс ин).
  3. Появление знака при склонении притяжательных прилагательных.
  4. Постановка перед буквой о в иноязычных словах (бульон).

Слова с разделительным твёрдым знаком встречаются реже. Правила употребления необходимо знать, чтобы использовать иноязычные выражения при построении предложений и передаче информации. Знак ставят после русских приставок, которые оканчиваются на твёрдый согласный, перед гласными е, ё, ю, я (съёжился). Однако нужно отличать выражения, в которых букву писать не нужно, так как корень в них начинается с простых гласных а, о, у (изукрашенный, сэкономить).

Употребление сложных выражений связано с правилом постановки графических знаков, которые не обозначают звука. Твёрдый знак покажет, сколько корней, которые начинаются с элементов двух-, трёх-. При этом вторая часть корня начинается с гласных букв, которые обозначают два звука при произношении. Правило не распространяется, если корень которых начинается с буквы а, о или у.

В иноязычных выражениях можно встретить приставки аб-, контр-, транс-, суб-. Если корень начинается с е, ё, ю, я, то необходимо поставить твёрдый знак (абъюрация, субъект, трансъевропейский). Его пишут после приставки, которая заканчивается на согласную.

Правило не распространяется на сложносокращённые слова (детясли).

Хоть буквы не имеют звуков, они пишутся для правильного произношения. Это видно на примере пары слов «семя — семья». Мягкий знак, смягчающий предшествующий согласный, заставляет произносить дополнительный звук [й ‘]. Правила переноса простые: знаковая часть остаётся, другая — переносится. Нельзя совершить перенос, если слог представлен одной буквой.

Читайте также:  Зачем нужна третья форма глагола

В таблице представлены основные моменты постановки графического знака.

Правило Пример
Имя существительное женского рода, которое заканчивается на шипящий согласный Ночь, мощь
Существительные и числительные, которые употребляются в творительном падеже и имеют форму множественного числа Семью, людьми
На конце числительных от пяти до тридцати, в середине — от пятидесяти до восьмидесяти Двенадцать, тридцать пять
Глаголы в неопределённой форме, в окончаниях слов второго лица единственного числа, в повелительном наклонении Читать, гладь, моешься (исключение: ляг — лягте)
Написание наречий с окончанием на шипящий звук Сплошь, настежь (исключения: уж, замуж, невтерпёж)
Прилагательные, образование которых происходит от названий месяцев Ноябрьский (кроме январский)

Есть трудные случаи, когда правописание нельзя проверить. Главную роль отводят запоминанию. Например, в слове «изъян» пишется твёрдый знак, хотя произношение мягкое. В иноязычных словах приставки не выделяются.

«Подьячий» следует разобрать на морфемы. Здесь приставка по-, а не под-, и корень -дьяч-. Образование происходит от слова дьяк. «Арьергард» дословно обозначает тыловую охрану во время военных действий. Слово трудное, правилу не поддаётся. Нужно запомнить, что в корне будет писаться мягкий знак.

Упражнения на закрепление

Иногда трудно определить, где употребить ъ и ь знаки, поэтому правила нужно запомнить. Сначала определяют строение слова, то есть его морфемный состав. Например, если в корне находится мягкий знак, тогда подбирают однокоренные слова (веселье — весело, воробьи — воробышек). Это правило относится и к словам с твёрдым знаком, например, еду — съеду. Чтобы воспользоваться правилом, нужно придерживаться такого алгоритма:

  1. Произнести выражение.
  2. Определить, слышится ли перед гласным звук [й ‘].
  3. Выделить корень.
  4. Обозначить морфему, в которой нужно употребить графический знак.

В начальных классах правила изучают, а затем закрепляют с помощью упражнений. Например, нужно вставить на месте пропусков разделительный твёрдый или мягкий знак (ул…и, с… едобный). Объяснение простое: ульи — ставим ь, так как он относится к корню. В прилагательном съедобный употребляют ъ, так как он стоит между приставкой с-, которая оканчивается на согласный, и корнем перед буквой е.

Ещё одно задание — правильно записать выражения с корнем -ех-. Учащимся предлагают слова с…ехал, в… ехал, за… ехал. Для тренировки используют интересное задание, в котором необходимо записать слово буквами, а даётся оно в виде транскрипции. Например, обозначение звуковой схемы [с й’ э л] — съел. Сочетание второго и третьего звука указывает на необходимость употребления твёрдого знака.

Обозначить орфограмму предлагают в тексте, где нужно найти и подчеркнуть слова. После этого дети объясняют свой выбор по представленному алгоритму. Работают с прилагательными, которые отвечают на вопрос «чьи?». Пример предложений: «Заячьи лапы остались на белом снегу», «Рысьи когти очень острые». Здесь в корне пишется мягкий знак.

Чтобы провести игру «Эрудит», на помощь придут пословицы, в которых употребляется противоположный знак. В них много слов на изученную орфограмму. Учитель предлагает прослушать и дать объяснение: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

Иноязычные слова нужно запомнить. Некоторые можно часто встретить в ежедневном словаре. С ь пишутся: бульон, павильон, почтальон, шампиньон.

Изучение проходит на протяжении всего обучения в школе. В список употребления твёрдого знака входят подъезд, съёмка, объединить, инъекция, объект. Обращают внимание на слова «то бишь» со значением «а именно». Короткое «туш» пишется без ь, если имеют в виду музыкальное приветствие, а краска — это «тушь».

Можно сделать вывод, что для грамотного построения предложений необходимо обращать внимание на правила. Сначала определяют часть речи, затем подбирают проверочные или однокоренные слова. После этого выделяют морфемы. Такой подход поможет определить, какой знак необходимо употребить.

Источник