Имя прилагательное
Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопрос какой? или чей?:
Под признаком в грамматике принято понимать свойства (мягкий), принадлежность (волчий) или количества (семилетний) характеризующие предмет.
Начальная форма имён прилагательных — это именительный падеж единственного числа мужского рода. Если прилагательное имеет степени сравнения, то в форме положительной степени.
Имена прилагательные зависят от существительных. Прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся:
Род | Множ. число | |||
---|---|---|---|---|
Мужской | Женский | Средний | ||
И. | алый бант | синяя лента | яркое солнце | кислые ягоды |
Р. | алого банта | синей ленты | яркого солнца | кислых ягод |
д. | алому банту | синей ленте | яркому солнцу | кислым ягодам |
В. | алый бант | синюю ленту | яркое солнце | кислые ягоды |
Т. | алым бантом | синей лентой | ярким солнцем | кислыми ягодами |
П. | об алом банте | о синей ленте | о ярком солнце | о кислых ягодах |
Постоянные и непостоянные признаки
Все прилагательные имеют один постоянный признак — разряд, и пять непостоянных признаков:
Единственное число: какой? яркий .
Множественное число: какие? яркие .
Род | Вопрос | Окончание | Пример |
---|---|---|---|
Мужской | какой? | -ЫЙ, -ИЙ | ал ый , низк ий |
Женский | какая? | -АЯ, -ЯЯ | ал ая , син яя |
Средний | какое? | -ОЕ, -ЕЕ | низк ое , син ее |
Синтаксическая роль
В предложении имена прилагательные выполняют роль определений или сказуемых. Например:
В раковине лежала грязная посуда.
Земной шар огромен.
Родовые окончания имен прилагательных
Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам, для каждого из трёх родов прилагательные имеют особые родовые окончания. Так как во множественном числе прилагательные не изменяются по родам, то они имеют общие окончания для всех родов.
Основа | Мужской род | Женский род | Средний род | Множ. число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
твёрдый согласный | -ЫЙ | ста́р ый | -АЯ | ста́р ая | -ОЕ | ста́р ое | -ЫЕ | ста́р ые |
-ОЙ | лесн о́й | лесн а́я | лесн о́е | лесн ы́е | ||||
К, Х, Г | -ИЙ | жа́рк ий | -АЯ | жа́рк ая | -ОЕ | жа́рк ое | -ИЕ | жа́рк ие |
-ОЙ | друг о́й | друг а́я | друг о́е | друг и́е | ||||
Ж, Ш, Ч, Щ | -ИЙ | о́бщ ий | -АЯ | о́бщ ая | -ЕЕ | о́бщ ее | -ИЕ | о́бщ ие |
-ОЙ | чуж о́й | чуж а́я | -ОЕ | чуж о́е | чуж и́е | |||
мягкий согласный Н | -ИЙ | кра́йн ий | -ЯЯ | кра́йн яя | -ЕЕ | кра́йн ее | -ИЕ | кра́йн ие |
Обратите внимание на разницу ударных и безударных окончаний у прилагательных мужского рода:
- Если ударение падает на основу, оканчивающуюся на твёрдый согласный, то окончание будет -ЫЙ:
но́в ый , тёмн ый , та́л ый .
Если ударение падает на окончание, то прилагательное заканчивается на -ОЙ:
гнед о́й , волев о́й , молод о́й .
В прилагательных мужского рода, основа которых заканчивается на К, Х, Г, под ударением будет окончание -ОЙ, без ударения — -ИЙ:
морск о́й , плох о́й , друг о́й ,
лёгк ий , ти́х ий , стро́г ий .
Если основа заканчивается на шипящий согласный, то под ударением будет -ОЙ, без ударения — -ИЙ:
больш о́й , чуж о́й ,
говя́ж ий , хоро́ш ий , пти́ч ий .
У прилагательных среднего рода разница между ударными и безударными окончаниями есть только у основ, оканчивающихся шипящими. У таких прилагательных под ударением будет -ОЕ, без ударения — -ЕЕ:
больш о́е , чуж о́е ,
хоро́ш ее , горя́ч ее .
Во всех остальных случаях, например для женского рода и множественного числа, окончания не зависят от ударения.
Источник
«Единственное и множественное число имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель: формировать умение распознавать прилагательные в единственном и множественном числе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа
с. Среднебелая, Ивановский район, Амурской области
Урок русского языка во 2 классе
Тема : «Единственное и множественное число имен прилагательных».
Автор: Ерышева Марина Фаритовна,
учитель начальных классов
С. Среднебелая, 2019 г
Урок русского языка во 2 – классе.
Учитель: Ерышева Марина Фаритовна МАОУ СОШ с. Среднебелая
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», часть 2. Москва «Просвещение», 2012год.
Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
1) формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;
2) определять число имен прилагательных;
3) развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;
4) способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки прилагательного.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
2) уметь формулировать собственное мнение и позицию;
3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
1) развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре.
2) развитие самостоятельности;
3) развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
1. Организационный момент .
«Всегда — учиться, всё — знать!
Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»
Как вы понимаете его смысл?
Как это связать с нашей работой на уроке?
Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности.
— Прочитайте два текста .
Был вечер. Смотрю на море. На море волны. Низко над волнами кружат чайки.
Был теплый вечер. Смотрю на спокойное море. По морю бегут кудрявые волны. Низко над волнами кружат голодные чайки.
-Сравните эти тексты. Чем они отличаются? Какой из тестов, на ваш взгляд, более красивый? Почему?
— Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным?
— Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи? ( Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой? , какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным ).
3 .Постановка проблемы.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска.
Был теплый вечер. Смотрю на спокойное море. По морю бегут кудрявые волны. Низко над волнами кружат голодные чайки.
— Определите число у существительных. Как определяли? (Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число ).
Какой вывод можно сделать? ( Существительные могут быть единственного и множественного числа ).
— У кого здесь возникли затруднения? —
Определите число у прилагательных. (теплый, спокойное, кудрявые,голодные)
— У кого возникли затруднения? Почему?
— На какой вопрос мы сегодня будем отвечать на уроке? Чему должны научиться?
Как вы думаете, какова тема урока? ( Единственное и множественное число имен прилагательных. ).
Цель урока: формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.
Какие задачи поставим? Посмотрите все ли задачи подходят к теме нашего урока.
- Узнаем, как изменяются имена прилагательные.
- Будем учиться определять число имен прилагательных.
- Будем учиться изменять прилагательные по числам.
- Будем учиться переносить слова.
Какая задача лишняя?
4.Построение проекта, выхода из затруднения.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание, создать условия для поиска.
— Кто смог определить число у прилагательных? У кого получилось? Расскажите, как вы это сделали?
— Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных? Почему?
— На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?
— Какой вывод можно сделать о числе прилагательных ? ( Прилагательные могут быть единственного и множественного числа)
— Где мы сможем проверить ваши предположения? (Учебник стр. 92, читают правило).
Давайте познакомимся с правилом. Откройте учебник на с. 92.
Что обозначают имена прилагательные в ед.ч.? На какой вопрос отвечают?
Что обозначают имена прилагательные во мн.ч.? На какой вопрос отвечают?
5.Первичное усвоение новых знаний.
Работа по учебнику с. 92 упр.158. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить вместе таблицу.
Источник
Склонение прилагательных в русском языке
Склонение прилагательных — это их изменение по родам, числам и падежам.
Выясним, что такое склонение прилагательных в русском языке, какие типы склонения различают, какие падежные окончания имеют прилагательные в зависимости от их родовой принадлежности. Приведем примеры склонения прилагательных разных разрядов.
Что такое склонение прилагательных?
Каждое прилагательное имеет три грамматические формы рода. Слова этой части речи принимают такую форму рода, которую имеют определяемые ими существительные:
- зелен ый мыс (м. р.);
- зелен ая трав а (ж. р.);
- зелен ое покрывал о (ср. р.).
- зелён ый луг — зелен ые луга;
- городск ой пейзаж — городск ие окраины;
- лис ий хвост — лись и следы.
Изменение по падежам любой самостоятельной именной части речи называется склонением. Прилагательные имеют грамматические формы шести падежей в единственном и множественном числе, которые отличаются окончаниями в зависимости от рода и числа.
Рассмотрим на примерах, как склоняются прилагательные трех родов в форме единственного числа.
Склонение прилагательного единственного числа мужского рода
Приведем пример склонения прилагательных мужского рода в форме единственного числа мужского рода:
- и. п. (какой?) весел ый клоун, зимн ий вечер
- р. п. (какого?) весел ого клоуна, зимн его вечера
- д. п. (какому?) весел ому клоуну, зимн ему вечеру
- в. п. (какого?) весел ого клоуна, (какой?) зимн ий вечер
- т. п. (каким?) весел ым клоуном, зимн им вечером
- п. п. (о каком?) о весел ом клоуне, о зимн ем вечере
Если одушевленное существительное определяется прилагательным мужского рода, то совпадают окончания винительного и родительного падежей:
- поймает черн ого гуся (в. п.) — крылья черн ого гуся (р. п.).
Если прилагательное мужского рода сочетается с неодушевленным существительным, то у него одинаковые окончания винительного и именительного падежа:
- куплю черн ый телефон (в. п.) — черн ый телефон (и. п.).
Прилагательные мужского рода с окончанием -ой имеют ударные окончания во всех падежах:
Ночной дозор — ночн о́го , ночн о́му , ночн о́й , ночн ы́м , о ночн о́м .
Склонение прилагательного единственного числа женского рода
Понаблюдаем, как изменяется по падежам прилагательные в форме единственного числа женского рода:
- и. п. (какая?) светл ая комната, весенн яя листва
- р. п. (какой?) светл ой комнаты, весенн ей листвы
- д. п. (какой?) светл ой комнате, весенней листве
- в. п. (какую?) светл ую комнату, весенн юю листву
- т. п. (какой?) светл ой комнатой, весенн ей листвой
- п. п. (о какой?) о светл ой комнате, о весенн ей листве
Склонение прилагательного единственного числа среднего рода
Посмотрим, какие падежные окончания имеет прилагательные среднего рода единственного числа:
- и. п. (какое?) глубок ое озеро, осенн ее небо
- р. п. (какого?) глубок ого озера, осенн его неба
- д. п. (какому?) глубок ому озеру, осенн ему небу
- в. п. (какое?) глубок ое озеро, осенн ее небо
- т. п. (каким?) глубок им озером, осенн им небом
- п. п. (о каком?) о глубок ом озере, об осенн ем небе
Во множественном числе прилагательные имеют одинаковые окончания для всех трех родов.
Склонение прилагательных во множественном числе
- и. п. (какие?) громк ие звуки,звонк ие песни, поздн ие яблоки
- р. п. (каких?) громк их звуков, звонк их песен, поздн их яблок
- д. п. (каким?) громк им звукам, звонк им песням, поздн им яблокам
- в. п. (какие?) громк ие звуки, звонк ие песни, поздн ие яблоки
- вижу (каких?) верн ых друзей
- т. п. (какими?) громк ими звуками, звонк ими песнями, поздн ими яблоками
- п. п. (о каких?) о громк их звуках, о звонк их песнях, о поздн их яблоках
Правописание безударных окончаний прилагательных
Чаще всего прилагательные имеют безударные гласные в падежных окончаниях. Безударные окончания прилагательных в форме единственного и множественного числа совпадают с ударными окончаниями вопросов:
- (како́го?) гро́мк о го звука
- (како́й?) гро́мк о й песни
- как и́м ? гро́мк и м
- как и́ми ? гро́мк и ми
- о как и́х ? о гро́мк и х и т. д.
Это совпадение поможет в правильном написании безударных окончаний прилагательных. Достаточно задать к прилагательному соответствующий вопрос, с помощью которого можно определить написание безударной гласной в его окончании.
После шипящих согласных основы в окончании прилагательного под ударением пишется буква «о», без ударения — буква «е»:
- чужой — чуж о́го
- хоро́ший — хоро́ш е го
- све́жий — све́ж е го
- то́щий — то́щ е го .
Три типа склонения прилагательных
В русском грамматике у имен прилагательных выделяют три типа склонения в зависимости от основы слова:
- твердое склонение
- мягкое склонение
- смешанное склонение.
К твердому склонению отнесем слова с основой на твердый согласный:
Такие прилагательные в окончаниях имеют первую гласную «о» или «ы»:
гордый — го́рд о го , го́рд о му , го́рд ы м , го́рд ы ми .
Мягкое склонение объединяет прилагательные, имеющие основу на мягкий согласный:
Эти прилагательные характеризуются окончаниями с первой гласной «е» или «и»:
вечерний — вече́рн е го , вече́рн е му , вече́рн и м , вече́рн и ми , о вече́рн и х
К смешанному склонению прилагательных принадлежат слова с основой на «г», «к», «х», «ц» и шипящие согласные:
У прилагательных смешанного склонения в окончаниях отметим наличие первых гласных «о» и «ы», как у прилагательных твердого склонения, и «е», «и», как у прилагательных мягкого склонения:
- глухой — глух о́го , глух о́му , глух и́м , глух и́ми ;
- куцый — ку́ц е го , ку́ц е му, ку́ц ы м , ку́ц ы ми .
Падеж | Вопрос | Твёрдое склонение | Мягкое склонение | Смешанное склонение |
---|---|---|---|---|
И. п. | какой? | сложн ый | лишн ий | упруг ий |
Р. п. | какого? | сложн ого | лишн его | упруг ого |
Д. п. | какому? | сложн ому | лишн ему | упруг ому |
В. п. | какой? | сложн ый | лишн ий | упруг ий |
Т. п. | каким? | сложн ым | лишн им | упруг им |
П. п. | о каком? | о сложн ом | о лишн ем | об упруг ом |
Склонение притяжательных прилагательных
Склонение притяжательных прилагательных имеет некоторые особенности. Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, ьи (заячий, заячья, заячье, заячьи) во всех падежах, кроме именительного и винительного падежа единственного числа мужского рода, имеют разделительный мягкий знак перед окончанием:
- и. п. заячий след, заячь я , шерсть заячь е , заячь и
- р. п. заячь его , заячь ей , заячь его , заячь их
- д. п. заячь ему, заячь ей , заячь ему , заячь им
- в. п. заячий , заячь я , заячь е , заячь и
- т. п. заячь им , заячь ей , заячь им , заячь ими
- п. п. о заячь ем , о заячь ей , о заячь ем , о заячь их
Посмотрим, как склоняются притяжательные прилагательные с суффиксом -ов-:
- и. п. братов нож, братов а куртка, братов о согласие, братов ы дети
- р. п. братов а ножа, братов ой куртки, братов а согласия, братов ых детей
- д. п. братов у ножу, братов ой куртке, братов у согласию, братов ым детям
- в. п. братов нож, братов у куртку, братов о согласие, братов ых детей
- т. п. братов ым ножом, братов ой курткой, братов ым согласием, братов ыми детьми
- п. п. о братов ом ноже, о братов ой куртке, о братов ом согласии, о братов ых детям
Изменим по падежам прилагательные с суффиксом -ин-:
- и. п. сестрин платок, сестрин а шаль, сестрин о задание, сестрин ы книги
- р. п. сестрин а платка, сестрин ой шали, сестрин а задания, сестрин ых книг
- д. п. сестрин у платку, сестрин ой шали, сестрин у заданию, сестрин ым книгам
- в. п. сестрин платок, сестрин у шаль, сестрин о задание, сестрин ы книги
- т. п. сестрин ым платком, сестрин ой шалью, сестрин ым заданием, сестрин ым книгам
- п. п. о сестрин ом платке, о сестрин ой шали, о сестрин ом задании, о сестрин ых книгах.
Учтем, что винительный падежа притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа и множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное определяет неодушевленное имя существительное:
- вижу братов нож (в. п.) — братов нож (и.п.)
- надену сестрин платок (в. п.) — сестрин платок (и. п.)
Форма винительного падежа совпадает с родительным падежом, если притяжательное прилагательное определяет одушевленное существительное:
- вижу братов а сына (в. п.) — голос братов а сына (р. п.);
- знаю сестрин а внука (в. п. ) — звонок сестрин а внука (р. п.).
Склонение прилагательных, перешедших в существительное
В разряд имен существительных перешли прилагательные, которые обрели вещественность:
Такие существительные сохранили грамматическую форму прилагательного (род, число, окончания -ый, -ая, -ое) и склоняются как имена прилагательные:
- и. п. (кто?) полицейск ий
- р. п. (кого?) полицейск ого
- д. п. (кому?) полицейск ому
- в. п. (кого?) полицейск ого
- т. п. (кем?) полицейск им
- п. п. (о ком?) полицейск ом
Видеоурок «Склонение прилагательных. Правописание окончаний прилагательных. 6 класс»
Источник