Меню

Имена прилагательных единственого числа



Имя прилагательное

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопрос какой? или чей?:

Под признаком в грамматике принято понимать свойства (мягкий), принадлежность (волчий) или количества (семилетний) характеризующие предмет.

Начальная форма имён прилагательных — это именительный падеж единственного числа мужского рода. Если прилагательное имеет степени сравнения, то в форме положительной степени.

Имена прилагательные зависят от существительных. Прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся:

Род Множ. число
Мужской Женский Средний
И. алый бант синяя лента яркое солнце кислые ягоды
Р. алого банта синей ленты яркого солнца кислых ягод
д. алому банту синей ленте яркому солнцу кислым ягодам
В. алый бант синюю ленту яркое солнце кислые ягоды
Т. алым бантом синей лентой ярким солнцем кислыми ягодами
П. об алом банте о синей ленте о ярком солнце о кислых ягодах

Постоянные и непостоянные признаки

Все прилагательные имеют один постоянный признак — разряд, и пять непостоянных признаков:

Единственное число: какой? яркий .

Множественное число: какие? яркие .

  • Род (только для единственного числа).
    Род Вопрос Окончание Пример
    Мужской какой? -ЫЙ, -ИЙ ал ый , низк ий
    Женский какая? -АЯ, -ЯЯ ал ая , син яя
    Средний какое? -ОЕ, -ЕЕ низк ое , син ее
  • Форма (полная и краткая):

  • Падеж (только для полной формы).
  • Степень сравнения (простая или составная).
  • Синтаксическая роль

    В предложении имена прилагательные выполняют роль определений или сказуемых. Например:

    В раковине лежала грязная посуда.

    Земной шар огромен.

    Родовые окончания имен прилагательных

    Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам, для каждого из трёх родов прилагательные имеют особые родовые окончания. Так как во множественном числе прилагательные не изменяются по родам, то они имеют общие окончания для всех родов.

    Основа Мужской род Женский род Средний род Множ. число
    твёрдый согласный -ЫЙ ста́р ый -АЯ ста́р ая -ОЕ ста́р ое -ЫЕ ста́р ые
    -ОЙ лесн о́й лесн а́я лесн о́е лесн ы́е
    К, Х, Г -ИЙ жа́рк ий -АЯ жа́рк ая -ОЕ жа́рк ое -ИЕ жа́рк ие
    -ОЙ друг о́й друг а́я друг о́е друг и́е
    Ж, Ш, Ч, Щ -ИЙ о́бщ ий -АЯ о́бщ ая -ЕЕ о́бщ ее -ИЕ о́бщ ие
    -ОЙ чуж о́й чуж а́я -ОЕ чуж о́е чуж и́е
    мягкий согласный Н -ИЙ кра́йн ий -ЯЯ кра́йн яя -ЕЕ кра́йн ее -ИЕ кра́йн ие

    Обратите внимание на разницу ударных и безударных окончаний у прилагательных мужского рода:

      Если ударение падает на основу, оканчивающуюся на твёрдый согласный, то окончание будет -ЫЙ:

    но́в ый , тёмн ый , та́л ый .

    Если ударение падает на окончание, то прилагательное заканчивается на -ОЙ:

    гнед о́й , волев о́й , молод о́й .

    В прилагательных мужского рода, основа которых заканчивается на К, Х, Г, под ударением будет окончание -ОЙ, без ударения — -ИЙ:

    морск о́й , плох о́й , друг о́й ,

    лёгк ий , ти́х ий , стро́г ий .

    Если основа заканчивается на шипящий согласный, то под ударением будет -ОЙ, без ударения — -ИЙ:

    больш о́й , чуж о́й ,

    говя́ж ий , хоро́ш ий , пти́ч ий .

    У прилагательных среднего рода разница между ударными и безударными окончаниями есть только у основ, оканчивающихся шипящими. У таких прилагательных под ударением будет -ОЕ, без ударения — -ЕЕ:

    больш о́е , чуж о́е ,

    хоро́ш ее , горя́ч ее .

    Во всех остальных случаях, например для женского рода и множественного числа, окончания не зависят от ударения.

    Источник

    «Единственное и множественное число имен прилагательных»
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

    Цель: формировать умение распознавать прилагательные в единственном и множественном числе.

    Скачать:

    Вложение Размер
    konspekt_uroka.docx 21.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-

    средняя общеобразовательная школа

    с. Среднебелая, Ивановский район, Амурской области

    Урок русского языка во 2 классе

    Тема : «Единственное и множественное число имен прилагательных».

    Автор: Ерышева Марина Фаритовна,

    учитель начальных классов

    С. Среднебелая, 2019 г

    Урок русского языка во 2 – классе.

    Учитель: Ерышева Марина Фаритовна МАОУ СОШ с. Среднебелая

    Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», часть 2. Москва «Просвещение», 2012год.

    Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Цель: формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.

    Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

    1) формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;

    2) определять число имен прилагательных;

    3) развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;

    4) способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

    Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки прилагательного.

    Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

    1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

    2) уметь формулировать собственное мнение и позицию;

    3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    1) развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре.

    2) развитие самостоятельности;

    3) развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

    1. Организационный момент .

    «Всегда — учиться, всё — знать!
    Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

    Как вы понимаете его смысл?

    Как это связать с нашей работой на уроке?

    Отправляемся мы снова

    В мир родного языка,

    Мы разгадывать готовы

    Его тайны до звонка.

    -Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности.

    — Прочитайте два текста .

    Был вечер. Смотрю на море. На море волны. Низко над волнами кружат чайки.

    Был теплый вечер. Смотрю на спокойное море. По морю бегут кудрявые волны. Низко над волнами кружат голодные чайки.

    -Сравните эти тексты. Чем они отличаются? Какой из тестов, на ваш взгляд, более красивый? Почему?

    — Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным?

    — Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи? ( Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой? , какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным ).

    3 .Постановка проблемы.

    Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска.

    Был теплый вечер. Смотрю на спокойное море. По морю бегут кудрявые волны. Низко над волнами кружат голодные чайки.

    — Определите число у существительных. Как определяли? (Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число ).

    Какой вывод можно сделать? ( Существительные могут быть единственного и множественного числа ).

    — У кого здесь возникли затруднения? —

    Определите число у прилагательных. (теплый, спокойное, кудрявые,голодные)

    — У кого возникли затруднения? Почему?

    — На какой вопрос мы сегодня будем отвечать на уроке? Чему должны научиться?

    Как вы думаете, какова тема урока? ( Единственное и множественное число имен прилагательных. ).

    Цель урока: формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.

    Какие задачи поставим? Посмотрите все ли задачи подходят к теме нашего урока.

    1. Узнаем, как изменяются имена прилагательные.
    2. Будем учиться определять число имен прилагательных.
    3. Будем учиться изменять прилагательные по числам.
    4. Будем учиться переносить слова.

    Какая задача лишняя?

    4.Построение проекта, выхода из затруднения.

    Цель: обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание, создать условия для поиска.

    — Кто смог определить число у прилагательных? У кого получилось? Расскажите, как вы это сделали?

    — Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных? Почему?

    — На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

    — Какой вывод можно сделать о числе прилагательных ? ( Прилагательные могут быть единственного и множественного числа)

    — Где мы сможем проверить ваши предположения? (Учебник стр. 92, читают правило).

    Давайте познакомимся с правилом. Откройте учебник на с. 92.

    Что обозначают имена прилагательные в ед.ч.? На какой вопрос отвечают?

    Что обозначают имена прилагательные во мн.ч.? На какой вопрос отвечают?

    5.Первичное усвоение новых знаний.

    Работа по учебнику с. 92 упр.158. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить вместе таблицу.

    Источник

    Склонение прилагательных в русском языке

    Склонение при­ла­га­тель­ных — это их изме­не­ние по родам, чис­лам и паде­жам.

    Выясним, что такое скло­не­ние при­ла­га­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие типы скло­не­ния раз­ли­ча­ют, какие падеж­ные окон­ча­ния име­ют при­ла­га­тель­ные в зави­си­мо­сти от их родо­вой при­над­леж­но­сти. Приведем при­ме­ры скло­не­ния при­ла­га­тель­ных раз­ных раз­ря­дов.

    Что такое склонение прилагательных?

    Каждое при­ла­га­тель­ное име­ет три грам­ма­ти­че­ские фор­мы рода. Слова этой части речи при­ни­ма­ют такую фор­му рода, кото­рую име­ют опре­де­ля­е­мые ими суще­стви­тель­ные:

    • зелен ый мыс (м. р.);
    • зелен ая трав а (ж. р.);
    • зелен ое покры­вал о (ср. р.).
    • зелён ый луг — зелен ые луга;
    • городск ой пей­заж — городск ие окра­и­ны;
    • лис ий хвост — лись и сле­ды.

    Изменение по паде­жам любой само­сто­я­тель­ной имен­ной части речи назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем. Прилагательные име­ют грам­ма­ти­че­ские фор­мы шести паде­жей в един­ствен­ном и мно­же­ствен­ном чис­ле, кото­рые отли­ча­ют­ся окон­ча­ни­я­ми в зави­си­мо­сти от рода и чис­ла.

    Рассмотрим на при­ме­рах, как скло­ня­ют­ся при­ла­га­тель­ные трех родов в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла.

    Склонение прилагательного единственного числа мужского рода

    Приведем при­мер скло­не­ния при­ла­га­тель­ных муж­ско­го рода в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода:

    • и. п. (какой?) весел ый кло­ун, зимн ий вечер
    • р. п. (како­го?) весел ого кло­у­на, зимн его вече­ра
    • д. п. (како­му?) весел ому кло­уну, зимн ему вече­ру
    • в. п. (како­го?) весел ого кло­у­на, (какой?) зимн ий вечер
    • т. п. (каким?) весел ым кло­уном, зимн им вече­ром
    • п. п. (о каком?) о весел ом кло­уне, о зимн ем вече­ре

    Если оду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное опре­де­ля­ет­ся при­ла­га­тель­ным муж­ско­го рода, то сов­па­да­ют окон­ча­ния вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жей:

    • пой­ма­ет черн ого гуся (в. п.) — кры­лья черн ого гуся (р. п.).

    Если при­ла­га­тель­ное муж­ско­го рода соче­та­ет­ся с неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, то у него оди­на­ко­вые окон­ча­ния вини­тель­но­го и име­ни­тель­но­го паде­жа:

    • куп­лю черн ый теле­фон (в. п.) — черн ый теле­фон (и. п.).

    Прилагательные муж­ско­го рода с окон­ча­ни­ем -ой име­ют удар­ные окон­ча­ния во всех паде­жах:

    Ночной дозор — ночн о́го , ночн о́му , ночн о́й , ночн ы́м , о ночн о́м .

    Склонение прилагательного единственного числа женского рода

    Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся по паде­жам при­ла­га­тель­ные в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода:

    • и. п. (какая?) светл ая ком­на­та, весенн яя листва
    • р. п. (какой?) светл ой ком­на­ты, весенн ей лист­вы
    • д. п. (какой?) светл ой ком­на­те, весен­ней лист­ве
    • в. п. (какую?) светл ую ком­на­ту, весенн юю лист­ву
    • т. п. (какой?) светл ой ком­на­той, весенн ей лист­вой
    • п. п. (о какой?) о светл ой ком­на­те, о весенн ей лист­ве

    Склонение прилагательного единственного числа среднего рода

    Посмотрим, какие падеж­ные окон­ча­ния име­ет при­ла­га­тель­ные сред­не­го рода един­ствен­но­го чис­ла:

    • и. п. (какое?) глу­бок ое озе­ро, осенн ее небо
    • р. п. (како­го?) глу­бок ого озе­ра, осенн его неба
    • д. п. (како­му?) глу­бок ому озе­ру, осенн ему небу
    • в. п. (какое?) глу­бок ое озе­ро, осенн ее небо
    • т. п. (каким?) глу­бок им озе­ром, осенн им небом
    • п. п. (о каком?) о глу­бок ом озе­ре, об осенн ем небе

    Во мно­же­ствен­ном чис­ле при­ла­га­тель­ные име­ют оди­на­ко­вые окон­ча­ния для всех трех родов.

    Склонение прилагательных во множественном числе

    • и. п. (какие?) громк ие звуки,звонк ие пес­ни, поздн ие ябло­ки
    • р. п. (каких?) громк их зву­ков, звонк их песен, поздн их яблок
    • д. п. (каким?) громк им зву­кам, звонк им пес­ням, поздн им ябло­кам
    • в. п. (какие?) громк ие зву­ки, звонк ие пес­ни, поздн ие ябло­ки
    • вижу (каких?) верн ых дру­зей
    • т. п. (каки­ми?) громк ими зву­ка­ми, звонк ими пес­ня­ми, поздн ими ябло­ка­ми
    • п. п. (о каких?) о громк их зву­ках, о звонк их пес­нях, о поздн их ябло­ках

    Правописание безударных окончаний прилагательных

    Чаще все­го при­ла­га­тель­ные име­ют без­удар­ные глас­ные в падеж­ных окон­ча­ни­ях. Безударные окон­ча­ния при­ла­га­тель­ных в фор­ме един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла сов­па­да­ют с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми вопро­сов:

    • (како́го?) гро́мк о го зву­ка
    • (како́й?) гро́мк о й пес­ни
    • как и́м ? гро́мк и м
    • как и́ми ? гро́мк и ми
    • о как и́х ? о гро́мк и х и т. д.

    Это сов­па­де­ние помо­жет в пра­виль­ном напи­са­нии без­удар­ных окон­ча­ний при­ла­га­тель­ных. Достаточно задать к при­ла­га­тель­но­му соот­вет­ству­ю­щий вопрос, с помо­щью кото­ро­го мож­но опре­де­лить напи­са­ние без­удар­ной глас­ной в его окон­ча­нии.

    После шипя­щих соглас­ных осно­вы в окон­ча­нии при­ла­га­тель­но­го под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния — бук­ва «е»:

    • чужойчуж о́го
    • хоро́ший — хоро́ш е го
    • све́жий — све́ж е го
    • то́щий — то́щ е го .

    Три типа склонения прилагательных

    В рус­ском грам­ма­ти­ке у имен при­ла­га­тель­ных выде­ля­ют три типа скло­не­ния в зави­си­мо­сти от осно­вы сло­ва:

    • твер­дое скло­не­ние
    • мяг­кое скло­не­ние
    • сме­шан­ное скло­не­ние.

    К твер­до­му скло­не­нию отне­сем сло­ва с осно­вой на твер­дый соглас­ный:

    Такие при­ла­га­тель­ные в окон­ча­ни­ях име­ют первую глас­ную «о» или «ы»:

    гор­дый — го́рд о го , го́рд о му , го́рд ы м , го́рд ы ми .

    Мягкое скло­не­ние объ­еди­ня­ет при­ла­га­тель­ные, име­ю­щие осно­ву на мяг­кий соглас­ный:

    Эти при­ла­га­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся окон­ча­ни­я­ми с пер­вой глас­ной «е» или «и»:

    вечер­ний — вече́рн е го , вече́рн е му , вече́рн и м , вече́рн и ми , о вече́рн и х

    К сме­шан­но­му скло­не­нию при­ла­га­тель­ных при­над­ле­жат сло­ва с осно­вой на «г», «к», «х», «ц» и шипя­щие соглас­ные:

    У при­ла­га­тель­ных сме­шан­но­го скло­не­ния в окон­ча­ни­ях отме­тим нали­чие пер­вых глас­ных «о» и «ы», как у при­ла­га­тель­ных твер­до­го скло­не­ния, и «е», «и», как у при­ла­га­тель­ных мяг­ко­го скло­не­ния:

    • глу­хой — глух о́го , глух о́му , глух и́м , глух и́ми ;
    • куцый — ку́ц е го , ку́ц е му, ку́ц ы м , ку́ц ы ми .
    Падеж Вопрос Твёрдое скло­не­ние Мягкое скло­не­ние Смешанное скло­не­ние
    И. п. какой? сложн ый лишн ий упруг ий
    Р. п. како­го? сложн ого лишн его упруг ого
    Д. п. како­му? сложн ому лишн ему упруг ому
    В. п. какой? сложн ый лишн ий упруг ий
    Т. п. каким? сложн ым

    лишн им упруг им
    П. п. о каком? о сложн ом о лишн ем об упруг ом

    Склонение притяжательных прилагательных

    Склонение при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных име­ет неко­то­рые осо­бен­но­сти. Притяжательные при­ла­га­тель­ные на -ий, -ья, -ье, ьи (заячий, заячья, заячье, заячьи) во всех паде­жах, кро­ме име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода, име­ют раз­де­ли­тель­ный мяг­кий знак перед окон­ча­ни­ем:

    • и. п. заячий след, заячь я , шерсть заячь е , заячь и
    • р. п. заячь его , заячь ей , заячь его , заячь их
    • д. п. заячь ему, заячь ей , заячь ему , заячь им
    • в. п. заячий , заячь я , заячь е , заячь и
    • т. п. заячь им , заячь ей , заячь им , заячь ими
    • п. п. о заячь ем , о заячь ей , о заячь ем , о заячь их

    Посмотрим, как скло­ня­ют­ся при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные с суф­фик­сом -ов-:

    • и. п. бра­тов нож, бра­тов а курт­ка, бра­тов о согла­сие, бра­тов ы дети
    • р. п. бра­тов а ножа, бра­тов ой курт­ки, бра­тов а согла­сия, бра­тов ых детей
    • д. п. бра­тов у ножу, бра­тов ой курт­ке, бра­тов у согла­сию, бра­тов ым детям
    • в. п. бра­тов нож, бра­тов у курт­ку, бра­тов о согла­сие, бра­тов ых детей
    • т. п. бра­тов ым ножом, бра­тов ой курт­кой, бра­тов ым согла­си­ем, бра­тов ыми детьми
    • п. п. о бра­тов ом ноже, о бра­тов ой курт­ке, о бра­тов ом согла­сии, о бра­тов ых детям

    Изменим по паде­жам при­ла­га­тель­ные с суф­фик­сом -ин-:

    • и. п. сест­рин пла­ток, сест­рин а шаль, сест­рин о зада­ние, сест­рин ы кни­ги
    • р. п. сест­рин а плат­ка, сест­рин ой шали, сест­рин а зада­ния, сест­рин ых книг
    • д. п. сест­рин у плат­ку, сест­рин ой шали, сест­рин у зада­нию, сест­рин ым кни­гам
    • в. п. сест­рин пла­ток, сест­рин у шаль, сест­рин о зада­ние, сест­рин ы кни­ги
    • т. п. сест­рин ым плат­ком, сест­рин ой шалью, сест­рин ым зада­ни­ем, сест­рин ым кни­гам
    • п. п. о сест­рин ом плат­ке, о сест­рин ой шали, о сест­рин ом зада­нии, о сест­рин ых кни­гах.

    Учтем, что вини­тель­ный паде­жа при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных муж­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла и мно­же­ствен­но­го чис­ла сов­па­да­ет по фор­ме с име­ни­тель­ным, если при­ла­га­тель­ное опре­де­ля­ет неоду­шев­лен­ное имя суще­стви­тель­ное:

    • вижу бра­тов нож (в. п.) — бра­тов нож (и.п.)
    • наде­ну сест­рин пла­ток (в. п.) — сест­рин пла­ток (и. п.)

    Форма вини­тель­но­го паде­жа сов­па­да­ет с роди­тель­ным паде­жом, если при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное опре­де­ля­ет оду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное:

    • вижу бра­тов а сына (в. п.) — голос бра­тов а сына (р. п.);
    • знаю сест­рин а вну­ка (в. п. ) — зво­нок сест­рин а вну­ка (р. п.).

    Склонение прилагательных, перешедших в существительное

    В раз­ряд имен суще­стви­тель­ных пере­шли при­ла­га­тель­ные, кото­рые обре­ли веще­ствен­ность:

    Такие суще­стви­тель­ные сохра­ни­ли грам­ма­ти­че­скую фор­му при­ла­га­тель­но­го (род, чис­ло, окон­ча­ния -ый, -ая, -ое) и скло­ня­ют­ся как име­на при­ла­га­тель­ные:

    • и. п. (кто?) поли­цейск ий
    • р. п. (кого?) поли­цейск ого
    • д. п. (кому?) поли­цейск ому
    • в. п. (кого?) поли­цейск ого
    • т. п. (кем?) поли­цейск им
    • п. п. (о ком?) поли­цейск ом

    Видеоурок «Склонение прилагательных. Правописание окончаний прилагательных. 6 класс»

    Источник

    Читайте также:  Упражнения по теме имена прилагательные 3 класс