Меню

Имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже



Урок «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку «Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода», 4 класс

Скачать:

Вложение Размер
4v_2010-2011_rus.yaz_.doc 42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку по теме: «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода»

учитель начальных классов

Тема урока: Дательный падеж имен прилагательных мужского

и среднего рода

Цель : 1 . Научить правильно писать окончания имён прилагательных

мужского и среднего рода в дательном падеже.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, бережное

отношение к природе.

Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные карточки-веера

с названием падежей.

I. Организационный момент.

В школьных коридорах прозвенел звонок.
И пора настала начинать урок.
Мы отбросим прочь веселье, примем все серьёзный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит.
Вновь достанем мы тетрадки, лег на край стола дневник,
Наши знанья и уменья всем покажем тот же миг.

II. Повторение изученного.

— На прошлом уроке мы узнали на какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Давайте

вспомним, на какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные

мужского и среднего рода в родительном падеже?

ого ого его его красивого синего

1 ряд: — Спишите пословицы, употребив словосочетания в скобках в нужном падеже, докажите окончания.

Маленькое дело лучше (большое безделье). Не жалей сил для (нужное дело). (Новый друг) желай, а (старый друг) не забывай.

(задание на доске)

2 ряд: — Найдите ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спишите, исправив ошибки, доказав правильность суждения

Старая дерево, горячей спор, солнечной день, белой снег, красная пальто, спелае яблоко, холодной дождь, внимательной ученик.

— Очень важно правильно определять падеж имени прилагательного. Вспомним, как правильно определить падеж?

— Послушайте стихотворение «Приключение зелёного листа» и с помощью сигналов- вееров покажите, в каких падежах стоит словосочетание «зелёный лист»

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый (И.п.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа . (Р.п.)

Ветер нес его, u нес,

Бросил лёгонько на мост.

В тот же миг веселый пес

Шмыг — к зеленому листу . (Д.п.)

Лапой — хвать его легонько,

«Не хочу», — парашютист

Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п.)

Над землей взметнулся снова.

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зеленом (П.п .) /слайд № 2/

Задание: составить предложение со словосочетанием «зелёный лист», поставив его в Р.п.

/проверка выполненного задания учащимися 1,2 ряда, ещё раз обобщаем знания об окончаниях имён прилагательных в Р.п./

IV. Работа по теме урока.

— Прочитайте пословицу, объясните её смысл, определите падеж прилагательного:

Верному другу цены нет.

— Подумайте, какую тему мы на уроке будем проходить?

— Как определить падеж?

— Как вы проверите окончания прилагательных?

б) Изучение теоретического материала (рассмотрение материала учебника)с 134.

Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже? ( — ому, — ему)

Упражнение 302 ,стр.134 .

VI. Обобщение полученных знаний.

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Вас он летом, в самый зной

Ледяной поит водой.

— Кто догадался, о чём идет речь? (Родник)

Беседа по рисунку:

«Природа родного края», «Очистка родника»

Богата и разнообразна природа нашего родного края. Было бы просто замечательно, ребята, если бы вы заботились о ней, хотя бы об одном роднике, как это делают учащиеся старших классов нашей школы.

1. — К слову родник подберите и запишите синонимы. /слайд № 12/

Родник – ключ – источник — ключевая (вода)

— К данным существительным подберите прилагательные в нужном падеже.

(Холодн ый родник, холодн ого ключа, быстр ому источнику )

— Что необходимо сделать для того, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

3. Поставьте данные словосочетания в дательном падеже.

Пассажирский вагон, желтый огурец, тяжелый багаж, интересный календарь, прекрасный командир, горячее молоко, черный песок, хороший коллектив, дежурный солдат.

3. Упражнение в склонении имён существительных с прилагательными.

— Просклоняйте словосочетания по вариантам.

1 вариант 2 вариант /слайд № 16/

холодный родник глубокое озеро

— На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже? ( Какому?)

— Какие имеют окончания? (- ому, -ему.)

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 303, стр.14.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изучения новой темы, используется информационно-коммуникацивная технология, научить учащихся правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в предложном и творитель.

Слайды к уроку русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имен прилагательных вмужского и среднего рода».

Тесты по русскому я зыку 4 класс УМК «Школа России». Автор учебника Канакина.

На уроке учащиеся научатся безошибочно определять и писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном и винительном падежах.

Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся различать им.

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан.

Тема: «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»Цель: Познакомить обучающихся с прилагательными мужского и среднего рода с мягким сог.

Источник

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.

Цель:учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимойинформации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нор­мами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценива­ние качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-эти­ческое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личност­ных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют окончания имён прилагательных.)

— Какие слова вы разбирали по составу?

— С помощью каких суффиксов они образованы?

— Назовите другие имена прилагательные с таким же суффиксом.

III. Актуализация знаний

Предупредительный диктант

Кто как зиму встретил

Летучие мыши забрались в дупла старых деревьев и на чердаки домов. Ёжик прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мягкий мох. Медведь отъелся за лето и осень и сладко спит в берлоге. Белка смени­ла на зиму шубку, утеплила гнездо. Только бездомному волку холодно и голодно.

IV. Самоопределение к деятельности

— Как вы определили окончание имени прилагательного в по­следнем предложении? (По вопросу.)

— В каком роде и падеже употреблено это имя прилагатель­ное? (В мужском роде, в дательном падеже.)

Поставьте в форму дательного падежа прилагательные ве­черний, синий.

Какие окончания будут иметь эти прилагательные в датель­ном падеже? (Ответы детей.)

— Приведите примеры имён прилагательных среднего рода с разными окончаниями.

— Поставьте их в форму дательного падежа. Как определить окончания этих прилагательных в дательном падеже?

— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания мо­гут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже, научиться правильно их писать.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)

— Прочитайте стихотворные строки.

— Назовите орфограммы, которые встретились в предложе­нии. Объясните их написание.

— Чем интересны слова пораскинулась, понадвинулась? (Слова устаревшие, имеют две приставки.)

— Прочитайте строки нараспев.

(Письмо по памяти, выполнение заданий. Самопроверка но учебнику, самооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

— Из каких сказок взяты эти строки? (1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 2. «По щучьему велению». 3. «Финист — Ясный сокол».)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите падеж и окончания имён прилагательных. (Один ученик выполняет на доске разбор слова (по) блюдечку

как части речи. Самооценка.)

VIII. Рефлексия

1. Окончания -ого, -его имеют имена прилагательные муж­ского рода в:

2) именительном падеже

3) дательном падеже

2. Укажите строку, в которой все имена прилагательные в да­тельном падеже.

1) сильному ветру, синего моря, большого счастья

2) к школьному другу, на высокое дерево, близкому дому

3) к новому году, по журчащему ручью, любимому учителю

3. Укажите строку, в которой все прилагательные имеют оди­наковые окончания.

1) сильн.. дождь, син.. шар, больн.. друг

2) ледян.. катку, поярк.. солнцу, к весел., празднику

3) родн.. города, летн.. дня, по солнечн.. утру

4. В дательном падеже употреблено имя прилагательное:

3) морского (Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что мы повторили?

— За что вы можете себя похвалить?

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

Источник

Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные в полной форме изменяются по падежам. В таблице представлены все шесть падежей и вопросы, на которые они отвечают, для каждого рода и множественного числа.

Падеж Вопросы Пример
Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. какой? какая? какое? какие? новый стул
Р. какого? какой? какого? каких? нового стула
Д. какому? какой? какому? каким? новому стулу
В. какой? какого? какую? какое? какие? каких? новый стул
Т. каким? какой? каким? какими? новым стулом
П. о каком? о какой? о каком? о каких? о новом стуле

Чтобы узнать падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится, и определить его падеж. В этом же падеже будет стоять и прилагательное.

Склонение имён прилагательных

Склонение прилагательных — это их изменение по падежам, числам и родам. Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного, к которому это прилагательное относится. При склонении прилагательных у них изменяются окончания в зависимости от рода и числа:

Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. -ой -ый -ий -ая -яя -ое -ее -ые -ие
Р. -ого -ого -его -ой -ей -ого -его -ых -их
Д. -ому -ому -ему -ой -ей -ому -ему -ым -им
В. -ой (-ого) -ый (-ого) -ий (-его) -ую -юю -ое -ее -ые (-ых) -ии (-их)
Т. -ым -ым -им -ой -ей -ым -им -ыми -ими
П. -ом -ом -ем -ой -ей -ом -ем -ых -их

Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского рода:

Вопросы Примеры
И. какой? лесн ой шум мудр ый друг летн ий день син ий кит
Р. какого? лесн ого шума мудр ого друга летн его дня син его кита
Д. какому? лесн ому шуму мудр ому другу летн ему дню син ему киту
В. какой? какого? лесн ой шум мудр ого друга летн ий день син его кита
Т. каким? лесн ым шумом мудр ым другом летн им днём син им китом
П. о каком? о лесн ом шуме о мудр ом друге о летн ем дне о син ем ките

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённому существительному:

вижу большой дом (В. п.) — большой дом (И. п.).

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённому существительному:

вижу большого медведя (В. п.) — нет большого медведя (Р. п.).

Прилагательные мужского рода на -ОЙ склоняются так же, как и на -ЫЙ, но всегда имеют ударные окончания:

большо́й, большо́го, большо́му, больши́м, о большо́м.

Склонение имён прилагательных в единственном числе женского рода:

Вопросы Примеры
И. какая? лесн ая птица син яя лента
Р. какой? лесн ой птицы син ей ленты
Д. какой? лесн ой птице син ей ленте
В. какую? лесн ую птицу син юю ленту
Т. какой? лесн ой птицей син ей лентой
П. о какой? о лесн ой птице о син ей ленте

Склонение имён прилагательных в единственном числе среднего рода:

Вопросы Примеры
И. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Р. какого? ярк ого солнца двевн его зла
Д. какому? ярк ому солнцу древн ему злу
В. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Т. каким? ярк им солнцем древн им злом
П. о каком? о ярк ом солнце о древн ем зле

Склонение полных прилагательных во множественном числе:

Вопросы Примеры
И. какие? нов ые люди ярк ие сны
Р. каких? нов ых людей ярк их снов
Д. каким? нов ым людям ярк им снам
В. каких? какие? нов ых людей ярк ие сны
Т. какими? нов ыми людьми ярк ими снами
П. о каких? о нов ых людях о ярк их снах

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

вижу большие дома (В. п.) — большие дома (И. п.).

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

вижу синих китов (В. п.) — нет синих китов (Р. п.).

Некоторые прилагательные перешли в разряд существительных, например: больной, рабочий, ванная, мастерская и так далее. Такие существительные при склонении имеют падежные окончания прилагательных:

рабоч ий , рабоч его , рабоч ему .

Чтобы проверить написание окончания прилагательного, надо задать к нему вопрос от существительного, например:

Я давно не видел белого песка.

Окончание прилагательного будет полностью или частично совпадать с окончанием вопроса. Совпадение окончаний будет зависеть от склонения.

Склонение прилагательных делится на три типа: твёрдое, мягкое и смешанное. К твёрдому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на твёрдый согласный:

длинн ый, стар ый.

К мягкому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на мягкий согласный:

К смешанному склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на Г, К, Х, Ц или шипящий:

строг ий, мягк ий, тих ий, куц ый, хорош ий, горяч ий.

Вопрос Склонение
Твёрдое Мягкое Смешанное
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как ого ? больн ого дальн его мягк ого
как ому ? больн ому дальн ему мягк ому
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как им ? больн ым дальн им мягк им
о как ом ? о больн ом о дальн ем о мягк ом

Обратите внимание, что в зависимости от типа склонения, окончание вопроса и прилагательного совпадает либо полностью, либо частично: отличие только в первой букве окончания прилагательного.

Склонение притяжательных прилагательных

Склонение прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ:

Единственное число Множ. число
Мужской род Женский род Средний род
И. волчий вой волчья лапа волчье логово волчьи уши
Р. волчьего воя волчьей лапы волчьего логова волчьих ушей
Д. волчьему вою волчьей лапе волчьему логову волчьим ушам
В. волчий вой
волчьего щенка
волчью лапу волчье логово волчьи уши
волчьих щенков
Т. волчьим воем волчьей лапой волчьим логовом волчьими ушами
П. о волчьем вое о волчьей лапе о волчьем логове о волчьих ушах

Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ кроме формы именительного/винительного падежа единственного числа мужского рода, пишутся с мягким знаком:

медвеж ий – медвежья – медвежье – медвежьи,

медвеж ий – медвежьего – медвежьему – медвежьи – медвежьим – о медвежьем.

Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ОВ, -ИН:

Мужской род
И. дедов сын дедов чай папин брат папин зонт
Р. дедова сына дедова чая папиного брата папиного зонта
Д. дедову сыну дедову чаю папиному брату папиному зонту
В. дедова сына дедов чай папиного брата папин зонт
Т. дедовым сыном дедовым чаем папиным братом папиным зонтом
П. о дедовом сыне о дедовом чае о папином брате о папином зонте
Женский род Средний род
И. дедова палка папина дочка дедово слово папино око
Р. дедовой палки папиной дочки дедова слова папиного ока
Д. дедовой палке папиной дочке дедову слову папиному оку
В. дедову палку папину дочку дедово слово папино око
Т. дедовой палкой папиной дочкой дедовым словом папиным оком
П. о дедовой палке о папиной дочке о дедовом слове о папином оке
Множественное число
И. дедовы внуки дедовы сани папины братья папины очки
Р. дедовых внуков дедовых саней папиных братьев папиных очков
Д. дедовым внукам дедовым саням папиным братьям папиным очкам
В. дедовых внуков дедовы сани папиных братьев папины очки
Т. дедовыми внуками дедовыми санями папиными братьями папиными очками
П. о дедовых внуках о дедовых санях о папиных братьях о папиных очках

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу папин плащ (В. п.) — папин плащ (И. п.).

Множ. число: вижу отцовы ботинки (В. п.) — отцовы ботинки (И. п.).

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу маминого брата (В. п.) — нет маминого брата (Р. п.).

Множ. число: вижу птичьих птенцов (В. п.) — нет птичьих птенцов (Р. п.).

Фамилии (Семёнов, Петров, Никитин), образованные от собственных имён: Семён, Пётр, Никита с помощью суффиксов -ОВ, -ИН, склоняются как притяжательные прилагательные.

Названия городов и населённых пунктов (Бородино, Пушкино, Камышин) в мужском и среднем роде на -ОВ, -ЕВ, -ОВО, -ЕВО склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончание существительных -ОМ:

Источник

Читайте также:  Прилагательные относительно к девушке