Меню

Имена прилагательные в художественных текстах



Тема: Имя прилагательное как средство создания образности в художественном тексте

Учитель

Тема: Имя прилагательное

КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗНОСТИ в художественном тексте

Цель урока: изучение роли имени прилагательного в художественном тексте (на материале фрагментов поэмы «Медный всадник»).

1. Познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторение и закрепление знаний об эпитете.

2. Формировать умение использовать имена прилагательные в речи, строить текст с эпитетами как выразительным средством.

3. Знакомство с понятием рецензии, первый опыт написания рецензии на художественный текст.

4. Проведение предварительной работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

5. Формирование лингвистической и культуроведческой компетенций.

листы с заданиями, презентация (см. Приложение)

I. Один из учеников читает наизусть строки из поэмы «Медный всадник»,

на экране слайды с видами Санкт-Петербурга.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

И, не пуская тьму ночную,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Каждой паре учеников выдается распечатка с пушкинским текстом.

Учитель: Как поэт относится к городу, какими чувствами проникнуты его строки? (звучат ответы учеников)

Чтобы доказать ваши мысли и проверить, правильно ли вы выразили авторскую позицию в тексте, поставьте перед собой исследовательскую задачу. (Ученики: как, с помощью каких средств поэт изображает город?)

Продумайте алгоритм своей работы (выдвижение гипотезы – сбор информации – обработка информации – вывод).

На втором этапе работы ученики для доказательства своих мыслей выписывают ключевые словосочетания из текста (строгий, стройный вид, державное теченье, береговой гранит, узор чугунный, задумчивых ночей, прозрачный сумрак, блеск безлунный, пустынные улицы, спящие громады, светла адмиралтейская игла, тьма ночная, золотые небеса).

Сделайте вывод по проделанной работе. Какая часть речи помогла нам убедиться в том, что город для поэта – предмет любви и восхищения? (Прилагательное)

Какова роль прилагательных в тексте?

    Имена прилагательные помогают выделить предмет в ряду однородных предметов. Имена прилагательные помогают описать предмет и дать ему оценку. Имена прилагательные помогают нарисовать в художественных текстах словесную картину, используются при описании чувств, душевных переживаний. Имена прилагательные делают нашу речь живописной и выразительной.

В текстах какого типа и стиля чаще всего используются образные прилагательные? (Художественный стиль, описание)

Вспомните, как называется образное, яркое прилагательное, помогающее создать живой образ? (Эпитет)

Один из видов работ по исследованию текста – написание рецензии.

Знакомство с термином, работа с рецензией, работа с паронимами.

(СЛАЙД) Рецензия – это небольшая статья, заметка, содержащая отзыв о произведении, тексте, его разбор. Именно в рецензии на текст исследователь пытается истолковать его смысл, выразить авторскую позицию. Познакомьтесь с текстом, посвященным пушкинским строкам. Данная рецензия тоже состоялась главным образом благодаря имени прилагательному. Однако нужные прилагательные вы должны вставить сами, выбрав из синонимов и паронимов одно нужное слово.

За что любит поэт свой город? Поэт любит город за его «строгий, стройный вид». Петербург строился по строгому плану: (прямые, прямолинейные) широкие улицы, расходящиеся лучами, (симпатичные, очаровательные, прекрасные) здания с (гладкими, плавными) стенами и (статными, стройными) колоннами.

Поэт любит «Невы державное теченье». «Держава» – сильное, (могучее, могущественное) государство. «Державное» теченье – мощное, сильное, (величественное, великое) течение (могучей, могущественной) реки. Она украшает собой город и прежде всего запоминается.

Почему поэта восхищает «оград узор чугунный»? Петербург уже в то время славился (художественными, искусственными) решетками садов и мостов, созданными по рисункам (примечательных, замечательных) русских архитекторов и художников.

За что поэт любит белые ночи и как он их называет? Задумчивые ночи. Можно сказать, что белые ночи располагали поэта к задумчивости: это «прозрачный сумрак», «блеск безлунный», когда поэту хочется творить, уйти в свои (созидательные, творческие) думы. Белые ночи прекрасны, и они неразрывно связаны с пейзажем города, являются характернейшей чертой северного пейзажа.

Проверка – на СЛАЙДЕ.

Обсуждаем разницу в употреблении прилагательных.

Почему могущественное государство, но могучая река?

Какой литературоведческий термин должен стать центральным в этой рецензии? (Эпитет)

II. Вторая часть урока – задание повышенной сложности.

Перечитайте уже знакомые вам фрагменты из другой части поэмы «Медный всадник», здесь Петербург предстает совсем иным.

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева металась, как больной

В своей постеле беспокойной.

Уж было поздно и темно;

Читайте также:  Раскройте скобки употребляя требующуюся форму прилагательного oil is light

Сердито бился дождь в окно,

И ветер дул, печально воя.

Редеет мгла ненастной ночи

И бледный день уж настает.

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури.

И спорить стало ей невмочь.

Поутру над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива

Обратно шла, гневна, бурлива,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

Проведите исследовательскую работу по уже известной вам схеме:

найдите ключевые для образа города слова и словосочетания,

сделайте вывод об их принадлежности к частям речи,

самостоятельно напишите рецензию на этот текст, используя прилагательные и такие термины, как эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.

Проверка работы – чтение ученических рецензий.

Предварительный вывод. Образ города у Пушкина противоречив: поэт и восхищается прекрасным городом, и видит, что он может быть страшным, нести губительную силу для обычного человека. Какая часть речи помогла нам сегодня сделать этот вывод? (Прилагательное)

Итог урока: зачем нужны прилагательные?

Употребление имен прилагательных придает речи точность, меткость и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность и яркость, а также передать настроение писателя или поэта.

Заключительное слово учителя.

В одном из более поздних стихотворений поэт напишет:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

. и здесь тоже речь о двойственности Петербурга, о его противоречивой натуре… А свое видение образа Санкт-Петербурга вы отразите в собственных сочинениях.

Написать текст-описание в художественном стиле, посвященный любимому городу, городскому пейзажу, использовать прилагательные, в т. ч. эпитеты.

Источник

Проект по русскому языку «Имена прилагательные в названиях литературных произведениях»

Проект по русскому языку Имена прилагательные в названиях литературных произведениях

Выполнила: Яковлева Анастасия, ученица 6 класса МБОУ Богородицкой СШ

Руководитель проекта: Ипатова Р. М., учитель русского языка и литературы

Скачать:

Вложение Размер
6_kl._proekt_prilagatelnye.docx 244.06 КБ
prilagatelnye_v_nazvaniyah_proizvedeniy.ppt 905 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Проект по русскому языку

Имена прилагательные в названиях литературных произведениях

Выполнила: Яковлева Анастасия,

ученица 6 класса

МБОУ Богородицкой СШ

Руководитель проекта: Ипатова Р. М.,

учитель русского языка и литературы

2017-2018 учебный год

Тема исследования: « Имена прилагательные в названиях литературных произведениях»

Прилагательное — это самая изобразительная

часть речи. Прилагательные могут описать цвет,

запах, форму любого предмета. Рассказать

о наших чувствах, характерах, настроении.

В. В. Виноградова (1894-1969)

— исследовать школьную программу по литературе и выявить, как часто в названиях литературных произведений употребляются имена прилагательные

— изучить по материалам школьной программы, какие писатели в названиях своих произведений используют имена прилагательные.

— выявить, какие прилагательные (разряд) чаще встречаются в названиях произведений и почему.

— проследить значимость, весомость прилагательных, которые способны раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором.

Объект исследования : школьная программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной
Предмет исследования: имена прилагательные и их роль в названиях литературных произведений.

  • изучение школьной программы;
  • отбор произведений, в названии которых встречаются прилагательные;
  • анализ собранных материалов и сведений по теме.

— Оформление письменного вида речи начинается с названия текста, который представляет собой законченное выражение определенной идеи. Название в зависимости от использованных в нем языковых единиц может быть двух видов: именное или глагольное. Названия смешанного типа, как правило, не наблюдаются, хотя в принципе не исключены («Белеет парус одинокий» В. Катаев).

— Наибольшей частотностью отличается структурное расширение именного центра внутри себя, которое приобретает характер глубинного плана (ср. «Лес» и «Русский лес», где во втором названии происходит смысловое раскрытие именного центра за счет сочетающегося с ним прилагательного).

— Через ассоциативный анализ названия произведения можно показать значимость, весомость прилагательного, которое способно раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором.

Имена прилагательные сопровождают нас повсюду. Они обогащают нашу речь, делают её образной, яркой. Прилагательные помогают нам увидеть мир во всём его многообразии, помогают увидеть красоту всего живого и неживого. Они используются в нашей повседневной речи, и без них наша жизнь была бы скучна и монотонна. Имена прилагательные встречаются во многих названиях местностей, растений, произведений, названиях профессий, вещей. В прилагательном может быть заложен ключ к пониманию всего предыдущего или последующего контекста. Оказывается, по частоте употребления прилагательное в нашей речи занимает почётное третье место ! И эта «бронза» — вещь очень серьезная . И многие ученые-лингвисты подтверждают это. Вот что говорят они:

  • Прилагательное — «спутник» существительного.
  • Прилагательное — это «озаряющее» слово.
  • Прилагательное — это «живописующая» часть речи.
  • Прилагательное — это «красивая» и «певучая» часть речи.

II. Роль имени прилагательного в речи

Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.

Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя. Поэтому немаловажную роль они играют в заглавии художественного произведения.

III. Употребление прилагательных в названиях программых художественных произведениях.

Я проанализировала школьную программу по литературе под редакцией Веры Яновны Коровиной для 5-7 классов и пришла к выводу, что в названиях произведений очень часто встречаются прилагательные.

Так, в 5 -7 классах программый материал состоит из 203 произведений (это повести, рассказы, сказки, летописи, стихотворения и т.д.). В 68 названиях встречаются прилагательные: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные встречаются в названиях 33 произведений. Например:

  1. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (5 класс)
  2. В. Г. Короленко «В дурном обществе» (5 класс)
  3. А. С. Грин « Алые паруса» (6 класс)
  4. М. Е. Салтыков — Щедрин « Дикий помещик» (7 класс)
  5. Ю. П. Казаков « Тихое утро» (7 класс).
  6. Е. И. Носов « Живое пламя» (7 класс)
  7. Антуан де Сент-Экзюпери « Маленький принц» (6 класс)
  8. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (6 класс)
  9. А. И. Куприн « Чудесный доктор» (6 класс)
  10. К.Г. Паустовский « Тёплый хлеб» (5 класс)

Относительные прилагательные встречаются в названиях 32 произведений. Например:

1. Л. Н. Толстой « Кавказский пленник» (5 класс)

2. А. С. Пушкин « Зимнее утро» (6 класс), « Медный всадник» (7 класс), « Станционный смотритель» (7 класс)

3. Н. А. Некрасов « Железная дорога» (6 класс)

4. Р. Л.Стивенсон « Вересковы й мёд» (5 класс).

Встречаются в названиях произведений и притяжательные прилагательные. В 6 заголовках произведений, изучаемых в 5 классе, есть этот развяд. Например:

1. Сказка « Солдатская шинель» (5 класс)

2. Н.А. Некрасов « Крестьянские дети» (5 класс)

3. К.Г. Паустовский « Заячьи лапы» (5 класс)

4. В.П. Астафьев « Васюткино озеро» (5 класс)

5. А.С. Пушкин « Капитанская дочка» (7 класс)

IV. Значимость, весомость прилагательных, способных раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором

1. В. Г. Короленко «В дурном обществе»

В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» повествование идет о жизни нищих людей Валька и Маруси. Главным героем является Вася, именно от его имени ведется повествование. Смысл названия этого произведения можно определить путем анализа, какое же общество называется дурным. Люди, которые живут в достатке, не зная трудностей и материальных проблем, считают дурным обществом бедных, оборванных нищих. В повести Короленко такое дурное общество предстает перед читателем в образе воров, нищих, бродяг под предводительством Тыбурция Драба.

В это общество попадает наш главный герой Вася. Он – сын судьи, из хорошей, обеспеченной семьи. Попав в дурное общество, он находит там общий язык с их обитателями и сразу же становится там своим. Писатель вкладывает совсем другое значение в понятие дурного общества. Он с присущим ему состраданием описывает тяготы и несправедливость жизни, которую ведут его обитатели. Для него очевиден тот факт, что люди из этого слоя общества сохраняют человеческое достоинство и имеют представление о чести, благородстве и порядочности. Вася обретает здесь настоящих друзей, к нему относятся с заботой и участием. В жизни маленького мальчика происходит переоценка ценностей. Попадая к этим людям, он в какой-то степени обретает близких людей среди бродяг и нищих, и свой дом в этом мрачном подземелье.

Таким образом, дурное общество в значении, которое вкладывает в него Короленко носит иронический характер. Он совсем не считает это общество дурным для Васи. В его жизни встреча с этими людьми укрепляет лучшие качества характера Васи, способствуя его взрослению.

Так Вася оказался в дурном, с точке зрения обывателей, обществе. А Короленко дал своей повести это название, чтобы подчеркнуть предвзятость общего мнения. Помогло ему в этом качественное прилагательное.

2. А. С. Грин «Алые паруса»

Пурпурный цвет шелка, избранный Греем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которого так не хватало в Каперне.
Белый парусник под пурпурными парусами — символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.
«Алые паруса» Грина — это еще утверждение правильного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, что сделал когда-то игрушечную яхту с пурпурными парусами, которая принесла счастье его дочери . В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание « алые паруса » прочно ассоциируется с понятием «мечта». Именно прилагательное придаёт такое значение и несёт главную смысловую нагрузку.

3. А. И. Куприн «Чудесный доктор»

Назвав так рассказ, А. Куприн хотел сказать, насколько редкими качествами стали милосердие, внимание к ближнему, бескорыстность, что они воспринимаются как чудо. Автор на примере известного человека показал, как одно доброе дело может изменить к лучшему жизнь других. Главная мысль рассказа «Чудесный доктор» — в каждой жизни есть место «чуду», «мир не без добрых людей.»

Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество, такие люди, как доктор Пирогов, живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду. Вот поэтому доктор чудесный , он, как волшебник, творит чудеса и дарит добро людям.

4. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

Прочитав сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева», я задумался: «Почему она так называется?»
Думаю, что она так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.

Если бы сказка называлась «Герда», то она бы несла такой же кроткий, добрый, нежный смысл, как и сама девочка. А если бы Герде не нужно было преодолевать столько препятствий, то история, рассказанная Андерсеном, была бы значительно короче, а, возможно, и менее интересной. Ведь сказка обычно привлекает тем, что в ней обязательно добро побеждает зло.
Снежная королева является отрицательным персонажем. Она властная, жесткая, холодная, своенравная, бесчувственная.

Именно относительное прилагательное «снежная» в названии сказки подчёркивает это.

5. Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»

Название рассказа Астафьева, на мой взгляд, очень удачное. Во-первых, становится понятно, что речь пойдёт о маленьком мальчике по имени Васютка. И мальчик этот должен быть неплохим парнем. Иначе откуда бы взялась такая ласковая форма мужского имени?

А вот слово «озеро» в сочетании с этим именем уже вызывает интерес: откуда у мальчика своё озеро? Почему оно названо его именем? И мы начинаем читать рассказ. Поиски заблудившегося в лесу мальчика делают повествование напряжённым. Мы уже знаем, что Васютка — парень бывалый. Жизнь в семье рыбака рядом с большой рекой и тайгой многому научила его.

Но тайга велика, а Васютка ещё мал, чтобы противостоять ей. Хватит ли ему сил, смелости, находчивости, чтобы не испугаться, не ослабеть от голода и найти выход из леса?

Васютка не только нашёл путь к реке, но и сделал настоящее открытие: он отыскал в тайге никому не известное озеро, полное ценной рыбы. Так появилось на карте Васюткино озеро, по праву названное в честь первооткрывателя. Так маленький человек сделал своё первое небольшое открытие и доброе дело людям. А люди в благодарность дали озеру его имя.

Закрываем прочитанную книгу и снова видим её название: «Васюткино озеро». Этот мальчик уже оставил память о себе: пусть маленькое, но своё озеро, названное его именем. А что останется от нас? В связи с чем люди вспомнят наши имена, фамилии? Может, мы тоже что-нибудь откроем: новый закон или планету? Или сделаем что-нибудь хорошее для людей?

Название произведения часто ориентирует на ключевые смыслы, содержит подсказку для понимания авторской позиции. Я выяснила, что огромную роль здесь играют прилагательные, которые полнее раскрывают отличительные свойства предмета, характеризуют предмет с разных сторон, придают заглавию образность, яркость, передают оценку, отношение писателя к тому, о чём он пишет.

VI. Список литературы

1. Рабочие программы по литературе под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2016

Источник