Меню

Имена прилагательные во множественном числе творительном падеже



Конспект урока «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа» 24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 27.02.18 Учитель: Липатова Н.М.

Школа: МОУ СОШ № 45 г. Карталы Студентка: Клявлина Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык, 4 класс)

Тема: «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа»

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать Д.п. и Т.п. имен прилагательных множественного числа, формировать умение употреблять прилагательные множественного числа в речи.

— сопоставлять дательный и творительный падежи имён прилагательных в форме множественного числа;

— отрабатывать порядок работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного;

— обогащать свою речь именами прилагательными.

— принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Тип урока: освоение новых знаний .

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, интерактивная доска.

Методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя, беседа.

Здравствуйте, ребята! Ребята, мне необходим на протяжении всего урока ваш большой труд. Чтобы справиться с заданиями, нам необходимы. ( терпение, радость, усердие, дисциплина)

Отвечать на восросы учителя.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

— Подберите к словарным словам однокоренные слова и пропишите себе в тетрадь (богатство, хозяйство) – Сколько у вас слов получилось? – Кто желает прочитать записанные однокоренные слова к слову богатство, а теперь к слову хозяйство?

— Запишите под диктовку предложения в тетрадь и один учащийся у доске.

Чем холоднее на улице, тем более твердыми и хрупкими становятся снежинки и тем звонче хрустят под ногами.

— Найдите имена прилагательные и образуйте в Р. и П. падежи.

— Найдите имена существительные и выпишите в той форме, в которой даются в предложении. Определите склонение, род, падеж и число.

Действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.

Подбирать однокоренные слова.

Анализировать и сравнивать.

Отвечать на вопросы.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

III. Постановка учебной задачи

— Посмотрите на экран и прочитайте словосочетания, вставляя пропущенные окончания (слайд).

К хорош.. друзьям

К верн.. подругам

— Что общего между этими прилагательными? (они дательного падежа) Что еще? (мн.ч.)

— Верно, ребята. Прочитайте следующие словосочетания, также вставляя пропущенные окончания (слайд)

С верн… друзьями

С хорош… подругами

— А что общего между этими прилагательными? (они творительного падежа, мн.ч.)

— Правильно! Ребята, предположите, что мы сегодня будем изучать на уроке? (Д.п. и Т.п имен прилагательных во мн.ч.)

— Верно! (тема урока на слайде)

— Какие цели поставим на урок? (слайд: научится определять Д. п. и Т.п у имен прилагательных во множественном числе; отработаем порядок действий по алгоритму определения падежа имени прилагательного; обогатим свою речь именами прилагательными)

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять практическое занятие.

Предполагать тему урока.

Ставить цели урока.

П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод

IV. Открытие нового знания

— Вспомните вопросы дательного падежа имен сужествительных (кому? чему). Вспомните вопросы творительного падежа (кем? чем?) На доске даны слова (красивые цветы, пушистые снежинки) Определите падеж (И.п.) Преобразуйте словосочетания в Т.п. и Д.п. (красивыми цветами, красивым цветам; пушистыми снежинками, пушистым снежинкам).

— Выделите окончания. Теперь откройте учебник на стр. 45. Посмотрите схемы. Правильно мы проскланяли словосочетания?

О чём сообщила вам схема? На какие вопросы отвечают прилагательные множественного числа Д.п.? (каким?) На какие вопросы отвечают прилагательные множественного числа Т.п.? (какими?) В каком падеже прилагательные во множественном числе имеют окончания –им, — ым? (Д.п.) В каком предложении прилагательные во множнственном числе имеют окончания -ими, -ыми? (Т.п.)

— Теперь сделайте вывод, выведите правило.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять практическое задание

Выполнять физические упражнения

Р. — принимать и сохранять учебную задачу.

П. — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: упражнение, анализ изобразительно-выразитель-

ных средств языка

— Упр. 96. Прочитайте текст . О чем этот текст? Определите главную мысль (о весне) Как можно озаглавить этот текст? (Приход весны, Ранняя весна, Дружная весна)

— Объясните написание выделенных окончаний.

— Запишите заголовок текста в тетрадь, понравившийся вам. Приготовтесь писать текст под диктовку. Читаю весь текст. Читаю первое предложение. Диктую первое предложение. Читаю предложение учащиеся проверяют и т.д. Читаю весь текст, проверяем текст.

— В данном тексте выделите окончания прил-х мн. ч. Д. и Т. падежей. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

— Упр. 97.1 ряд – склоняют первое словосочетание, 2 ряд – склоняют второе словосочетание, 3 ряд – третье словосочетание.

— В это время учащийся с каждого ряда работает у доски. Не забудьте указать падеж имен прилагательных и выделить окончание.

Объяснять свои ответы.

Определять главную мысль текста.

Выдвигать свои предположения.

Работать у доски.

Р. — принимать и сохранять учебную задачу.

К. – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

VI. Вторичное закрепление

— На ваших вартах даны карточки, на них записаны сочетания прилагательных с существительными в именительном падеже. А вам нужно поставить каждое сочетание в дательном падеже и творительном. ( Карточка :

— Карточки сдаем на проверку.

— Давайте вспомним, какой вывод мы с вами сделали на уроке о прилагательных Д.п. и Т.п. во множиственном лице. Расскажите друг другу в паре. Теперь кто желает, рассказать всему классу?

Выполнять самостоятельное задание.

Отвечать на вопросы учителя.

К. — работа в группе умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

VII. Включение в систему знаний.

Словесный: опрос прошлых тем

— Что на уроке было для вас новым?

— В каком падеже имена прилагательные множественного чис-

ла имеют окончания -ие, -ые? И – их, — ых?

— В каких падежах имена прилагательные множественного чис-

ла имеют окончания -ых, -их? Как проверить написание

— В каком падеже имена прилагательные множественного чис-

ла имеют окончания -им, -ым? И – ими, — ыми?

Выполнить задания в учебнике упр. 98. Повторить: схемы на стр. 41, 42, 45.

Подводить итог урока.

Актуализировать полученые знания.

Записывать домашнее задание.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

— Давайте поведем итоги урока.

— Теперь отметьте в своей тетрадке задание зеленым карандашом или ручкой, котрое больше всех нам понравилось, которое не вызвало у вас затруднений.

Оценивать свою работу на уроке.

К. — формулировать собственное мнение и позицию

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа».

Урок русского языка в 4 классе на тему «Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа» УМК «Школа России».

Конспект урока русского языкаТема: «Дательный и творительный падежи имен прилагательных мн.числа».

Тема урока: «Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: сформировать умения распознавать имена прилагательные множественного числа .

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО.

Открытый урок 4 класса по теме «Дательный падеж имен прилагательных множественного числа&quot.

Источник

Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные в полной форме изменяются по падежам. В таблице представлены все шесть падежей и вопросы, на которые они отвечают, для каждого рода и множественного числа.

Падеж Вопросы Пример
Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. какой? какая? какое? какие? новый стул
Р. какого? какой? какого? каких? нового стула
Д. какому? какой? какому? каким? новому стулу
В. какой? какого? какую? какое? какие? каких? новый стул
Т. каким? какой? каким? какими? новым стулом
П. о каком? о какой? о каком? о каких? о новом стуле

Чтобы узнать падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится, и определить его падеж. В этом же падеже будет стоять и прилагательное.

Склонение имён прилагательных

Склонение прилагательных — это их изменение по падежам, числам и родам. Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного, к которому это прилагательное относится. При склонении прилагательных у них изменяются окончания в зависимости от рода и числа:

Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. -ой -ый -ий -ая -яя -ое -ее -ые -ие
Р. -ого -ого -его -ой -ей -ого -его -ых -их
Д. -ому -ому -ему -ой -ей -ому -ему -ым -им
В. -ой (-ого) -ый (-ого) -ий (-его) -ую -юю -ое -ее -ые (-ых) -ии (-их)
Т. -ым -ым -им -ой -ей -ым -им -ыми -ими
П. -ом -ом -ем -ой -ей -ом -ем -ых -их

Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского рода:

Вопросы Примеры
И. какой? лесн ой шум мудр ый друг летн ий день син ий кит
Р. какого? лесн ого шума мудр ого друга летн его дня син его кита
Д. какому? лесн ому шуму мудр ому другу летн ему дню син ему киту
В. какой? какого? лесн ой шум мудр ого друга летн ий день син его кита
Т. каким? лесн ым шумом мудр ым другом летн им днём син им китом
П. о каком? о лесн ом шуме о мудр ом друге о летн ем дне о син ем ките

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённому существительному:

вижу большой дом (В. п.) — большой дом (И. п.).

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённому существительному:

вижу большого медведя (В. п.) — нет большого медведя (Р. п.).

Прилагательные мужского рода на -ОЙ склоняются так же, как и на -ЫЙ, но всегда имеют ударные окончания:

большо́й, большо́го, большо́му, больши́м, о большо́м.

Склонение имён прилагательных в единственном числе женского рода:

Вопросы Примеры
И. какая? лесн ая птица син яя лента
Р. какой? лесн ой птицы син ей ленты
Д. какой? лесн ой птице син ей ленте
В. какую? лесн ую птицу син юю ленту
Т. какой? лесн ой птицей син ей лентой
П. о какой? о лесн ой птице о син ей ленте

Склонение имён прилагательных в единственном числе среднего рода:

Вопросы Примеры
И. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Р. какого? ярк ого солнца двевн его зла
Д. какому? ярк ому солнцу древн ему злу
В. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Т. каким? ярк им солнцем древн им злом
П. о каком? о ярк ом солнце о древн ем зле

Склонение полных прилагательных во множественном числе:

Вопросы Примеры
И. какие? нов ые люди ярк ие сны
Р. каких? нов ых людей ярк их снов
Д. каким? нов ым людям ярк им снам
В. каких? какие? нов ых людей ярк ие сны
Т. какими? нов ыми людьми ярк ими снами
П. о каких? о нов ых людях о ярк их снах

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

вижу большие дома (В. п.) — большие дома (И. п.).

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

вижу синих китов (В. п.) — нет синих китов (Р. п.).

Некоторые прилагательные перешли в разряд существительных, например: больной, рабочий, ванная, мастерская и так далее. Такие существительные при склонении имеют падежные окончания прилагательных:

рабоч ий , рабоч его , рабоч ему .

Чтобы проверить написание окончания прилагательного, надо задать к нему вопрос от существительного, например:

Я давно не видел белого песка.

Окончание прилагательного будет полностью или частично совпадать с окончанием вопроса. Совпадение окончаний будет зависеть от склонения.

Склонение прилагательных делится на три типа: твёрдое, мягкое и смешанное. К твёрдому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на твёрдый согласный:

длинн ый, стар ый.

К мягкому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на мягкий согласный:

К смешанному склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на Г, К, Х, Ц или шипящий:

строг ий, мягк ий, тих ий, куц ый, хорош ий, горяч ий.

Вопрос Склонение
Твёрдое Мягкое Смешанное
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как ого ? больн ого дальн его мягк ого
как ому ? больн ому дальн ему мягк ому
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как им ? больн ым дальн им мягк им
о как ом ? о больн ом о дальн ем о мягк ом

Обратите внимание, что в зависимости от типа склонения, окончание вопроса и прилагательного совпадает либо полностью, либо частично: отличие только в первой букве окончания прилагательного.

Склонение притяжательных прилагательных

Склонение прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ:

Единственное число Множ. число
Мужской род Женский род Средний род
И. волчий вой волчья лапа волчье логово волчьи уши
Р. волчьего воя волчьей лапы волчьего логова волчьих ушей
Д. волчьему вою волчьей лапе волчьему логову волчьим ушам
В. волчий вой
волчьего щенка
волчью лапу волчье логово волчьи уши
волчьих щенков
Т. волчьим воем волчьей лапой волчьим логовом волчьими ушами
П. о волчьем вое о волчьей лапе о волчьем логове о волчьих ушах

Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ кроме формы именительного/винительного падежа единственного числа мужского рода, пишутся с мягким знаком:

медвеж ий – медвежья – медвежье – медвежьи,

медвеж ий – медвежьего – медвежьему – медвежьи – медвежьим – о медвежьем.

Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ОВ, -ИН:

Мужской род
И. дедов сын дедов чай папин брат папин зонт
Р. дедова сына дедова чая папиного брата папиного зонта
Д. дедову сыну дедову чаю папиному брату папиному зонту
В. дедова сына дедов чай папиного брата папин зонт
Т. дедовым сыном дедовым чаем папиным братом папиным зонтом
П. о дедовом сыне о дедовом чае о папином брате о папином зонте
Женский род Средний род
И. дедова палка папина дочка дедово слово папино око
Р. дедовой палки папиной дочки дедова слова папиного ока
Д. дедовой палке папиной дочке дедову слову папиному оку
В. дедову палку папину дочку дедово слово папино око
Т. дедовой палкой папиной дочкой дедовым словом папиным оком
П. о дедовой палке о папиной дочке о дедовом слове о папином оке
Множественное число
И. дедовы внуки дедовы сани папины братья папины очки
Р. дедовых внуков дедовых саней папиных братьев папиных очков
Д. дедовым внукам дедовым саням папиным братьям папиным очкам
В. дедовых внуков дедовы сани папиных братьев папины очки
Т. дедовыми внуками дедовыми санями папиными братьями папиными очками
П. о дедовых внуках о дедовых санях о папиных братьях о папиных очках

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу папин плащ (В. п.) — папин плащ (И. п.).

Множ. число: вижу отцовы ботинки (В. п.) — отцовы ботинки (И. п.).

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу маминого брата (В. п.) — нет маминого брата (Р. п.).

Множ. число: вижу птичьих птенцов (В. п.) — нет птичьих птенцов (Р. п.).

Фамилии (Семёнов, Петров, Никитин), образованные от собственных имён: Семён, Пётр, Никита с помощью суффиксов -ОВ, -ИН, склоняются как притяжательные прилагательные.

Названия городов и населённых пунктов (Бородино, Пушкино, Камышин) в мужском и среднем роде на -ОВ, -ЕВ, -ОВО, -ЕВО склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончание существительных -ОМ:

Источник

Читайте также:  Запиши от каких имен существительных образованы имена прилагательные