Меню

Имена прилагательные женского рода окончание по падежам



Падежные окончания прилагательных

Особенности правописания падежных окончаний прилагательных

Правописание падежных окончаний прилагательных зависит от типа основы слова (на мягкий, твердый, шипящий согласный или на г, к, х), а также от его разряда по значению (для притяжательных прилагательных). Краткие прилагательные не имеют падежных окончаний.

При определении правильного написания падежных окончаний прилагательных следует руководствоваться следующими правилами:

  • Большинство прилагательных имеют окончания, аналогичные окончаниям вопросительных слов – Какой? Какая? Какое? Какие? (примеры: идти к (какому?) сосновому лесу, смотреть на (какое?) большое облако, решать (какую?) сложную задачу).
  • В формах И. п. и В. п. прилагательные имеют одинаковые падежные окончания. Окончания -ий (-ый) пишутся в безударной позиции, -ой – в ударной (примеры: смелый, хрупкий, степной, вороной).
  • Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи во всех формах кроме совпадающих форм И. п. и В. п. пишутся с мягким знаком (заячий – заячья, о заячьем, заячьими, заячьего).
  • Прилагательные междугородный, загородный, пригородный изменяются так же, как и прилагательные с основой на твердый согласный. Прилагательные бескрайний, иногородний – склоняются как прилагательные с основой на мягкий согласный.

Система падежных окончаний имен прилагательных

Падежные окончания имен прилагательных с примерами представлены в подробной таблице.

Источник

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (232,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: формировать навык правописания окончаний -ой, -ей имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи урока:

  1. Развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; повторять изученные орфограммы.
  2. Развивать познавательный интерес учащихся, внимание, орфографическую зоркость.
  3. Воспитывать внимательного читателя.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

…ая задача И
…ой коровы Р
по …ой тропинке Д
…ую страну В
…ой бородой Т
на …ой полянке П

Что объединяет эти словосочетания? (эти словосочетания женского рода в единственном числе)

Определите падеж имен прилагательных.

В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В родительном, дательном, творительном и предложном)

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Для знакомства с новой темой мы сегодня отправимся в Страну невыученных уроков, о которой читали на уроках литературы. Во-первых, для того, чтобы помочь Вите Перестукину исправить все ошибки по русскому языку, а во-вторых, чтобы усвоить новое правило и самим ошибок не допускать!

II. Чистописание.

III. Работа по теме урока.

– Повторение изученных орфограмм. Для того, чтобы попасть в Страну Невыученных уроков, Вите нужно было сказать волшебные слова. Нам же нужно вставить пропущенные буквы, объяснив орфограммы.

Ты л…ти, футбольн… мяч…,
Не вприпрыжку и не вскачь,
Не сб…вайся на пути,
Прямо в ту стр…ну л…ти,
Где ж…вут ош…бки Вит…,
Чтобы он ср…ди событий,
Полных страха и трево…,
Сам себе помоч… бы смо… .

Мы с вами, отправляясь с Витей в необычную страну, особенно внимательно будем следить за именами прилагательными. Есть ли эта часть речи в волшебных словах? (футбольный, полных)

Читайте также:  Прилагательные для слова медведь

Что такое имя прилагательное?

Как изменяются имена прилагательные? (по родам, падежам и числам)

Футбольный –стоит в форме мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

Полных — стоит в форме множественного числа, родительного падежа.

Итак, мы с вами за Витей Перестукиным попали в Страну невыученных уроков. Какое правило ему пришлось вспомнить, чтобы Знаки открыли ворота Замка Глагола Повелительного наклонения? А нам нужно для этого из текста на ваших карточках найти словосочетания (существительное + прилагательное) женского рода, списать их, определить падеж прилагательных.

Мы шли по лесной тропинке. Вдали показался высокий холм. Мяч обогнул его и скрылся. Мы очень испугались и бросились вдогонку за ним. За холмом мы увидели большой замок с высоченными воротами и каменным забором. Я присмотрелся к забору и заметил, что он состоит из огромных переплетающихся букв.
В глубине зала на высоком стуле сидел старик с белыми волосами и белой бородой. Если бы он держал в руках маленькую елочку, его можно было бы принять за Деда Мороза. Белый плащ старика был расшит блестящим черным шелком. Когда я хорошенько рассмотрел этот плащ, то увидел, что он весь вышит знаками препинания.
Возле старика вертелась сгорбленная старушка со злыми красными глазками.
По лесной тропинке (Д.п.), маленькую елочку (В.п.), сгорбленная старушка (И.п.).

Работа над определением падежа им.прилагательного, правописания окончания. Замок открыт! Вспомните, с какими орфограммами не справился Витя? Можем ли мы ему помочь? (Мальчик хотел есть, но не смог написать правильно слова)

Спишите, вставьте окончания, определите падеж.

Витя думал о любительской колбасе (П.п.), просил и полтавской колбасы (Р.п.). Он был бы рад и горячей булочке (Д.п.). Кузя мечтал о свежей рыбке (П.п.) с вкусной сметаной (Т.п.).

В каких падежах окончания прилагательных одинаковое? (В родительном, дательном, творительном и предложном)

Как определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного)

Вите мы помогли и здесь, пора покидать Замок Глагола Повелительного наклонения. Что для этого сделал Витя? (поставил запятую в приговоре «Казнить нельзя помиловать»)

Так же поступим и мы. Расставьте знаки препинания, у прилагательных определите род, падеж.

Читайте также:  Для чего использовать в речи прилагательные

IV. Физкультминутка.

V. Словарно-орфографическая работа.

Чтобы помочь Вите Перестукину решить следующие проблемы, вставьте прилагательные, подходящие по смыслу. Спишите, определите падеж, выделите окончание.

Мы шли мимо русла …. речки. Злобная
Ему было жарко в своей … шубе. Высохшая
Гонщик своей … болтовнёй мешал мне думать. Почтовая
Никогда я не встречал такой … коровы. Белая
В кабинет вошёл опричник с … сумкой на плече. Противная

Морфологический разбор имени прилагательного из последнего предложения.

  1. С сумкой (какой?) почтовой – прил.
    Н.ф. – почтовый
  2. Пост.: разряд;
    Непост.: ед.ч., ж.р., Т.п.
  3. С сумкой (какой?)

О каких Витиных ошибках вам напомнили эти строки?

А вы не сделали в своей работе ошибок? Какие окончания прилагательных написали?

Вы показали себя очень внимательными читателями и учениками на уроке, помогли Вите Перестукину, и в знак благодарности Витя предлагает Вам разгадать кроссворд, чтобы узнать, кто помог ему вернуться домой.

  1. Она раньше в самом деле была зверем, пока один добрый волшебник на уроке не объявил её птицей.
  2. Дерево, на котором росли вилки, ножи, ложки.
  3. На поясе у него болтались большие ножницы, а на шее висел сантиметр.
  4. Хозяин Замка в Стране Невыученных уроков.
  5. Ему навстречу прошла старушка много тысяч километров.
  6. Скрюченное дерево распрямило сухие ветки и превратилось в сморщенную, худую старуху в рваном платье.
  7. Рыжая кошка, которая говорила: «Ради дружбы отдам последнюю мышь»
  8. Один из продавцов газированной воды в белом халатике и шапочке.
  9. Её Витя ни разу не ставил на своё место.

VI. Итог урока.

Какова была тема нашего урока? В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В родительном, дательном, творительном и предложном) Какие это окончания? ( -ой, — ей) Как определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного)

Я желаю вам не делать ошибок ни по математике, ни по русскому языку, чтобы никогда не оказаться самим в Стране Невыученных уроков, о которой вам рассказала Лия Гераскина.

Использованные ресурсы:

  1. Гераскина Л.В Стране Невыученных уроков «Самовар», 1996. Иллюстрации В.А.Чижикова
  2. Гараева Я.Ш. поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой (М. :Дрофа) 4 класс.-М.:ВАКО, 2007.

Источник

Склонение прилагательных

Под склонением прилагательных понимается изменение слов части речи имя прилагательное по падежам , числам , родам .

Общие правила

Полные имена прилагательные изменяются по родам, числам и склоняются по падежам. Во множественном числе по родам не изменяются, а родовые падежные окончания совпадают. Условно прилагательные можно разделить на 3 типа склонения: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные и относительные

Склонение качественных и относительных прилагательных в полной форме одинаковое. Род, число, падеж прилагательного определяется по существительному, от которого оно зависит. Чтобы определить правильное написание окончания, необходимо от существительного задать вопрос.

Читайте также:  Образуйте от указанных прилагательных краткую форму сгруппируйте

Окончания прилагательных с твердой и мягкой основой при склонении различны:
море (какое?) широкое, синее;
моря (какого?) широкого, синего и т.д.

Вопросы полной формы

Падеж Единственное число Ед.ч. Множественное число Мн.ч.
Мужской род М.р. Женский род Ж.р. Средний род С.р.
Именительный Им. какой? какая? какое? какие?
Родительный Род. какого? какой? какого? каких?
Дательный Дат. какому? какой? какому? каким?
Винительный
(одушевленное) Вин.
одуш.
какого? какую? какого? каких?
Винительный
(неодушевленное) Вин.
неодуш.
какой? какое? какие?
Творительный Тв. каким? какой? каким? какими?
Предложный Пред. о каком? о какой? о каком? о каких?

Вопросы краткой формы

В краткой форме качественные и относительные прилагательные не склоняются.

Единственное число Ед.ч. Множественное число Мн.ч.
Мужской род М.р. Женский род Ж.р. Средний род Ср.р.
каков? какова? каково? каковы?

Притяжательные

Склонение притяжательных местоимений зависит от суффикса.

с суффиксом -ий(-й)

Склонение притяжательных прилагательных с суффиксом -ий(-й) отличаются от предыдущего типа склонения. При этом в именительном и винительном падеже они имеют только краткую форму: волчий, (я = йа) волчья, волчье, волчьи.

с суффиксами -ин(-ын), -ов(-ев)

В склонении притяжательных прилагательных с суффиксами -ин(-ын), -ов(-ев) есть свои особенности. В мужском и среднем роде ед.ч. имеют краткие и полные формы в родительном и дательном падеже, а в творительном и предложном только полные:
род.п. отцова берета (кр.ф.), отцовского берета (полн.ф.);
в сравнении: тв.п. отцовым беретом (только полн.ф.).

В современном русском языке краткие формы вытесняются полными.

Вопросы падежей притяжательных прилагательных

Вопросы винительного падежа для мужского рода, среднего рода и множественного числа определяются признаком одушевленности. Творительный падеж для женского рода имеет два равнозначных вопроса.

Падеж Единственное число Ед.ч. Множественное число Мн.ч.
Мужской род М.р. Женский род Ж.р. Средний род Ср.р.
Именительный Им. чей? чья? чьё? чьи?
Родительный Род. чьего? чьей? чьего? чьих?
Дательный Дат. чьему? чьей? чьему? чьим?
Винительный
(одушевленное) Вин.
одуш.
чьего? чью? чьё? чьих?
Винительный
(неодушевленное) Вин.
неодуш.
чей? чьи?
Творительный Тв. чьим? чьей? чьею? чьим? чьими?
Предложный Пр. o чьём? o чьей? o чьём? o чьих?

Примечания

Примечание 1. Фамилии людей (Иванов, Егоров, Никитин, Петров, Иванова, Егорова, Никитина, Петрова), образованные от собственных имен Иван, Егор, Никита, Петр при помощи суффиксов -ов, -ин, склоняются как притяжательные прилагательные.

Примечание 2. Названия городов и населенных пунктов на -ов, -ев, -ов(о), -ев(о) в мужском и среднем роде склоняются как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончания существительных -ом: под Бородином, Камышином. Нельзя смешивать: с Александром Бородиным, с дедовым ружьем и пр.

Источник