Меню

имена существительные роль в речи с однородными членами



Предложения с однородными членами выражеными именами существительными

Однородные члены предложения – члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один вопрос и выполняют одну и ту же синтаксическую функцию.

Однородные подлежащие и дополнения обычно представлены именами существительными. Однородные члены предложения такого типа отвечают на вопросы Кто? Что?, а также вопросы косвенных падежей.

Примеры: Ему было здесь знакомо (что?) все: и горы, и поля, и реки. Я встретил (кого?) друзей: Витю и Катю.

Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным.

Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий. В художественной речи с помощью однородных членов предложения создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы.

Выражение речи наиболее точно, применяя однородные члены, а именно существительные, обозначающие предмет, придает речи выразительности, ясности. Иногда пишущему просто необходимо это перечисление, так как не всегда можно выразить количество просто множественным числом, важно, не пренебрегая ни одним словом, выразить последовательность.

В ряду однородных членов обнаруживается равноправие компонентов, их смысловая и грамматическая независимость друг от друга при условии, однако, их логической и лексической сопоставимости. Такие члены предложения связаны перечислительными, сопоставительными или разделительными отношениями. Вместе с тем однородные члены объединяются одинаковым синтаксическим отношением к одному и тому же члену предложения.

Последнее может проявляться в их соподчиненности, т. е. в параллельной зависимости от некоего третьего члена, или, наоборот, в соподчиняющей роли по отношению к этому третьему члену предложения, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (наслаждался трудом, успехом, славой; трудами и успехами друзей) . Такая подчинительная связь обнажает однородность, подчеркивает ее.

Однако соподчиненность — отнюдь не обязательное свойство однородных членов предложения: вряд ли правомерно, например, считать соподчиненными однородные подлежащие, так как они не подчинены никакому члену предложения. Трудно обнаружить и их подчиненную роль по отношению к сказуемому: связь подлежащего со сказуемым — взаимообусловленная, координирующая.

Источник

Помогите. Нужен текст на тему «Роль имён существительных в речи»4 класс!

План
1)Что называют имена существительные.
2)Имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения.
3)Роль в речи предложений с однородными членами, выраженными именами существительными.
4)Использование в речи имён существительныхв прямом и переносном значении.
5)Имена существительные- синонимы и антонимы.

«Роль имён существительных в речи» 1.Имена существительные, которые называют людей и животных (одушевленные) , отвечают на вопрос кто? , другие имена существительные (неодушевленные) отвечают на вопрос что? Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка. ) Имена существительные, отвечающие на вопрос что? (Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал) 2.Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? — является подлежащим и несет главную мысль в предложении. Пушистый снег укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый заяц. Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения. Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей лисы. 3) Однородные члены предложения в тексте выражены в основном именами существительными и глаголами, что придает нашей речи точность, ясность и ощущение движения вперед. Больше всего в тексте существительных и местоимений, потому что сначала человек давал названия предметам, вещам, которые он видел, и только потом описывал их действия. Глаголы занимают в тексте третье место. Для автора важно показать движение, развитие. Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщённых идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь! С. Маршак. ) 4) Имена существительные употребляются в речи в прямом и переносном значении. Существительные могут иметь не одно, а несколько значений. Переносное значение является одним из значений многозначного слова. Все значения многозначного слова чем-то похожи, имеют что-то общее. Люди наблюдают окружающий мир, внимательно присматриваются к отдельным предметам, сравнивают их и замечают сходство. На основе этого сходства название одного предмета переносится на другой, то есть слово употребляется в переносном значении. Назначение толкового словаря– объяснять, что означают слова. О многозначности можно узнать в толковом словаре. Жилище, -а ср. Помещение для жилья. Благоустройство жилищ. 5) Синонимы в речи используются для более точного выражения мысли, для выражения эмоциональной окраски, как средство преодоления повтора одного и того же слова. Жилище, дом, квартира, жилплощадь, пристанище, приют, угол, гнездо, крыша (над головой) ; жильё (разг.) ; кров (уст.) ; кровля (уст. ) / неопрятное, неудобное: берлога, логово, логовище (разг. ) / тёмное, тесное: нора (разг. ) Антонимы в речи используются для контрастных образов, резкого противопоставления признаков, явлений. ДРУГ – ВРАГ Преданный друг – злейший враг. Виноват ли я, нет ли, пусть теперь об этом судят друзья и враги.

Читайте также:  найди имена существительные 3 го склонения метель ладонь зритель окунь

Источник

Однородные члены предложения. Примеры

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния — это оди­на­ко­вые чле­ны, соеди­нен­ные сочи­ни­тель­ной свя­зью и отно­ся­щи­е­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния.

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния начи­на­ют изу­чать в 4 клас­се шко­лы. Узнаем, какие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся одно­род­ны­ми и как ста­вят­ся зна­ки пре­пи­на­ния меж­ду ними в пред­ло­же­нии.

Понятие об однородных членах предложения

Однородные чле­ны рав­но­прав­ны в пред­ло­же­нии, то есть меж­ду ними суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рую осу­ществ­ля­ют соеди­ни­тель­ные, про­ти­ви­тель­ные и раз­де­ли­тель­ные сою­зы.

Однородные чле­ны обыч­но выра­жа­ют­ся сло­ва­ми одной и той же части речи, но могут быть выра­же­ны и сло­ва­ми раз­ных частей речи, напри­мер:

Эту рабо­ту камен­щи­ки выпол­ни­ли мастер­ски , с уди­ви­тель­ной лов­ко­стью .

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния могут быть рас­про­стра­нен­ны­ми, то есть иметь при себе зави­си­мые сло­ва, напри­мер:

Осень на кар­ти­нах Левитана очень раз­но­об­раз­на. На них изоб­ра­же­ны зна­ко­мые с дет­ства вещи : сто­га сена, почер­не­лые от сыро­сти ; малень­кие реки , кру­жа­щие в мед­лен­ном водо­во­ро­тах палую лист­ву ; оди­но­кие золо­тые бере­зы , еще не оби­тые вет­ром ; небо , похо­жее на тон­кий лёд ; кос­ма­тые дожди над лес­ны­ми паруб­ка­ми (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии может быть не один ряд одно­род­ных чле­нов, а два и боль­ше:

Мороз креп­чал и щипал уши , лицо и руки (А. Серафимович).

При одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния могут быть обоб­ща­ю­щие сло­ва, напри­мер:

В дедуш­ки­ном саду рос­ло два­дцать шесть яблонь : анто­нов­ки , гру­шов­ки , ани­сов­ка , боро­вин­ка , корич­ная и еще одна ябло­ня , кото­рую мы назы­ва­ли липо­вой за то, что пло­ды её по про­зрач­но­сти, аро­ма­ту и сла­до­сти напо­ми­на­ли липо­вый мёд (В. Солоухин).

Как найти однородные члены предложения?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, есть ли в пред­ло­же­нии одно­род­ные чле­ны, дей­ству­ем в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  1. вычле­ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое;
  2. выяс­ним, есть ли в пред­ло­же­нии чле­ны, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос и отно­сят­ся к одно­му и тому же сло­ву;
  3. удо­сто­ве­рим­ся, что одно­род­ные чле­ны свя­за­ны сочи­ни­тель­ной свя­зью, выра­жен­ной сою­за­ми, или они свя­за­ны толь­ко с помо­щью пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ции.
Читайте также:  притяжательные существительные в английском языке контрольная

Примеры предложений с однородными членами

И сад, и луга, и река так пре­крас­ны летом!

Либо плы­ви даль­ше, либо вер­нись к бере­гу.

Ни кон­дук­тор­шу, ни пас­са­жи­ров не пора­зи­ла сама суть дела. (И.Ильф, Е. Петров)

Однородные подлежащие

Однородными могут являть­ся все чле­ны пред­ло­же­ния, напри­мер, под­ле­жа­щие:

Весной обиль­но цве­тут сирень , чере­му­ха и жас­мин .

Однородные сказуемые

Однородные ска­зу­е­мые пояс­ня­ют один и тот же член пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щее:

За лето река обме­ле­ла , при­та­и­лась меж­ду бере­га­ми.

Однородные дополнения

В сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии ука­жем одно­род­ные допол­не­ния, отно­ся­щи­е­ся к глаголу-сказуемому:

На база­ре про­да­ют гли­ня­ные кув­ши­ны , мис­ки и сви­стуль­ки , пою­щие раз­ны­ми голо­са­ми.

Продают (что?) кув­ши­ны, мис­ки и сви­стуль­ки.

Однородные определения

Приведём при­мер с одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, отно­ся­щи­ми­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния — под­ле­жа­ще­му:

Под нога­ми шеле­стят золо­тые , баг­ря­ные и пур­пур­ные листья .

Однородные обстоятельства

В сле­ду­ю­щем выска­зы­ва­нии Генри Торо, писа­те­ля и фило­со­фа, ука­жем одно­род­ные обсто­я­тель­ства, зави­ся­щие от глагола-сказуемого:

Книги сле­ду­ет читать так же нето­роп­ли­во и береж­но , как они писа­лись.

Таблица

Члены пред­ло­же­ния На какой вопрос отве­ча­ют Примеры
Подлежащее Кто? Что? Солнце, дождь и ветер раз­ру­ша­ют гор­ную поро­ду. На лугу цве­тут ромаш­ки и неза­буд­ки.
Сказуемое Что делать? Что сде­лать? На реч­ке дети пла­ва­ют , ныря­ют и игра­ют с мячом.

На зов хозя­и­на при­бе­жа­ла соба­ка и села у его ног.

Определение Какой? Чей? На сто­ле в вазе сто­ят крас­ные и белые цве­ты.

Налей мне не теп­лой , а холод­ной воды.

Девочку заку­та­ли в мамин пла­ток.

Дополнение Вопросы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?) На ого­ро­де Света поли­ла огур­цы и поми­до­ры .

Вечером не забудь покор­мить гусей и уток .

Обстоятельство Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Зачем? Отчего? Почему? Слева и спра­ва высят­ся хму­рые ели .

Вглубь и вширь рас­тут кор­ни ста­рой бере­зы.

Признаки однородных членов

Пунктуация при однородных членах предложения

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми зави­сит от спо­со­ба их соеди­не­ния в пред­ло­же­нии. Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может быть как союз­ная, так и бес­со­юз­ная связь.

Для нагляд­но­сти пред­ста­вим пунк­ту­а­цию при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния в виде сле­ду­ю­щей таб­ли­цы.

Вид свя­зи Союзы Правила пунк­ту­а­ции Примеры
Союзная Одиночные соеди­ни­тель­ные или раз­де­ли­тель­ные (и, да =и, или, либо) Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния перед оди­ноч­ным сою­зом запя­тая не ста­вит­ся Я укра­си­ла вазу ракуш­ка­ми и мор­ски­ми камеш­ка­ми.
Одиночные про­ти­ви­тель­ные (а, но, да=но), усту­пи­тель­ный (хотя) Перед сою­зом ста­вит­ся запя­тая Девушка сму­ти­лась, да отве­ти­ла на вопрос пра­виль­но.
Повторяющиеся ( то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.) Перед вто­рым и после­ду­ю­щи­ми сою­за­ми ста­вит­ся запя­тая Не то ветер, не то дере­во за окном шумит.
Бессоюзная Между одно­род­ны­ми чле­на­ми все­гда ста­вит­ся запя­тая Сверху тури­сты смот­ре­ли на зда­ния ста­ро­го горо­да, купо­ла церк­вей, мосты через реку.

Перед одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может упо­треб­лять­ся обоб­ща­ю­щее сло­во, кото­рое выра­жа­ет родо­вое поня­тие (одно­род­ные чле­ны — видо­вое) или обо­зна­ча­ет­ся место­име­ни­я­ми и наре­чи­я­ми (все, всё, вез­де, повсю­ду, все­гда, нику­да и пр.) Тогда после после него ста­вит­ся двое­то­чие.

Осень пол­но­власт­но завла­де­ла всем: полем, лесом, лугом.

Если обоб­ща­ю­щее сло­во сто­ит после одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, то перед ним ста­вит­ся тире.

Никто: ни зверь, ни пти­ца — не про­шмыг­нет мимо охот­ни­ка, при­та­ив­ше­го­ся в лесу.

  • одно­род­ные чле­ны — это оди­на­ко­вые чле­ны пред­ло­же­ния;
  • одно­род­ные чле­ны зави­сят от одно­го и того же сло­ва;
  • одно­род­ные чле­ны свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ной свя­зью и инто­на­ци­ей.

Видеоурок «Предложения с однородными членами»

Источник