Меню

Имя глагол что это для 4 класса



Глагол. 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • закреплять полученные знания учащихся по теме «Глагол», умения спрягать глаголы, писать их личные окончания;
  • формировать умение находить в тексте слова с изученными орфограммами, умение писать не с глаголами;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;
  • способствовать речевому развитию детей, обогащению словарного запаса;
  • развивать внимание, память, мышление.
Слайд 1 Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол!

Тема нашего урока «Глагол» Слайд 2 Разминка

1. Фонетика

а) Первый ряд – выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.(яблоко);
б) второй ряд – выпишите слово, в котором звуков меньше, чем звуков.(лось);
в) назовите слово, в котором одинаковое количество букв и звуков.

2. «ь» после шипящих

а) 1 ряд – запишите слова, в которых пишется «ь»;
б) 2 ряд – слова, в которых не пишется «ь».

3. Склонение

1 ряд – 1 скл., 2 ряд – 2 скл. Слайд 3 4. «Подбери»

а) к слову далёкий подобрали проверочное слово. Выбери правильный ответ:

1. Далеко 3. Далековато
2. Долгий 4. Дальний

б) выбери проверочное слово «Парные согласные»

1. Ход 4. Находить
2. Находка 5. Заход

в) Выбери падеж имени существительного волной

Слайд 4 Словарная работа
Картинный диктант
Картофель, экскаватор, космонавт, столица, Москва, телефон, трамвай, автобус, телевизор, трактор.
Подчеркните слова на тему «Транспорт», подберите подходящие по смыслу глаголы. Слайд 5 Кроссворды
«Спрятанные слова»
1.Впишите в клетки глаголы в неопределённой форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица единственного числа.
Если вы верно выполнили задание, то в выделенном столбике прочитаете «спряжение» Слайд 6 2. Во втором кроссворде выполните задание в обратном порядке: впишите в клетки глаголы в 1-м лице единственного числа, образовав их от глаголов неопределённой формы.
В результате вы прочтёте в выделенном столбике название фонетического явления, происходящего при образовании этих глаголов «чередование» Слайд 7 Физминутка

Пословицы

Что такое пословица?

Жанр фольклора, сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.

Прочитайте.
От глаголов в скобках образуйте глаголы во 2 – лице единственного числа.
1. (Выучить) правило – (выполнить) верно задание. Выучишь правило – выполнишь верно задание Слайд 8 2. Что (посеять), то и (пожать). Что посеешь, то и пожнёшь.
3. (Упустить) минуту – (потерять) час. Упустишь минуту, потеряешь час.
4. (Делать) доброе дело, если правду (говорить) смело. Делаешь доброе дело, если правду говоришь смело. Слайд 9 Развитие речи

1. «Назови одним словом»

Храбрый человек (храбрец)
Болтливый человек..(болтун)
Ленивый человек …(лентяй)
Мудрый человек … (мудрец)
Богатый человек ….(богач)
Грубый человек ….(грубиян)
Сильный человек …(силач)
Весёлый человек …(весельчак)

– Слова какой части речи вы записали?
– Образуйте от полученных имён существительных глаголы неопределённой формы.

Храбриться, болтать, лениться, мудрить, богатеть, грубить, веселить. Слайд 10 2. «Говори правильно»

Одеть и надеть
Два этих слова
Мы часто путаем
Так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет,
А шуба, стало быть, надета.
Одеть, надеть…
Давай глядеть,
Кого одеть, и что надеть?
Я, полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето,
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!

Сделаем вывод: надеть что-нибудь, одеть кого-нибудь.

– Заполните таблицу.
– А вот как я её заполнила.
– Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих глаголов: одеть и надеть. Слайд 11 «Сила любви!»

«НЕ» с глаголами

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный ГЛАГОЛ. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю!», а она ему: «Не люблю!». Он признавался: «Верю!», а она ему: «Не верю!».
… Частица НЕ никогда не подходила к ГЛАГОЛУ близко и писалась от него только отдельно. Однако ГЛАГОЛ был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь.»
Вздохнул ГЛАГОЛ печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг не замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях ГЛАГОЛА так ГЛАГОЛ доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
Выпишите глаголы, которые пишутся с НЕ слитно Слайд 12 Глагол – настоящий богач среди частей речи; имеет лицо, время, наклонение, вид и залог – ни у кого нет столько форм.
Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан.
По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
Глагол – это самая живая часть речи.

Ребята, у нас есть дерево из сада Частей речи. Это дерево называется «Глагол». У нас есть яблоки, которые надо развесить на дереве. Если всё получилось у вас, всё понравилось – красное спелое, были затруднения – зеленое,
совсем неинтересно, ничего не получалось – жёлтое.

Источник

Памятка для учащихся по теме «Глагол» (4 класс)

Материал содержит всю теорию, которую должны освоить дети при изучении темы «Глагол». Поможет детям освоить тему и окажет помощь при морфологическом разборе глагола.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся по теме «Глагол» (4 класс)»

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и в предложении является сказуемым.

Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать? И др.

Глагол имеет неопределённую форму (быть, иметь).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

1. Часть речи (на какой вопрос отвечает).

2. Начальная форма (неопределённая форма глагола).

6. Лицо (в настоящем и в будущем времени).

7. Род (в прошедшем времени).

8. Член предложения.

Пример: На берегу чуть слышно шумит камыш.

Шумит – (что делает?) – глагол, н. ф. – шуметь, Ι спр., наст. время, ед.ч., 3-е лицо, шумит – сказуемое

В неопределённой форме глагола

Во 2 лице ед.числа глаголов настоящего и будущего времени

В 3 лице глаголов настоящего времени

ОН учится

учатся

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Неопределённая форма не определяет

время, лицо, род и число глагола.

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

стоят в неопределённой форме.

Эти глаголы оканчиваются на ть, ти, чь.

что делать? что сделать?

действие, которое происходит сейчас.

действие, которое произойдёт в будущем

действие, которое произошло в прошлом

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Для того, чтобы правильно написать окончание глагола в

настоящем и будущем времени нужно:

1. определить спряжение глагола.

2. по спряжению определить окончание.

Лицо Ι спряжение Ι Ι спряжение

1 -у, -ю, -ем, -ём -у, -ю, -им

2 — ешь, -ёшь, -ете, ёте -ишь, -ите

3 -ет, -ёт, -ут, -ют -ит, -ат, -ят

Окончание глаголов в прошедшем времени

Источник

Глагол как часть речи

Что такое глагол в русском языке

В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления.

Грамматическое значение глагола выражается: категориями вида, возвратности, переходности, наклонения, залога, числа, лица, рода и времени. Глагол как часть речи представлен несколькими классами форм:

  • Спрягаемыми формами (читал, собирается);
  • Инфинитивом (искать);
  • Причастиями (написанный, сверкающий);
  • Деепричастиями (нарисовав).

На какие вопросы отвечает глагол

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?» (несовершенного вида), «Что сделать?» (совершенного вида). В составе предложений глаголы чаще всего выступают сказуемым, однако в русском языке используются конструкции, в которых отглагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения.

Примеры глаголов в составе предложения:

Утром мы посмотрели интересный фильм.

В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.

Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.

Глаголы подчеркнуты зеленой чертой .

Особенности

Грамматические категории залога, вида, возвратности и переходности присущи всем глаголам и отглагольным формам, тогда как другие категории зависят от речевой ситуации, в которой глагол используется:

  • Наклонение – присуще исключительно спрягаемым глаголам;
  • Число – не свойственно инфинитиву и деепричастию;
  • Род – присущ формам сослагательного наклонения, глаголам прошедшего времени и причастиям;
  • Время – свойственно формам изъявительного наклонения;
  • Лицо – присуще глаголам изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, а также формам повелительного наклонения.

Проверьте, насколько хорошо вы усвоили, что такое глагол в русском языке и на какие вопросы он отвечает:

  • Глагол обозначает качество предмета, лица или явления
  • Глагол обозначает лицо, предмет или явление
  • Глагол обозначает процесс, действие, состояние или отношение
  • Глагол обозначает признак действия или другого признака

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2237.

Источник

Читайте также:  Синтаксическая роль глагола в предложении примеры