Меню

Имя прилагательное 4 класс план урока горецкий



Урок русского языка в 4-м классе по теме «Имя прилагательное»

Тема: Имя прилагательное.

Тип урока: Обобщение и повторение знаний по теме “Прилагательное”.

– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;

– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;

– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.

Оборудование: презентация; карточки с прилагательными для творческой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Великая, могучая, многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)
– С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова? (имена прилагательные).
– Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня у нас урок – путешествие.

(Слайд 2) Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.

– Как её можно назвать?

Имя ее – Страна Прилагательных. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.

В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Итак, отправляемся в путь!

II. Чистописание.

Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).

(Слайд 3) Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:

– Что такое имя прилагательное?

(Слайд 4) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.

– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 5)

– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 6)

– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)

Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 7)

1 ряд – выписывают окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.

– Что такое имя прилагательное?
– Какие окончания имеют имена прилагательные ж.р; м.р; ср.р.?

– С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?

III. Словарная работа

Вот мы уже в дубраве Словарных слов.

(Слайд 9-14) – Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза, месяц, дорога, яблоко, солнце).

– Подберите признаки данных предметов и самостоятельно запишите три словосочетания, определите род имен прилагательных. (взаимопроверка)

– Как определить род имени прилагательного? (Слайд 15)

– Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.?

– Составьте предложение с любым словом.

(Слайд 16-17) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.

– Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?

Задание: – объясните пропущенные орфограммы; (слайд)

– подчеркните грамматическую основу; (слайд)

– составьте схему, установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд)

Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски) (слайд)

– определите падеж имен прилагательных; (слайд)

– Как определить падеж имен прилагательных?

– Как различить Им.п. от В.п.?

IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.

– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 18)

Читайте также:  Правило имя прилагательное и примеры к нему

– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?

– Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному)

(Доска с обратной стороны)

На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?

– Как определить падеж имени прилагательного?

V. Закрепление. Творческая работа.

И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 20)

Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!

– Докажите, что данная запись является текстом.

– Мы с вами находимся на площади прилагательных, а чего же не хватает?

– Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? (Слайд 22)

– Как можно озаглавить текст? (слайд)

Дополните этот текст прилагательными.

Задание: – озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках– см.приложение);

– найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.

(Наступила ранняя весна. Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)

– Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы)

– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)

(Слайд 23 проверка падежа, рода)

– Почему же прилагательные у всех разные, но род, число и падеж не изменился?

– О каком времени года говорится в тексте?

Весна – замечательное и прекрасное время года.

Как вы понимаете поговорку: Нет в марте воды, нет в апреле травы?

(Слайд 24) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.

Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Так писал о наступлении весны А.Плещеев, а как бы вы написали?

Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне (несколько учеников зачитывают свои стихотворения). Можно придумать свои стихи о весне или о предстоящем весеннем празднике и посвятить своим мамам.

_____ весна
_____ ото сна
_____ настаёт
_____ поёт (Слайд 26)

VI. Итог урока.

– О какой части речи мы сегодня говорили?

– Что такое имя прилагательное?

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?

– Как определить род и падеж имен прилагательных?

Домашнее задание: Написать о любимом времени года.

Источник

Конспект урока по русскому языку по теме «Обобщение. Имя прилагательное» 4 класс

Конспект разработан по программе «Школа России» по ФГОС к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык» 4 класс по теме «Обобщение. Имя прилагательное». Презентация к уроку опубликована на сайте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме «Обобщение. Имя прилагательное» 4 класс»

Конспект открытого урока по русскому языку, проведённого 16.02.2016 года

Читайте также:  Урок на тему определение выраженное именем прилагательным

Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Учитель: Липницкая Е.В.

Цель: обобщить изученное по теме «Имя прилагательное», развивать умения определять число, род, падеж и правильно писать падежные окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.

п. – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

к. – владение монологической и диалогической формами речи при ответе и выполнении заданий в соответствии с нормами родного языка;

р.- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л. – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.

I Организация деятельности учащихся.

Приветствие. Проверка готовности рабочего места: учебник, тетрадь, пенал, светофор и конверт). Оформление тетрадей.

Внимание на экран. (слайд №2)

Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род и падеж имён прилагательных.

Бел__ шапка на бел__ берёзе,

Бел__ з_йчишка на бел__ сн_гу,

Бел__ узор (на) в_твях из м_роза

(По) бел__ снегу (на) лыжах б_гу.

Найдите в этом предложении 2 слова из словаря. Какой частью речи они являются? Что такое имя существительное? Образуйте от них имена прилагательные в начальной форме и запишите их.

БЕРЁЗЫ, МОРОЗ – БЕРЁЗОВЫЙ, МОРОЗНЫЙ (какой?) – ед.ч., м.р.

Следующее задание поможет нам проверить, верно ли мы выполнили это задание.

III Самоопределение к деятельности.

Внимание на экран (слайд №3). Викторина

Часть речи, которая обозначает признак предмета. (имя прилагательное)

Часть речи, от которой зависят признаки имени прилагательного. (имя сущ.)

В русском языке их 6. 5 из них называют косвенными. (падежи)

Что значит, имена прилагательные изменяются по падежам? (склоняются)

Если оно указывает на множество предметов, то род не определяем. (число)

Его помогают определить личные местоимения единственного числа 3-го лица. (род). Назовите.

У имён существительных это форма единственного числа именительного падежа, а у имён прилагательных – форма единственного числа мужского рода. (начальная форма)

Так верно ли мы образовали начальную форму имён прилагательных? Ещё раз, что такое начальная форма имён прилагательных?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Вспоминать, что мы знаем об имени прилагательном. Продолжать учиться определять род, число и падеж имён прилагательных).

Как определить падеж имени прилагательного? А имени прилагательного во мн.ч.? Как проверить написание безударных падежных окончаний имён прилагательных?

Работа по учебнику с.47 №100

Устно! Прочитайте (хором). Сколько здесь предложений? Что отделяет запятая? (части сложного предложения)

Прочитайте первую часть, найдите грамматическую основу. Вторую часть.

Дадим характеристику предложению: пов., невоскл., сложное: 2 грамматические основы, каждая часть состоит из простого распространённого предложения.

Найдите словосочетания прил. +сущ. Определите число и род.

Розовое облако – ед.ч., ср.р.

В серых тучах – мн.ч.

Тучка жёлтая – ед.ч., ж.р.

Разбор слов как частей речи. (Лиля и Алина)

Блестит (в чём?) в лазури – сущ.

Пост. признаки: неодуш., нариц., ж.р., 3 скл. Стоит в ед.ч., в П.п.

Читайте также:  Прилагательное от слова comfort

Блестит (где?) в лазури – обстоят.

Тучка (какая?) жёлтая – прил.

Н.ф. (какой?) жёлтый. Стоит в ед.ч., в ж.р., в Им.п. Тучка (какая?) жёлтая – опред.

Работа со светофорами (подготовительная работа). Игры «Род», «Число».

Определите число имён прилагательных:

Умные, живой, у сильных, у сильного, маленькими, гигантским, красива (краткая форма) – какова?

Определите род имён прилагательных:

Смешной, любопытная, застенчивый, мокрое, сухие, радостный, радость, лесная, раннее, еловые.

Работа по учебнику с.47 №101 устно по заданию: род, чётко вопрос и окончание.

Например, (какой?) приветливый мальчик – м.р., (какая?) приветливая девушка – ж.р., (какое?) приветливое слово – ср.р.

Вечерний звон, вечерняя заря, вечернее платье

Праздничный день (ужин, стол), праздничная атмосфера, праздничное настроение

Летний день, летняя гроза, летнее путешествие

Интересный рассказ, интересная книга (история), интересное дело (открытие).

Игра «Светофор – падежи» (подготовительная работа).

Определите падеж имён прилагательных: как это сделать? (по имени существительному, вопросу и слову помощнику).

На белоствольной берёзе – П.п., у рыжей лисы – Р.п., по широкому полю – Д.п., в глубокий овраг – В.п., за лесными ягодами – Т.п., под лежачий камень – В.п., под лежачим камнем – Т.п.

Работа по учебнику с.47 №102. По заданию (комментированное письмо с выделением окончаний прилагательных, определением рода и падежа).

V Закрепление изученного материала.

Предлагаю проверить не только знания по русскому языку, но и по литературе.

Внимание на экран (слайд №4, задание из № 104 с.48). Прочитайте название сказок, вставляя пропущенные окончания и доказывая свой выбор. Назовите авторов.

Вспомните другие сказки, в названиях которых есть имена прилагательные: Серая шейка, Гадкий утёнок, Молодильные яблоки, Финист – Ясный сокол, Иван Царевич и Серый волк, Сказка о золотом петушке, Аленький цветочей, Сказка о непослушном мышонке, Золотой ключик, Голый король, Снежная Королева, Синяя борода, Бременские музыканты.

Прежде, чем мы подведём итоги, я хочу предложить вам сложное, но интересное творческое задание. Завтра мы будем работать с репродукцией Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

Внимание на экран (слайд №5) – картина.

Посмотрите на картину, подумайте, какие эмоции и чувства она у вас вызывает; составьте и запишите 3-5 словосочетаний (см. по времени) прил. +сущ. в разный падежах по этой картине.

Обменяйтесь тетрадями, пусть ваш сосед определит падежи в ваших словосочетаниях. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. На полях поставьте количество ошибок. (или оцениваем смайликами).

Достаньте из конвертов карточки с заданием. Вставьте пропущенные окончания, укажите род и падеж прилагательных. Самопроверка по экрану (слайд №6).

На зимней опушке – ж.р., П.п.

Рыжую белку – ж.р., В.п.

С серым волком – м.р., Т.п.

По пушистому снегу – м.р., Д.п.

Яркое солнце – ср.р., Им.п.

Ждали февральского холода – м.р., Р.п.

Оцените свою работу «смайликами»: 0 ошибок, 1-2 – ошибки, 3-5 ошибок и более.

Вспомним, как определить падеж прилагательных?

Как проверить написание безударных падежных окончаний имён прилагательных?

Кто справился со всеми заданиями?

Кому было трудно?

Оцените свою работу на уроке «Смайлики».

С.48 №103. Списать текст, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных, выделить их, разобрать «3», как часть речи). Задание понятно.

Источник