Меню

Имя прилагательное конспект урока начальные классы



Разработка открытого урока по русскому языку во 2-м классе на тему «Имя прилагательное»

Класс: 2

Тема урока: Имя прилагательное.

Форма урока: урок-игра.

Цели: углубить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов, совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного; формировать умение ставить к слову вопрос , формировать навыки грамотного письма, воспитывать чувство коллективизма, умения работать совместно.

Наглядные пособия, ТСО: Буратино, фишки-монеты, магнитофон, таблица «Этапы урока», карточки, золотой ключик, компьютер, экран, проектор.

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!
– Сегодня у нас будет необычный урок-игра. Мы познакомимся с новой частью речи.
На доске тема урока.
– Игра будет проходить по следующим этапам (таблица этапов игры висит на доске).

I этап. «Угадай, кто это?»
II этап. Знакомство с именем прилагательным
III этап. Музыкальная пауза
IV этап. Загадки
V этап. Физминутка
VI этап. Игра «Кто это? Что это?»
VII этап. Работа по парам
VIII этап. Итог урока

– Итак, начнём урок.
Психологический настрой учащихся (тихо звучит сказочная музыка).
– Все закрыли глаза, кругом тишина.
– Что мы слышим?
– Где мы?
– Представьте себе, что мы все попали в сказочную страну.
– Какие звуки мы слышим?
– Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. Всем нам весело и радостно стало!
– Открыли глаза и улыбнулись друг другу.

I этап. Угадай кто это?

– К нам в гости пришёл весёлый человек. Но надо отгадать его имя, решив ребус.
– Назовите, что изображено на рисунках?
– Прочитайте по первым буквам имя Весёлого человека. По рисункам отгадывают, рисунки показаны на слайде.

– Кто это? Буратино. Вот он.
– Буратино принёс много заданий для нашего урока. И просит помочь ему.

Работа на тетрадях. Чистописание.

– С какой буквы начинается слово Буратино? Какой звук?

На доске слова: б..рёзовый, б..жит, б..льной, б..льшой.

– Чем похожи все эти слова? Обоснуйте свой ответ. (Все слова начинаются с буквы б. Во всех словах пропущена безударная гласная).
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово бежит, это глагол, отвечает на вопрос что делает? А все остальные слова отвечают на вопрос какой?)

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

II этап. Знакомство с именем прилагательным.

На столах у детей – карточки с двумя столбиками слов:

Мёд жаркие
Трава сладкий
Поле зелёная
Дни большое

– Прочитайте слова на карточках, и составьте пары слов из левого и правого столбиков и соединим их линиями. По какому признаку объединены слова в первом столбике? (Они отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные)
– А что общего у слов во втором столбике? (Они отвечают на вопросы какой? Какая? …)
– Молодцы, эти слова называются именами прилагательными. Они отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое?

– А теперь выясним для чего нужны имена прилагательные?
– Буратино нам принёс задание. Послушайте и определите , о ком идёт речь. (Показ на слайде)

  1. У него уши, хвост, шерсть.
  2. У него длинные уши, короткий хвост. Летом шерсть серая, а зимой белая.

– Какие слова во втором тексте помогают догадаться, о ком говорится в тексте?
– Это имена прилагательные. Они уточняют, украшают слова.

III. Музыкальная пауза

– Буратино принёс нам интересную музыку, а музыка то не простая. Слушайте внимательно. Отгадайте кто это?

1 задание. К этим словам подберите как можно больше прилагательных. (Показ зверей на слайде)

1) Собака какая? (злая… )
2) Тигр
3) Заяц
4) Белка

Читайте также:  Небольшой какое это прилагательное

– Молодцы, правильно! (Буратино раздаёт фишки-монетки)

IV этап. Загадки

– А вы любите загадки?
– Буратино нам сегодня принёс много загадок. Давайте отгадаем. (Загадки в конверте). Отгадавшему Буратино раздаёт фишки-монетки.

1. Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)

2. красный нос в землю врос,
А зелёный хвост – снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

3. Сама пёстрая, ест зелёное, а делает белое. (Корова)

4. Непоседа пестрая – птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

5. Хитрая плутовка – рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её ….. (лиса)

6. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)

7. красная, сладкая, душистая,
Растет низко, к земле близко. (Земляника)

8. Живёт в глуши лесной
Старательный работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел)

V этап. Физминутка

– А теперь немножко отдохнём (показ текста на слайде)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать (повторить 2 раза).

VI этап. Игра «Кто это? Что это?»

– Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает та группа, которая больше наберёт фишек.

– Добрая, любимая, родная – …
Весенний, звонкий, говорливый – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Вкусный, шоколадный, свежий – …
Шелковое, красивое, длинное – …
Круглый, деревянный, обеденный – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …
Настольная, яркая, удобная – …
Зимние, тёплые, красивые – …
Новогодний, весёлый, долгожданный –
Морозный, ясный, зимний – …
Домашний, пушистый, любимый – …
Полевой, садовый, лесной – …
Сочное, вкусное, спелое – …
Новые, многоэтажные, красивые –…
Горячий, мясной, вкусный – …
Грецкие, лесные, вкусные – …
Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …
Мягкая, удобная, деревянная – …

– Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? (Признаки предмета).

Показ на слайде

VII этап. Работа по парам

– Рассмотрите иллюстрации, составьте сравнительное описание этих предметов в парах. Сравните арбуз и дыню, грушу и лимон, розу и шиповник, вишню и малину по форме, по цвету, по вкусу, по плотности итд.

– Молодцы! (Буратино раздаёт фишки-монетки)

VIII. Итог урока

– Буратино очень рад, что вы так хорошо усвоили новую тему.
– Ещё раз вспомним вместе правило:

– Хорошо
– Вам понравился урок? Какой этап для вас был самым интересным?
– Буратино дарит вам свой золотой ключик на память. (Вручение жетонов «Золотой ключик» всем)
– До свидания!

Источник

Разработка урока русского языка «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Разработка урока русского языка «Имя прилагательное»

Скачать:

Вложение Размер
prilag.docx 26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

  • создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;
  • формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;
  • совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод;
  • стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
  • развивать самоконтроль, мышление, речь;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Тип урока. Изучение нового материала.

Презентация урока, выполненная средствами Роwег Роint.

Карточки-рисунки “Подснежник” для рефлексии.

Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.- Ч.2, («Начальная школа XXI века»).

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке присутствует много гостей, давайте с ними поздороваемся. Повторяйте за мной:

Вот и прозвенел звонок

Звонкий он и радостный.

Вот и вы пришли к нам на урок

Мы говорим вам, здравствуйте!

— Открывайте тетради и записываем дату…, Классная работа

2. Минутка чистописания. ( Слайд № 2)

  • Посмотрите внимательно, найдите лишнюю фигуру. Объясните почему.
  • Прописываем найденную букву и сочетание с ней другой буквы, устанавливая закономерность

II. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.

— Посмотрите на экран. ( Слайд № 3)

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

— Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

— Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

— А как вы думаете почему? (Нет признаков)

— Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

— Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

— Вы должны, вставить пропущенные слова.

— Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

— Прочитайте, что же у вас получилось?

— А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

— А теперь , поработайте с товарищем по парте, поставьте к словам помощникам вопросы

— Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)

— Какой частью речи они являются?

— Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Вывод: слова, отвечающие на вопросы, «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

III. Создание проблемной ситуации.

— Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)

— Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

Какую роль играют в речи имена прилагательные?

IV. Исследование данной проблемы.

1.Работа по теме

— Посмотрите на экран, перед вами текст. ( Слайд №6)

Наступила весна. Наступила ранняя весна.

Тает снег. Тает последний снег.

Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.

Светит солнце. Светит ласковое солнце.

Летят птицы. Летят голосистые птицы.

— О чем этот текст? (О весне)

— А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.

— А этот текст о чём? (О весне)

— Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

— Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

— А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Вывод: имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

— А теперь обратите внимание на второе предложение. ( Слайд №7)

— Назовите прилагательное, которое там используется?

Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.

— Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?

— Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.

Например, прилагательное серебристый.

— А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

— Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

— Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

— Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

— Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

2. Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса

Серый, хищный, жадный. Волк

Белый, пушистый. Снег

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко

3. Классификация имен прилагательных.

Упр.2, стр.69. — Записать слова по группам.

Работаем по вариантам.

Дети, работающие по I варианту, выписывают прилагательные, обозначающие цвет. II вариант – размер. III вариант – материал. IV вариант – время. V вариант – принадлежность кому-либо.

Проверим ваши работы.

Самопроверка . ( Слайд №8)

V. Решение проблемной задачи. ( Слайд №9)

Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша? (Выслушиваются предположения учащихся.)

Сравните два предложения.

Раскрылся нежный подснежник.

— В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?

— Какой вывод можно сделать? (Главное слово — существительное.)

— Согласимся мы теперь с Дашей?

2. Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.70. ( Слайд №10)

— От чего зависит имя прилагательное? (Имя прилагательное зависит от существительного)

— Как изменяется форма имени прилагательного? (В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.)

— Как называется такая связь? (Такая связь называется согласованием.)

— Во множественном числе род имен прилагательных не определяется.

Учитель дополняет схему — опору.

Прочитайте рубрику » Это важно знать» стр. 71

. VI. Продолжение «исследования» имени прилагательного.

Учимся определять род, число и падеж прилагательных.

Лесных шорохов — мн. ч, Р. п

С душистыми ландышами – мн. ч, Т. п у доски

Спелую землянику — ж.р, ед. ч., В.п

Березовый лес – м.р., ед. ч, И. п

Пушистому хвосту – м.р., ед. ч., Д.п

Молодцы! Умеете контролировать товарища и самого себя.

Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание. . ( Слайд №11)

Стр. 70-71, прочитаете рубрики » Тайны русского языка», «Это важно знать», выполните упр. 4.

Выберите себе один цветок:

  • красный – если считаете, что вы поработали отлично
  • зеленый — хорошо поработали
  • синий — испытали трудности
  1. Подведем итоги исследовательской работы. Просмотрите схему-опору.

Ответьте на вопросы

  • Что называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  • Как изменяется имя прилагательное?
  • Какую форму имени прилагательного называют начальной?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема: Имя прилагательноеЦель : углубить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов, совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существител.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и .

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных.

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани.

Разработка предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе (УМК «Школа России»). Содержит подробную технологическую карту урока и презентацию к нему.

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»).

Источник