Меню

Имя прилагательное постоянные и непостоянные признаки 4 класс



Грамматические признаки имени прилагательного
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Морфологический разбор имени прилагательного

Скачать:

Вложение Размер
morfologicheskiy_razbor_imeni_prilagatelnogo.pptx 68.31 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Грамматические признаки имени прилагательного

Имя прилагательное — это 1. часть речи, 2. которая обозначает признак предмета отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 4. В предложении является определением

Почему в выделенных сочетаниях слов прилагательные лишние? — Резиновые сапоги, дождливая осень, маленький малыш , летний вечер, яркая звезда, холодный лед, горячий кипяток .

— Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи? Качественные, одушевленные, неодушевленные, относительные, личные, притяжательные, собственные, нарицательные, род, число, падеж, полная и краткая форма.

Имена прилагательные по значению делятся на: Качественные Относительные притяжательные

Качественные имена прилагательные Такой признак предмета,, который может проявляться в большей или меньшей степени. Мягкий- мягче (более мягкий, менее мягкий) – мягчайший- самый мягкий. К качественным прилагательным можно подобрать антонимы : короткий- длинный Имеют краткую форму: хороший-хорош( а,о,и ) Суффиксы: – оват -, — оньк -, еньк —

Относительные имена прилагательные Обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени: мясной (бульон), степной (ветер) Всегда образуются от других слов- существительных (музыка- музыкальный, пассажир- пассажирский), глаголов (стирать- стиральный, учить- учебный) Суффиксы: – ов , -н-, — ин-, -ан-, — онн -, — енн , — ск —

Притяжательные имена прилагательные Указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Мамин платок, К атины книги, птичьи гнёзда . Притяжательные прилагательные изменяются по рода, числам и падежам. Суффиксы: — ов -, -ев-, — ий -, -ин-, — ий —

Морфологический разбор имени прилагательного 1. Назови часть речи. 2. Запиши слово в начальной форме. 3. Постоянный признак: качественное, относительное или притяжательное 4. Непостоянные признаки: число, род, падеж. 5. Каким членом предложения является

Морфологический разбор имени прилагательного На днях я прочитал интересную книгу. 1. Интересную – имя прилагательное. 2. Нач. форма: интересный. 3. Пост. п ризн .: качественное. 4. Н епост . п ризн .: ед.ч ., ж.р ., В.п . 5. В предложении является определением. Книгу (какую?) интересную.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Грамматические формы имени прилагательного.Цель урока: Решение учебно-практических и учебно-познавательных задач с целью получения нового знания.За.

Тип урока – урок открытия новых грамматических знаний .Образовательные технологии: — технология смыслового чтения материалов учебника — технология учебного исследо.

разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс.

Презентация составлена к УМК Зелениной, Хохловой. Программа «Школа России» 3 класс.

Урок — повторение, построен на ранее полученных знаний. Перед летьми в начале урока ставится проблемный вопрс: «Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?» На уроке испол.

Цели деятельности учителя: закрепление знаний об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи;Планируемые результатыПредметные:- закрепить знания об .

На этом уроке подробно рассматривается, какие грамматические признаки имеют имена существительные и имена прилагательные. Выполняя задания, которые предлагает профессор Грамматейкин, ребята научатся в.

Источник

«Повторяем признаки имени прилагательного». 4-й класс

Класс: 4

Цель урока: создать условия на уроке для формирования представления о признаках имен прилагательных

  1. Предметные – содействовать в умении выделять имена прилагательные как части речи, опираясь на знания признаков имен прилагательных; содействовать развитию орфографической зоркости учащихся; упражнять в применении изученных правил.
  2. Метапредметные – способствовать формированию УУД:
    • регулятивных – умений выполнять учебные действия в устной и письменной речи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
    • познавательные – активизировать речь учащихся, расширять словарный запас, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
    • коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе группами, приходить к общему решению

Тип урока: обобщающий урок в форме игры «Брейн-ринг».

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • рисунок дерева, желтые и зеленые листочки.

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». (Слайд 2) На доске написано, что нужно знать и уметь по этой теме. Урок пройдет в форме игры «Брейн-ринг». Прошу команды занять свои места (звучит музыка, команды занимают свои места). Вашу работу будет оценивать жюри, после каждого конкурса объявляя результат (представление членов жюри-старшеклассников).

Обратите внимание, на слайде репродукция картины И.Левитана «Золотая осень». (Слайд 3) Эта чудесная пора часто вдохновляла художников и поэтов. Послушайте, что написал об осени А.С.Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Сегодня нам предстоит не раз встретиться с описанием этого времени года.

Начинаем игру. Сначала разминка. (Слайд 4)

Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи?

  • Качественное, одушевленное, неодушевленное, относительное, личное, притяжательное, собственное, нарицательное, степени сравнения, род, число, падеж, полная и краткая форма.

Сформулируем определение имени прилагательного. (Слайд 5)

Разминка окончена. А теперь задание первого конкурса. Отыскать в тексте и выписать словосочетания имен прилагательных с именами существительными, охарактеризовать по всем признакам.

Дети читают по двустишью. Два ученика работают у доски, остальные на листочках.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле.
Но далеко еще до первых зимних бурь.

И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Проверка выполнения. Для исправления ошибок привлекаются болельщики.

Второй конкурс «Третий лишний». Найдите лишнее словосочетание, объясните, по какому признаку. (Слайд 6)

  1. Золотой лист, осенний ветер, мутная река.
  2. Яркие звезды, дождливая осень, низкие тучи.
  3. Лист свеж, здоровый воздух, неокрепший лед.
  4. Ясное небо, легкий ветер, лисья нора.

Болельщики выполняют задание на листочках.

Мы пришли сегодня в лес,
Полный сказок и чудес,
Чтобы быть в порядке,
Проведем зарядку.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем –
К югу летят журавли.
И на носочки поднимемся выше –
Солнышко видим вдали.

Третий конкурс: составить текст-описание осеннего дерева, используя имена прилагательные. 1 команда – описание клена, 2 команда – описание березы. (Слайд 7)

Задание для болельщиков. (Слайд 8)

Изменить словосочетание, поставив его в нужный падеж, найти орфограммы в корне слова.

  • Р.п. – холодная вода, Т.п. – серебристая паутина, П.п. – ранняя осень, В.п. – опавшая листва.

Блиц-турнир. Побеждает команда, которая первой правильно назовет ответ на вопрос. Болельщики дополняют.

  1. Как изменяются имена прилагательные?
  2. На какие вопросы отвечают притяжательные имена прилагательные?
  3. Каким членом предложения могут быть имена прилагательные?
  4. Как определить род имени прилагательного?
  5. Что является постоянными признаками имени прилагательного?
  6. Какая форма имени прилагательного является начальной?

Подведение итогов конкурсов.

Домашнее задание. (Слайд 9)

Доволен своей работой на уроке, урок понравился – прикрепить к дереву на доске желтый лист.

Не вполне, что-то не получилось – зеленый лист.

Источник

Морфологические признаки прилагательного

В русском языке есть группа слов, которая просто незаменима. Это имя прилагательное. Оно наполняет окружающий мир сочными, яркими оттенками и делает его понятным для человека. Прилагательные имеют большое значение в передаче информации. Без них рассказ будет скучным и неинтересным.

Эта часть речи всегда связана с другой самостоятельной частью речи – именем существительным или местоимением, которое оно дополняет и разносторонне описывает.

Все прилагательные имеют морфологические признаки: постоянные и непостоянные.

Постоянные признаки прилагательного

Это не изменяемая категория, которую изначально имеет имя прилагательное. Она указывает на лексические и грамматические особенности слова. Постоянный признак у этой части речи только один – это разряд.

Качественные – обозначают признаки внешние и, конечно, качественные.

Это самая многочисленная группа и её легко отличить от других. К ней относятся все прилагательные, которые обозначают качества (добротный), форму (круглый), возраст (старый), запах (чудесный), размер (высокий), цвет (синий) и вкус (горький).

Есть несколько критериев, по которым можно легко узнать качественное прилагательное:

  1. Возможность сочетания с приставками «слишком», «чрезвычайно», «очень» (Примеры: высокий – слишком высокий, большой – чрезвычайно большой, плохой – очень плохой).
  2. Возможность организовать с помощью повторов слов сложное прилагательное (хороший-хороший, низкий-низкий, кислый-кислый).
  3. Возможность полностью изменить смысл с помощью приставки «не» (умный – неумный, сильный – несильный, длинный – недлинный).
  4. Возможность наличия слов с противоположным значением – антонимов (широкий – узкий, веселый – грустный, добрый – злой).

Под эти критерии не попадают прилагательные, которые обозначают цвет, но они тоже относятся к качественному разряду.

Качественные прилагательные могут иметь полную форму (черный, храбрый, интересный). Она изменяется по числам, родам и падежам. И краткую форму (черн, храбр, интересен). Они изменяются только по числам и родам.

В зависимости от степени сравнения имеют три формы: положительная (умный), сравнительная (умнее) и превосходная (самый умный).

Относительные – указывают на признак предмета, который нельзя изменить (городская улица, железный столб, немецкая машина).

Притяжательные – обозначают принадлежность предмета (мамино платье, собачья будка, бабушкин диван).

Непостоянные признаки имени прилагательного

Это морфологические признаки, которые изменяются в зависимости от согласующего слова. Это род, число и падеж.

Пример: деревянного стола. Мужской род, единственное число, родительный падеж.

Прилагательное более полноценно передает образы и делает речь поэтичной.

Источник

3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных

План разбора имени прилагательного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
2 число, род (в единственном числе), падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

Образцы разбора имён прилагательных

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
  2. Н. ф. – горячий.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (горячее) и краткая форма (горяч);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.
  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
  2. Н. ф. – южный.
    А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
  2. Н. ф. – хороший.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше) и краткая форма (хорош);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде.
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
  2. Н. ф. – хороший.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше), краткая форма (хорош);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма).
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
  2. Н. ф. – сестрин.
    А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Источник

Читайте также:  Укажите предложение в котором нет краткого прилагательного