Грамматические признаки имени прилагательного
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему
Морфологический разбор имени прилагательного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_razbor_imeni_prilagatelnogo.pptx | 68.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматические признаки имени прилагательного
Имя прилагательное — это 1. часть речи, 2. которая обозначает признак предмета отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 4. В предложении является определением
Почему в выделенных сочетаниях слов прилагательные лишние? — Резиновые сапоги, дождливая осень, маленький малыш , летний вечер, яркая звезда, холодный лед, горячий кипяток .
— Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи? Качественные, одушевленные, неодушевленные, относительные, личные, притяжательные, собственные, нарицательные, род, число, падеж, полная и краткая форма.
Имена прилагательные по значению делятся на: Качественные Относительные притяжательные
Качественные имена прилагательные Такой признак предмета,, который может проявляться в большей или меньшей степени. Мягкий- мягче (более мягкий, менее мягкий) – мягчайший- самый мягкий. К качественным прилагательным можно подобрать антонимы : короткий- длинный Имеют краткую форму: хороший-хорош( а,о,и ) Суффиксы: – оват -, — оньк -, еньк —
Относительные имена прилагательные Обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени: мясной (бульон), степной (ветер) Всегда образуются от других слов- существительных (музыка- музыкальный, пассажир- пассажирский), глаголов (стирать- стиральный, учить- учебный) Суффиксы: – ов , -н-, — ин-, -ан-, — онн -, — енн , — ск —
Притяжательные имена прилагательные Указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Мамин платок, К атины книги, птичьи гнёзда . Притяжательные прилагательные изменяются по рода, числам и падежам. Суффиксы: — ов -, -ев-, — ий -, -ин-, — ий —
Морфологический разбор имени прилагательного 1. Назови часть речи. 2. Запиши слово в начальной форме. 3. Постоянный признак: качественное, относительное или притяжательное 4. Непостоянные признаки: число, род, падеж. 5. Каким членом предложения является
Морфологический разбор имени прилагательного На днях я прочитал интересную книгу. 1. Интересную – имя прилагательное. 2. Нач. форма: интересный. 3. Пост. п ризн .: качественное. 4. Н епост . п ризн .: ед.ч ., ж.р ., В.п . 5. В предложении является определением. Книгу (какую?) интересную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Грамматические формы имени прилагательного.Цель урока: Решение учебно-практических и учебно-познавательных задач с целью получения нового знания.За.
Тип урока – урок открытия новых грамматических знаний .Образовательные технологии: — технология смыслового чтения материалов учебника — технология учебного исследо.
разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс.
Презентация составлена к УМК Зелениной, Хохловой. Программа «Школа России» 3 класс.
Урок — повторение, построен на ранее полученных знаний. Перед летьми в начале урока ставится проблемный вопрс: «Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?» На уроке испол.
Цели деятельности учителя: закрепление знаний об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи;Планируемые результатыПредметные:- закрепить знания об .
На этом уроке подробно рассматривается, какие грамматические признаки имеют имена существительные и имена прилагательные. Выполняя задания, которые предлагает профессор Грамматейкин, ребята научатся в.
Источник
«Повторяем признаки имени прилагательного». 4-й класс
Класс: 4
Цель урока: создать условия на уроке для формирования представления о признаках имен прилагательных
- Предметные – содействовать в умении выделять имена прилагательные как части речи, опираясь на знания признаков имен прилагательных; содействовать развитию орфографической зоркости учащихся; упражнять в применении изученных правил.
- Метапредметные – способствовать формированию УУД:
- регулятивных – умений выполнять учебные действия в устной и письменной речи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
- познавательные – активизировать речь учащихся, расширять словарный запас, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе группами, приходить к общему решению
Тип урока: обобщающий урок в форме игры «Брейн-ринг».
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- рисунок дерева, желтые и зеленые листочки.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». (Слайд 2) На доске написано, что нужно знать и уметь по этой теме. Урок пройдет в форме игры «Брейн-ринг». Прошу команды занять свои места (звучит музыка, команды занимают свои места). Вашу работу будет оценивать жюри, после каждого конкурса объявляя результат (представление членов жюри-старшеклассников).
Обратите внимание, на слайде репродукция картины И.Левитана «Золотая осень». (Слайд 3) Эта чудесная пора часто вдохновляла художников и поэтов. Послушайте, что написал об осени А.С.Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Сегодня нам предстоит не раз встретиться с описанием этого времени года.
Начинаем игру. Сначала разминка. (Слайд 4)
Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи?
- Качественное, одушевленное, неодушевленное, относительное, личное, притяжательное, собственное, нарицательное, степени сравнения, род, число, падеж, полная и краткая форма.
Сформулируем определение имени прилагательного. (Слайд 5)
Разминка окончена. А теперь задание первого конкурса. Отыскать в тексте и выписать словосочетания имен прилагательных с именами существительными, охарактеризовать по всем признакам.
Дети читают по двустишью. Два ученика работают у доски, остальные на листочках.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле.
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Проверка выполнения. Для исправления ошибок привлекаются болельщики.
Второй конкурс «Третий лишний». Найдите лишнее словосочетание, объясните, по какому признаку. (Слайд 6)
- Золотой лист, осенний ветер, мутная река.
- Яркие звезды, дождливая осень, низкие тучи.
- Лист свеж, здоровый воздух, неокрепший лед.
- Ясное небо, легкий ветер, лисья нора.
Болельщики выполняют задание на листочках.
Мы пришли сегодня в лес,
Полный сказок и чудес,
Чтобы быть в порядке,
Проведем зарядку.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем –
К югу летят журавли.
И на носочки поднимемся выше –
Солнышко видим вдали.
Третий конкурс: составить текст-описание осеннего дерева, используя имена прилагательные. 1 команда – описание клена, 2 команда – описание березы. (Слайд 7)
Задание для болельщиков. (Слайд 8)
Изменить словосочетание, поставив его в нужный падеж, найти орфограммы в корне слова.
- Р.п. – холодная вода, Т.п. – серебристая паутина, П.п. – ранняя осень, В.п. – опавшая листва.
Блиц-турнир. Побеждает команда, которая первой правильно назовет ответ на вопрос. Болельщики дополняют.
- Как изменяются имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают притяжательные имена прилагательные?
- Каким членом предложения могут быть имена прилагательные?
- Как определить род имени прилагательного?
- Что является постоянными признаками имени прилагательного?
- Какая форма имени прилагательного является начальной?
Подведение итогов конкурсов.
Домашнее задание. (Слайд 9)
Доволен своей работой на уроке, урок понравился – прикрепить к дереву на доске желтый лист.
Не вполне, что-то не получилось – зеленый лист.
Источник
Морфологические признаки прилагательного
В русском языке есть группа слов, которая просто незаменима. Это имя прилагательное. Оно наполняет окружающий мир сочными, яркими оттенками и делает его понятным для человека. Прилагательные имеют большое значение в передаче информации. Без них рассказ будет скучным и неинтересным.
Эта часть речи всегда связана с другой самостоятельной частью речи – именем существительным или местоимением, которое оно дополняет и разносторонне описывает.
Все прилагательные имеют морфологические признаки: постоянные и непостоянные.
Постоянные признаки прилагательного
Это не изменяемая категория, которую изначально имеет имя прилагательное. Она указывает на лексические и грамматические особенности слова. Постоянный признак у этой части речи только один – это разряд.
Качественные – обозначают признаки внешние и, конечно, качественные.
Это самая многочисленная группа и её легко отличить от других. К ней относятся все прилагательные, которые обозначают качества (добротный), форму (круглый), возраст (старый), запах (чудесный), размер (высокий), цвет (синий) и вкус (горький).
Есть несколько критериев, по которым можно легко узнать качественное прилагательное:
- Возможность сочетания с приставками «слишком», «чрезвычайно», «очень» (Примеры: высокий – слишком высокий, большой – чрезвычайно большой, плохой – очень плохой).
- Возможность организовать с помощью повторов слов сложное прилагательное (хороший-хороший, низкий-низкий, кислый-кислый).
- Возможность полностью изменить смысл с помощью приставки «не» (умный – неумный, сильный – несильный, длинный – недлинный).
- Возможность наличия слов с противоположным значением – антонимов (широкий – узкий, веселый – грустный, добрый – злой).
Под эти критерии не попадают прилагательные, которые обозначают цвет, но они тоже относятся к качественному разряду.
Качественные прилагательные могут иметь полную форму (черный, храбрый, интересный). Она изменяется по числам, родам и падежам. И краткую форму (черн, храбр, интересен). Они изменяются только по числам и родам.
В зависимости от степени сравнения имеют три формы: положительная (умный), сравнительная (умнее) и превосходная (самый умный).
Относительные – указывают на признак предмета, который нельзя изменить (городская улица, железный столб, немецкая машина).
Притяжательные – обозначают принадлежность предмета (мамино платье, собачья будка, бабушкин диван).
Непостоянные признаки имени прилагательного
Это морфологические признаки, которые изменяются в зависимости от согласующего слова. Это род, число и падеж.
Пример: деревянного стола. Мужской род, единственное число, родительный падеж.
Прилагательное более полноценно передает образы и делает речь поэтичной.
Источник
3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных
План разбора имени прилагательного
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное). | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | только для качественных прилагательных: | ||
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная); б) полная или краткая форма; | |||
2 | число, род (в единственном числе), падеж. | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении). |
Образцы разбора имён прилагательных
После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
- Н. ф. – горячий.
А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (горячее) и краткая форма (горяч);
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже. - В предложении выполняет роль определения.
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
- Н. ф. – южный.
А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже. - В предложении выполняет роль определения.
Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
- Н. ф. – хороший.
А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше) и краткая форма (хорош);
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде. - В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
- Н. ф. – хороший.
А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше), краткая форма (хорош);
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма). - В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
- Н. ф. – сестрин.
А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже. - В предложении выполняет роль определения.
Источник