Меню

Имя прилагательное склонение имен прилагательных 4 класс



Склонение имен прилагательных. 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формировать умение грамотно, осмысленно использовать имена прилагательные в речи, употребляя их в необходимой в данном контексте грамматической форме.

Задачи урока:

  • формировать умение правильно употреблять в письменной речи окончания имен прилагательных, учить определять грамматические категории прилагательного, проиллюстрировать необходимость правильного и грамотного употребления прилагательных в текстах различных жанров.
  • развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи.
  • воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал для учащихся.

Приложения: тест, тексты для работы на уроке, презентация.

1. Организационный этап

— Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас.

-Давайте поприветствуем наших гостей.

Сегодня 12 марта. Запишите в тетрадь дату и вид работы.

— Каким вы хотите видеть урок? (Ответить прилагательными)

(Познавательным, интересным, веселым, содержательным).

— От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)

— Сегодня у нас необычный урок. Урок — путешествие в зимний лес.

— Почему в зимний?

— Совсем скоро наступит весна. И целый год мы будем ждать нашу русскую зиму с ее играми, забавами, а чтобы воспоминания были более яркими, давайте еще раз полюбуемся красавицей-зимой

2. Актуализация опорных знаний.

— Итак, перед тем как отправиться в путешествие, нам необходимо подготовиться. Собрать знания, которые нам понадобятся в пути.

Для этого мы и будем выполнять первое задание. Это тест.

— Как будете выполнять задание?

(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу),

Эта работа в парах, вы должны работать быстро и дружно.

(Каждая пара получает один тест)

Найди ключевое слово, по буквам, которые обозначают правильные ответы:

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО:: Склонение.

— Что такое склонение?

(Изменение слов по падежам и числам называется склонением).

— А какую часть речи вы повторили, выполняя задание?

Тема урока звучит так:

ТЕМА: Склонение имен прилагательных.

И сегодня на уроке, во время нашего путешествия, мы будем учиться правильно употреблять в письменной и устной речи имена прилагательные, учиться определять грамматические категории прилагательного.

— Итак, давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.

— Давайте вспомним, а что такое алгоритм, на каком уроке вам встречалось это понятие?

Алгоритм — точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.

Какие шаги мы должны сделать, чтобы определить падеж прилагательного?

Составление алгоритма:

  • 1 шаг — найти существительное, связанное с именем прилагательным.
  • 2 шаг — определить падеж у имени существительного.
  • 3 шаг — по падежу существительного определить падеж прилагательного.

(каждый шаг памятки открывается на экране)

3. Репродуктивно-поисковый этап.

Проблема: Значит, какое слово главное в словосочетании прилагательного и существительного.

— Давайте рассмотрим на практике, какова важность применения прилагательных в речи.

— Я предлагаю вам прочитать текст. Название текста состоит из словосочетания прилагательного с существительным. Я скрыла от вас прилагательное.

— Прочитайте название текста

— Что вы можете сказать о тексте с таким названием? О чем этот текст?

Задание: На столах у вас есть этот текст, прочитайте его самостоятельно и подготовьтесь к выразительному чтению вслух.

— А сейчас прочитайте вслух (по одному абзацу).

Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.

Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.

Я направился по (лисьему) следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и (пушистый) хвост. Теперь каждая волосинка покрылась (ледяным) чехлом. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.

(В третьей части текста отсутствуют прилагательные)

— Где же мы с вами очутились, благодаря автору этого произведения?

Где происходят события рассказа ? (Горы, лес)

— О ком этот текст?

— Что необычного увидел автор?

— Как удалось писателю раскрыть тайну лисьего хвоста?

— Основная мысль этого текста? (удивительное рядом, надо уметь наблюдать)

— Охарактеризуйте человека, который написал это произведение?

— Определите вид текста (повествование с элементами расследования).

— Вы хорошо проанализировали этот рассказ.

Составление плана текста.

— А сейчас давайте составим план прочитанного текста.

Задание: Составьте план текста из пунктов, предложенных на доске.

Читайте также:  Прилагательное употребляется в прямом значении в словосочетании

(Два человека работают за доской.)

Остальные работают учителем.

— На сколько частей можно разделить этот текст?

— А сейчас давайте проверим как справились с заданием наши ребята._

У нас получилось два плана

1. Вступление — Зима спустилась с гор.

2. Основная часть — Встреча с лисой.

3. Заключение — Тайна раскрыта.

— Какой из двух планов подходит к этому тексту?

— А какой план относится к нашему рассказу? (Общий, план рассказа)

— Вы правильно составили планы?

— Мы с вами внимательно наблюдали за событиями, произошедшими в рассказе.

— Давайте попробуем дополнить этот рассказ?

В третьей части текста необходимо вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

(Читаем по одному предложению и рассуждаем)

1. Я направился по (лисьему) следу.

— Все ли понятно, что необходимо пояснить?

(Указать принадлежность следов)

Вариант автора, сравнение.

2. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду.

— Что необходимо пояснить, для чего?

Вариант автора, сравнение.

3. Намок и (пушистый) хвост.

— Что поясняем качество или принадлежность?

4. Теперь каждая волосинка покрылась (ледяным) чехлом.

— Что поясняем и зачем? (Что происходит с водой в мороз)

— Вы грамотно и точно дополнили предложения.

— Так как же можно назвать этот текст?

Задание: Подберите прилагательное к существительному хвост?

— Что привлекло внимание автора? Зачитайте предложение?

— А сейчас я вам хочу предложить задание поискового характера?

Ведь в любом путешествии мы стараемся узнать что-то новое.

Задание: Найдите в третьей части текста словосочетаниями существительных с прилагательными необходимые в задании.

Поставьте вопрос от существительного к прилагательному, выделите окончания прилагательных. (Задание выполняется в тетради)

1. (Словосочетание в форме Именительного падежа)

2. (Словосочетание в форме Дательного падежа)

3. (Словосочетание в форме Творительного падежа)

4. (Словосочетание в форме множественного числа)

Вы были очень внимательны и поэтому легко справились с заданием.

— Мы продолжаем наше путешествие и оказались на лесной полянке.

— Каких еще животных мы можем встретить в зимнем лесу?

(На экране волк, лиса, заяц)

Задание: Я буду называть вам характеристики животных, а вы должны изобразить это животное.

Трусливый, хитрая, злой, рыжая, серый, голодный.

3. Поисково-творческий этап.

— Мы немного отдохнули на лесной полянке.

А сейчас давайте продолжим наше путешествие?

— А где мы окажемся, узнаем, прочитав следующий текст?

Прочитайте название стихотворения.

Иней — вид атмосферных осадков, представляющих собой тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся из водяного пара.

— Где же мы с вами оказались? (В березовой роще)

4. Сравнительный анализ произведений

Задание: Сравните эти произведения «Серебряный хвост» и «Иней»

— Чем похожи эти произведения?

(Зима (какая?), отношение автора, сравнения СЕРЕБРО.)

— Какие произведения о зиме вы знаете?

(стихотворная и прозаическая форма, разные предметы описания)

— Мог ли эти произведения написать один и тот же человек?

— Вы правильно подметили все сходства и отличия этих произведений.

А сейчас мы проведем орфографическую работу.

— Читая стихотворение, вы заметили, что в некоторых словах не хватает букв?

Задание: Вставьте пропущенную букву, укажите орфограмму и подберите проверочное слово.

(Один человек работает у доски, остальные в тетрадях на местах)

Кр.сота (Безударная гласная, проверочное слово красный)

Грус.ная (непроизносимая согласная, грусть , грустить.

Искус.ная (непроизносимая согласная, искусен),

Дере.ца- (парная согласная в слабой позиции, деревья)

Вы хорошо знаете орфограммы и умеете их применять.

6. Самостоятельная работа

— Итак, наше путешествие подходит к концу, и мы как настоящие путешественники можем написать небольшой рассказ о нем.

(Текст на слайде)

Мы путешествовали по зимн(ему) лесу. Дышали чист(ым) горн(ым) воздухом. Наблюдали за удивительн(ой) красотой родн(ой) природы. Нам очень понравилось зимн(ее) путешествие!

Задание: Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных. Укажите падеж имен прилагательных.

— Давайте проверим, как вы справились с заданием?

(Читаем предложение, находим прилагательное и существительное, к которому относится прилагательное)

По лесу (какому?) зимнему (Д.п.)

Воздухом (каким?) горным, чистым (Т.п.)

За красотой( какой?) удивительной ( Т.п.)

Природы (какой?) родной (Р.п)

Путешествие (какое?) зимнее (Им.п)

— Так как же вы определяли падеж прилагательного? (по существительному, к которому оно относится.)

Вы доказали, что даже сложные задания вы выполняете быстро и качественно.

7. Выводы. Аналитический этап.

Ребята это было последнее задание в нашем путешествии.

— Очень жаль, что все так быстро закончилось.

А сейчас давайте проверим, что вы запомнили из нашего необычного урока.

— Вспомните, как называли зиму авторы произведений, с которыми мы познакомились сегодня на уроке?

— Кого же мы повстречали в этом путешествии?

— Какая же часть речи помогает нам ярче и красочнее представить то, что описывается в художественных произведениях?

Читайте также:  20 словосочетаний на тему прилагательное с причастиями

— Как называется прилагательное в литературе?

— Как определить падеж имени прилагательного?

— Каким был урок? (ответьте прилагательными)

Получился ли наш урок, таким как вы хотели?

— Мне очень понравилось, как вы работали на уроке!

Особенно хочу отметить работу на уроке следующих учеников

Источник

Склонение имен прилагательных

Как правильно просклонять имя прилагательное

Сделать это легко, если знать падежные вопросы к каждому случаю. Запомнить их поможет таблица склонения имен прилагательных, представленная ниже.

Разобравшись в падежных и родовых вопросах, можно без труда просклонять практически любое прилагательное.

В русском языке склоняются не все формы имени прилагательного. Так у кратких прилагательных нет парадигмы изменения по падежам, а в форме сравнительной степени эта самостоятельная часть речи не изменяется вообще.

Необходимо помнить о том, что прилагательное ставится в той форме, что и существительное, от которого оно зависит. Это значит, что если поставить его в начальную форму, ее же примет и имя прилагательное, которое после этого легко будет просклонять с помощью падежных вопросов. Если речь идет о прилагательном в словосочетании, обычно оно склоняется вместе с существительным, к которому относится.

Типы склонения имен прилагательных в русском языке

В зависимости от того, к какой категории относится имя прилагательное, различают три типа его склонения.

Первый – это адъективное, по такому типу склоняются качественные и относительные прилагательные в полной форме – зеленый, чистый. По второму типу, который называется местоименным, склоняются притяжательные прилагательные – мамин, лисий.

А к третьему относятся такие прилагательные, которые во всех своих формах такие же, как и в начальной, то есть они не склоняются хаки, металлик. И такое склонение называют нулевым. Несклоняемые имена прилагательные считаются особой группой слов, которые похожи на существительные. Их очень легко с ними спутать, но важно различать. Обычно это заимствованные слова, такие как индиго, мини, беж.

Каждое из них имеет свои особенности, но падежные вопросы всегда остаются одинаковыми.

Есть прилагательные, такие как больной, командировочные и им подобные, которые перешли в категорию существительных, однако склоняться они при этом продолжают по той же системе, как когда относились к другой части речи.

Что мы узнали?

Несмотря на то, что имена прилагательные стоят в той же форме, что и существительные, к которым они относятся, в отличие от последних у них не две, а три формы склонения: по падежам, числам, а также родам. Проще всего прослонять эту часть речи, зная падежные вопросы, которые для каждого случая свои. При этом у форм среднего и мужского рода они совпадают, за исключением формы винительного падежа. В русском языке существуют имена прилагательные, которые не изменяются по падежам – это краткая форма, а также есть такие, которые не склоняются вообще – когда они стоят в форме сравнительной степени. Всего существует три типа склонения имен прилагательных – адъективное, местоименное и особенное, нулевое, которые зависят от того, к какой категории относится данная часть речи.

Источник

Склонение имен прилагательных (4 класс «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок знакомит учащихся со склонением имен прилагательных, повышает уровень знаний по теме «Имя прилагательное». Материал наполнет тестами, индивидуальной работой учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
sklonenie_prilagatelnykh.doc 102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Открытый урок по русскому языку

«СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Морозова Ирина Николаевна

г. Грязи 2013 год

— ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных;

— повышение уровня знаний детей по теме «Имя прилагательное».

— развитие интереса к дальнейшему учебному процессу, умения анализировать собственную деятельность.

— воспитание стремления учеников к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд;

— воспитание коммуникативности и толерантности.

— формировать умение правильно употреблять в письменной речи окончания имен прилагательных, учить определять грамматические категории прилагательного;

— развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи;

— воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки, тесты, тетради, рисунок ёлки, ёлочные игрушки,

I. Организационный момент.

Снег упал нам на ладошку,

На скамейку, на дорожку.

Вьётся, вьётся, ой-ой-ой!

В класс вбежали мы с тобой

Новый год в окно стучится,

Трудно нам сейчас учиться…

Но придется потрудиться,

Чтобы празднику случиться.

— Каким вы хотите видеть наш урок?

— Хорошо, но для этого надо помнить, что работать нужно дружно и продуктивно.

— Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.

II. Актуализация знаний

1. Самоопределение к деятельности.

— Послушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи говорится в нём?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

(Часть речи имя прилагательное)

— Правильно! А теперь попробуйте отгадать загадку

В Новый год стучится сказочное что-то,

Тихо постучится в наши двери кто-то:

— Зелёная, пушистая, смолистая, душистая…

— Какие прилагательные в загадке вам помогли ее отгадать?

(Зелёная, пушистая, смолистая, душистая)

— На уроках технологии мы научились вырезать маленькие елочки. А сегодня на урок к нам пришла их старшая сестричка — новогодняя елка. Мы будем сегодня ее украшать, выполняя различные задания.

— А знаете ли вы, откуда пришла к нам эта традиция?

— Устанавливать в российских домах ели появился относительно недавно – не более 150 лет назад. Изначально эта традиция появилась во Франции. Согласно историческим летописям, первые упоминания о наряженных к празднику елях появляются еще в начале 17 века.

— Скажите пожалуйста, а что общего у прилагательных: зелёная, пушистая, смолистая, душистая?

(Прилагательные женского рода с окончанием – ая)

— Молодцы, а какое еще окончание женского рода вы знаете?

2. Минутка чистописания

— Итак, повесить наш первый шарик мы сможем, если составим из этих окончаний цепочку для чистописания, чередуя буквы в разном порядке.

3. Словарная работа.

— Вторя игрушка появится на елке, если мы запишем словарные слова, поставить ударения, подчеркнем орфограммы.

Автомобиль, комбайн, машина, жёлтый, автобус, корабль, ракета, самолёт, трактор.

— Внимательно посмотрите на слова. Как вы думаете, какое слово лишнее?

— Составьте с этим словом предложение. Определите род и число прилагательного. Как определить род и число прилагательного? Правило.

III. Определение темы.

1. Работа по карточкам.

— У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый .
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у зеленого листа.
Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу.
Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем
“Не хочу” — парашютист, головой качает…
Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова,
Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом.

— Обратите внимание на выделенные слова. Что общего у этих слов?

(Это прилагательные, общее значение, род и число)

— А какие отличия? Почему?

(Разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах)

2. Работа с тестом.

— А вот как по-другому называется изменение прилагательных по падежам вы мне скажете, если правильно ответите на вопросы теста.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов .

1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой какая какие?

3. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) -ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой

5. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6. Какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

7. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

а) проводка и) вода е) уводить

9. Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

— Кто сможет назвать тему урока? «Склонение имен прилагательных».

— А сейчас я попрошу вас прослушать сказку о прилагательных.

3. Тренировка в склонении прилагательных.

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными. Да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа.

— А что если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, -мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы. Существительные были рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор прилагательные. Чтобы согласовываться с существительными, берут напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Источник