Меню

Имя прилагательное упражнения для иностранцев



Прилагательные

В этом разделе находятся рабочие листы на тему «Прилагательные».

На первом, элементарном, уровне РКИ ученики должны уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе в именительном падеже. На этом же уровне студенты знакомятся с падежной системой полных прилагательных, а также с некоторыми краткими прилагательными. На базовом уровне РКИ студенты осваивают превосходную степень прилагательных и сравнительную степень прилагательных с ограниченным набором лексики.

Имя прилагательное обозначает признак предмета (свойства, которые характеризуют предмет) и отвечает на вопрос какой? (какая? какое? какие?) и чей? (чья? чьё? чьи?). Например: пустая банка (банка какая?), толстый кот (кот какой?), папины братья (братья чьи?).
Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода: красивый, маленький, большой, родной.

Прилагательные поясняют имена существительные, поэтому они согласуются с существительными в роде, числе и падеже:
пустая банка (женский род, единственное число),
толстый кот (мужской род, единственное число),
папины братья (множественное число),
в большом доме (предложный падеж, единственное число).

Прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

1. Качественные прилагательныеобозначают раз­личные качества предмета:

величину (большой, маленький),
возраст (старый, молодой),
цвет (жёлтый, синий),
размер (узкий, широкий),
температуру (холодный, горячий) и т.д.

Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы (при этом некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: рад, должен, болен, занят).

Качественные прилагательные имеют степени сравнения, могут сочетаться с наречием очень, иметь антонимы.

2. Относительные прилагательные обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к:

месту (деревенский, городской),
времени (вчерашний, осенний),
материалу (деревянный, бумажный) и т.д.

3. Притяжательные прилагательные выражают признак принадлежности лицу или другому живому существу. Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? и образуются с помощью суффиксов: -ов- («дедов»), -ев- («Андреев»), -ин- («папин»), -ий- («лисий»).

Между качественными и относительными прилагательными нет жесткой границы: относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных. А притяжательные прилагательные часто переходят в разряд относительных и качественных, например: «волчье логово» (притяжательное прилагательное), «волчья шкура» (относительное прилагательное), «волчий аппетит» (качественное прилагательное).

Источник

«Н. А. СИВАКОВА ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Практическое пособие для иностранных студентов 1 – 2 курсов нефилологических специальностей Гомель . »

Министерство образования Республики Беларусь

«Гомельский государственный университет

Имени Франциска Скорины»

ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

для иностранных студентов 1 – 2 курсов

Рецензенты:

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского, общего и славянского языкознания Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Е. И. Холявко;

кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Гродненского государственного университета имени Я. Купалы М. М. Иоскевич Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Грамматика русского языка: имя существительное и имя прилагательное : практическое пособие / Н. А. Сивакова; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – 48 с.

Практическое пособие адресовано иностранным учащимся, достигшим уровня пороговой коммуникативной достаточности, и рассчитано на аудиторное освоение под руководством преподавателя.

Основная цель пособия – формирование навыков и умений употребления в речи падежных форм существительных и прилагательных (в единственном и множественном числе), выработка автоматизма при оперировании падежными формами.

Языковой материал, представленный в упражнениях, дан по принципу нарастающей сложности. Новым является то, что наряду с обучением грамматике ведется работа по расширению лексического запаса.

1.1 Род имен существительных….………………………………………5

1.2 Число имен существительных…………………………………….…6 2 Имя прилагательное………………………………………………. 9

2.1 Разряды по значению имен прилагательных……………………..10

2.2 Полные и краткие имена прилагательные…………………………11 3 Родительный падеж имен существительных и имен прилагательных………………………………………………16

3.1 Родительный падеж с предлогами…………………………………18 4 Дательный падеж имен существительных и имен прилагательных………………………………………………23

4.1 Дательный падеж с предлогами……………………………………25 5 Винительный падеж имен существительных и имен прилагательных………………………………………….……28

5.1 Винительный падеж с предлогами…………………………………30 6 Творительный падеж имен существительных и имен прилагательных…….…………………………………..……..34

6.1 Творительный падеж с предлогами…………………………..……35 7 Предложный падеж имен существительных.

Основная цель практического пособия – формирование навыков и умений употребления в речи падежных форм существительных и прилагательных (в единственном и множественном числе), выработка автоматизма при оперировании падежными формами. Данное практическое пособие разработано в соответствии с действующей на территории Республики Беларусь типовой программой по русскому языку как иностранному (РКИ) и адресовано иностранным студентам 1-2 курсов нефилологических специальностей.

Практическое пособие включает упражнения, охватывающие наиболее важные для иностранцев разделы морфологии: предложнопадежную систему русского языка, представленную двумя частями речи:

именем существительным и именем прилагательным. Практическое пособие состоит из семи разделов. Первый раздел «Имя существительное»

включает подразделы «Род имен существительных» и «Число имен существительных», второй раздел «Имя прилагательное» содержит наиболее актуальные для иностранных студентов темы «Разряды по значению имен прилагательных» и «Полные и краткие имена прилагательные». В остальных разделах представлена предложнопадежная система двух именных частей речи: существительного и прилагательного. Для удобства усвоения разделы имеют одинаковую структуру: в первом подразделе собраны упражнения, в которых основное внимание уделяется повторению системы падежных окончаний и закреплению навыков употребления данного падежа без предлогов, а во второй подраздел включены упражнения, направленные на развитие умений употребления данного падежа с предлогами. Каждый тематический блок завершается контрольными упражнениями. В конце практического пособия предлагается итоговая контрольная работа по всем падежам для проверки уровня полученных знаний студентов по дисциплине «Русский язык как иностранный». В пособии отсутствуют ключи, поэтому правильность выполнения заданий контролируется и оценивается преподавателем.

Все задания прошли длительную апробацию при проведении практических занятий по РКИ в группах иностранных студентов 1-2 курсов учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».

1 Имя существительное

1.2 Род имен существительных Имя существительное имеет род: мужской, женский, средний (таблица 1), изменяется по числам и падежам, склоняется.

Таблица 1 – Единственное число существительных

1 Определите род данных существительных и напишите их в 3 колонки: мужской, женский, средний род.

Континент, государство, страна, родина, край, город, деревня, село, район. Океан, море, озеро, ручей, родник. Равнина, гора, вершина, остров, полуостров. Площадь, проспект, улица, перекрёсток, переход, остановка, станция, вокзал, дом, здание, дворец, гостиница, магазин, киоск, палатка.

Парк, сквер, музей, экскурсия, театр, спектакль, пьеса, крепость, церковь, мечеть. Делегация, государство, республика, правительство, президент, премьер-министр, посольство, посол, заместитель, представитель, визит, партия. Пребывание, прибытие, отбытие, гость, аэродром, аэропорт, приглашение. Конференция, встреча, беседа, знакомство, речь, министр, министерство, ситуация, положение.

2 Определите род данных существительных и запишите их в 2 колонки: мужской, женский род.

Декабрь, тетрадь, словарь, кровать, мысль, осень, ноябрь, портфель, связь, цель, лень, жизнь, любовь, смерть, камень, день, дождь, метель, июнь, боль, контроль, очередь, путь, автомобиль, календарь, власть, соль, грязь, дверь.

3 Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные.

Дом, окно, ненависть, улица, мяч, коробка, кровь, проспект, апрель, жизнь, кофе, имя, боль, дождь, альбом, плащ, уверенность, секретарь, семья, дядя, помощь, тетрадь, день, месяц, злость, путь, дочь, любовь, автомобиль, связь, неделя, метель, внимание, скорость, кашель, совет, врач, болезнь, ночь, мальчишка, карандаш, юноша, молодость, чай, молоко, кино, метро.

1.2 Число имен существительных Большинство имён существительных имеет форму единственного и множественного числа (таблица 2).

Таблица 2 – Множественное число существительных

4 Образуйте по образцу форму множественного числа:

1) от существительных женского и мужского рода с основой на твёрдый согласный: континент – континенты, цифра – …, просьба – …, газета – …, беседа – …, магазин – …, проспект – …, столица – …, страна – …, стена – …, цена – …, завод – …, билет – …, мороз – …, стол – …, аэропорт – …;

2) от существительных женского и мужского рода с основой на мягкий согласный или -й: портфель – портфели, песня – …, дождь – …, товарищ – …, крепость – …, календарь – …, аудитория – …, традиция – …, станция – …, конференция – …, музей – …, герой – …, санаторий – …;

3) от существительных женского и мужского рода с основой на –г,

-к, -х, -ш,-ж, -щ, -ч: книга – книги: марка – …, палка – …, муха –, волк

– …, сок – …, налог – …, учебник – …, собака – …, враг – …, подруга – …. мышь – …, пляж – …, карандаш – …;

4) от существительных среднего рода: государство – государства, производство – …, здание – …, сомнение – …, облако – …, дело – …, право – …, поле – …, море – …, чудо – …; яблоко – …, ухо – …, плечо – ….

5 Образуйте формы множественного числа. Обратите внимание на особенности образования этих форм.

Гражданин – …, англичанин – …, христианин – …, мусульманин – …, африканец – …, китаец – …, мексиканец – …, кореец – …, молодец – …, брат – …, стул – …, лист – …, крыло – …, дерево – …; время – …, имя – …, племя – …, знамя – …, котёнок – …, утёнок – …, цыплёнок – …, волчонок – …, зайчонок – …; день – …, сон – …, звонок – …, рынок – …., угол – …, конец – …, огурец – ….

6 Образуйте множественное число существительных.

Академия, университет, магистратура, аспирантура, школа, лицей, гимназия, класс, группа, студент, студентка, магистр, аспирант, слушатель, слушательница, ученик, гимназист, школьница, учитель, учительница, преподаватель, профессор, лектор, ректор, директор, декан, заместитель декана, ассистент, доцент, лаборант, секретарь, факультет, кафедра, лаборатория, занятие, урок, лекция, семинар, зачёт, конспект, диссертация, библиотека, библиотекарь, выпускник, выпускница, семестр, диплом.

7 Запишите во множественном числе данные существительные.

Народ, гражданин, мужчина, женщина, ребёнок, индиец, араб, японец, украинка, белорус, поляк, туркмен, господин, товарищ, друг, хозяин, продавец, покупатель, водитель, шофёр, брат, сестра, подруга, отец, мать, сын, дочь, жених, невеста, поколение.

8 Напишите, кто живёт в данных странах.

Например: Вьетнам – вьетнамец – вьетнамцы; вьетнамка – вьетнамки.

Франция, Англия, Америка, Польша, Германия, Египет, Алжир, Бразилия, Италия, Турция, Украина, Китай, Мексика, Индия, Россия, Армения, Туркменистан.

9 Образуйте, где возможно, формы множественного числа от следующих существительных.

Автобус, вопрос, экономист, журналист, политик, студенчество, текст, проблема, столица, государство, право, событие, молодёжь, словарь, врач, герой, профессор, ненависть, любовь, болезнь, злость, лес, берег, таблица, глаз, ухо, язык, молоко, мука, здание, значение, нефть, капуста.

10 В предложениях выделенные существительные поставьте в форму множественного числа.

1 Под горой бьёт холодный ключ. 2 Вдали мелькнул огонёк. 3 Яркий луч солнца осветил комнату. 4 В поле собралась большая стая птиц. 5 В саду поёт соловей. 6 Идёт сильный дождь. 7 Далеко в море белеет парус.

8 Напротив нашего дома растёт дерево. 9 В комнате тишина, слышно только, как скрипит перо. 10 Хозяин приветливо встретил гостей. 11 Друг часто пишет мне письма. 12 Стул стоит в углу комнаты.

2 Имя прилагательное В русском языке форма прилагательного зависит от существительного, с которым оно согласуется. Имя прилагательное изменяется по родам и числам (таблица 3).

Таблица 3 – Единственное и множественное число прилагательных

11 Вместо точек вставьте окончания прилагательных, образуйте множественное число.

Например: государственный визит, государственная проблема, государственное знамя, государственные визиты, проблемы, знамёна.

Правительствен… приём, делегация, встреча; дружеск… визит, встреча, приветствие; студенческ… праздник, демонстрация, общежитие;

белорусск… флаг, республика, общество; мирн… договор, политика, предложение.

12 Вместо точек вставьте правильные окончания.

Больш… студенческ… общежитие, нов… иностранн… студент, длин… трудн… грамматическ… упражнение, интересн… информационн… программа, плох… дождлив… погода, сложн… межнациональн… проблема, белорусск… ежедневн… газета, официальн… дружеск… визит, французск… правительствен… делегация, коротк… тёпл… дружеск… беседа, нормальн… политическ… обстановка, видн… политическ… деятель.

13 Вместо точек вставьте правильные окончания.

Осенн… дождлив… пасмурн… холодн… день, зимн… тёпл… хорош… пальто, трудн… летн… экзаменационн… сессия, больш… студенческ… лаборатория, толст…, домашн… тетрадь, вчерашн… вечерн… газета, больш… весёл… студенческ… концерт, китайск… национальн… праздник, близк… искренн… добр… друг, современн… молод… поколение, древн… красив… славянск… город.

14 Напишите антонимы к данным прилагательным.

Старый человек, старая книга, тяжёлая сумка, тяжёлая работа, грустный рассказ, маленький текст, холодный день, холодный приём, холодный чай, узкое платье, светлая комната, скучный фильм, громкая музыка, прилежный студент, высокое здание, мелкая река, чистые руки, злые глаза, замкнутый характер, худой ребёнок, шумная улица.

2.1 Разряды по значению имен прилагательных В русском языке прилагательные по значению делятся на качественные (холодный, огромный, красный), относительные (деревянный, городской, студенческий) и притяжательные (дедушкин, отцов, птичий) (таблица 4).

Таблица 4 – Разряды прилагательных

15 Разделите прилагательные на качественные, относительные и притяжательные.

Студенческий, трудный, лисий, приморский, грустный, праздничный, интересный, мамин, свободный, детский, радостный, гомельский, красивый, волчий, высокий, солёный, деревянный, коричневый, тёплый, узкий, городской, медвежий, горький, кожаный, старинный, великолепный, сосновый, железный, крепкий, золотой, зимний, сладкий, домашний, хрустальный, кошачий.

16 От данных существительных образуйте притяжательныеприлагательные.

Отец, царь; мама, бабушка, дедушка, тётя, дядя, сестра, папа, хозяйка, Петя, Маша, кошка, мышка; лиса, обезьяна, дельфин, пингвин, павлин;

рыбак, волк, ишак; черепаха; лебедь, лошадь, лось, мышь; сокол, комар, тигр; сова, пчела, оса; соловей, муравей, змея; заяц, белка, птица, медведь, верблюд, конь, слон, вол.

17 Замените относительные прилагательные синонимичными конструкциями.

Например: приморский город – город у (на берегу) моря.

Утренний завтрак, автобусный билет, детская игра, дорожный указатель, политический шаг, каменный дом, экономическое развитие, иностранный язык, физическая лаборатория, книжный шкаф, университетская библиотека, дверной замок, молодёжный центр, шёлковый шарф, русская традиция, пассажирский поезд, обратный билет.

18 Определите разряд прилагательных.

Золотое кольцо, золотой человек, медвежья шуба, медвежья услуга, железный характер, железная дорога, собачья будка, собачья преданность, волчий след, волчий голод, хрустальная вода, хрустальная ваза, осенняя погода, осеннее настроение, бархатное платье, бархатная кожа, шоколадные конфеты, шоколадный загар, ледяная гора, ледяной взгляд.

Читайте также:  Что такое прилагательное в русском языке начальная школа 2 класс

2.2 Полные и краткие имена прилагательные Качественные прилагательные могут быть полными (интересный рассказ, интересная повесть, интересное предложение, интересные новости) и краткими (рассказ интересен, повесть интересна, предложение интересно, новости интересны) (таблица 5) Таблица 5 – Полные и краткие прилагательные

19 От прилагательных образуйте краткую форму.

1) богатый – богат, (богата, богато, богаты), красивый, тяжёлый, широкий, здоровый, вежливый, трусливый, женатый, пустой, смелый, грубый, горячий, свежий, уверенный;

2) узкий – узок, (узка, узко, узки), тонкий, низкий, звонкий, сладкий, гадкий, гладкий, лёгкий, близкий, крепкий, смешной;

3) страшный – (страшен, страшна, страшно, страшны), трудный, свободный, правильный, бедный, больной, бледный, нужный, полезный, вредный, сложный, важный, жадный, грязный, нежный, скрытный, откровенный;

4) хитрый – хитёр (хитра, хитро, хитры) острый, умный, сильный.

20 Замените полные прилагательные краткими.

Например: строгий преподаватель – преподаватель строг.

Трудный вопрос, бедный крестьянин, богатый предприниматель, больной студент, нужная книга, бледное лицо, свободное место, занятая аудитория, вредный табак, хитрый вор, правильный ответ, лёгкий чемодан, полезный витамин, уверенный в себе человек, красивая девочка, откровенный со мной приятель, интересные лекции, скучная книга, хорошая погода, умный совет, сложная задача, чистая вода, мудрая женщина, жадный старик, здоровый ребёнок, молодое поколение, ужасный поступок, тихая ночь, горячая плита, смешной вид, ясный день, упрямое животное, дорогие покупки, сильный дождь.

21 Вместо точек вставьте в нужной форме полное или краткое прилагательное.

1 По характеру он очень …, двух слов не скажет за вечер. В этот день он был очень … (молчаливый). 2 Будь …, на улице гололёд. Всегда и во всём …, он в этот раз действовал смело и решительно (осторожный). 3 Он …, когда занимается своими делами, и …, если речь идёт о делах общественных. Он очень …, никто не может сказать, что он … человек (энергичный, ленивый). 4 Этот вопрос … для школьников, не нужно давать его на экзамене. Этот вопрос … для школьников, но вполне доступен для студентов (трудный). 5 Дорога … для легковых машин, но непригодна для грузового транспорта. Дорога …, вы сможете без труда по ней проехать (широкий). 6 Роман, … на Западе, не знаком российским читателям. Роман … на Западе и должен найти своего читателя в России (известный). 7 Квартира, … для семьи из трёх человек, нам не подходит.

Квартира … для семьи из трёх человек, вы сможете прекрасно в ней жить (удобный). 8 Это вопрос … для всех, надо на нём остановиться. Этот вопрос, … для всех, меня не заинтересовал (интересный).

22 Образуйте, где возможно, краткую форму прилагательных.

Живой человек, живая природа; звонкий голос, звонкий согласный;

глухой старик, глухая деревня; грязная одежда, грязная игра; острый нож, острый ум; холодная вода, холодное оружие; легкая сумка, лёгкая промышленность; крепкая стена, крепкое вино; слабый человек, слабый пол; длинная дорога, длинный язык; тяжелые условия, тяжелая атлетика;

черная вода, Черное море.

23 Определите разницу в значениях полных и кратких прилагательных:

1 Дом был большой, с двумя этажами. Эти брюки тебе велики на один размер. Пушкин – великий русский поэт.

2 Ко мне подошёл маленький мальчик с мячом в руках. Туфли мне малы, надо померить другие. Высоко в небе светилась Малая Медведица.

3 Надо привести рабочее место в должный порядок. Я не должен этого делать.

1 Определите род существительных, подберите к ним прилагательные.

Континент, родина, село, район, океан, родник, площадь, автомобиль, гостиница, конференция, киоск, январь, делегация, посольство, беседа, ситуация, приветствие, день, знамя, жизнь.

2 Образуйте множественное число существительных.

Автобус, вопрос, молодёжь, нефть, ребёнок, индиец, конспект, господин, товарищ, друг, хозяин, мать, сын, поколение, факультет, рынок, адрес, профессор, чудо.

3 Разделите прилагательные на качественные, относительные и притяжательные.

Интересный фильм, автобусный билет, лисий хвост, экономические проблемы, папина машина, молодёжный театр, иностранный язык, железный характер, шоколадный загар, городской парк, высокое здание, опытный врач, голубое небо, золотые руки, светлая комната, современная техника, южные страны, известный писатель, медвежий нос, праздничный концерт.

4 От данных существительных образуйте притяжательные прилагательные.

Отец, дедушка, обезьяна, рыбак, мышь, сокол, лошадь, белка, птица, верблюд.

1 Определите род существительных, подберите к ним прилагательные.

Студент, профессор, правило, яблоко, врач, дождь, камень, расписание, день, жизнь, сессия, помощь, экскурсия, статья, вещь, ключ, программа, край, работа, наука.

2 Образуйте множественное число существительных.

Город, здание, окна, красота, передача, улица, корпус, бензин, друг, мастер, остров, сын, шоколад, сосед, хозяин, аудитория, слово, яблоко, заявление, этаж.

3 Разделите прилагательные на качественные, относительные и притяжательные.

Газетная статья, современный город, футбольный мяч, опытный врач, солёная рыба, умный студент, зимние каникулы, медвежья шуба, медвежья услуга, свежий воздух, дедушкино кресло, зелёный дом, молодой человек, кошачьи глаза, трудное задание, белорусский флаг, известный роман, золотое кольцо, хрустальная вода, ледяной взгляд.

4 От данных существительных образуйте притяжательные прилагательные.

Сестра, кошка, олень, волк, лебедь, тигр, соловей, змея, комар, хозяйка.

3 Родительный падеж имен существительных и имен прилагательных Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого?

чего? Форма падежа прилагательного зависит от существительного, с которым оно согласуется. Прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые окончания, во множественном числе форма прилагательных одинакова для всех родов. Система окончаний существительных и прилагательных представлена в таблице 6.

Таблица 6 – Родительный падеж

24 От существительных единственного числа образуйте форму родительного падежа. Обратите внимание на беглые гласные о и е.

1) сон – сна, лёд – …, день – …, пень – …, ложь – …, любовь – … ;

2) ковёр – ковра, костёр – …, осёл – …, листок – …, звонок – …, цветок – …, кипяток – …, молоток – …, потолок – …, мизинец – …, певец

– …, глупец – …, конец – …, отец – …, ветер – …, танец – …, палец – …, перец – …, камень – …, кашель – …, корень – …, локоть – …, рынок – …, огонь – …, ребёнок – …, котёнок – …, медвежонок – … ;

3) итальянец – итальянца, ирландец – …, испанец – …, африканец – …,индиец – индийца, индеец – …, австралиец – …, китаец – …, бразилец

4) имя – имени, время – …, знамя – …, племя – …, семя – … ;

5) мать – матери, дочь – ….

25 От существительных множественного числа образуйте форму родительного падежа. Обратите внимание на беглые гласные о и е.

Капли – капель, вафли – …, нитки – …, булки – …, вилки – …, иголки

– …, коробки – …, оливки – …, тарелки – …, улыбки – …, бутылки – …, сказки – …, сёстры – сестёр, люди – людей (человек), годы – лет, сотня – …, носки – носков, земли – …, числа – ….

26 Используя образец, дайте отрицательный вариант предложений.

Образец: На улице дождь – На улице нет дождя (На улице нет ни дождя, ни снега);

1 В стакане есть вода. 2 В моем доме есть лифт. 3 У водителя есть талоны и проездные билеты. 4 В театре есть буфет. 5 На первом этаже есть гардероб. 6 В гастрономе есть молочный отдел. 7 Разве у вас есть свободное время? 8 Скажите, пожалуйста, у вас есть общие тетради?

9 Между действиями спектакля есть перерыв. 10 У меня есть своё мнение по этому вопросу. 11 В газете есть программа передач на эту неделю.

27 Слова, данные в скобках, поставьте в родительном падеже.

Кочан (капуста), гроздь (виноград), связка (бананы, ключи), головка (лук, чеснок), долька (чеснок, апельсин), пучок (петрушка, редис, морковь), плитка (шоколад), пакет (молоко, сок, кефир), пачка (соль, сахар, масло), коробка (конфеты, печенье), коробок (спички), буханка (хлеб), кусок (хлеб, булка), кусочек (сыр, колбаса, ветчина, огурец).

28 Используя слова из правого и левого столбцов, составьте все возможные словосочетания.

Два, пять, кусок, кочан, Печенье, капуста, дым, соль, бутылка, пакет, долька, банка, кефир, масло, мандарин, огурец, коробка, литр, мешок, стакан, сахар, шпроты, торт, спички, горсть, щепотка, много, буханка, чеснок, варенье, майонез, хлеб, коробок, упаковка, блок, пачка, зефир, орехи, шампанское, ветчина, бокал. картофель, молоко, сигареты.

29 Используя образец, трансформируйте глагольные словосочетания в именные. Обратите внимание на падеж.

Измерять глубину – измерение глубины, изучать грамматические правила – …, исполнять желания – …, оформлять визу – …, употреблять инфинитив – …, провозглашать свободу – …, расширять границы – …, получать положительные результаты – …, освещать события – …, склонять существительное – …, определять качество – …, обсуждать проблемы – …, освобождать народ – …, награждать победителя – …, посещать выставку – ….

Использовать механизмы – использование механизмов, подписать договор – …, заимствовать слова – …, праздновать юбилей – …, обдумывать план действий – …, преподавать математику – …, издать книгу – …, завоевать чужую территорию – …, разжигать костёр – ….

Выдвигать (г/ж) кандидатов – выдвижение кандидатов, опровергать (г/ж) информацию – …, установить (в/вл) законы – …, спрягать (г/ж) глаголы – ….

3.1 Родительный падеж с предлогами 30 Вставьте предлоги из, из-за или из-под.

1 Костюм и рубашку возьми … (шкаф). 2 Мы слышали голоса, доносившиеся … (стена). 3 Лодка выплыла … (мост) и поплыла в направлении острова. 4 Гости встали … (стол) и прошли в гостиную.

5 … (окно) был виден парк и небольшое озеро. 6 Мальчик лет восьми с любопытством выглядывал … (спина) брата. 7 Он достал … (карман) связку ключей. 8 … (дом) вышел молодой человек и направился к остановке автобуса. 9 Достань, пожалуйста, блокнот … (моя сумка).

10 Неожиданно … (ёлка) выскочил испуганный заяц.

31 Используя предлоги от, из или с, к данным словам подберите пары со значением противоположного направления.

Например: на пляж – с пляжа; в горы – с гор; к отцу – от отца.

На концерт, на улицу, к врачу, на день рождения, к другу, на спектакль, в парк, на праздник, к знакомым, на фестиваль, в театр, к родственникам, на море, на стадион, на занятия, в библиотеку, на балет, в лес, на озеро, в здание, к хирургу, в гости, на карнавал, в собор.

32 Ответьте на вопросы, используя следующие слова:

Куда вы ездили? – Откуда вы приехали?

Спортзал, читальный зал, рынок, универмаг, Минск, хозяйственный магазин, родина, буфет, столовая, больница, университет, почта, дискотека.

33 Закончите предложения:

1 Мы ходили … (наша подруга, новое общежитие). Мы встречали Новый год …. 2 Студенты во время каникул ездили … (свои родители, родина). Они отдыхали …. 3 Я ходил … (наша поликлиника, зубной врач). Я всегда лечу зубы только …. 4 Мы ходили (свой друг, больница).

Мы были …. 5 Мой друг хочет завтра пойти … (деканат, наш декан).

Завтра в 9 часов он должен быть …. 7 Он ездил … (его мексиканский друг, Москва). На зимних каникулах он был …. 8 Завтра вечером я пойду … (гости, мои новые друзья). Вчера вечером я был …. 9 Журналисты пойдут …. (пресс-конференция, известный актёр). Они были ….

34 Замените придаточные предложения существительными с предлогом без.

Например: Если у тебя не будет билета, тебе не удастся пойти на концерт. – Без билета тебе не удастся пойти на концерт.

1 Когда уедут твои друзья, будет скучно. 2 Если у нас не будет машины, нам до города не добраться. 3 Если не делать физических упражнений, трудно держать себя в форме. 4 Если ты не сдашь вступительные экзамены, ты не поступишь в институт. 5 Когда на море не будет ветра, мы не сможем плавать под парусом. 6 Если бы не ваши советы, я никогда не закончил бы эту работу в срок. 7 Если не проводить серьёзных научных исследований, невозможно добиться положительных результатов. 8 Когда у меня нет обеденного перерыва, я заканчиваю работать на час раньше.

35 В предложениях вместо точек вставьте необходимые по смыслу предлоги от или из. Слова в скобах поставьте в нужном падеже.

1 Концерт всем понравился. Никто не мог скрывать своих чувств … (восторг). 2 Я приду на этот вечер только … (уважение) к вам. 3 Мне ничего не нужно, я заглянул сюда … (любопытство). 4 Хочется отдохнуть, я очень устал … (экзамены). 5 Вы думаете, я сделал это … (зависть)?

6 … (вода) наша одежда промокла. 7 Он помог нам … (сострадания).

8 Она вскрикнула … (испуг), но быстро взяла себя в руки. 9 Конечно, он думает иначе, но спорит с тобой. (вредность). 10 … (злость) он может многое ему наговорить. 11 Конечно, он получил приглашение, но не придёт на этот вечер … (гордости). 12 Услышав этот страшный звук, я остановился и замер … (ужас). 13 Он не разрешил ей поехать с нами … (ревность). 14 Он никогда не разделял нашу точку зрения и в этот раз не поддержит нас … (принцип).

36 Используя предлог вместо, из двух предложений составьте одно.

Например: Мы должны были заниматься в четверг. Занятия будут в пятницу. – Вместо четверга занятия у нас будут в пятницу.

1 Мои родители остались дома. Встречать меня на вокзал поехал мой брат. 2 Выходной день у нас был в понедельник. В воскресенье все работали. 3 Телеграмму я дать не смог. Я позвонил домой по телефону.

4 Из-за дождя на стадион мы не пошли. Мы решили сходить в кино. 5 Я не люблю чай. Но я бы с удовольствием выпил чашечку кофе. 6 Я не смогу принять участие в соревнованиях. Мой друг будет участвовать в соревнованиях по лёгкой атлетике.

37 В предложениях вместо точек вставьте выделенные существительные с необходимыми по смыслу предлогами: от или из-за.

1 … все окна в доме были открыты. … на его лице выступил пот (жара). 2 Его глаза горели …. Его не любят многие коллеги … (любопытство). 3 Мы так долго смеялись, что у меня … появились слёзы на глазах. В зале стоял хохот, и мы почти ничего не слышали … (смех).

Читайте также:  Имя прилагательное по английскому языку упражнения

4 Больному … было трудно ходить. У него кружилась голова … (слабость). 5 На душе становилось легко и приятно …. Я не мог уснуть всю ночь … (жара). 6 Его лицо исказилось …. Сейчас я не могу ни о чем думать … (боль).

38 В предложениях вместо точек вставьте выделенные существительные с необходимыми по смыслу предлогами: от или с (со).

1 Она не знала, что делать …. Когда теряешь надежду, можно на себя руки наложить … (отчаяние). 2 Здесь очень скучно, хоть волком вой …. Зимой в деревне делать нечего, … в голову приходят самые разные мысли (тоска). 3 … он не мог сказать ни слова. … можно много чего натворить (испуг). 4 Он сгорел …, когда вспомнил своё вчерашнее поведение. … и он не мог ни на кого взглянуть (стыд). 5 … лицо его похудело. Кормят здесь плохо, умереть можно … (голод).

Вставьте, где необходимо, предлоги. Слова в скобках поставьте в родительном падеже.

1 … (уважительная причина) нельзя пропускать занятия.

2 … (плохая погода) мы остались дома.

3 … (страх) я залез на дерево.

4 … (сильная боль) он кричал во сне.

5 … (уважение) ты должен помочь другу исправить свою ошибку.

6 Я купил этот подарок … (младшая сестра).

7 Он знает, что не прав, но сделает все по-своему … (вредность).

8 Я хотел ему ответить, но не сделал этого … (усталость).

9 … (горе) его лицо похудело.

10 … (ваши советы) я не смог бы закончить работу во время.

11 Мне ничего не жалко … (свои друзья).

12 У него болела голова … (жара).

13 … (мои друзья) двое … (маленькие дети).

14 Я очень скучаю … (свои родители).

15 Наконец показалось солнце … (черная туча).

Вариант 2

Вставьте, где необходимо, предлоги. Слова в скобках поставьте в родительном падеже.

1 Что я могу сделать … (самый дорогой человек).

2 Магазин работает … (девять) утра … (восемь) вечера.

3 Он принес коробку (конфеты), две (пачка печенья) и две бутылки (вино). – Какого (вино)? – Две бутылки (шампанское).

4 Я это сделаю только … (уважение к вам).

5 … (его невнимательность) мы чуть не попали в аварию.

6 Мальчик, не стесняйся (этот человек), он врач.

7 Я не боюсь … (кошки, собаки и лошади), а боюсь только … (мыши, крысы, змеи и крокодилы).

8 Чемодан очень тяжелый, нужно избавиться … (лишние вещи).

9 Автобус проехал …(наша остановка).

10 Мне всегда не хватало и сейчас не хватает … (время и деньги).

11 Он хочет достичь … (своя цель), для этого ему надо добиться … (хорошие результаты).

12 Позднее мы ещё коснёмся … (этот вопрос).

13 Он рассердился и наговорил много … (лишнее).

14 Он хочет добиться … (большая слава).

15 Мы должны отказаться … (ваше предложение).

4 Дательный падеж имен существительных и имен прилагательных Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому?

чему? Форма падежа прилагательного зависит от существительного, с которым оно согласуется. Система окончаний существительных и прилагательных в дательном падеже представлена в таблице 7.

Таблица 7 – Дательный падеж

40 Образуйте форму дательного падежа.

Автомобиль, жизнь, календарь, радость, строитель, корабль, день, корень, ливень, дождь, путь, локоть, огонь, камень, январь, боль, свежесть, власть, грязь, обувь, дверь, смерть, кровать, метель, печаль, цель, мысль, ладонь, память, осень, ненависть, имя, кровь, проспект, секретарь, помощь, месяц, злость, дочь, внимание, совет, врач, болезнь.

41 Раскройте скобки, поставив словосочетания в дательном падеже.

1 Я помог (пожилая женщина) перейти через дорогу. 2 (Ваш племянник) уже три года! Как быстро летит время! 3 Надеюсь, (все участники конференции) сообщили о том, что экскурсия завтра в 10 часов утра. 4 (Наш гость) нужно показать все достопримечательности Петербурга. 5 Декан разрешил (студент) сдавать экзамен досрочно.

6 В том году (мой научный руководитель) исполняется пятьдесят один год. 7 Я обещал (моя мама) приехать через месяц. 8 Об этой истории я рассказал (все мои знакомые). 9 Он каждый вечер звонит (своя любимая девушка). 10 Передайте, пожалуйста, привет (наш общий друг). 11 Вы рассказали (врач) о своих проблемах? 12 Она написала (родители), что хорошо сдала экзамен. 13 Ваша музыка мешает спать (соседи по этажу).

42 Поставьте, слова, стоящие в скобках, в нужном падеже.

1 (Студенты) надо много заниматься, если они хотят хорошо сдать экзамен. 2 Она рада (новости) из дома. 3 (Мой друг) нельзя опаздывать, он живёт в Москве уже год и (он) пора научиться рано вставать. 4 (Мы) было весело на вечере в клубе. 5 (Друзья) было скучно на лекции, потому что они ничего не понимали. 6 (Иностранные студенты) трудно говорить порусски. 7 Если (вы) холодно, закройте окно. 8 (Новая студентка) очень трудно в этой группе.

43 Используя существительные в дательном падеже, запишите синонимичные варианты предложений.

Например: Зрители скучают. – Зрителям скучно.

1 Некоторые студенты не понимают объяснения преподавателя.

2 Мой друг интересуется русской классической литературой. 3 Эту работу с трудом сможет сделать специалист. 4 Наша подруга обиделась. 5 Любой человек с чувством неприятия слушает ложь. 6 Больной с трудом ходит.

44 Используя слова можно, нельзя, надо, необходимо, следует, стоит, запишите синонимичный вариант предложений.

1 Больной не должен ходить. 2 Твои родители могут поехать на море в сентябре. 3 Ваш сын должен заниматься, если хочет успешно сдать экзамен. 4 Ребёнок нуждается в свежем воздухе. 5 Пассажиры не должны стоять у дверей и проходить в середину автобуса. 6 Студенты и преподаватели не имеют права курить в здании университета. 7 Пешеходы могут переходить улицу на зелёный свет. 8 Посетители библиотеки не могут выносить книги из читального зала. 9 Посторонние не должны заходить на территорию завода 10 Каждый человек нуждается в том, чтобы его понимали.

45 Используя конструкции с дательным падежом, запишите синонимичные варианты предложений.

1 Преподаватель сегодня плохо себя чувствует. 2 Мой старший брат смог достать билеты на концерт. 3 Все спортсмены хотят прийти к финишу первыми, но не у всех это получается. 4 Интересно, какие сны видят животные? 5 У меня сын пяти лет и дочь девяти лет. 6 Не все студенты смогут сдать зачёт. 7 Мои дети любят собирать грибы. 8 Все пассажиры должны пристегнуть ремни. 9 Мой брат плохо себя чувствует.

10 Было очень поздно, но мои друзья успели сесть на последний автобус и доехали до дома. 11 Зрители не могут входить в зрительный зал во время спектакля. 13 Студенты должны прочитать эту книгу, чтобы сдать зачёт.

4.2 Дательный падеж с предлогами 46 Вместо точек вставьте необходимый по смыслу предлог к или по.

1 Ты не видел моего учебника … (математика)? 2 Мы ехали … (вокзал) очень медленно, так как на улицах были пробки. 3 Разрешите представить вам моего товарища … (институт). 4 Вчера я не встречался с ним, мы только разговаривали … (телефон). 5 Я думаю, работа будет окончена … (выходные дни). 7 После окончания школы мои друзья разъехались … (разные города). 8 Вчера я не был на занятиях … (уважительная причина). 9 – Кто звонил? – Точно не знаю, но … (голос) это был Андрей. 10 Завтра вы должны прийти в университет … (первая пара). 11 На вечеринке было весело, и мы разошлись … (дома) только в полночь. 12 Мы подошли … (театральная касса) перед самым началом спектакля. 13 Я не поеду на экскурсию, мне надо пойти … (зубной врач).

47 Выполните по образцу.

Образец: Любить (что?) родину – любовь (к чему?) к родине.

Уважать (кого) родителей –. ; доверять (кому) другу –. ; ненавидеть (кого, что) беспорядок –. ; сочувствовать (чему) горю –. ;

интересоваться (чем) театром –.

48 Используя глаголы испытывать, чувствовать, проявлять и образованные от выделенных глаголов существительные, запишите синонимичные варианты предложений.

Интересоваться – интерес: испытывать интерес, проявлять интерес.

1 С ранних лет он начал интересоваться живописью: рассматривал альбомы по искусству, рисовал, читал книги о великих художниках.

2 Я всегда уважал твою независимость. 3 Трудно любить то, что ты никогда не пробовал. 4 Он всегда сочувствовал людям, чувствующим себя не очень уверенно в незнакомой компании. 5 Ты знаешь, что я доверяю твоему брату во всём. 6 По характеру он был очень деспотичным, ненавидел любые проявления независимости в семье и на работе.

49 Вместо точек вставьте необходимые по смыслу предлоги благодаря чему? или из-за чего?

1 … (сильный ветер) трудно было идти. 2 … (хорошая работа врачей) операция была проведена успешно. 3 Ребёнок плохо ест … (болезнь). 4 … (гололёд на дороге) ехать приходилось очень медленно.

5 Я смог хорошо подготовиться к экзаменам … (вашим конспекты).

6 … (это лекарство) через несколько дней я уже нормально себя чувствовал. 7 … (командировка) я не смог вернуться домой на праздники.

8 Во вторник я не присутствовал на занятиях … (плохое самочувствие).

50 Вставьте предлоги вопреки чему? или несмотря на что?

1 … (неблагоприятный прогноз погоды) соревнования прошли удачно. 2 … (позднее время) в парке было много народу. 3 … (мои ожидания) матч закончился со счётом 2:3 в пользу противника.

4 … (сильный мороз) на экскурсию поехали все. 5 …(мнение специалистов) строительство было закончено на месяц раньше срока. 6 … (огромный опыт) он долго не мог устроиться на работу по специальности.

7 … (запрещающий дорожный знак) машина остановилась у тротуара.

51 Составьте словосочетания с глаголами, требующими после себя формы дательного падежа.

Контрольные упражнения Вариант 1 Вставьте, где необходимо, предлоги. Слова в скобках поставьте в дательном падеже.

1 Я очень привык … (ваша семья).

2 В деревне я очень люблю ходить … (трава).

3 … (конец дня) все очень устали.

4 … (прогноз погоды) солнца не было, наоборот, шёл дождь.

5 Я не очень доверяю … (этот человек).

6 10 Передай привет … (все мои друзья).

7 Не завидуй … (он), у него не так всё хорошо.

8 У него всегда был интерес … (иностранные языки).

9 … (мои расчёты), нам надо для завершения этой работы два дня.

10 Он отличный специалист … (физика).

11 Я иду … (свои дела).

12 Я иду в гости … (моя соседка).

13 Жаль, что я проиграл вчера … (мой друг) в шахматы.

14 Я очень хорошо отношусь … (этот человек и его подруга).

15 Мы пропускаем занятия только … (уважительная причина).

Вариант 2 Вставьте, где необходимо, предлоги. Слова в скобках поставьте в дательном падеже.

1 Он любит путешествовать … (разные города и разные страны).

2 … (совет отца) сын пошел работать, а не учиться.

3 Он, как ребёнок, радовался … (подарок).

4 … (твоё предложение) я отношусь очень серьёзно.

5 Мне трудно привыкнуть … (холодный климат).

6 Я завидую … (твоё спокойствие).

7 В жизни всегда надо стремиться … (успех).

8 Мне придётся подчиниться … (ваше решение) и поехать за город.

9 Не слушай музыку, когда готовишься … (экзамены), это мешает … (твои занятия).

10 Он принадлежал… (молодое поколение реформаторов).

11 Они всегда шли вперёд … (опасности).

12 Мы всё сделали … (распоряжение директора).

13 Этот ребёнок очень способный … (математика).

14 (моя сестра) нездоровилось, и мы остались дома.

15 Мне нужно закончить работу … (следующая среда).

5 Винительный падеж имен существительных и имен прилагательных Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы кого?

что? Форма падежа прилагательного зависит от существительного, с которым оно согласуется. Система окончаний существительных и прилагательных в винительном падеже представлена в таблице 8.

Таблица 8 – Винительный падеж

52 Ответьте на вопросы, используя слова в скобках.

1 Что ты будешь есть? (Мясо, рыба, салат). 2 Что ты будешь пить?

(Пиво, сок или минеральную воду). 3 Что мы будем писать сегодня на уроке? (Диктант, сочинение или контрольная работа). 4 Что надо взять с собой? (Паспорт или виза). 5 Что он купил в киоске? (Газета, журнал, открытка, блокнот, бумага). 6 Что этот парень хочет на день рождения?

(Велосипед, мотоцикл или машина). 7 Что слушали студенты в клубе?

(Лекция, беседа, доклад, музыка). 8 Если у тебя будет много денег, что ты купишь? (Компьютер, машина, самолёт, яхта, магазин, фабрика, килограмм конфет). 9 Что учит студент? (Урок, текст, песня, задание, стихотворение, правило, цитата). 10 Кого слушают студенты? (Министр, ректор, декан, преподаватель, лектор, гид, экскурсовод). 11 Кого вы часто вспоминаете? (Мать, отец, бабушка, дедушка, сестра, брат, подруга, друг, приятель, учитель). 12 Кого вы встречаете утром? (Комендант, медсестра, уборщица, лаборантка, староста) 13 Кого вы ждёте? (Преподаватель, сосед, соседка, студент, студентка).

53 Ответьте на вопросы, используя слова в скобках.

1 Кого вы видели вчера? (Наши общие друзья). 2 Кого ты вчера встретил(а)? (Мои лучшие подруги) 3 Я даже сразу не узнал(а) (Мои родственники). 4 Надо встретить в аэропорту (Ваши приятели). 5 Не надо обвинять (Эти люди). 6 Я очень люблю (Мой папа и моя мама). 7 Я очень рад(а) за (Твой друг). 8 Я хочу покормить (Моя собака). 9 Дайте мне обнять (Мой дедушка и моя бабушка). 10 Я буду всегда любить и защищать (Мой сын и моя дочь). 11 Как хорошо, что мы поддержали (Наш друг) в трудную минуту! 12 Ты должен слушаться (Мама и папа).

54 Слова в скобках поставьте в нужном падеже.

1 Я потеряла (книга), вы её не видели? 2 Весь вечер я читал (газета), а моя младшая сестра смотрела (телевизор). 3 Вчера нас дома не было, мы провожали (наши родственники). 4 Я посмотрел (ваше расписание) и узнал, в какой аудитории вы занимаетесь. 5 Сегодня мне надо поздравить (моя сестра) с днём рождения. 6 Я не видел (мой друг) больше года. 7 Я потерял (билет) на поезд. 8 Надо освободить (дорога), двум машинам здесь не проехать. 9 Нажмите (кнопка), сделайте (ваш выбор). 10 Повесь (пальто) на вешалку, а (шапка) можешь оставить здесь. 11 Ты едва не опрокинул (ваза), будь более внимательным. 12 Я не рассматривал (твоё предложение) серьёзно.

Читайте также:  Вписать прилагательные по смыслу выпить кофе

55 Вместо точек вставьте необходимые по смыслу слова. Укажите варианты.

Слова для справок: минута, всё утро, лето, целый год, неделя, целый день, весь вечер, сто лет, месяц, вся дорога.

1 Мы прожили в России … и смогли не только изучить русский язык, но и познакомиться с культурой и традициями этой страны. 2 … я смотрел телевизор и не слышал вашего звонка. 3 … тебя не видел! Где ты пропадал? 4 Дождь шёл …, и мы не поехали за город. 5 Мы были в Минске …, и я ужасно соскучился. 6 … я думал о забытых дома вещах.

7 Мы гуляли по городу … и ужасно устали. 8 … я провёл у друзей на море: плавал, загорал, прекрасно отдохнул. 9 Нас прервали, а я говорил по телефону только … 10 Почти …, или, если быть точным, шесть с половиной дней мы плыли на корабле из Англии в Нью-Йорк.

56 Слова в скобках поставьте в правильном падеже.

1 Не говорите (ответ), я сам попробую догадаться. Не говорите (ерунда), вы не знаете этого человека. 2 Он не тратил (время) даром и смог добиться больших успехов. Не трать (деньги) на пустяки. 3 Не роняй (достоинство), держи голову прямо. Не роняй (слёзы) напрасно, слезами горю не поможешь. 4 Нам не удалось остановить (машина), пришлось ехать на автобусе. Мы не встретили на дороге ни (легковая машина), ни (грузовая машина). 5 (Здоровье) – за деньги не купишь. Я не купил (карандаш и линейка), потому что магазин был закрыт. 6 В зале было темно, и мы не нашли (выход). Он не нашёл (выход) из ситуации и должен был уйти с работы. 7 Я не сделал (упражнения по грамматике). К тридцати годам он не сделал (карьера) в бизнесе. 8 Не теряй (надежда), я уверен всё образуется. Смотри, не потеряй (ключи от квартиры).

57 Слова в скобках поставьте в нужном падеже. Объясните выбор.

1 Я не вижу (смысл) в вашем поступке. 2 На улице было минус двадцать, но мы не чувствовали (холод). 3 Мы не считали (эта работа) бесполезной. 4 Я не понимаю (ваше поведение), последнее время вы ведёте себя странно. 5. Когда он работал, он не замечал (ничто вокруг).

6 Я едва не потерял (ручка). 7 Я не понял (ваш вопрос), повторите, пожалуйста, ещё раз. 8 К сожалению, он не понимает (наши проблемы).

9 Извините, я задумался и не слышал (ваш звонок). 10 Вчера я не успел написать (контрольная работа).

5.1 Винительный падеж с предлогами 58 Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги в или на.

Сесть … стул, сесть … тюрьму, выйти … дверь, выйти … порог, положить бельё … стиральную машину, положить книги … полку, вылететь … окно, вылететь … Луну, посадить самолёт …аэродром, посадить растение … землю, пройти … балкон, пройти … самолёт, опустить … Землю, опустить … почтовый ящик, класть … тарелку, класть … папку, бросить жетон … автомат, бросить спасательный круг … воду.

59 Вместо точек вставьте необходимые по смыслу предлоги в или на. Слова в скобках поставьте в нужном падеже.

1 Эти цветы надо завернуть … (бумага), иначе они замёрзнут.

2 Положи мне, пожалуйста, торт … (тарелка). 3 Посмотри на себя … (зеркало), у тебя очень усталый вид, тебе надо отдохнуть. 4 Посмотри … (витрина), вот та сумка, о которой я тебе говорила. 5 Загляни … (словарь), может быть, там ты найдёшь нужное тебе слово. 6 Давай пройдём … (центр) зала, может быть, там мы его встретим. 7 Пальто ты можешь повесить … (вешалка). 8 Не надо класть книги … (ящик), положи их лучше … (стол). 9 Положи … (сковородка) масло и поставь её … (огонь).

60 Определите в предложениях значение предлога за, под, на.

1 Давайте поднимем эти бокалы за здоровье хозяйки дома. 2 Нам удалось подготовиться к экзамену за неделю. 3 Сегодня мне придётся дежурить за моего друга, который заболел. 4 Мы уважаем его за честность и любим за весёлый характер.

1 Он вернулся домой под Новый год. 2 Мы танцевали под тихую музыку. 3 Эту банку можно использовать под сметану.

1 Я приехал в Петербург на неделю. 2 На следующий день дождь прошёл. 3 Сегодня я забыл взять деньги на обед. 4 Я вернулся домой на неделю раньше. 5 Мой брат на голову выше меня.

61 Используя слова и предлоги в или на, дайте ответ на вопрос: Куда идёшь? Куда едешь?

Школа, урок, занятие, университет, лекция, зачёт, семинар, экзамен, класс, факультет, курс, деканат, кафедра, работа, практика, фабрика, завод, почта, клуб, концерт дискотека, собрание, конференция, съезд, демонстрация, сессия, олимпиада, театр, спектакль, балет, цирк, представление, опера, музей, экскурсия, выставка, город, улица, площадь, деревня, остановка, станция, вокзал, магазин, рынок, базар, киоск, аэропорт, спорткомплекс, стадион, матч, бассейн, соревнование, страна, юг, север, восток, запад, экватор, полюс, родина, бой, война, фронт, сражение, битва.

62 Вместо точек вставьте необходимые по смыслу предлоги в, на, за или под. Слова в скобках поставьте в нужном падеже.

1 Я рад, что тебя не взяли … (выставка), думаю, ты был наказан … (дело). 2 Хорошо спится … (шум дождя), ради этого стоит выехать … (природа). 3 Надо научиться бороться … (свои права) самому и не надеяться … (судьба) 4 Я благодарен вам … (помощь) … (первые дни моего пребывания здесь). 5 Пора браться … (учёба), … (среда) экзамен.

6 Всё готово, садитесь, пожалуйста, … (стол), … (обед) я приготовила сегодня курицу. 7 …(следующий день) я плохо спала, мне удалось уснуть только … (утро). 8 Он вошёл в аудиторию … (минута) до начала занятий, хотя обычно приходил раньше … (полчаса), чтобы подготовиться к занятиям. 9 Я не хочу наказывать тебя … (твой поступок), ты должен сам понять, в чём твоя вина. 10 … (булка) платить вам или … (касса)?

11 Ровно в двенадцать … (бой часов) мы встали и подняли бокалы с шампанским … (Новый год).

«Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Институт филологии и языковой коммуникации «Сибирское медиапространство 2020» Материалы I междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием (26-27 марта 2015 г.) Электронное издание Красноярск СФУ УДК 070.4(571.1/.5) ББК 76.00(253) С 34 Составители: к. филос. н. Зорин Кирилл Александрович, к. филол. н. Подлубная Мария Лукинична, д-р филол. н. Тармаева Виктория Ивановна, С 34. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» Кафедра иностранных языков МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ Б1.Б.3 «Иностранный язык (английский)» Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки Психология и социальная педагогика Квалификация (степень). »

«Пособие разработано в рамках государственной программы по поддержке предпринимательства в Самарской области Фонд «Региональный центр развития предпринимательства Самарской области»Разработано: АНО Академия современного образования Ливингстон Бизнес-консалтинг, обучение Курсы иностранных языков www.livingston63.ru 275 68 32; 99 021 77 Мичурина 80 «Менеджмент в здравоохранении» Методическое пособие Автор: Наталья Александровна Петренко Рецензент: Владислав Васильевич Шерстобоев г. Самара Петренко. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений Гильфанова Ф.Х. ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.04.01 «Экономика», (уровень магистратуры), программа «Экономика и. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» Кафедра иностранных языков МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ Б1.Б.3 «Иностранный язык (немецкий)» Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки Психология и социальная педагогика Квалификация (степень). »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 16.06.2015 Содержание: УМК по дисциплине ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для студентов направления 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», профиль подготовки «Документоведение и ДОУ» очной формы обучения Автор: Г. П. Гавриличева Объем 38 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Протокол Заведующий Рекомендовано заседания кафедрой Л. В. Шилова к электронному кафедры от 10.06.2015 иностранных языков изданию 18.05.2015 и МПК ГН № 10. »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 05.06.2015 Рег. номер: 1149-1 (21.05.2015) Дисциплина: Основы языкознания Учебный план: 45.03.02 Лингвистика/3 года 6 месяцев ООЗО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Сотникова Татьяна Вячеславовна Автор: Сотникова Татьяна Вячеславовна Кафедра: Кафедра французской филологии УМК: Институт филологии и журналистики Дата заседания 10.02.2015 УМК: Протокол заседания УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии получения согласования согласования Зав. кафедрой. »

«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По Литературному чтению Уровень образования (класс) 2(Б,В,Г) Количество часов 136 часов; в неделю 4 часа Учитель: Венедиктова О.Г., Ладыжкнко О.С.,Серебрякова И.Н Программа разработана на основе :«Литературное чтение. 2 класс» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: «Просвещение», 2013.Дополнительная литература: 1.Рабочая тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов», Климанова Л. Ф. Климанова Л. Ф., Коти Т. Ю. /М.: «Просвещение», 2011 год. 2.Методическое. »

«Министерство образования Республики Беларусь ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДЕТСКИЙ ФОНД ООН (ЮНИСЕФ) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь МИНСК ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ» Профилактика домашнего насилия УДК 37.013.42:364.63–027.553 ББК 74. П. »

«Дальневосточный Институт Управления БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ (октябрь 2012–декабрь 2013) Хабаровск 2013 СОДЕРЖАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ..3 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИОЛОГИЯ.3 ИСТОРИЯ..6 ЭКОНОМИКА..7 ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО..20 БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ.20 НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.22 ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ.25 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.27 ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ.31 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.34 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.35 НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ..35 ФИЗИЧЕСКАЯ. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт государства и права Кафедра иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений Плужник И.Л., Рачёва С.С. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 37.06.01 Психологические науки. »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 16.06.2015 Рег. номер: Проект_УМК_4197 ( ) Дисциплина: Методика преподавания иностранных языков Учебный план: 45.03.02 Лингвистика/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Ятаева Евгения Владимировна Автор: Ятаева Евгения Владимировна Кафедра: Кафедра французской филологии УМК: Институт филологии и журналистики Дата заседания 10.02.2015 УМК: Протокол заседания УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии получения согласования согласования Зав. кафедрой. »

«Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 98» Рассмотрена на заседании Согласована Утверждена приказом ШМО математики, ИВТ и технологии с зам.директора по УВР директора школы Пр. №_ «»2014 г. _ пр.№ «_»2014г «»_2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класс Матвиенко Е.В. учитель математики, I категория г.Железногорск 2014-2015 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Математика изучает математические модели. Математические модели описываются. »

«! Пособие разработано в рамках государственной программы по поддержке предпринимательства в Самарской области Фонд «Региональный центр развития предпринимательства Самарской области»Разработано: АНО Академия современного образования Ливингстон Бизнес-консалтинг, обучение Курсы иностранных языков www.livingston63.ru 275 68 32; 99 021 77 Мичурина 80 Метод вопросов в продажах Методическое пособие Автор: Букреева Анна Сергеевна Рецензент: Александра Александровна Калабина Букреева Анна Сергеевна. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» Кафедра иностранных языков МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ С1.Б.1 «Иностранный язык» (немецкий) Специальность 38.05.01 Экономическая безопасность Специализация Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности Квалификация (степень). »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» Кафедра иностранных языков МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ «Б1.Б.3» «Иностранный язык (немецкий)» Дисциплина (шифр) (наименование дисциплины) 080200.62 Менеджмент Направление подготовки: (код и наименование направления подготовки) Менеджмент организаций Профиль подготовки: (наименование профиля. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» Кафедра иностранных языков МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ «Иностранный язык в сфере юриспруденции» (немецкий) Направление подготовки 40.03.01 юриспруденция Профиль подготовки общий Квалификация (степень) выпускника бакалавр Волжский, 2015 г. »

«Пособие разработано в рамках государственной программы по поддержке предпринимательства в Самарской области Фонд «Региональный центр развития предпринимательства Самарской области»Разработано: АНО Академия современного образования Ливингстон Бизнес-консалтинг, обучение Курсы иностранных языков www.livingston63.ru 275 68 32; 99 021 7 Мичурина 80 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ для предпринимателей Методическое пособие Автор: Алексей Безгин г. Самара Центр развития предпринимательства – ваш проводник в мир. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» Кафедра иностранных языков МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ «Б1.В.ОД.2» «Деловой иностранный язык (немецкий)» Дисциплина (шифр) (наименование дисциплины) 38.03.02 Менеджмент Направление подготовки: (код и наименование направления подготовки). »

«СЕКЦИЯ 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ Аудитория MSI 01.28 09.00 – 16.30 СОПРЕДСЕДАТЕЛИ: Акишина Алла Александровна (Россия) Грубмайр Инна Ивановна (США) Титанян Нелли Араевна (Армения) Бурлацкая Мария (Институт им. Джозефа Лаудера, Университет Пенсильвания, США) Художественный фильм как средство развития культурологической компетенции и языковых навыков учащихся на продвинутом этапе обучения Преподавание РКИ на продвинутом этапе для студентов-аспирантов, планирующих работать в. »

2016 www.metodichka.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Методички, методические указания, пособия»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник