Меню

имя прилагательное вместе с существительными



Связь имен прилагательных с существительными

Обучающие: повторить общие сведения об имени прилагательном, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного, повторить и антонимы.

Развивающие: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу, любовь и интерес к русскому языку.

Орг. момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сейчас мы будем записывать словарные слова словосочетаниями: прил. + сущ.

Гороховый суп, злая собака, красивое растение, прекрасная картина, теплое молоко, новое пальто.

(Один ученик пишет на доске). Проверка записи на доске и в тетрадях.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Ребята, как вы думаете, связано имя прилагательное с именем существительным? ( Да, связано.)

Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: связь имен прилагательных с именем существительным. Сегодня мы узнаем, как связаны имена прилагательные с именем существительным?

Формирование новых знаний.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим какое слово является главным, а какое зависимым? (Главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные). Прилагательные поясняют, уточняют существительное.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим род, число и падеж главного слова — имени существительного.

(Первое словосочетание разбирается устно, коллективно, под руководством учителя.)

Гороховый суп — сущ. – суп м.р., ед. ч. в им. п.

А в каком роде, числе и падеже прилагательное гороховый? Как определить?

Зависимое слово – прилагательное будет стоять в том же роде, числе и падеже, что и сущ. к которому оно относится.

(Один — два ученика у доски разбирают другие словосочетания.)

Открыли учебники на с.156, упр.16.

Ученик читает предложения из упр.16.

Ребята, какие это предложения простые или сложные? Почему?

Распространенные или нераспространенные? Почему?

Давайте распространим эти предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.

Какие предложения более красивые распространенные или нераспространенные?

Давайте запишем распространенные предложения и укажем род, число и падеж существительных и связанных с ними прилагательных.

(Один ученик у доски записывает два предложения, а третье ученики самостоятельно в тетрадях).

А каким членом предложения является прилагательное?

Чтение правила на с.157. Ученик читает правило.

Ребята, что бы легче запомнить это правило, его можно представить в виде схемы:

род, число, падеж род, число, падеж

Давайте попробуем рассказать правило по этой вспомогательной схеме.

(В словосочетании прил. и сущ. прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное к которому оно относится)

Физминутка на внимание.

А теперь поиграем в игру “Угадай предмет по его признакам”.

Один ученик выходит к доске и получает карточку у учителя с изображением животного. Ученик не показывает эту карточку классу, а описывает предмет при помощи только прилагательных. Дети пытаются отгадать что изображено на карточке.

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая и т.п.

Медведь – бурый, косолапый, большой и т.п.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь посмотрите на эти словосочетания.

Что у них общего?

В каком роде, числе и падеже стоят эти существительные и прилагательные? (В ед.ч., м.р., им.п.).

Давайте подберем и запишем к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Как называются такие слова? (Антонимы).

Старый человек – молодой

Скучный рассказ – интересный

Бесполезный подарок – ценный

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикале?

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы)

Для чего нужны синонимы?

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

Давайте подберем и запишем синонимы к этим прилагательным:

БОЛЬШОЙ — здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.

СМЕЛЫЙ — храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, бесстрашный, решительный, героический и т.д.

КРАСИВЫЙ — прекрасный, интересный, хорошенький, очаровательный, привлекательный, миловидный.

О какой части речи мы сегодня говорили?

С какой целью употребляются в речи прилагательные?

С какой частью речи связаны прилагательные?

Читайте также:  слова из произведений суффиксы о е имен существительных

Как прилагательные связаны с существительными?

Сообщение домашнего задания. Упр.17, с.157 правило.

Источник

Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Имя прилагательное вместе с существительными

Задание № 13. Имя прилагательное.

Образец задания № 13.

Задание 13.

Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Ответ.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников.

Необычных памятников, удивительных памятников.

Удивительных (памятников) – мн.ч.;род. падеж.

Как выполнить задание № 13?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сначала вспомним всё об имени прилагательном.

Имя прилагательное.

Что обозначает? Признак предмета. Красивый
На какие вопросы отвечает? Какой?

Какая?

Какое?

Какие? Красивый (какой?)

Красивые (какие?) Изменяется по родам

(во множественном числе род не определяется) Мужской род.

Женский род.

Средний род. Красивый (он).

Красивое (оно). Изменяется по падежам. Именительный — кто? что?

Родительный – кого? чего?

Дательный — кому? чему?

Винительный – кого? что?

Творительный – кем? чем?

Предложный – о ком? о чём? Красивая (картина).

О красивой (картине) Изменяются по числам. Единственное число (признак одного предмета

Множественно число (признаки нескольких предметов) Красивая (картина) – ед.ч.

Красивые (картины) – мн.ч.

  • Внимательно прочитайте указанное предложение.
  • Найдите в нём слова, которые отвечают на вопросы имени прилагательного (какой? какая? какое? какие?) и обозначают признак предмета.
  • Выпишите эти прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Запишите их через запятую в той форме, в которой они даны в предложении.
  • На новой строчке запишите любое из этих прилагательных, существительное возьмите в скобки, укажите число, род (если есть, род можно определить только в единственном числе).
  • Проверьте ответ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных.

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.svyaz_imeni_prilagatelnogo_simenem_sushchestvitelnym.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2класс

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным

— учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных ;

— показать связь имени прилагательного с именем существительным;

— учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;

— развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;

— развивать речь и расширять кругозор обучающихся;

— формировать умение взаимодействовать в парах;

— воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

  1. Целеполагание. Актуализация знаний.

— Дети вы любите сказки?

— У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.

— Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)

Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок

— Как вы догадались, что это Колобок?

— Из какой сказки он к нам пришёл?

Картинка из сказки «Колобок»

-Давайте поиграем, друзья! Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

Серый, хищный, жадный . (Волк.)

Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)

Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)

Сухое, свежее, душистое . (Сено.)

Солнечный, веселый . (День.)

— Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

— Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

— Послушайте стихотворение. О какой части речи в нём говорится? Приведите примеры слов этой части речи. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Имя прилагательное знает весь свет,

Раскрасит, как художник, разный предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

— Какую часть речи я употребила, описав Колобка?

— Как вы определили, что это имя прилагательное?

— Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?

— Что вы знаете о прилагательном?

— А какой частью речи является слово «Колобок»?

— Кто поможет сформулировать тему урока?

— Тема нашего урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

— Назовите цели урока.

— Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.

— На какую букву начинается слово «Колобок»?

— Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».

— Разомнём наши пальчики пред письмом.

Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

И работать захотели.

— Пропишите буквы, слоги и слова.

Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн

коржик кормушка кривая

— Поставьте ударение в словах.

— Что общего в словах?

— Какое слово лишнее? Докажите.

— Назовите опасные места в словах, орфограммы.

— Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.

— Кривая дорожка, по которой катился Колобок.

— Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.

— С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

— Как определить число и род имени прилагательного?

— Определите число и род имени прилагательного.

Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)

1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.

— Назовите, кого встретил Колобок в лесу?

Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы.

— Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)

— Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

— Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.

Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.

Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).

Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)

Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).

Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)

— Молодцы. Правильно справились с заданием.

— В какой форме числа стоят существительные?

— А прилагательные? Почему?

— На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?

— Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.

— На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

Зайцы (какие?) косые и т. д.

— Как изменили существительные и прилагательные?

— Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?

— Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?

— Так с какой частью речи связано имя прилагательное?

2) Работа с учебником.

а) «Страничка для любознательных»

— Прочитаем информацию в учебнике.

— Почему имя прилагательное так называется?

— Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

— Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения

— Какой частью речи являются изображённые слова?

— На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)

— Назовите разные признаки этих предметов

— Составьте предложение с любым словосочетание.

Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.

— Что учились делать, выполняя это упражнение?

3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.

— Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.

Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.

— Прочитайте шёпотом предложения.

— Как их надо читать? Почему?

— Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)

— Что вы должны сделать?

— Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.

— Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)

— Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?

— Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

(Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)

— Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.

— Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.

— Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.

— Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.

Источник

Имя прилагательное вместе с существительными



Связь имен прилагательных с существительными

Обучающие: повторить общие сведения об имени прилагательном, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного, повторить и антонимы.

Развивающие: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу, любовь и интерес к русскому языку.

Орг. момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сейчас мы будем записывать словарные слова словосочетаниями: прил. + сущ.

Гороховый суп, злая собака, красивое растение, прекрасная картина, теплое молоко, новое пальто.

(Один ученик пишет на доске). Проверка записи на доске и в тетрадях.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Ребята, как вы думаете, связано имя прилагательное с именем существительным? ( Да, связано.)

Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: связь имен прилагательных с именем существительным. Сегодня мы узнаем, как связаны имена прилагательные с именем существительным?

Формирование новых знаний.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим какое слово является главным, а какое зависимым? (Главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные). Прилагательные поясняют, уточняют существительное.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим род, число и падеж главного слова — имени существительного.

(Первое словосочетание разбирается устно, коллективно, под руководством учителя.)

Гороховый суп — сущ. – суп м.р., ед. ч. в им. п.

А в каком роде, числе и падеже прилагательное гороховый? Как определить?

Зависимое слово – прилагательное будет стоять в том же роде, числе и падеже, что и сущ. к которому оно относится.

(Один — два ученика у доски разбирают другие словосочетания.)

Открыли учебники на с.156, упр.16.

Ученик читает предложения из упр.16.

Ребята, какие это предложения простые или сложные? Почему?

Распространенные или нераспространенные? Почему?

Давайте распространим эти предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.

Какие предложения более красивые распространенные или нераспространенные?

Давайте запишем распространенные предложения и укажем род, число и падеж существительных и связанных с ними прилагательных.

(Один ученик у доски записывает два предложения, а третье ученики самостоятельно в тетрадях).

А каким членом предложения является прилагательное?

Чтение правила на с.157. Ученик читает правило.

Ребята, что бы легче запомнить это правило, его можно представить в виде схемы:

род, число, падеж род, число, падеж

Давайте попробуем рассказать правило по этой вспомогательной схеме.

(В словосочетании прил. и сущ. прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное к которому оно относится)

Физминутка на внимание.

А теперь поиграем в игру “Угадай предмет по его признакам”.

Один ученик выходит к доске и получает карточку у учителя с изображением животного. Ученик не показывает эту карточку классу, а описывает предмет при помощи только прилагательных. Дети пытаются отгадать что изображено на карточке.

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая и т.п.

Медведь – бурый, косолапый, большой и т.п.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь посмотрите на эти словосочетания.

Что у них общего?

В каком роде, числе и падеже стоят эти существительные и прилагательные? (В ед.ч., м.р., им.п.).

Давайте подберем и запишем к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Как называются такие слова? (Антонимы).

Старый человек – молодой

Скучный рассказ – интересный

Бесполезный подарок – ценный

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикале?

Читайте также:  слова из произведений суффиксы о е имен существительных

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы)

Для чего нужны синонимы?

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

Давайте подберем и запишем синонимы к этим прилагательным:

БОЛЬШОЙ — здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.

СМЕЛЫЙ — храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, бесстрашный, решительный, героический и т.д.

КРАСИВЫЙ — прекрасный, интересный, хорошенький, очаровательный, привлекательный, миловидный.

О какой части речи мы сегодня говорили?

С какой целью употребляются в речи прилагательные?

С какой частью речи связаны прилагательные?

Как прилагательные связаны с существительными?

Сообщение домашнего задания. Упр.17, с.157 правило.

Источник

Подборка правил: имя прилагательное

В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (красный, огромный, умный, учительский).

Постоянный признак у имён прилагательных только один – разряд.

Непостоянные признаки

  1. число
  2. падеж (только для полной формы)
  3. род (только для единственного числа)
  4. форма (полная или краткая)
  5. степень сравнения (простая или составная)

Разряды имён прилагательных

  • качественные — обозначают признак предмета, который может присутствовать в этом предмете в большей или меньшей степени; имеют полную и краткую форму, сравнительную и превосходную степень (тёмный, сильный, новый, крепкий, грязный, мягкий, низкий, молодой).
  • относительные — обозначают признак предмета, который не может быть в нём в большей или меньшей степени (деревянный, шерстяной, солнечный).
  • притяжательные — обозначают признак по принадлежности его кому-либо или чему-либо (заячий выводок, волчье логово, Егорушкин отец).

Род имён прилагательных

  • мужской (какой?) — синий, сильный, быстрый.
  • женский (какая?) — синяя, сильная, быстрая.
  • средний (какое?)— синее, сильное, быстрое.

Число имён прилагательных

Имена прилагательные изменяются по числам.

  • единственное (какой? какая? какое?) — городской, садовая, белое; глупый, умная, дикое.
  • множественное (какие?) — городские, садовые, белые; глупые, умные, дикие.

Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные изменяются по падежам (только полная форма) .

Начальная форма прилагательного – именительный падеж единственного числа мужского рода.

Именительный падеж — какой? какая? какое? У меня есть чёрный кот.

Родительный падеж — какого? какой? какого? У меня нет чёрного кота.

Дательный падеж — какому? какой? какому? Я рад чёрному коту.

Винительный падеж — какого? какую? какое? Я вижу чёрного кота.

Творительный падеж — каким? какой? каким? Я играю с чёрным котом.

Предложный падеж — о каком? о какой? о каком? Я думаю о чёрном коте.

Склонение имён прилагательных

Прилагательные могут изменяться по падежам и числам (склоняться). Род, падеж и число прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.

Именительный падеж — хороший (м.р., ед. ч), хорошая (ж.р., ед.ч.), хорошее (с.р., ед.ч.), хорошие (мн.ч.).

Родительный падеж — хорошего (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед.ч.), хорошего (с.р., ед.ч.), хороших (мн. ч.).

Дательный падеж — хорошему (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошему (ср. р., ед. ч.), хорошим (мн.ч.).

Винительный падеж — хороший (м.р., ед. ч.), хорошую (ж.р., ед. ч.), хорошее (ср. р., ед. ч.), хорошие (мн.ч.).

Творительный падеж — хорошим (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошим (ср. р., ед. ч.), хорошими (мн.ч.).

Предложный падеж — (о) хорошем (м.р., ед. ч.) , (о) хорошей (ж.р., ед. ч.), (о) хорошем (ср. р., ед. ч.), (о) хороших (мн.ч.).

Читайте также:  выписать слова в таком порядке имена существительные

Степени сравнения имён прилагательных

Степени сравнения имеют только качественные прилагательные. Выделяют 3 степени сравнения:

  • положительная — начальная форма прилагательного (чистый, красивая, длинное);
  • сравнительнаяпростая: состоит из одного слова (прилагательные не изменяются по числам, родам, падежам; в предложении являются частью составного сказуемого) (чище красивее длиннее); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слов более/менее (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (более/менее чистый, более/менее красивая, более/менее длинное);
  • превосходнаяпростая:состоит из одного слова, образуется при помощи суффиксов -ЕЙШ/-АЙШ (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (чистейший, красивейшая, длиннейшее, глубочайший, ближайший); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слова самый (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (самый чистый, самая красивая, самое длинное).

Полные и краткие прилагательные

Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую. Полное прилагательное отвечает на вопрос какой? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде, числе и падеже.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос каков? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде и числе (по падежам не изменяется).

В предложении краткие прилагательные обычно выступают в роли сказуемого: Он так умён!

В роли определений краткие прилагательные выступают в некоторых фразеологических оборотах: на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, добры молодцы, красна девица.

Краткие прилагательные образуются от полных.

Окончания кратких прилагательных

Единственное число

  • мужской роднулевое окончание (крепкий — крепок, новый — нов, тощий — тощ).
  • женский родокончание -А (крепкая — крепка, новая — нова, тощая — тоща ).
  • средний родокончание -О, -Е(крепкое — крепко, новое — ново, тощее — тоще).

Множественное число

  • Окончание -Ы, -И — (крепкие- крепки, новые — новы, тощие — тощи).

Написание -н- и -нн- в кратких прилагательных

Написание -Н- и -НН- в кратких прилагательных определяется полной формой: длинна (длинный), красна (красный).

Правописание суффиксов прилагательных

  • Суффиксы -АЧ-/-ЕЧ- в прилагательных, образованных от существительных на -ШКА: под ударением пишется А, без ударения – Е(лягушачий, кошачий,лягушечий, старушечий).
  • Суффиксы -ЕВ-/-ИВ-/-ОВ- под ударением пишется И, без ударения в твёрдой позиции – О, в мягкой – Е(красивый, краевой, плаксивый, сиреневый, ласковый, финансовый). Запомни:милостивый, юродивый.
  • Суффиксы -ЕМ-/-ИМ- в прилагательных, образованных с приставкой НЕ и без неё от непереходных глаголов и переходных глаголов совершенного вида, без ударения пишется Е, под ударением – И(непромокаемый, невредимый, различимый).
  • Суффикс -ЕН- пишется в кратких прилагательных(спокоен, напрасен).
  • Суффикс -ИСТ- пишется И(глинистый, раскатистый).
  • Суффиксы -К-, -СК- 1) суффикс -К- пишется в качественных прилагательных, имеющих краткую форму(веский (весок), низкий (низок); 2) суффикс -К- пишется в словахс корнями на -Ц и в словах с чередованием К/Ч и Ц(казацкий (казак), ткацкий (ткач)Исключения:угличский, узбекский, таджикский); 3) суффикс -СК- пишется в относительных прилагательных, не имеющих краткой формы(матросский (матрос), французский (француз).
  • Суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- пишется И(заботливый, заносчивый).
  • Суффиксы -ОНЬК-/-ЕНЬК-, -ОВАТ-/-ЕВАТ-, -ОВИТ-/-ЕВИТ- в твёрдой позиции пишется О, в мягкой – Е(маловатый, молодцеватый, деловитый, глянцевитый, лёгонький, синенький.Некоторые слова допускают оба варианта:лёгонький – лёгенький, плохонький – плохенький).
  • Суффикс -ЧАТ- пишется А(ступенчатый).

Правописание -н- и -нн- в прилагательных

-НН-

  1. в прилагательных с суффиксами-ЕНН-, -ОНН-(дискуссионный, искусственный, канализационный, клюквенный, операционный, революционный, сессионный, соломенный, торжественный.Исключение:ветреный).
  2. в прилагательных, образованных от слов с основой на -Н-(длинный, истинный, лимонный, машинный, миллионный, старинный, ценный).
  3. при наличии у прилагательного приставок(безветренный).
  4. в прилагательных, образованных от существительных на -МЯ-(временный (время), пламенный (пламя).
  5. прилагательных, образованных от существительных на -ИНА(старинный (старина), картинный (картина).

-Н-

  1. в прилагательных, которые не образованы от других частей речи(синий, зелёный, юный).
  2. в прилагательных с суффиксами -АН, -ЯН, -ИН(воробьиный, вощаной, глиняный, голубиный, дровяной, журавлиный, кожаный, куриный.Исключения:стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, стремянной).
  3. в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -Н-, -ЕН- без зависимых слов(вязаная кофта, гружёные вагоны, жареная картошка).

ЗАПОМНИ: пряный, румяный, юный, багряный, свиной, рдяный, зелёный, но: медленный.

ЗАПОМНИ: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, отчаянный, нечаянный, священный.

ЗАПОМНИ: гостиный (двор), гостиная, гостиница но: гостинный гарнитур.

Правописание НЕ в прилагательных

Слитно

  1. в прилагательных, которые без НЕне употребляются(небрежный, невежественный, невзрачный, ненавистный, ненастный, неприязненный, нечестивый)
  2. если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ(небольшой = маленький; неженатый = холостой, ненастоящий = ложный).
  3. при наличии слов в высшей степени, весьма, вполне, крайне, очень, почти, отчасти, совершенно, совсем, чрезвычайно(очень неглупый, почти незаметный).

Раздельно

  1. при наличии противопоставления с союзом А(не смелый, а трусливый).
  2. если перед НЕ стоят слова отнюдь не, далеко не, вовсе не(далеко не весёлый фильм).
  3. если перед НЕ стоят отрицательные наречия или местоимения ничуть, нисколько, никому, ничем(журнал никому не интересен).
  4. с относительными прилагательными(здание не бетонное).
  5. при логически подчёркнутом отрицании(семья не богатая).

С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными.

Читайте также:  отметьте глаголы которые сочетаются с существительными местоимениями

ЗАПОМНИ: В следующих кратких прилагательных не пишется раздельно: не виден, не виноват, не властен, не волен, не горазд, не готов, не должен, не намерен, не нужен, не рад, не расположен, не согласен, не способен, не страшен.

ЗАПОМНИ: не ниже, не выше, не лучше, не хуже, не ближе, не беднее; не больший, не меньший, не лучший, не худший.

Источник