Меню

Имя прилагательное вопросы и ответы 5 класс



Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Имя прилагательное»

Цели:

1) Систематизировать известное об имени прилагательном.

2) Познакомить учащихся с различными лексико-семантическими группами прилагательных для обогащения словарного запаса детей, в частности прилагательными оценочного характера.

Оборудование урока:

Карточки, натюрморты и букеты цветов, кисти известных художников, декоративные цветы на столах учащихся.

I. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы говорим об одной из частей речи русского языка – имени прилагательном. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

II. Сейчас мы в месте с вами составим конспект (работа ребят у доски).

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?

В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила холодная зима). (Мороз жгуч).

Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю рощу)

Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Морозный день – м.р. ед. ч.); (морозная погода – ж. р. ед. ч.); (морозное утро – ср. р. ед. ч.); (морозные дни – мн. ч.).

III. Диктант. Запишите два четверостишия стихотворения Тютчева “Весенние воды”.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Задания по тексту:

1) Выписать имена прилагательные вместе с существительными и указать род, число, падеж прилагательного;

2) Объясните расстановку знаков препинания во втором четверостишии;

3) В первом предложении назовите слова с орфограммой в корне;

4) Обозначьте грамматические основы и составьте схему;

5) Произведите морфологический разбор слова “молодой”.

(Учащиеся дают полные ответы, морфологический разбор записывается на доске).

IV. Закрепление знаний об различных лексико-семантических группах прилагательных.

– Какую роль играют прилагательные в речи?

– Прилагательные делают нашу речь более точной.

– Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета.

– Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах.

– По-моему, это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряный. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, темной ночи, грозового ветра).

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.

Качество характера: добрый.

2. Читаю миниатюру С.Сахарова “Розовое озеро” без прилагательного “розовое”. Восстановите это прилагательное.

Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.

– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.

– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.

И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.

А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.

Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.

– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – это слово употреблено в последнем предложении – бледно-красная (пока идет работа по миниатюре, часть класса работает по карточкам).

А) Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:

Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.

Читайте также:  У каких прилагательных есть краткая форма правило

Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.

Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный.

Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие.

(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса, арбуз, книга.)

Б) Замени прилагательные подходящими синонимами

5. Поработаем с учебником.

– Найдите эпитеты в стихотворении А.С. Прокофьева “Берёза”.

– Какое средство художественной выразительности, эпитетов, используются в стихотворении.

6. Обратите внимание на нарисованные букеты цветов.

Я прочитаю вам миниатюру, написанную в 1825 г. А.С. Пушкиным.

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждает в нас.
Там иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

– Какое настроение вызывает оно у вас?

– Какую роль в создании настроения играют эпитеты? На ваших столах тоже есть цветы (составьте букеты и икебаны).

– А теперь давайте коллективно оценим “вернисаж” цветов и икебаны, сделанные вами. Используйте как можно больше прилагательных!

7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

8. Молодцы отлично поработали!

Домашнее задание: Как ты представляешь имя прилагательное? Опиши его. Нарисуй его портрет. Почему у него такое странное название? И почему оно “прилагается?”. Кто его вечный спутник?

Источник

«Имя прилагательное» 5 класс
тест по русскому языку (5 класс) по теме

материал может быть использован на обобщающем уроке повторения по теме «Имя прилагательное » в 5 классе

Скачать:

Вложение Размер
test_po_teme.prilagat_5_klassdocx.docx 19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Имя прилагательное» (5 класс) Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором есть имя прилагательное.
а) В лесу на дорожках поднимался туман. б) Внутри просторной коляски было темно.
в) Наша деревня расположена за рощей. г) На кустах сидели воробьи и громко чирикали.

2.Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные :
а) медленный, верное, желтизна, белеть; б) медленный, верное, желтый, белый;
в) медленный, верность, желтый, белый; г) медлительность, белый, верность, желтый.

3. Найдите строчку, в которой все прилагательные имеют окончание – ем:
а) на дальн…м острове, в вечерн…м небе, в дремуч…м лесу;
б) в сине…м небе, весенн…м днем, о прежн…м пути;

в) о весенн…м дне, в син…м платке, тих…м утром.

4. Буква О пропущена в окончании прилагательных:
а) к чуж…му дому; больш…го окна б) погож…го вечера; могуч…го воина

в) старш…му брату; хорош…го

5 . Укажите прилагательное с окончанием –юю:
а) весенн… капель б) на больш. перемену в) горяч… кашу г) в дождлив… погоду

6. Найдите слово(а) с орфографической ошибкой:

а) рыжего в) большому б) чужёго г) хорошего

7. Укажите словосочетание, в котором в обоих словах на месте пропусков пишется буква Е
а) в домашн. м задани. б) с велик. м наслаждени. м

в) на дальн. й станци. г) о вчерашн. й прогулк.

8. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным.
а) Вечерний воздух лёгок и чист. б) Длинные тени лежат на сугробах.
в) С тихим свистом прилетели клесты. г) Потоки солнечного света заливают поляну.

9. . В какой строчке все слова пишутся на конце с Ь?
а) могуч. хорош. стереч..; б) из-за туч. пахуч. сбереч..;

в) молодёж. ноч. пишеш.

10. Дописать окончание?

син… пальто; прежн… подругу; средн… полоса; у хорош… друга

Тест по теме «Имя прилагательное» (5 класс) Вариант 2

1. Укажите предложение, в котором есть имя прилагательное.
а) Внутри коляски было темно.

б) На кустах сидели воробьи и громко чирикали.
в) Наша деревня расположена за берёзовой рощей.

г) В лесу на дорожках поднимался туман.

2.Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные :
а) трудный, главное, белизна, синеть; б) прозрачный, надёжный, желтый, белый;
в) чудесный, жадность, красный, пурпурный; г) прозрачность, оранжевый, верность, твой

3. Найдите строчку, в которой все прилагательные имеют окончание – ом:
а) на дальн…м острове, в вечерн…м небе, в дремуч…м лесу;
б) в син..м небе, весенн…м днем, о прежн…м пути;

в) о чуж…м деле, в нов…м платке, в тих…м доме.

4.В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
а) свеж. го творога в) старш. го брата б) у больш. го озера г) из дремуч. го леса

5 . Укажите прилагательное с окончанием -ей.
а) волшебн. песни б) в зимн. спячке в) серебрист. паутину г) на весенн. солнышке

6. Найдите слово(а) с орфографической ошибкой:

а) рыжего в) большому б) чужёго г) хорошего

7. Укажите словосочетание, в котором в обоих словах на месте пропусков пишется буква Е
а) в домашн. м задани. в) на дальн. й станци.

г) о вчерашн. й прогулк. б) с велик. м наслаждени. м

8. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным.
а) Вечерний воздух лёгкий и чистый. б) Длинные тени лежат на сугробах.
в) Тих вечерний город. г) Потоки солнечного света заливают поляну.

9. В какой строчке все слова пишутся на конце без Ь?
а) шалаш. могуч. хорош..; б) из-за туч. пахуч. сбереч..;

в) багаж. хорош. ноч.. .

10. Дописать окончание?

син… пальто; прежн… подругу; средн… полоса; у хорош… друга

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №2. Контрольные вопросы и задания, с. 111 – 112

Контрольные вопросы и задания.

1. Дайте определение имени прилагательного.

Имя существительное — часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?

Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам.

Имена прилагательные согласуются с именами существительными, т. е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.

2. Что общего между полными и краткими именами прилагательными и чем они различаются?

Полные прилагательные склоняются, изменяются по числам, а в единственном числе — по родам. Краткие имена прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

В предложении полное прилагательное является определением или сказуемым. В предложении краткое прилагательное обычно является сказуемым.

3. Какие орфограммы вы изучили в разделе «Имя прилагательное»?

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных; правописание о/е в окончаниях имён прилагательных после шипящих; правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

4. Почему вопросительное слово какой? помогает определить окончание прилагательных?

У прилагательных окончания совпадают с окончанием вопроса.

Но: прилагательные в форме мужского рода в именительном и сходном с ним винительном падежах имеют окончания -ый, -ий, -ой, но отвечают на вопрос какой?

5. Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?

У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется.

6. Чем отличаются имена прилагательные от имён существительных?

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей? Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?

Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду. Имена прилагательные изменяются по родам только в единственном числе.

В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами.

Источник

Тест по русскому языку Имя прилагательное 5 класс

Тест по русскому языку Имя прилагательное 5 класс (повторение изученного в начальной школе) с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий (4 задания части А, 1 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

А1. Какое имя прилагательное может употребляться в роли имени существительного?

1) столовая ложка
2) собачья будка
3) зелёная листва
4) песочные часы

А2. В каком словосочетании есть прилагательное в винительном падеже?

1) на безлюдной улице
2) купил новый компьютер
3) устал от громкой музыки
4) по голубым волнам

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) о лучш..й реч..
2) на горяч..м пляж..
3) с быстроног..м олен..м
4) о поздн..м возвращени..

А4. В каком словосочетании вместо слова зерновой нужно употребить слово зернистый?

1) зерновой хлеб
2) зерновые культуры
3) зерновое хозяйство
4) зерновой снег

В1. Из данного предложения выпишите имя прилагательное в винительном падеже.

Русская народная сказка сыграла большую роль в развитии литературы.

С1. Объясните, чем отличается имя прилагательное от имени существительного. (Ответ должен быть полным.)

Вариант 2

А1. Какое имя прилагательное может употребляться в роли имени существительного?

1) грибной дождь
2) автобусный билет
3) легкие шаги
4) резвая белка

А2. В каком словосочетании есть прилагательное в винительном падеже?

1) нарисовал затейливый узор
2) играли на футбольном поле
3) хожу по мягкому ковру
4) букет весёлых ромашек

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) в беличь..й шубк..
2) с вечерн..й прогулк..
3) с последн..м трамва..м
4) о хорош..м настроени..

А4. В каком словосочетании вместо слова дружный нужно употребить слово дружеский?

1) дружные всходы
2) дружная улыбка
3) дружный класс
4) дружная работа

В1. Из данного предложения выпишите имя прилагательное в родительном падеже.

Новую страницу в создании литературных сказок открыл А. С. Пушкин.

С1. Объясните, что общего у имени прилагательного с именем существительным. (Ответ должен быть полным.)

Ответ на тест по русскому языку Имя прилагательное 5 класс (повторение изученного в начальной школе)
Вариант 1
А1-1
А2-2
А3-2
А4-4
В1. большую
С1. Имя существительное обозначает конкретный предмет, а имя прилагательное признак предмета и всегда зависит от существительного. Оно будет иметь тот же, например, падеж, что и существительное, от которого оно зависит. Существительное отвечает на вопросы кто? что? А прилагательное какой? какая? какое? какие?
Вариант 2
А1-3
А2-1
А3-1
А4-2
В1. литературных
С1. Это именные самостоятельные части речи, обе склоняются, имеют род, число. В предложении могут быть подлежащим, сказуемым, определением.

Источник