Меню

имя существительное 2 склонения творительный падеж



Склонение имен существительных

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.

Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:

1. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а , -я в именительном падеже.

Например: пап а , мам а , Кат я , Пет я , краск а .

2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием — и среднего рода с окончаниями -о , -е .

Например: стол , луг , король , облак о , солнц е .

3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конценулевым окончанием — ).

Например: пристань , рожь , соль , ель .

Чтобы определить склонение имени существительного, надо:

  • поставить слово в именительный падежединственного числа (т.е. в начальную форму)
  • определить род имени существительного и выделить окончание в начальной форме
  • по роду и окончанию определяем склонение.

на дороге — (дорог а — ж.р.) — 1-е скл.

по асфальту — (асфальт -м. р.) — 2-е скл.

на площадях — (площадь — ж.р.) — 3-е скл.

Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:

Слова первого склонения

Падежи Слова второго склонения Слова третьего склонения
женский род мужской род мужской род средний род женский род
И. п. земл я пап а конь окн о степь
Р. п. земл и пап ы кон я окн а степ и́
Д. п. земл е пап е кон ю окн у степ и
В. п. земл ю пап у кон я окн о степь
Т. п. земл ёй пап ой кон ём окн ом степь ю
П. п. о земл е о Пет е о кон е об окн е о степ и

Безударные окончания имен существительных одного и того же склонения в разных падежах пишутся также, как и ударные. Более подробно смотри здесь — Правописание безударных окончаний имен существительных.

В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:

Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание имен существительных 2-го склонения в творительном падеже»

Цели урока:

  • Формирование навыка правописания окончаний имен существительных II-го склонения в творительном падеже.
  • Развитие орфографической зоркости, внимания.
  • Работа над обогащением словарного запаса, расширение кругозора.

Оборудование:

  • Записи на доске.
  • Карточки-задания.

План урока.

  1. Словарная работа.
  2. Игра “Во всех падежах”.
  3. Работа над словами на доске.
  4. Физпауза “Лежебока рыжий кот”.
  5. Работа с предложениями. Запись на доске.
  6. “Что, чем делают”.
  7. Письмо по памяти.
  8. Творческая работа (выполняется на листочках-карточках).
  9. Домашнее задание.
  10. Оценивание работы учащихся.
  11. Подведение итога урока.

Ход урока

Сообщаю тему урока и его задачи (тема записана на доске).

Запись на доске:

Речка, дерево, цветок,
Село, котенок, колосок.
Всё внимательно прочтите.
Слово лишнее найдите.
(Лишнее слово РЕЧКА – существительное I склонения).

Задания:

  • Прочтите четверостишие орфографически правильно.
  • Найдите лишнее слово. Докажите.
  • Какая орфограмма общая для группы слов? Что ещё общее для этих слов?
  • Назовите однокоренные слова к слову КОТЁНОК (котофей, кот, котёночек, кошка).

II. Игра “Во всех падежах”.

У норы добыча ждёт
Притаившись серый (КОТ).
Мышь осталась без хвоста,
Убегая от (КОТА).
А теперь и за версту
Не приблизишься к (КОТУ).
Крыса серая и та,
Видя грозного (КОТА),
Убежит в нору за дом,
Чтоб не встретиться с (КОТОМ).
Там сидит и в темноте
Вспоминает о (КОТЕ).

Задания:

  • Прочитайте стихотворение о коте. (Дети читают про себя, затем один ученик вслух).
  • Что произошло со словом КОТ? (Слово изменилось по падежам).
  • Прочитайте предложение, в котором слово КОТ стоит в творительном падеже.
  • На какие вопросы отвечают существительные II-го склонения в творительном падеже?
  • Назовите окончания существительных II-го склонения в творительном падеже?
  • Каким членом предложения бывают существительные в творительном падеже?

III. Работа со словами на доске.

Задания:

  • Имена существительные II-го склонения поставьте и запишите в творительном падеже и с разными предлогами.
  • Предлоги выделите.

(В тетрадях детей появляется следующая запись:под деревом, над цветком, за селом, с котёнком, между колоском).

  • Выделите окончания. Назовите их. (Дети называют окончания).

– А я не согласна с окончанием ом в слове (под) деревом. Я считаю, что в слове должно быть окончание — ым. Если вы не согласны со мной, то докажите. (Дети доказывают, вспоминая, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково).

  • С одним из слов составьте предложение. (Дети читают свои предложения. Лучшее записывают в тетрадь).

IV. Физкультурная пауза.

Лежебока рыжий кот (дети встают за партой)
Отлежал себе живот, (потягиваются)
Встал и выгнул спину в мост, (прогнулись)
Мягко лапками пошёл, (изображают кота)
Тихо песенку завёл. (садятся за парту)

V. Работа с предложениями. Запись на доске:

Старик ловил (невод) рыбу. Вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, (перемолвилася) с ним.

Задания:

  • Спишите предложения, изменив слова в скобках.
  • Определите падеж и выделите окончания. (Задание проверяется. Дети вспоминают правило правописания ударных и безударныхпадежных окончаний).
  • Словарная работа со словами НЕВОД, ПЕРЕМОЛВИЛАСЯ.

Кому принадлежат эти строки? Назовите автора произведения. Назовите лексическое значение слов.

VI. “Что, чем делают”.

Задания:

  • Записать ответ на вопрос одним словом – именем существительным II-го склонения в творительном падеже.
  • Выделить окончания, поставит ударение. (Запись в тетрадях).

— Чем пишут в тетради? (КАРАНДАШОМ)

Чем рубят дрова? (ТОПОРОМ)

(Задание проверяется. Дети делают обощение, что ударные и безударные окончания имен существительных II склонения в творительном падеже пишутся одинаково).

VII. Письмо по памяти.

Запись на доске. После разбора текста в тетрадях детей – следующая запись:

Выделить в именах существительных II-го склонения в творительном падеже окончания.

VIII. Творческая работа (выполняется на листочках).

У работающего олед мёнго горит. (У работающего дело огнём горит).

Записать пословицу. Подчеркнуть слово в творительном падеже.

IX. Домашняя работа.

Выписать из словаря слова существительные II-го склонения, рядом записать их в творительном падеже, выделить окончания.

X. Оценивание работы учащихся.

XI. Подведение итога урока.

  • Чему учились на уроке?
  • Для чего это нужно?

(Дети делают обобщение: в именах существительных II-го склонения ударные и безударные окончания в творительном падеже пишутся одинаково).

Источник

Склонение существительных

Под склонением существительных, в общем случае, понимают изменение слов части речи имя существительное по падежам и числам .

Общие правила

Существительные имеют два числа (единственное, множественное) и шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). При склонении меняются окончания слова. Всего получается 12 вариантов (6 падежей × 2 числа).

Однако термин «склонение существительных» имеет два значения, которые не нужно путать:

  1. Изменение по падежам и числам. Его имеют в виду, когда требуется поставить слово в нужном падеже и числе. Обычно говорят: просклоняйте слово по падежам.
  2. Постоянный грамматический признак — один из трёх типов склонений. Его имеют в виду, когда требуется определить тип склонения существительного по роду и окончанию. Обычно говорят: определите склонение слова.

Вопросы падежей

Вопросы одинаковы для единственного и множественного числа и различаются только по признаку одушевленности-неодушевленности. Обратите внимание: для неодушевленных существительных совпадают вопросы в винительном и именительном падежах, для одушевленных — в винительном и родительном.

Падеж Одушевленные Неуодушевленные
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чём?

Склонения

Все склоняемые существительные распадаются на 3 вида (склонения) в зависимости от родовой принадлежности и системы падежных окончаний в единственном числе. Во множественном числе различия в окончаниях выражены слабее, а в дательном, творительном и предложном чаще всего совпадают, поэтому смотрят только изменение окончаний в единственном числе. Итого три типа склонения существительных: первое, второе, третье.

1 склонение

К первому склонению относятся:

  1. Большинство существительных женского рода с окончаниями -а, -я: пряжа, мечта, земля, свеча.
  2. Существительные мужского рода с окончаниями -а, -я: Илья, юноша, дядя.
  3. Существительные общего рода с окончаниями -а, -я: сирота, плакса, коллега.

Примечание 1. Существительные на -ья в родительном падеже во мн.ч. имеют на конце -ей под ударением: статья — статей, семья — семей, а без ударения -ий: певунья — певуний, плясунья — плясуний.

Примечание 2. В родительном падеже во мн.ч. существительные большей частью имеют нулевое окончание: страны — стран, лекции — лекций. Список трудных слов для правильного употребления в род.п. мн.ч.: (нет чего?) басен, бешен, вафель, двоен, вишен, кочерЁг, кУхонь, полынЕй, пустЫнь, рощ, сабель, скворечен, тУфель, черешен, яблонь.

2 склонение

Ко второму склонению относятся:

  1. Существительные мужского рода с основой на твердый или мягкий согласный и нулевым окончанием: конь, дуб, гений, плащ, карандаш, кирпич.
  2. Существительные среднего рода с окончанием -о, -е: поле, озеро, ружье.

Примечание 1. Существительные мужского рода на -ий и среднего рода на -ие в предложном падеже ед.ч. оканчиваются на -и: о санатории, о собрании, о решении.

Примечание 2. Некоторые существительные мужского рода, обозначающие место, время, в предложном падеже ед.ч. с предлогами в, на имеют окончание -у (-ю): в углу, на посту, в строю, на берегу и пр. При этом ударение падает на окончание.

Только в некоторых случаях допустимо использовать два варианта: в отпуску — в отпуске, на шкафу — на шкафе. Формы на -у(-ю) свойственны разговорной речи, на формы на -е — книжной.

В родительном падеже в ед.ч. мужского рода имеют окончание -у(-ю) наряду с окончанием -а(-я): стакан чаю, кусок сахару, сыру, рису (но производство чая, сахара, выращивание риса).

Примечание 3. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже во мн.ч. наряду с окончаниями -ы (-и) имеют окончание -а(-я): директор — директора, паспорт — паспорта, слесари — слесаря, тракторы — трактора, токари — токаря. Ударение в таких существительных падает на окончание. Окончания -ы (-и) больше свойственно книжной речи, а окончание -а (-я) — разговорной.

Примечание 4. Отдельные существительные мужского рода в именительном падеже мн.ч. имеют двоякие формы: лист — листы и листья, мех — мехи и меха, зуб — зубы и зубья, хлеб — хлебы и хлеба, сын — сыновья и сыны (Отечества). В данном случае формы различаются лексическим значением: листы бумаги и листья березы, зубы акулы и зубья пилы.

Примечание 5. Существительные среднего рода во мн.ч. имеют окончание –а(-я): море — моря, училище — училища. Но некоторые из них имеют окончание -и: яблоко — яблоки, окошко — окошки, плечо — плечи.

Примечание 6. В родительном падеже во мн.ч. многие существительные среднего рода имеют нулевое окончание: места — мест, здание — зданий. Некоторые имеют окончание -ей: поля — полей, моря — морей. Часть слов заканчиваются на -ов, -ев: облака — облаков, плоскогубцы — плоскогубцев.

Примечание 7. При склонении существительных небо, чудо во мн.ч. появляется суффикс -ес-: небеса — небесами, чудеса — чудесами.

Список трудных слов для правильного употребления в родительном падеже мн.ч.: апельсины — апельсинов, помидоры — помидоров, грамм — граммов, носки — носков, чулки — чулок, ботинки — ботинок, метры — метров, гектары — гектаров, башкиры — башкир, цыгане — цыган, оладьи — оладий, мандарины — мандаринов, судьи — судей, противень — противней, блюдца — блюдец, яблоки — яблок, кольца — колец, ружье — ружей, полотенца — полотенец, запястье — запястий, места — мест, ущелья — ущелий.

3 склонение

В третью группу входят слова женского рода с основой на твердый или мягкий согласный с нулевым окончанием: лошадь, мышь, рожь.

Разносклоняемые слова

В русском языке есть 11 слов, которые изменяются по первому или второму склонению. К ним относятся:

  • десять слов на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя;
  • слово путь.

Эти слова в родительном, дательном и предложном падежах в ед.ч. имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существ-ых 2-го склонения -ем, (-ём).

Примечание 1. У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном падежах в ед.ч. и во всех падежах во мн.ч. к корню прибавляется суффикс -ен-(-ён-): знамён, имён.

Примечание 2. В словах семя, стремя в род.п. мн.ч. к корню прибавляется суффикс -ян-: семян, стремян.

Несклоняемые существительные

В эту группу входят существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму: вхожу в метро, вижу метро. Среди них могут быть как нарицательные (кофе, радио, кино, жюри, трюмо, портмоне, конферансье), так и собственные (Сочи, Сухуми, Баку, Золя, Гётэ), а также и сложносокращенные (МГУ, ГАИ, ГЭС).

Источник

Читайте также:  склонение прилагательных как существительных в немецком языке