Меню

имя существительное дополнение примеры предложений



2.2. Дополнение и его разновидности

1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет:

    объект, на который распространяется действие;

Пишу письмо ; слушаю музыку .

2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

    родительный падеж – кого? чего?

3. Дополнение может относиться к:

Потеря коня ; надежда на счастье .

Строгий к детям ; думающий о детях .

Незаметно для других.

Способы выражения дополнения

Форма Примеры
1. Имя существительное Пишу письмо , строгий к детям .
2. Местоимение Пишу ему , незаметно для других , знал что-то .
3. Имя прилагательное, причастие в значении существительного Не возвратить сделанного .
4. Инфинитив Приказал (что?) уехать ; дал (что?) подумать .
5. Цельное словосочетание и фразеологизм Выпил несколько чашек ; думал о каждом из нас ; любовался анютиными глазками .

Примечания.

1) Сочетания являются единым членом предложения – дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания – подлежащие (см. п. 1.2).

2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену ( Я просил его уехать ), а не к подлежащему ( Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.

3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж – книг а ; родительный падеж – книг и ; винительный падеж – книг у . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет). Следовательно, снежок – именительный падеж; урожай – винительный падеж).

4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:

прямое дополнение – форма винительного падежа без предлога;

косвенное дополнение – все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .

Примечания.

1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . – Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . – Мне хватает (чего?) денег ).

2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

План разбора дополнения

  1. Указать тип дополнения (прямое – косвенное).
  2. Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.

Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).

Вас – прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить – дополнение, выраженное инфинитивом. Дела – косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.

Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).

Прохлады – прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании – не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).

Упражнение к теме «2.2. Дополнение и его разновидности»

Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Источник

Дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет в грамматическом смысле (вещь, человека, явление и т. д.) и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнение подчёркивается пунктирной линией. Например:

Старуха отгоняла (кого?) голубей (чем?) клюшкой.

Маша помогла (кому?) брату одеться.

Примечание: косвенными являются все падежи, кроме именительного.

Дополнения зависят от членов предложения, выраженных:

Котёнок, игравший (с чем?) с клубком , задремал;

Ворона, сидевшая (на чём?) на ветке , громка каркнула;

Дедушка задремал , сидя (в чём?) в кресле ;

Дима вошёл, не постучав (во что?) в дверь ;

Изучение (чего?) математики очень важно;

Страсть (к чему?) к искусству помогала не опускать руки;

Дочь похожа (на кого?) на мать ;

Преподаватель строгий (к кому?) к студентам .

Выражение дополнения

Дополнение обычно выражается существительным или местоимением:

Звёзды засияли в небе.

Ко мне пришли гости.

Кроме существительных и местоимений, дополнение может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного в косвенном падеже:

Художник думал (о чём?) о прекрасном.

Я расспрашивал старика (о чём?) о случившемся.

Разделить (что?) восемь (на что?) на четыре.

Завтра не похоже (на что?) на сегодня.

Давно не слышно (чего?) ку-ку в лесу.

Неопределённой формой глагола:

Друзья просили меня (о чём?) сыграть что-нибудь.

В лесу мы встретили (кого?) двух лесорубов.

Прямое и косвенное дополнение

Прямое дополнение — это дополнение, которое зависит от переходного глагола и обозначает предмет, на который направлено действие.

Прямое дополнение выражается существительным или местоимением, которое стоит:

    В винительном падеже без предлога:

Оля конспектирует лекцию.

Его забота согревала меня зимними вечерами.

В родительном падеже без предлога, если при переходном глаголе имеется отрицание:

Учитель не заметил прогула.

В родительном падеже без предлога, если действие переходит только на часть предмета:

Малыш насыпал песка мимо формочки.

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное всеми остальными формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом.

Я много думал о работе в последнее время (П. п.).

Всё дно покрылось водорослями (Т. п.).

Дополнение в оборотах речи

Действительный оборот речи — это предложение, в котором сказуемое выражено переходным глаголом с прямым дополнением.

Папа починил забор.

Поэт пишет стихотворение.

В действительном обороте речи подлежащее обозначает действующее лицо или предмет, а дополнение — предмет на который переходит действие.

Страдательный оборот речи — это предложение, в котором сказуемое выражено страдательным причастием с косвенным дополнением в творительном падеже.

Забор починен папой.

Стихотворение написано поэтом.

В страдательном обороте речи дополнение в творительном падеже обозначает действующее лицо или предмет, а подлежащее обозначает лицо или предмет, на который переходит действие.

Вместо страдательного причастия сказуемым в страдательном обороте может быть возвратный глагол, имеющий тоже страдательное значение:

Стихотворение пишется поэтом.

Источник

Способы выражения дополнения

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ

1) существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога: Я читаю (что?) письмо и думаю (о ком?) о тебе.

2) любой частью речи в функции существительного: Он посмотрел (на кого?) на вошедшего.

3) инфинитивом: Все просили её (о чем?) спеть.

5) фразеологически свободным сочетанием числительного с существительным в Р. п.: Я купил (что?) пять книг.

6) фразеологически связанным словосочетанием: Я прошу тебя (о чем?) не вешать нос.

Дополнения поясняют

а) основное – глагол (см. выше примеры 1-4)

б) существительное со значением действия или деятеля: Он руководитель кружка. Он осуществляет (что?) руководство (чем?) кружком.

в) прилагательное в краткой или – редко – в полной форме: Я зол (на кого?) на друга.

г) сравнительную степень прилагательного или наречия: Роза ароматнее (чего?) других цветов. Он прыгнул выше (кого?) отца.

Дополнение – это член предложения, который обозначает объект распространяющегося на него действия или состояния, и поэтому относятся к сказуемому или другим челнам предложения, выраженным отглагольными существительными.

Дополнение поясняет глагол: читаю письмо, существительное (возможны не при любых существительных, а только при отвлеченных сущ., образованных от глаголов и прилагательных): руководство кружком, прилагательное: зол на друга, наречие: прыгнул выше отца.

Приглагольные дополнения составляют центральную группу дополнений. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей.

Источник

Дополнение в русском языке. Примеры

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на кос­вен­ные вопро­сы паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Второстепенный член предложения — дополнение

Дополнение, как опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, явля­ет­ся одним из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния.

Дополнение, в отли­чие от опре­де­ле­ния, пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое и вме­сте с обсто­я­тель­ством состав­ля­ет груп­пу ска­зу­е­мо­го.

Солнце золо­ти­ло тем­ный загар увяд­ших листьев (Ч. Айтматов).

Солнце золо­ти­ло (что?) загар — допол­не­ние.

Яков помол­чал, взгля­нул кру­гом и закрыл­ся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).

Значение дополнения

В пред­ло­же­нии допол­не­ние может обо­зна­чать:

1. объ­ект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие:

2. объ­ект вос­при­я­тия:

3. ору­дие дей­ствия:

4. объ­ект срав­не­ния:

5. отно­ше­ние к руко­во­ди­те­лю, вла­дель­цу, про­из­во­ди­те­лю чего-либо:

Способы выражения дополнения

Дополнение может выра­жать­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  1. име­нем суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же;
  2. место­име­ни­ем;
  3. име­нем чис­ли­тель­ным;
  4. наре­чи­ем в зна­че­нии суще­стви­тель­но­го;
  5. неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом);
  6. име­нем при­ла­га­тель­ным в роли суще­стви­тель­но­го.

Герасим сно­ва взял­ся (за что?) за лож­ку и про­дол­жал хле­бать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Нам дали это зада­ние (дали зада­ние кому? нам).

Завтра не будет похо­же (на что?) на сего­дня .

Председательствующий про­сит (о чём?) гово­рить по суще­ству обсуж­да­е­мо­го вопро­са.

Все быв­шие одно­класс­ни­ки вспо­ми­на­ли с теп­ло­той о школь­ном про­шлом (вспо­ми­на­ли о чём? о про­шлом).

Дополнение быва­ет пря­мым и кос­вен­ным.

Прямое дополнение

Прямое допол­не­ние обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый непо­сред­ствен­но направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом или сло­вом кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ным наре­чи­ем):

Способы выражения прямого дополнения

Обычно пря­мое допол­не­ние выра­жа­ет­ся фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или место­име­ния.

Я нарвал боль­шой (что?) букет этих цве­тов (К. Паустовский).

Я нагнал (кого?) его, но мне непре­мен­но хоте­лось уви­деть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).

Прямое допол­не­ние может выра­жать­ся фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, если оно обо­зна­ча­ет

1. часть от цело­го

2. Прямое допол­не­ние управ­ля­ет­ся гла­го­лом с отри­ца­ни­ем

Примеры предложений с прямым дополнением

Белое оде­я­ло скры­ло (что?) все сле­ды (В. Песков).

Я снял (что?) газе­ту и уви­дел (что?) про­сто­ква­шу, ярко осве­щен­ную голу­бым лун­ным све­том (В. Катаев).

Я маль­чиш­кой ловил (кого?) сне­ги­рей и дер­жал (кого?) их в клет­ке (В. Песков).

Никогда и нико­му не дове­рял сво­ей (чего?) тай­ны (А. П. Чехов).

Косвенное дополнение

Все осталь­ные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Они выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми.

Способы выражения косвенного дополнения

Формы кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных и место­име­ний как с пред­ло­га­ми, так и без них

Я послал (за кем?) за док­то­ром (И. С. Тургенев)

Я вспо­ми­нал (о чём?) об этом в самые страш­ные мину­ты боя (К. Паустовский).

Все про­си­ли её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).

Она заста­ви­ла Ивана Ильича (что?) выпить несколь­ко чашек кофе (А. Толстой).

Собака вози­лась в углу (с кем?) с четырь­мя щен­ка­ми.

Видеоурок

Пройдите тест и опре­де­ли­те, есть ли допол­не­ние и како­го вида, пря­мое или кос­вен­ное, в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях.

Победителю лег­ко­ат­ле­ти­че­ско­го забе­га вру­че­ны медаль и памят­ный вым­пел.

Еще в шко­ле я выбрал себе про­фес­сию про­грам­ми­ста.

Во вре­мя лет­них кани­кул я поеду к дедуш­ке с бабуш­кой.

Ранним утром мы насо­би­ра­ли мно­го гри­бов в под­лес­ке из моло­дых ело­чек и берез.

Она не пом­ни­ла мое­го рас­ска­за о путе­ше­ствии на Кавказ про­шлой осе­нью.

Отец при­бил молот­ком рас­ша­тан­ную досоч­ку на крыль­це.

Пойди выпей сока, преж­де чем пой­дем на про­гул­ку.

На этот раз Николай ока­зал­ся быст­рее лиде­ра про­шлых сорев­но­ва­ний.

Источник

Читайте также:  упражнения с суффиксами английского существительного