Меню

имя существительное и прилагательное таблица 3 класс



Части речи в русском языке: таблица с примерами

Кто считает, что русский язык учить легко, тот не прав, ибо это самый сложный из языков. Ни в одном языке мира нет стольких тонкостей и нюансов: склонений, спряжений, изменений слов по родам и числам. В отдельную группу сложностей языка можно выделить части речи.

Части речи в русском языке

Речь, подобно конструктору состоит из нескольких разных частей. Многие сейчас возразят, что речь состоит из слов и это абсолютно верно. Просто слова – это и есть части речи. Вот, например.

Идет сильный дождь. В этом предложении три слова и три совершенно разные части речи, потому что каждое слово в этом предложении отвечает на разные вопросы.

Если мы спросим «что дождь делает?», то получим ответ «идет». Если просим «какой дождь идет?», то получим ответ «сильный». А на вопрос «что идет», услышим в ответ «дождь».

В русском языке под частями речи понимают группы слов, которые имеют общие признаки по своей морфологии. В разных частях речи для различных групп слов эти признаки не всегда однородны. Более того, все слова русского языка делятся на две группы, немеждометные слова и междометия.

Междометия – это слова, обазначающие эмоции, волеизъявления, или другие формы речевого этикета и в разговорной (а также письменной) речи они не изменяются.

Примеры форм междометий:
Эмоции – «ах», «увы», « да что ж такое», «черт побери», «браво», «ай-яй-яй» и другие.
Волеизъявления – «стоп», «баста», «брысь», «помилуй» и прочие.
Формы речевого этикета– «спасибо», «привет», «до свидания», «не стоит», «пожалуйста» и т.д.

В некоторых случаях междометия могут выступать в форме звукоподражания, например, «хи-хи-хи», «ха-ха-ха», «гав-гав» и прочее. Они не выражают эмоций, или волеизлияний, не являются формами этикета, а могут выступать членами предложения.
Пример.
«А девица – ха-ха-ха, да хи-хи-хи!» В этом случае междометие звукоподражания выполняет роль сказуемого.

Особенность этой части речи состоит в том, что они не вступают ни в какие синтаксические связи другими частями речи и членами в предложениях. Они всегда обособлены и выделяются запятыми с обеих сторон, а в разговорной речи подчеркиваются усилением эмоции.

Немеждометные слова тоже разделяются на две группы: служебные и самостоятельные. Они имеют существенные отличия друг от друга. Например, самостоятельные могут выступать в предложении без служебных, а вот наоборот не получается. Служебные слова в этом случае не изменяются, и выполняют функцию передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными немеждометными словами.

Примеры служебных немеждометных слов:

Предлоги – все («к», «до», «перед», «после», «в течение», «на» и т.д.).
Союзы – все («и», «да» в значении «и», «как будто», «несмотря на то что» и другие).
Частицы – все («именно», «не», «только», «вовсе»).

В свою очередь самостоятельные слова делятся на местоименные и знаменательные. Знаменательные называют предметы, их признаки, действия, количество, в то время как местоименные указывают на предметы, их признаки, действия, количество, но не называют их. Местоименные слова образуют отдельную часть речи под названием «местоимение», к которым мы вернемся несколько позже.

Примеры местоименных слов:
«стул» — «он», «высокий» — «такой», «легко» — «так», «семь» — «сколько» и т.д.
Знаменательные слова делятся на части речи в зависимости от того, какое значение (обобщенное или необобщенное) они имеют, какие морфологические признаки, синтаксические функции и связки. Из знаменательных слов выделяют пять групп частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие и глагол.

Каждая самостоятельная часть речи должна иметь обобщенное значение, морфологические признаки, синтаксические функции и связки. Например, имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения. Или глагол – самостоятельная часть речи, обозначающая действие, изменяется по родам и числам, в предложении выполняет синтаксическую функцию сказуемого, может входить в составное сказуемое, или играть роль подлежащего, дополнения, определения или обстоятельства.

Читайте также:  схема определения склонения имен существительных

Имя существительное

Как уже говорилось, разные части речи отвечают на разные вопросы. Существительное отвечает на вопросы «кто?» или «что?». На эти же вопросы отвечают, как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, относящаяся к знаменательным словам, обозначающая предмет, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Имя существительное обозначает все, что нас окружает, т.е. и живое (одушевленное), и неживое, (неодушевленное). Это и люди, и звери, и птицы, и насекомые, и предметы, и вещи, и события и прочее.

Попытаемся найти имя существительное в предложениях из «Сказки о царе Салтане…»

Пример 1.
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем три существительных.

Пример 2.
Белка в нем живет ручная, да затейница какая. Белка песенки поет, да орешки все грызет.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем четыре существительных.

  • кто – белка
  • кто – затейница
  • что – песенки
  • что – орешки

Пример 3.
Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем четыре существительных.

  • что – ядра
  • что – изумруд
  • кто – слуги
  • кто – белка

Имя прилагательное

Чтобы не уподобляться персонажу комедии Фонвизина «Недоросль» Митрофанушке и не говорить, что «эта дверь – прилагательна, потому что она прилагается…», нужно понимать, что же это на самом деле такое и как отличить прилагательное в предложении.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, относящаяся к знаменательным словам, обозначающая определение предмета, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию определения или именной части составного именного сказуемого.

Например.
В функции определения – лист (какой?) зеленый, солнце (какое?) яркое, погода (какая?) дождливая, дни (какие?) пасмурные.
В функции составного именного сказуемого:
Вего походка была небрежна и ленива. Вода у берега чистая, голубая и прозрачная.
Короче становился день… .

В предложениях имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьи?». Оно всегда относится к кому-то или к чему-то, давая этому предмету, вещи, событию или явлению (и так далее) описательную характеристику.

С помощью суффиксов и окончаний любое существительное можно превратить с прилагательное. Например, солнце – солнечный, красота – красивый, ум – умный, стекло – стеклянный, мех – меховой и т.д.

Приведем примеры прилагательных, используя вступительную часть поэмы Пушкина «Руслан и Людмила.

Пример 1.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

  • дуб какой – зеленый
  • цепь какая – златая
  • кот какой – ученый

Пример 2.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

  • на дорожках каких – неведомых
  • зверей каких – невиданных
  • ножках чьих – курьих

Пример 3.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

  • брег какой – песчаный, пустой
  • витязей каких – прекрасных
  • из вод каких – ясных
  • дядька какой — морской
Читайте также:  существительное к слову ронять

Имя числительное

Имя числительное – самостоятельная часть речи, обозначающая количество чего-либо, изменяется по родам и числам, в предложении может выполнять какую угодно выполняет синтаксическую функцию. Эта часть речи отвечает на вопросы «сколько?», «который?».

Например.
Который час? – Восемь часов вечера
Сколько ему лет? – Ему пятнадцать.
Сколько километров до города? – До города сорок пять километров.

Особенность написания числительных состоит в следующем. Если числительное состоит их двух или трех и более слов, то каждое пишется отдельным словом, например, тридцать три, сорок восемь, двести двадцать два.

При написании числительных от пятнадцати до девятнадцати в именительном падеже и при перечислении сотен ,где есть мягкий знак, нужно руководствоваться следующим правилом.- Мягкий знак ставится только в одном месте слова: либо в середине, либо в конце.

Например, шестнадцатЬ (вместо шестЬнадцатЬ), пятнадцатЬ (вместо пятЬнадцатЬ), семнадцатЬ (вместо семЬнадцать), восемнадцатЬ (восемЬнадцатЬ), девятнадцатЬ (девятЬнадцать).

И сотни: пятЬсот (вместо пятсот), шестЬсот (вместо шестсот), семЬсот (вместо семсот), восемЬсот (вместо восемсот), девятЬсот (вместо девятсот). Так пишется потом, что это число образовано путем соединения двух числительных. Например, пятьсот – пять сотен, шестьсот – шесть сотен и так далее.

То же самое касается и десятков. ПятЬдесят (вместо пятдесят), шестЬдесят (вместо шестдесят), семЬдесят (вместо семдесят), восемЬдесят (вместо восемдесят). Объяснение аналогичное: число образовано путем соединения двух числительных, пять десятков, шесть десятков и так далее.

Мягкий знак в таких словах встречается только один раз.

Написание следующих слов нужно запомнить. Двести, триста, четыреста, четыре, девяносто, тысяча.

Местоимение как часть речи

Местоимение – это самостоятельная часть речи, но употребляются они вместо существительного или прилагательного в предложении. Т.е. если дословно понимать это название, то местоимение в предложении употребляется вместо имени. Оно не называют того, ком говорится, а лишь указывает на него.

Примеры местоимений: «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они», «эта», «этот», «это», «та», «тот», «те».

Местоимения экономят время разговора и делают нашу речь разнообразнее.

Наречие

Наречие – самостоятельная часть речи, обозначающая количество чего-либо, изменяется по родам и числам, в предложении может выполнять синтаксическую функцию обстоятельства.

Наречие отвечает на вопросы «когда?», «как?», «куда?».
Примеры наречий
Вчера была сильная гроза
Я очень испугалась
Он быстро побежал домой.

Глагол

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначающая действие, изменяется по родам и числам, в предложении выполняет синтаксическую функцию сказуемого, может входить в составное сказуемое, или играть роль подлежащего, дополнения, определения или обстоятельства.

Иными словами, от других частей речи глагол отличается тем, что он отвечает на вопрос «что делать?» и «что сделать?». Вот примеры глаголов: «играть» ,»нырять», «прийти», «пойти», «сидеть» и т.д. Все действия – это глагол.

Примеры глаголов в предложениях рассмотрим на примере фрагментов рассказов русских посалите.

Пример1.
В оном из вагонов третьего класса очутились двое пассажиров.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, где глагол.

Пример 2.
Несколько лет тому назад в своем имении жил барин Троекуров Кирилла Петрович
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, где глагол.

Пример 3.
Однажды весной, в час жаркого заката на Патриарших появилось двое.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, где глагол.

Служебные части речи

К служебным частям речи относятся следующие:

  • Предлог – служебная часть речи, которая связывает в предложении другие части речи по значению. Всегда стоят радом с существительными, местоимением, прилагательным или числительным, бывают простые и сложные. Примеры предлогов «в» «по», «на», «к», «до», «у», «с», «под», «без», «возле» — простые, «из-за», «из-под», «по-за», «по-над», «по-под», «с-под», «для-ради», «за-ради» — сложные.
    Например: на столе, возле стула, стоял у реки, словно без рук, из-за стола, из-под шкафа; спрятался по-за корчму (Куприн), по-над берегом моря рысью поскакал (Гайдар), трое едут по-под лесом (Толстой).
  • Союз – служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: связывает однородные члены предложения, сложные части в предложении, предложения в тексте. Например. «Паша уже давно побывал и на речке, и в лесу, и в поле» (однородные члены предложения). «Не может быть, чтобы он был прав» (части сложного предложения). «бел жаркий день. И очень хотелось купаться. Но мама не разрешала.» (предложения в тексте)
    Союзы бывают непроизвольные, произвольные, простые и сложные. Примеры союзов
    «и», «да», «но», «чтобы», «однако», «зато», «или», «ни…ни», «потому что», «когда», «если», «то», «так как», «тоже», «будто», «перед тем как», «в то время как».
  • Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования наклонении глагола. Например, «Неужели вы захотите поссориться с мной» — частица «неужели». «Поди-ка сюда, присядь со мной». – частица «ка». «Жил бы он славно, кабы глаза не стали болеть» — частица «бы», «кабы», «не». «Пускай все уйдут» — частица «пускай». «Не упало ни капли» — частицы «не» и «ни». «Разве не весело?» — частицы «разве» и «не».
  • Междометие –служебная часть речи, выражает различные действия, эмоции, но не называет их. Бывают производные («ужас!», «прочь!», «то-то же» «как же» и др.) и непроизводные («а!», «о!», «у!», «ах», «ну», «ой», «э!» и другие).
    Примеры
    «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона».
    «Ах! Как хороша!»

Таблица с примерами

В таблицу мы внесем отличительные особенности разных частей речи и приведем примеры.

Читайте также:  подберите прилагательные к данным существительным какаду
Часть речи На какие вопросы отвечает Примеры
Имя существительное «кто?», «что?» Пример 1.

Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка в нем живет ручная, да затейница какая. Белка песенки поет, да орешки все грызет.

Белка, затейница, песенки, орешки

Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут.

Ядра, изумруд, слуги, белка

Имя прилагательное «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьи?».

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

1)дуб какой – зеленый

2)цепь какая – златая

3) кот какой – ученый

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей

1)на дорожках каких – неведомых

2) зверей каких – невиданных

3) ножках чьих – курьих

Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской

1)брег какой – песчаный, пустой

2) витязей каких – прекрасных

3) из вод каких – ясных

4) дядька какой — морской

Имя числительное «сколько?»,

«который?»

Два, пять, одиннадцать, семнадцать, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, двести, триста, четыреста, четыре, девяносто, тысяча.
Глагол «что делать?», «что сделать?» Пример1.

В оном из вагонов третьего класса очутились двое пассажиров.

1)что сделали – очутились

Несколько лет тому назад в своем имении жил барин Троекуров Кирилла Петрович

1)что делал – жил

Однажды весной, в час жаркого заката на Патриарших появилось двое.

Источник

Имя существительное и прилагательное таблица 3 класс



Имя существительное, имя прилагательное. 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном и имени прилагательном.

Создать условия для закрепления и обобщение знаний учащихся о частях речи на основе:

  • формирование учебно-познавательной компетентности: формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • формирование ценностно-смысловой компетенции: умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • формирование информационной компетенции, через информационные технологии закрепить умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • формирование коммуникативной компетенции, через умения представить себя, написать тест, ответить письменно на вопросы, анкету, задать вопрос, вести дискуссию;
  • формирование языковой компетенции: формирование умений распознавать слова, относящиеся к различным частям речи, развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Формирование компетенции происходит на основе развития УУД.

Универсальные — учебные действия (УУД):

Познавательные:

  • использует сравнение для установления общих свойств объекта,
  • высказывает суждения по результатам сравнения;
  • умеет самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;
  • понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
  • осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

  • обладает способностью преодолевать препятствия;
  • сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
  • работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, учащихся, справочника и самостоятельно.

Коммуникативные:

  • умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в группе;
  • проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
  • выступает перед аудиторией сверстников доказывать свою точку зрения.

1. компьютеры, проектор

2. карточки для работах в парах с заданиями

4. карточки в Worde

5. тест из интернета

6. изображение овощей в корзине

7. изображение мальчика иностранца с записью (поздн.. осень)

8. учебник, рабочая тетрадь

9. 15 — солнышек, 15 — облаков

10. орфографические словари.

I. Психологическая установка.

Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Сегодня урок я хочу начать со стихотворения.

У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну реки плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Георгий Ладонщиков

— Какое время года описывает Георгий Ладонщиков? (осень) (картина осени Слайд 2)

Найдите в слове осень буквы, имеющие одинаковый элемент (о,с,е).

Повторим написание букв — оес,есо,сое и соединение букв в слове осень.

3. Словарная работа.

Чем богата осень? (Овощами, фруктами)

Назовите овощи, которые отправила вам Осень в своей корзине (слова появляются на экране)

Г.рох, к.б.чок, к.пуста, к.ртофель, м.рковь , .гурец, п.м.дор, р.диска. (слайд 4)

Запишите слова в тетрадь, вставьте нужную букву. Если не знаете, как правильно пишется слово, то, что нужно сделать.

Проверка: ученик читает слово, вставляет букву и проверяет на компьютере. (слайд 4)

III. Постановка проблемы.

1. Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы.

— Какая осень сейчас? (поздняя)

– Назовите признаки поздней осени. ( стоят морозы, на реке появляется лёд, часто идёт снег и укрывает землю)

— Иностранец Том написал в письме словосочетание — поздний осень (на доске записи и изображение иностранца)

— Помогите нашему гостю. (В этом словосочетании два слово: имя существительное и имя прилагательное. Главное слова осень, от него задаём вопрос ( какая ая?, яя? ) ), следует писать поздняя.

Ученики решают орфографическую задачу и вставляют на доске мелом буквы.

2. Оглашение темы урока.

— Чем будем сегодня на уроке заниматься?( Повторять об именах сущ. и прил.)

Читайте также:  конспект согласование количественных числительных с существительными

— Какова тема урока? (слайд 5)

IV. Повторение о частях речи.

1. Работая в парах, проведём наблюдения и соберём информацию о частях речи. Сдадим в типографию. Там напечатают памятку о частях речи для нас и нашего друга. (Приложение 1)

Карточка № 1. Разбейте слова на две группы:

Осень, птица, снег, лист, животное, рыба.

По какому признаку разделили слова. Сделайте вывод.

Вывод: имена существительные обозначают предмет: одушевлённый предмет отвечает на вопрос кто? а неодушевлённый предмет отвечает на вопрос что?

Карточка № 2. Разбейте слова на две группы:

По какому признаку разделили слова? Сделайте вывод. (дописать)

Вывод: Имена существительные изменяются (по числам: ед.ч., мн.ч.)

Карточка №3. Замени имя существительное местоимением и определи род.

Осень – Солнце – Холод –

Что можно определить у имени существительного, подставляя местоимения?

Вывод: имена существительные в (единственном) числе бывают (мужского рода, женского рода, среднего рода).

Карточка № 4. Подбери к имени существительному слово по команде — вопроса:

Что обозначают слова, которые вы подобрали? К какой части речи они относятся?

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы,: ( какой?, какая?, какое, какие? и обозначают признак предмета).

Карточка № 5. Исправь окончания у имён прилагательных, задав команду-вопрос от имени существительного.

Что требует имя существительное от имени прилагательного, которое с ним связано?

Вывод: Имя существительное требует от прилагательного (изменить число, а в ед.ч. изменить род).

(Ученики в группах выполняют задание на карточках, делают вывод и сдают карточки в типографию. В которой работает один из учеников класса. Он на слайде составляет памятку о частях речи) (слайд 5). В это время класс работает дальше.

(Выполняем движение руками)

Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту мнём – мнём
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жнём – жнём.

V. Развитие речи.

1. Прочитайте запись ( слайд 6)

Наступила . Выпал . стали .

Понятно ли о чём идёт речь в тексте? Почему? Какой части речи не хватает? (имени существительного) Добавим имена существительные.

Насупила осень. Выпал снег . Дни стали .

Какую роль играет имя существительное в предложении?

(Имя существительное указывает на предмет, о котором рассказывается.)

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы: кто? и что?
Отвечать оно должно.

Превращаться я привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, в слона, в конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю названия предметам.

2. Сейчас поработаем над художественной речью. Украсим наши предложения. Добавьте в предложения слова, которые описывают предмет. Наступила поздняя осень. Выпал белый снег. Дни стали короткими.

— К какой части речи они относятся?

— Какую роль играет имя прилагательное в предложении, тексте?

(Более точно описывает предмет, раскрашивает его как художник. Речь становится красивой. )

2 ученик:

Чудное прилагательное знает весь свет.
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

Выпустили памятку о частях речи. Давайте повторим. (слайд 5)

— на какой вопрос отвечает имя существительное ? ( кто? кто?)

— на какой вопрос отвечает имя прилагательное ? ( какой? какая? какое? какие?)

— что обозначает имя существительное? ( предмет)

— что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

— как изменяется имя существительное и имя прилагательное? (по числам)

— какая часть речи изменяется по родам? (имя прилагательное)

— какая часть речи не изменяется по родам, а уже рождаются слова муж.р., жен.р. и сред.р? (имя существительное)

А сейчас все по порядку
Дружно встали на зарядку.
Руки в стороны согнули
Вверх подняли, помахали,
Оглянулись через левое плечо,
Через правое еще,
Дружно все присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.

1, Работа на компьютере. Самостоятельная работа по карточкам:

4 варианта (определить род имён сущ., определить число у имён сущ., определит род и число у прилагательных) (электронное приложение 2) .

Читайте также:  схема определения склонения имен существительных

Физминутка “Бабочка”

Спал цветок
(закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
(поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(руки поднять вверх (вдох).
Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(руки согнуть в стороны (выдох)
Поднялся вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо — влево)

2. Коллективная работа в тетрадях. Определите части речи в тексте про осень (текст на слайде 6.)

VIII. Обобщение знаний.

— Как изменяется имя существительное?

— Как определить род у имени существительного? (слайд 7)

— Как связаны эти части речи? ( слайд 8)

— Как можно узнать окончание имён прилагательных? (слайд 9)

IX. Самопроверка. (Работа в интернете)

Теперь проверим свои знания о частях речи. Выполним тест по теме “Имя прилагательное и имя существительное”. Работу выполняем на компьютере.

Физминутка для глаз.

Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

X. Рефлексия. Игра “Улыбнись”

— Ребята, покажите мне, пожалуйста, карточку с солнышком те, кому было все понятно на уроке, у кого на сердце ясная солнечная погода. А кто не всё понял и у кого на сердце такая же облачная погода, как за окном – карточку с облаком.

— Давайте улыбнёмся друг другу и скажем – “молодцы!”. (слайд 10)

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Таблицы — Имя существительное»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Части речи ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ МЕСТОИМЕНИЕ ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕНТ КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? КТО? ЧТО?

ЧАСТИ РЕЧИ Части речи Отвечают на вопросы обозначают примеры Имя существительное КТО? ЧТО? предмет Тетрадь, корабль, Путешествие. Имя прилагательное КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Какие? Признак предмета Красивый, Летнее, Спелая. глагол Что делать? Что сделать? Что буду делать? Действие предмета Читать, рисовать, наклеить. местоимения Кто? Что? Указывают на предмет Я, ты, мы, Он, она, оно, они , вы,. предлог В, на, за, к, по, о, над, от, до, под, перед, у, с, и др. Союз И, а, но.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС КТО? ИЛИ ЧТО? КТО? ОДУЩЕВЛЁННЫЕ ИЛИ ЧТО? НЕОДУЩЕВЛЁННЫЕ

1. Конкретные предметы (доска, тетрадь). 2. Живые существа (кошка, петух, человек). 3. Явления природы (гроза, дождь). 4. События (праздник, война, революция). 5. Процесс, название действий (стрельба, рост). 6. Абстрактные понятия (дружба, честность). Имена существительные обозначают:

Одушевлённые имена существительные ОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КТО? ДЕВОЧКА КОРОВА ОСЛИК МАЛЬЧИК КОТЁНОК

Неодушевленные имена существительные НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС ЧТО? КАРАНДАШИ ДОСКА ЧАШКА ТЕЛЕФОН

Собственные существительные обозначают единственные в своем роде объекты : фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, рек (все географические названия), названия книг, журналов, газет, телепередач курочка Ряба мальчик Боря Названия кинофильмов, спектаклей, журналов, пароходов, детских садов, газет пишутся в кавычках. яхта «Победа» газета «Вести» Собственные имена существительные

Все остальные существительные пишутся с маленькой буквы и называются имена нарицательные конкретные ( стол, ручка) собирательные (детство) абстрактные (любовь, горе) материальные (сахар, железо)

Основные категории ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЧИСЛО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО Единственное число РОД МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД СКЛОНЕНИЕ 1-Е СКЛОНЕНИЕ 2-Е СКЛОНЕНИЕ 3-Е СКЛОНЕНИЕ ПАДЕЖИ Именительный падеж — кто? что? Винительный падеж — кого? чего? Дательный падеж — кому? чему? Винительный падеж – кого? что? Творительный падеж – кем? чем? Предложный падеЖ – о ком? о чём?

ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО ед.ч. ОДИН ПРЕДМЕТ множественное ЧИСЛО мн.ч. ДВА ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Женский род Ж.р ОНА МОЯ мужской род М.р средний род Ср.р ОН МОЙ ОНО МОЁ

Читайте также:  контрольный диктант по теме имя существительное 5 класс ответы

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Женский род Мужской род — а, -я. 1-е СКЛОНЕНИЕ 1-е скл. 2-е СКЛОНЕНИЕ 2-е скл. 3-е СКЛОНЕНИЕ 3-е скл. Мужской род средний род -о, -е. Женский род Ь знак в конце слова ВОЛНА, ДЯДЯ КОНЬ, ОКНО, СОЛНЦЕ. МЫШЬ, ДОЧЬ

Именительный падеж — кто? РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж — кого? чего? Дательный падеж — кому? чему? Винительный падеж – кого? что? Творительный падеж – кем? чем? Предложный падеж – о ком? о чём? ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ПАДЕЖИ имён существительных Падеж Слово Вопросы Предлоги Примеры Именительныйпадеж есть Кто? Что? — СТРАНА ОКНО СИРЕНЬ РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ НЕТ Кого? Чего? ОТ, ДО, ИЗ, БЕЗ, ДЛЯ, ОКОЛО, С, ВОКРУГ, У, ПОСЛЕ,КРОМЕ СТРАНЫ ОКНА СИРЕНИ ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ДАТЬ Кому? Чему? К, ПО СТРАНЕ ОКНУ СИРЕНИ ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ВИЖУ Кого? Что? В, НА, ЗА, ПРО, ЧЕРЕЗ СТРАНУ ОКНО СИРЕНЬ ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ДОВОЛЕН Кем? Чем? С, ЗА, ПОД, НАД, МЕЖДУ СТРАНОЙ ОКНОМ СИРЕНЬЮ ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ ДУМАТЬ О ком? О Чём? О,ОБ, В, ВО, НА, ПРИ О СТРАНЕ ОБ ОКНЕ О СИРЕНИ

Окончания имён существительных а я о е ы и е ю У ой ей е е и ю ом ем и и а я ю У а я о е Падеж Вопросы 1-ескл. 2-ескл. 3-ескл. И.п. Кто? Что? ь ь Р.п. Кого? Чего? Д.п. Кому? Чему? В.п. Кого? Что? ь Т.п. Кем? Чем? П. п. О ком? О Чём?

Мужской род РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Женский род Поставьте существительное в начальную форму (ед.числа — Кто? Что? ) и определите род при помощи личных местоимений (он – м.р, она – ж.р, оно – ср.р) средний род (Он, мой) Мужчин а Дяд я Стол учитель (Она, моя) Стран а Земл я ночь морковь (Оно, моё) Солнц е Неб о Врем я

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО I. ЧАСТЬ РЕЧИ II.МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ 1.Начальная форма (Им.п., ед.ч) 2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное б) одушевлённое или неодушевлённое в) род г) склонение 2. Непостоянные признаки: а) падеж б) число III. Синтаксическая роль. Роль существительного в предложении.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО I. ЧАСТЬ РЕЧИ II.МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ 1.Начальная форма (Им.п., ед.ч) 2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное б) одушевлённое или неодушевлённое в) род г) склонение 2. Непостоянные признаки: а) падеж б) число III. Синтаксическая роль. Роль существительного в предложении.

Имя существительное кто? или что? М.р, ж.р., ср.р Собст. Или нариц. Начальная форма : И.п., Ед.ч. Одуш. Или неодуш. Ед.ч. Или мн.ч. 1-е скл, 2-е скл, 3-е скл И.п., Р.п, Д.п., В.п., Т.п, П.п.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Номер материала: ДБ-341934

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник