Меню

имя существительное олимпиадные задания



Олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку по теме

олимпиада по русскому языку

Скачать:

Вложение Размер
olimpiada_po_russkomu_iazyku.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районная олимпиада по русскому языку

4 класс 2009-2010 учебный год

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня.

Диктант оценивается по 5-ти бальной системе

  1. Определи и подпиши род имён существительных:

Туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведерки, тюль, какао, вуаль, кофе, шампунь, мозоль, ножницы, дрожжи.

За каждый правильный ответ -1 балл. Максимально: 13

  1. Найди и выдели корень в словах:

Беседка, безделка, бездна, бесёнок, бескозырка.

За каждый правильный ответ -1 балл. Максимально: 5

  1. Поставь имена существительные в родительном падеже множественного числа:

Килограммы – килограммов помидоры – помидоров

Апельсины — апельсинов чулки — чулок

Сапоги – сапог ботинки – ботинок

За каждый правильный ответ -1 балл. Максимально: 6

  1. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй и запиши новое слово.

Пластинка, картина, павлин – плас-ти-лин

Сапоги, парашют, фантазия — са-ра-фан

Косари, заморозки, лётчик – са-мо-лёт

За каждый правильный ответ -2 балла. Максимально: 6

  1. Подбери синонимы к словам:

Волшебник – чародей, колдун, маг, кудесник

Ловкий – проворный, шустрый, юркий

Темнота – мрак, тьма, потёмки, темень, мгла

Шалить – проказничать, озорничать, баловаться, дурачиться

За каждый правильный ответ -1 балл. Максимально: по количеству написанных слов

  1. Распредели слова на две группы. Если возможны варианты, запиши и обоснуй свой вариант ответа.

Вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Возможны варианты ответов:

  1. По смыслу : вода, водичка, жидкость, кипяток

Водитель, водит, шофёр, таксист

Сущ.: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток

  1. Однокоренные слова : вода – водичка, водитель – водит

Слова, не являющиеся однокоренными : жидкость, шофёр, таксист, кипяток

За каждый правильный вариант — 2 балла + 1балл за обоснование=3балла Максимально: по количеству найденных вариантов

  1. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:

В зоопарке – вольер в самолёте — салон

В поезде – купе на корабле — каюта

В больнице — палата в школе – класс

За каждый правильный ответ -2 балла. Максимально: 12

  1. В Искитиме живут искитимцы, в Новосибирске – новосибирцы, а в Москве — москвичи , Курске — куряне , Омске — омичи , Перми — пермяки , Ростове – на — Дону — ростовчане , Екатеринбурге — екатеринбуржцы

За каждый правильный ответ -3 балла. Максимально: 18

  1. Объясни значение фразеологизмов, запиши, одним словом.

В час по чайной ложке — медленно

Мозолить глаза — надоедать

После дождичка в четверг — никогда

Язык прикусить — замолчать

Лясы точить — болтать

У чёрта на куличках — далеко

За каждый правильный ответ -2 балла. Максимально: 12

11. Подбери к группе из трёх существительных одно прилагательное, подходящее по смыслу.

Ёж, взгляд, куст — колючий

Шаль, ночь, душа — тёмная

Взгляд, знак, характер – мягкий

За каждый правильный ответ -3 балла. Максимально: 9

  1. Поставь в словах ударение:
  2. Звонит, хвоя, договор, каталог, цемент, красивее, случай, положил.

За каждый правильный ответ -1 балла. Максимально: 8

Районная олимпиада по русскому языку

4 класс 2009-2010 учебный год

  1. Определи и подпиши род имён существительных:

Туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведерки, тюль, какао, вуаль, кофе, шампунь, мозоль, ножницы, дрожжи.

  1. Найди и выдели корень в словах:

Беседка, безделка, бездна, бесёнок, бескозырка.

  1. Поставь имена существительные в родительном падеже множественного числа:

Килограммы — ____________________ помидоры — ____________________

Апельсины — _____________________ чулки — ________________________

Сапоги — _________________________ ботинки — ______________________

  1. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй и запиши новое слово.

Пластинка, картина, павлин _________________________________________

Сапоги, парашют, фантазия ________________________________________

Косари, заморозки, лётчик ________________________________________

  1. Подбери синонимы к словам:
  1. Распредели слова на две группы. Если возможны варианты, запиши и обоснуй свой вариант ответа.

Вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

  1. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:

В зоопарке -______________________ в самолёте -__________________

В поезде -________________________ на корабле -__________________

В больнице — _____________________ в школе — ____________________

  1. В Искитиме живут искитимцы, в Новосибирске – новосибирцы, а в Москве — ____________, Курске — _____________, Омске -__________, Перми — ________________, Ростове –на Дону — __________________, Екатеринбурге — _________________
  1. Объясни значение фразеологизмов, запиши, одним словом.

В час по чайной ложке — ___________________________________________

Мозолить глаза — _________________________________________________

После дождичка в четверг — ________________________________________

Язык прикусить -_________________________________________________

Лясы точить — ____________________________________________________

У чёрта на куличках — ______________________________________________

  1. Подбери к группе из трёх существительных одно прилагательное, подходящее по смыслу.

Ёж, взгляд, куст — ________________________________________________

Шаль, ночь, душа — _______________________________________________

Взгляд, знак, характер — ____________________________________________

12. Поставь в словах ударение:

Звонит, хвоя, договор, каталог, цемент, красивее, случай, положил.

Источник

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССАХ

Содержимое публикации

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССАХ

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Райсемёновская СОШ»

ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его. Покажите различия в составе.

А) рыбак, Б) дубак, В) простак, Г) чужак, Д) казак.

Расставьте ударение в словах:

Торты, баловать, приняла, щавель, красивее, столяр, дремота, каталог, хвоя, свекла.

Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Известн_________ кафе

Найдите среди данных слов те, которые раньше были родственными. Выпишите пары этих слов.

Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

Подбери к словосочетаниям подходящие по смыслу слова и соедини их:

Переходить реку вкрутую

Разделить конфеты исподлобья

Сварить яйцо всухомятку

В дороге ели поровну

Держать ружьё вброд

Надеть кепку набекрень

Глянуть на врага наперевес

Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[пашол й’а в л’эс/ на й’олку вл’эс// с’ижу на й’эл’и/ штоп волк’и ни сй’эл’и]

Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайся, какие это слова, и вставь их в текст.

___________________ выпал жаркий-жаркий.

Ах, как душно в зоопарке!

________________ пропал у пони,

________________ вянут на газоне,

А мартышка не страдает —

Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений).

На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.

Над этой задачей я долго думал сломя голову.

От моего дома до школы очень близко за тридевять земель.

Мальчика звали Юлий, а девочку – Юлия. Их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Каких падежей? Докажи.

Отгадай существительные общего рода:

Драчун, зачинщик ссор и драк — _______________________________________

Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам — __________________________

Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело — ______________________

Грубый, невоспитанный человек- _____________________________________

Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюду _______________

Рассеянный, неловкий человек __________________________________

Укажи сложное предложение в отрывке из стихотворения А. Пришельца. подчеркни грамматические основы.

Летят над полями последние стаи,

Последние листья в лесу облетают.

И солнце, едва пробиваясь сквозь тучи,

Роняет последний негреющий лучик.

Запишите текст, раскрывая скобки.

(Из)полынного островка (вы)скочил русак и, как шар, (по)катился (по)полю. Ястреб кинулся (на)зайца. Русак (пере)вернулся (на)спину, ударил хищника задними лапами и (с)крылся (в)кустах.

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его. Покажите различия в составе.1 балл

А) рыбак, Б) дубак, В) простак, Г) чужак, Д) казак.

Расставьте ударение в словах .

5 баллов- за каждое верное слово по 0,5 балла

ТОрты, баловАть, принялА, щавЕль, красИвее, столЯр, дремОта, каталОг, хвОя, свЁкла.

Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.

4 балла – за каждое верное слово — 0,5 балла

Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая

Найдите среди данных слов те, которые раньше были родственными. Выпишите пары этих слов.

5 баллов- за каждое верное слово по 1 баллу

Здание — зодчий, околица — колесо, крыльцо — крыло, отец — отчизна, полотенце-полотняный.

Переходить реку – вброд, разделить конфеты – поровну, сварить яйцо – вкрутую, в дороге ели – всухомятку, держать ружьё – наперевес, надеть кепку – набекрень, глянуть на врага – исподлобья.

3,5 балла — по 0,5 балла за правильно подобранное слово.

Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

8 баллов- за каждое слово по 1 баллу

[пашол йа в л’эс/ на йолку вл’эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли]

Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.

Возможны различные варианты ответа, например, такой: август, аппетит, астры, ананасы.

4 балла – по 1 баллу за каждое слово.

На субботнике наш класс работал, засучив рукава. Над этой задачей я долго думал, ломал голову. От моего дома до школы очень близко, рукой подать.

6 баллов – по 2 балла за каждый фразеологизм.

Существительные Юлия и Юлий во множественном числе различаются в Родительном и Винительном падежах: первое имеет форму Юлий (с нулевым окончанием), второе – Юлиев (с окончанием –ев-) 5 баллов

Отгадай существительные общего рода:

6 баллов- по 1 баллу за каждое слово.

Драчун, зачинщик ссор и драк — задира, забияка

Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам — зевака

Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело — выскочка

Грубый, невоспитанный человек- невежа

Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюдупроныра

Рассеянный, неловкий человек разиня

Укажи сложное предложение в отрывке из стихотворения А. Пришельца. подчеркни грамматические основы. (2 балла)

Летят над полями последние стаи,

Последние листья в лесу облетают.

И солнце, едва пробиваясь сквозь тучи,

Роняет последний негреющий лучик.

Запишите текст, раскрывая скобки.

9 баллов- по 1 баллу за каждое слово.

Максимальное количество баллов – 58,5 б.

Источник

олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку

олимпиадные зад. по рус яз

Скачать:

Вложение Размер
olimpiada.docx 22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Падеж имен существительных

Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам.

Падеж является той грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.

Изменение одного и того же слова по падежам и числам называется склонением .

В современном русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Все падежи, за исключением именительного, называются косвенными. Косвенные падежи могут употребляться как с предлогом, так и без него (кроме предложного падежа, который в современном русском языке без предлога не употребляется). Предлоги служат для уточнения значения падежей.

Основные значения падежей

Форма именительного падежа — это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существительное употребляется для наименования, названия лица, предмета, явления. В этом падеже всегда стоит подлежащее (а также приложение к нему): Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно; Чижа захлопнула злодейка-западня (Кр.). В этом же падеже может стоять именная часть составного сказуемого: Грушницкий — юнкер ; Хорь был человек положительный (Т.). В именительном падеже стоит также главный член односоставного номинативного предложения: Вот опальный домик (П.). Вне синтаксической связи с предложением в именительном падеже стоит обращение: Отец, отец , оставь у грозы. (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.).

Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды ; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров . Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов , нам не удалось от них отделаться (Арс.); Эти главы не избегли общей участи . Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: . Желаю славы я (П.); . Свободы хочу, независимости (Гонч.).

Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности — дом отца, комната сестры ; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка , быстрее звука , слаще меда , белее снега и т.д.

Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам .

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).

Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение — выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье . Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день , каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др.

Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах.

Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась ладонью (Л. Т.) и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и способа действия: Клубами черный дым несется к облакам (Кр.); Кони, фыркая, вихрем летели. (Н.); Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н. Т.); — . Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом . (Н.) и др.

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году.

Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М.В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком , и физиком , и историком , и политико-экономом , и оратором , и вдобавок еще — пиитом (Добролюбов).

Приименный творительный падеж употребляется: а) при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом ; производителя действия: охрана сада сторожем ; содержания действия: занятия иностранным языком ; определительным: усы колечком, кепка блином ; в сравнительно редких случаях — со значением образа действия: пение тенором ; б) при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами .

Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом (откуда и его название).

Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях (Черн.) и т.д.

С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке , стоя на коленях перед ним (М. Г.); [Аянов] . имел двенадцати лет дочь, воспитывавшуюся на казенный счет в институте (Гонч.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М. Г.); Река во всей красоте и величии , как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играл каждый мускул ; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.), Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

  • с предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);
  • с предлогом при — для указания на место: сад при институте , сестра при санатории ;
  • с предлогом в — для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах , хранение в снегу и т.д.

Роль предлогов в выражении значений падежей

Предлоги играют значительную роль в выражении падежных значений. Присоединяясь именам существительным в различных падежных формах, предлоги помогают раскрыть и уточнить значения падежей.

Так, употребляясь с родительным падежом, предлоги вокруг, до, из-за, у и другие выражают пространственные отношения предметов или действий: ходить вокруг дома, доехать до деревни, выйти из-за стола, стоять у ворот .

Предлоги к, по при употреблении их с дательным падежом указывают на приближение к предмету, объекту, на место действия: наклониться к столу, идти по полю, ехать по дороге .

При употреблении с винительным падежом предлоги в, за, на раскрывают значение направленности действия на объект: вбить в стену, обнять за шею, смотреть на сестру .

Употребляясь с творительным падежом, предлоги за, над, под, с и другие выражают пространственные значения, указывают на направленность действия на объект и т.д.: лететь над лесом, жить под горой, ходить за ягодами, дружить с товарищем . (Подробнее о роли предлогов в выражении значения падежей см. в разделе «Предлоги» .)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использовать в работе на математическом кружке.

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам .

Предлагаю олимпиадные задания по французскому языку школьного этапа.

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов.

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова.

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Источник

Читайте также:  существительные образованные при помощи аффиксов