Меню

имя существительное предмет имя прилагательное



Разница между прилагательным и существительным

Имя существительное и прилагательное – самостоятельные части речи, однако в предложении между ними всегда устанавливается связь, при которой существительное выступает в роли доминанты, а прилагательное – в роли зависимого слова. Определить такую связь позволяет смысловое содержание понятий «существительное» и «прилагательное».

Существительное – часть речи, которая называет предмет, явление или состояние и отвечает на вопросы кто? или что?

животное дерево

исследование

На вопрос кто? отвечают существительные, обозначающие одушевленные предметы; на вопрос что? – существительные, называющие предметы неживой природы или отвлеченно-абстрактные понятия.

Каждый предмет или явление обладает определенными признаками, конкретизирующими его значение. Яблоко может быть круглым, сладким, красным, зрелым или продолговатым, кислым, зеленым; ветер — сильным, умеренным, южным; наводнение – неожиданным, катастрофическим или просто сильным. Слова, которые называют признак предмета, являются прилагательными. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? в зависимости от рода существительного, к которому относятся:

лошадь (какая?) норовистая;

В русском языке категория рода существительных определяется относительно условно. Ее можно считать морфологическим признаком, по которому классифицирую тип склонения. К I склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а (-я); ко II склонению – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –е, -о; к III склонению – существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на шипящий согласный или мягкий знак.

I склонение II склонение III склонение
земля
хижина
дядя
склон
перекресток
окно
помощь
мать
товарищ

В зависимости от типа склонения изменяются падежные окончания существительных:

Источник

Имя существительное, имя прилагательное. 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном и имени прилагательном.

Создать условия для закрепления и обобщение знаний учащихся о частях речи на основе:

  • формирование учебно-познавательной компетентности: формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • формирование ценностно-смысловой компетенции: умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • формирование информационной компетенции, через информационные технологии закрепить умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • формирование коммуникативной компетенции, через умения представить себя, написать тест, ответить письменно на вопросы, анкету, задать вопрос, вести дискуссию;
  • формирование языковой компетенции: формирование умений распознавать слова, относящиеся к различным частям речи, развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Формирование компетенции происходит на основе развития УУД.

Универсальные — учебные действия (УУД):

Познавательные:

  • использует сравнение для установления общих свойств объекта,
  • высказывает суждения по результатам сравнения;
  • умеет самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;
  • понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
  • осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

  • обладает способностью преодолевать препятствия;
  • сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
  • работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, учащихся, справочника и самостоятельно.

Коммуникативные:

  • умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в группе;
  • проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
  • выступает перед аудиторией сверстников доказывать свою точку зрения.

1. компьютеры, проектор

2. карточки для работах в парах с заданиями

4. карточки в Worde

5. тест из интернета

6. изображение овощей в корзине

7. изображение мальчика иностранца с записью (поздн.. осень)

8. учебник, рабочая тетрадь

9. 15 — солнышек, 15 — облаков

10. орфографические словари.

I. Психологическая установка.

Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Сегодня урок я хочу начать со стихотворения.

У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну реки плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Георгий Ладонщиков

— Какое время года описывает Георгий Ладонщиков? (осень) (картина осени Слайд 2)

Читайте также:  выдели окончание определи род и склонение существительных

Найдите в слове осень буквы, имеющие одинаковый элемент (о,с,е).

Повторим написание букв — оес,есо,сое и соединение букв в слове осень.

3. Словарная работа.

Чем богата осень? (Овощами, фруктами)

Назовите овощи, которые отправила вам Осень в своей корзине (слова появляются на экране)

Г.рох, к.б.чок, к.пуста, к.ртофель, м.рковь , .гурец, п.м.дор, р.диска. (слайд 4)

Запишите слова в тетрадь, вставьте нужную букву. Если не знаете, как правильно пишется слово, то, что нужно сделать.

Проверка: ученик читает слово, вставляет букву и проверяет на компьютере. (слайд 4)

III. Постановка проблемы.

1. Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы.

— Какая осень сейчас? (поздняя)

– Назовите признаки поздней осени. ( стоят морозы, на реке появляется лёд, часто идёт снег и укрывает землю)

— Иностранец Том написал в письме словосочетание — поздний осень (на доске записи и изображение иностранца)

— Помогите нашему гостю. (В этом словосочетании два слово: имя существительное и имя прилагательное. Главное слова осень, от него задаём вопрос ( какая ая?, яя? ) ), следует писать поздняя.

Ученики решают орфографическую задачу и вставляют на доске мелом буквы.

2. Оглашение темы урока.

— Чем будем сегодня на уроке заниматься?( Повторять об именах сущ. и прил.)

— Какова тема урока? (слайд 5)

IV. Повторение о частях речи.

1. Работая в парах, проведём наблюдения и соберём информацию о частях речи. Сдадим в типографию. Там напечатают памятку о частях речи для нас и нашего друга. (Приложение 1)

Карточка № 1. Разбейте слова на две группы:

Осень, птица, снег, лист, животное, рыба.

По какому признаку разделили слова. Сделайте вывод.

Вывод: имена существительные обозначают предмет: одушевлённый предмет отвечает на вопрос кто? а неодушевлённый предмет отвечает на вопрос что?

Карточка № 2. Разбейте слова на две группы:

По какому признаку разделили слова? Сделайте вывод. (дописать)

Вывод: Имена существительные изменяются (по числам: ед.ч., мн.ч.)

Карточка №3. Замени имя существительное местоимением и определи род.

Осень – Солнце – Холод –

Что можно определить у имени существительного, подставляя местоимения?

Вывод: имена существительные в (единственном) числе бывают (мужского рода, женского рода, среднего рода).

Карточка № 4. Подбери к имени существительному слово по команде — вопроса:

Что обозначают слова, которые вы подобрали? К какой части речи они относятся?

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы,: ( какой?, какая?, какое, какие? и обозначают признак предмета).

Карточка № 5. Исправь окончания у имён прилагательных, задав команду-вопрос от имени существительного.

Что требует имя существительное от имени прилагательного, которое с ним связано?

Вывод: Имя существительное требует от прилагательного (изменить число, а в ед.ч. изменить род).

(Ученики в группах выполняют задание на карточках, делают вывод и сдают карточки в типографию. В которой работает один из учеников класса. Он на слайде составляет памятку о частях речи) (слайд 5). В это время класс работает дальше.

(Выполняем движение руками)

Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту мнём – мнём
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жнём – жнём.

V. Развитие речи.

1. Прочитайте запись ( слайд 6)

Наступила . Выпал . стали .

Понятно ли о чём идёт речь в тексте? Почему? Какой части речи не хватает? (имени существительного) Добавим имена существительные.

Насупила осень. Выпал снег . Дни стали .

Какую роль играет имя существительное в предложении?

(Имя существительное указывает на предмет, о котором рассказывается.)

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы: кто? и что?
Отвечать оно должно.

Превращаться я привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, в слона, в конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю названия предметам.

2. Сейчас поработаем над художественной речью. Украсим наши предложения. Добавьте в предложения слова, которые описывают предмет. Наступила поздняя осень. Выпал белый снег. Дни стали короткими.

Читайте также:  как выделяется имя существительное

— К какой части речи они относятся?

— Какую роль играет имя прилагательное в предложении, тексте?

(Более точно описывает предмет, раскрашивает его как художник. Речь становится красивой. )

2 ученик:

Чудное прилагательное знает весь свет.
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

Выпустили памятку о частях речи. Давайте повторим. (слайд 5)

— на какой вопрос отвечает имя существительное ? ( кто? кто?)

— на какой вопрос отвечает имя прилагательное ? ( какой? какая? какое? какие?)

— что обозначает имя существительное? ( предмет)

— что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

— как изменяется имя существительное и имя прилагательное? (по числам)

— какая часть речи изменяется по родам? (имя прилагательное)

— какая часть речи не изменяется по родам, а уже рождаются слова муж.р., жен.р. и сред.р? (имя существительное)

А сейчас все по порядку
Дружно встали на зарядку.
Руки в стороны согнули
Вверх подняли, помахали,
Оглянулись через левое плечо,
Через правое еще,
Дружно все присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.

1, Работа на компьютере. Самостоятельная работа по карточкам:

4 варианта (определить род имён сущ., определить число у имён сущ., определит род и число у прилагательных) (электронное приложение 2) .

Физминутка “Бабочка”

Спал цветок
(закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
(поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(руки поднять вверх (вдох).
Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(руки согнуть в стороны (выдох)
Поднялся вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо — влево)

2. Коллективная работа в тетрадях. Определите части речи в тексте про осень (текст на слайде 6.)

VIII. Обобщение знаний.

— Как изменяется имя существительное?

— Как определить род у имени существительного? (слайд 7)

— Как связаны эти части речи? ( слайд 8)

— Как можно узнать окончание имён прилагательных? (слайд 9)

IX. Самопроверка. (Работа в интернете)

Теперь проверим свои знания о частях речи. Выполним тест по теме “Имя прилагательное и имя существительное”. Работу выполняем на компьютере.

Физминутка для глаз.

Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

X. Рефлексия. Игра “Улыбнись”

— Ребята, покажите мне, пожалуйста, карточку с солнышком те, кому было все понятно на уроке, у кого на сердце ясная солнечная погода. А кто не всё понял и у кого на сердце такая же облачная погода, как за окном – карточку с облаком.

— Давайте улыбнёмся друг другу и скажем – “молодцы!”. (слайд 10)

Источник

3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных

1. Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Основные признаки имени существительного

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Весна, школа, стена, отдых.
Б) Морфологические признаки Примеры
Это род, число, падеж, склонение.
Имена существительные:
  • принадлежат к одному из трёх родов – мужскому, женскому, среднему, но не изменяются по родам;
  • Океан, река, море.
  • изменяются по числам;
  • Океан – океаны, река – реки, море – моря.
  • изменяются по падежам.
  • Океан – океана, океану, океаном и др.
    Изменение по падежам и числам называется склонением. Начальная форма существительного – именительный падеж единственного числа.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями. Ср.: Сестра подарила брату книгу .
    Существительное часто зависит от глагола и ставится при нём в определённом падеже. Ср.: обидеть друга, поссорить с другом, накричать на друга.
    Существительные могут распространяться прилагательными и другими существительными в косвенном падеже. Ср.: школьное здание, здание школы.

    2. По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

    нарицательные существительные называют класс однородных предметов;

    Стол, мальчик, птица, весна.

    собственные существительные называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п.

    Александр, Жучка, Россия, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка».

    2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы).

    3) Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, кроме того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин»; картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков»).

    3. По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

    а) конкретные – называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными).

    Например: стол (столы, два стола), ученик (ученики, два ученика), гора (горы, две горы);

    б) вещественные – называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа – единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало, а также с различными единицами измерения).

    Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха, но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи, но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил, но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок, но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок);

    в) отвлечённые – называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными).

    Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот);

    г) собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными).

    Например, молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы).

    4. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

    одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто? ;

    Отец, мать, соловей, кошка, муха, червяк.

    неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что? .

    Страна, камень, смех, снег, окно.

    2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении.

    У одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе).

    Ср.: мать – вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец – вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.).

    У неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа).

    Ср.: страна – вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень – вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

    3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе.

    Упражнения к теме «3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных»

    Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

    Источник