Меню

Интегрированный урок имя прилагательное



Интегрированный урок русского языка и развития речи в 3-м классе по теме «Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Цели урока:

  • Знакомство с ролью имён прилагательных в речи.
  • Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи.
  • Обучение правильной, грамотной, красивой речи.
  • Обогащение словарного запаса детей.
  • Воспитание любви к родному языку.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Электронная презентационная программа.
  • Аудиомагнитофон.
  • Аудиокассета со сборником релаксационных мелодий.
  • Аудиокассета с фонограммой «Песенка про имя прилагательное».
  • Напечатанный текст песни для индивидуальной работы.
  • Карточки для дифференцированного домашнего задания.

I. Сообщение темы и цели урока

– Начинаем интегрированный урок русского языка и риторики с загадки, из которой вы узнаете, какая часть речи так о себе рассказала:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
– Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи – тема урока.
(1 слайд). Поэтому задача нашего урока – понаблюдать за именем прилагательным и определить его значение в речи. А также не забывайте, что это урок обучения правильной, грамотной, красивой речи.
– А что такое имя прилагательное? Сначала послушайте, что об этом думает Митрофанушка – герой из комедии Фонвизина «Недоросль», а потом выскажите своё мнение.

Ведущий. Госпожа Простакова хочет показать, как учён у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.
Правдин. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.

– Ваше мнение.
– Что такое имя прилагательное?
– С какой частью речи связаны имена прилагательные в речи?
– Почему именно с именами существительными?

II. Работа над темой урока

1. а)
– Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (Презентация. 2 слайд).
б)
– Запишите в два столбика.
– Что можно сказать о количестве записанных слов?
– Прочитайте имена прилагательные. Докажите. (Презентация. 3 слайд).
– Найдите среди прилагательных лишнее слово. Почему? (Жаркий, т. к. не является синонимом.)
– Какие слова мы называем синонимами?
– С каким существительным первого столбика могут быть связаны прилагательные – синонимы второго столбика? (Ученица)
в)
– Подберите синонимы к слову «жаркий». Запишите.
– Как вы думаете, какое значение имеют прилагательные – синонимы в речи?

Вывод: они обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова.

2. а)
– А знаете ли вы, что обозначают прилагательные в переводе с латыни? (Присоединение, прибавление)
– А с греческого? Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет.
Эпитет – это образное, художественное определение, сравнение. (Презентация. 4 слайд).
Само слово эпитет у нас тоже применяется, как говорили древние греки, это почти то же самое, что и прилагательное. Эпитет передаёт настроение, состояние, отношение к предмету. Сейчас мы в этом убедимся.
б)
– Выполним упражнение № 307 (учебник русского языка, 3 класс, часть II, под ред. Р.Н.Бунеева, Приложение 1 (1)). Прочитайте текст. Найдите в нём все прилагательные. Признаки каких предметов они обозначают? Выпишите словосочетания: сущ. + прил. с вопросом.
Проверка. (Презентация. 5 слайд).
– Какое словосочетание лишнее, почему?
– Обратите внимание и задумайтесь над тем, что лес, оказывается, может быть не только зелёным, а … (юным), дым не только серым, а … (зелёным), а грозы могут быть … (тёплыми).
– Это и есть эпитеты.

Читайте также:  Контрольная работа по русскому языку 8 класс по прилагательным причастиями

Физминутка (релаксация под музыку)

в)
– Какую музыку слушали?
– А ещё можно применить такие прилагательные: беззаботная, благоговейная, возвышенная, божественная. Это уже не просто прилагательные, а эпитеты, самые яркие, нужные слова для описания.
– Какую роль играют прилагательные – эпитеты в речи?

Вывод: они украшают нашу речь, делают её поэтичнее, ярче, выразительнее.

3. а)
– Ответьте на вопрос: как можно увидеть то, чего не видишь? Возможно ли это?
– Нарисуйте в воображении животное выхухоль. (Презентация. 6 слайд).
– Смогли вы представить? Почему? Как быть?
– Рисовать можно не только красками и карандашами, но и мысленно, а также и словами. Я вам помогу, читайте текст и рисуйте это животное мысленно. (7 слайд).
– Что можете сказать? Чего не хватает до полной картины? Я вам ещё раз помогу. Закройте глаза, положите голову на парту, попробуйте ещё раз создать образ выхухоли. (Чтение полного текста учителем).
– А теперь почему сейчас получилось воссоздать образ зверька? (Презентация. 7 слайд).
– Как называется текст, в котором главную роль играют прилагательные?
– Что описывают в тексте прилагательные:

красивый, блестящий – . (мех)
коричневый – …. (цвет)
толстое – … (тело)
короткие, перепончатые – … (лапки)
длинный, чешуйчатый – … (хвост)
большая – … (голова)
маленькие – … (глазки)
смешной – … (хоботок)

– А в целом кто описывается?
– Так какую ещё роль играют имена прилагательные в речи?

Вывод: имена прилагательные играют главную роль в описании предметов, в указании его признаков.
– А теперь посмотрите, как выглядит этот зверёк в жизни? (Презентация. 8 слайд).
– Это животное реликтовое (редкое), занесено в Красную книгу.

III. Итог урока

– А теперь подведём итог урока в виде теста. (Презентация. 9 слайд).
– Если вы согласны с высказыванием, то ставим «+», если нет, то «–».
(Проверка, оценка – Презентация. 10 слайд).
– Закончим урок, спев песенку о прилагательном. (Приложение 2)

IV. Дифференцированное домашнее задание

Источник

Интегрированный урок русского языка и литературы по теме «Имя прилагательное. Повторение»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_literatury_na_temu.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе »

Цели урока : повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; повторить пунктуационное правило: «Запятая при однородных членах предложения»; закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И. Тютчева.

Оборудование: портрет поэта, раздаточный материал.

  • Организационный момент.
  1. Слово учителя. Сегодняшний урок – продолжение старой и доброй традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя.
  2. Мини- спектакль (автор – Ф.И. Тютчев, Мария – дочь поэта)

22 августа 1857 года…Лето уходило…

Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый родной скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо… И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.

Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

— Да, получилось, — наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Отец передал дочери листок бумаги и сказал:

— Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Это день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.

  1. Слово учителя. Сегодня мы в гостях у Федора Ивановича Тютчева, блестящего русского поэта. Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера. Его стихотворения помогут повторить некоторые факты из жизни имен прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи?

В конце урока наша задача ответить на вопрос: какие слова определяют сущность личности Ф.И. Тютчева? Чему он посвятил свою жизнь?

  1. Запись даты, темы урока, имени поэта.
  • Основная часть (повторение пройденного и изучение нового).
  1. Знакомство со страницами биографии.

Слово учителя . 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в родовом имении отца Овгтуг Орловской губернии, в средней полосе России, на границе степей и лесов, родился мальчик.

Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.

О предках Тютчева известно с незапамятных времен. По отцовской линии его предком был Захарий Тютьшов — сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – сподвижник Петра 1 – граф Петр Андреевич Толстой.

2. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Листья».

Слово учителя. Ф.И. Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к представленному стихотворению (выразительное чтение стихотворения).

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат

В снега и метели

Их тощая зелень

Хоть ввек не желтеет

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе.

Но птички отпели,

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Мы ждать не хотим,

Мы с вами летим.

Беседа по вопросам.

— Сколько строф в стихотворении?

— Каков его центральный образ?

— Сколько времен года пролетает перед нами и какие?

— Как меняется настроение?

— Какие образные средства использует поэт?

— Предложите варианты названия стихотворения.

Запись в тетрадь первой строфы стихотворения «Листья». Задание: спишите, поставив пропущенные запятые; обоснуйте свое мнение.

Работа с именами прилагательными.

— Что обозначает имена прилагательные?

— Назовите имена прилагательные, встретившиеся в первой строфе.

— Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть имена прилагательные; объясните правописание кратких прилагательных на шипящий.

— В чем особенность прилагательного не свежа ?

— Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.

  1. Знакомство со страницами биографии Ф.И. Тютчева.

Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву ученье давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений поражали окружающих в будущем поэте.

В 1822 г. по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел и очутившись в Мюнхене, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Нот все сложилось иначе. В 1844 г. поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «. более всего я люблю Россию и поэзию».

13 июня 1873 г., за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев едва слышно прошептал: «Какие последние политические новости?»

Ранним утром в воскресенье 15 июля Федор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть.

  1. Работа с высказыванием Фета о Тютчеве.

Выразительное чтение высказывания.

Два года тому назад, в тих.. осен.. ноч. стоял в темн.. переходе Колизея и смотрел на зездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобным же ощущением раскрываю стихотворения Ф.И. Тютчева. Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объеме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом поэзии. (А. Фет.)

Беседа по вопросам.

— С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?

— Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?

— Прочтите текст, исключив имена прилагательные.

— Сделайте вывод о том, какова роль прилагательных в языке.

— Запишите в тетрадь словосочетания, которые включают в себя прилагательные с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных».

— Какие морфологические признаки имеет прилагательное звездное ?

Полное определение имени прилагательного.

Слово учителя . А теперь пришло время обратиться к вопросу, поставленному в начале урока: «Какие два слова определяют сущность Ф.И. Тютчева?» (Запись высказывания: «…более всего я люблю Россию и поэзию».)

  • Домашние задание: написать сочинение-миниатюру «Встреча с Тютчевым. Мои впечатления», выполнить морфологический разбор одного имени прилагательного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области «Филология». Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на .

Образовательными целями урока является уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра.

Данный урок рекомендуется проводить в 6 классе в самом начале изучения темы » Имя прилагательное».

Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык — явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос.

Разработку урока подготовили учитель русского языка МБОУ СОШ №11 имени Н.А.Свистунова села Беноково Т.В. Николаенко, учитель русского языка МБОУ СОШ №9 ст.Баговской Н.В.Токарева в качестве зачёт.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе «Имя прилагательное.Повторение изученного в 5 классе».

Источник