Меню

Интересное про глагол 5 класс



Интересное про глагол 5 класс

Глагол

14. Глагол или существительное?

— Вы помните, что называется глаголом?

— Да. Слова, которые обозначают действие или состояние предмета, называются глаголами. Они отвечают на вопросы: что делает?, что сделает? предмет.

— А что называется именем существительным?

Ученики правильно ответили на вопросы учительницы.

— Хорошо, — сказала учительница. — Прочитайте эти предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

2) Ведро дало течь, и вода стала течь.

15. Загадка

К какой части речи относятся выделенные слова?

16. Кто что делает? (Игра)

Зина и Валя идут из школы. Зина говорит:

— Интересная была игра у нас на уроке русского языка.

— Да, мне понравилась.

— Давай! Лошадь, — говорит Зина.

— Ржёт, — отвечает Валя.

Так и идут они, играя. Одна называет предмет, а другая — его действие.

17. Близкие по значению, разные по звучанию

В рукописи одного писателя было предложение:

«Ну, что у вас за дело ко мне, говорите, — говорит волк».

Алексей Максимович Горький зачеркнул второе слово говорит и надписал: спрашивает.

Объясните, для чего Горький вписал другое слово. Подберите к слову говорит слова, близкие по значению. Сделайте это так:

Говорить — произносить, спрашивать .

18. Обойдись без глаголов!

Можно ли обойтись без глаголов в рассказе о том, что происходит на стадионе?


Обойдись без глаголов!

19. Знаешь ли ты, что.

. И. С. Тургенев в произведении «Отцы и дети» употребил более 150 глаголов говорения?

20. Бедный язык

— Прочти-ка, сынок, своё домашнее сочинение, — попросил папа.

«На уроке природоведения, — начал Коля, — учительница говорила о Мичурине. Она интересно говорила о его жизни, а потом говорила о выращенных им деревьях. Когда мы шли домой, то говорили тоже о садах. Миша говорил, что он поедет на Север и рассадит там сады».

— Бедный у тебя язык, — сказал папа. — Найди в своём сочинении слово, которое повторяется, и замени его другими словами, близкими по смыслу.

21. Хитрый вопрос

С какой частью речи предлоги не употребляются?

22. Кто больше?

Учительница написала на доске слова:

— и объяснила: «Кто больше, чище и без ошибок напишет к этим существительным глаголов, тот — победитель».

Наташа записала: Лётчик-космонавт тренируется, идёт, летит, сообщает, смотрит, наблюдает .

А кто из вас больше, чище и без ошибок напишет глаголов к этим именам существительным?

23. Вопрос-шутка

В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз?

24. В чём разница?

Объясните разницу в словах, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся:

1) Отварить сардельки. — Отворить дверь.

2) Поласкать ребёнка. — Полоскать бельё.

3) Посидеть в парке. Поседеть в старости.

25. Какая часть речи?

Снежное покрывало покрывало всё поле.

Иди домой, но сначала коридор домой.

26. Какое время? (Сказка-шутка)

Учительница спросила Лентяйкина:

— Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул:

А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?


Какое время?

27. Одинаковы ли эти слова?

Чем различаются эти слова? Определите их корни. Придумайте с каждым словом предложение. Запомните написание этих слов.

28. Смотри спеши!

Однажды Феде очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книжке товарища. Вот он и просит товарища:

— Дай мне свою книжку домой, я спишу это стихотворение.

— Хорошо, только смотри спеши!

А Федя удивился немного и говорит:

— Хорошо, хорошо, спишу!

— Да нет, ты спеши!

— Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтоб списать, чего ж ты меня об этом просишь?

1) Выпишите из этого рассказа глаголы, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Объясните, почему разное написание.

2) Составьте рассказ, в котором были бы слова: запевайте — запивайте.

29. Лёгкий вопрос

Что можно надевать и кого можно одевать?

Читайте также:  Видовая пара для глагола ехать

30. Кто сказал правильно?

— Надевай пальто — пойдём на коньках кататься!

— Одевай пальто — пойдём на коньках кататься.

31. Образуем 2-е лицо глагола

Чтобы лучше подготовиться к уроку, Катя называла глаголы в 1-м лице, а Клава ставила их во 2-м лице:

Поставьте глаголы неопределённой формы в 1-м и во 2-м лице настоящего времени:

32. Трудное задание

Старший брат написал два предложения:

Он буд. т хорошо учиться.

Он буд. т меня каждое утро.

— Серёжа, — сказал он, — напиши на месте точек нужные буквы.

Долго думал Серёжа, но нашёл правильное решение. Какие буквы он написал на месте точек? Почему?

33. В каком лице?

В каком лице нужно поставить глагол-сказуемое, если подлежащее выражено личным местоимением 3-го лица единственного числа?

34. Катино стихотворение

Вова ходил по комнате и учил:

— Глаголы видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать, ненавидеть относятся ко второму спряжению.

Вова повторил раз пять и уверенно сказал:

Прошло часа два, сестра спросила:

— Вова, скажи, какие глаголы относятся ко второму спряжению?

— Ко второму спряжению относятся все глаголы, которые в неопределённой форме имеют —ить. А также глаголы дышать .

— Нет, то есть да. я вспомню.

— Ты лучше выучи стихотворение, которое я сочинила. Сестра открыла свой альбом. Вова прочитал:

«Глаголы неопределённой формы на —ить

Ко второму спряженью нужно, друзья, относить.

Не забудьте в это спряженье включить исключенья:

Выучите это стихотворение.

35. Лёгкое правило

Ваня выполнял упражнение. В одном предложении встретился глагол видел.

— Лиза, — спросил он у старшей сестры, — какую букву, е или и, надо писать перед буквой л?

е, — ответила сестра.

Написал Ваня букву е и дальше пишет. Встретилось другое слово. Опять он к сестре:

— Лиза, какую букву надо писать, е или и?

— В слове слышал нужно а писать.

Написал Ваня букву а. Пишет дальше, а сам думает: «Не всегда ж сестра мне подсказывать будет. Спрошу-ка я у неё, как узнать, какую букву писать в глаголах прошедшего времени».

— Перед буквой л, — сказала сестра, — в прошедшем времени пишется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед —ть. Вот смотри:

Какое лёгкое правило! Спасибо, Лиза!

36. е или и? (Игра)

На уроке труда ученики вырезали из плотной бумаги листки размером шесть сантиметров на девять и написали с обеих сторон буквы е и и. А на уроке русского языка учительница сказала:

— Я буду произносить глаголы, а вы определяйте, какую букву, е или и, нужно писать во 2-м и 3-м лице единственного числа. Если букву е, то поднимите листок с буквой е, если и, то листок с буквой и.

Мария Алексеевна стала произносить глаголы:

Когда игра была закончена, учительница сказала:

— Я прочту эти слова ещё раз, а вы запишите их в 3-м лице множественного числа.

Источник

Урок-игра «Счастливый случай» по теме «Повторение пройденного о глаголе в 5–6-м классах»

  1. обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе за 5-й и 6-й класс, подготовка к восприятию новой темы “Причастие”;
  2. развивающая: отработка орфографических навыков по теме; развитие монологической речи обучающихся, смекалки, логики и внимательности; развитие в детях духа коллективизма, способности работать в группах;
  3. воспитательная: воспитание интереса и любви к русскому языку; чувства уважения друг к другу; развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся; развитие умения находить выход из трудных ситуаций; воспитание в детях уверенности в себе и умения быстро сосредоточиться на главном.

Подготовка к уроку: презентация (Приложение 1), раздаточный материал.

“Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”.
Сабир Абдулла.

Ход урока

Организационный момент. (3 мин.)

На перемене расставить столы и стулья для трех команд (по 8 человек) и разделить детей. Выбрать жюри (бланк для жюри — Приложение 2)

— Изучать новые предметы или новый материал всегда интересно. Но мне кажется, что узнавать новое о хорошо знакомом старом — еще прекраснее. Сегодня мы проводим игру “Счастливый случай”. Но хотя игра носит такое название, выиграет та команда, которая лучше усвоила материал о глаголе за 5-ый и 6-ой класс. Немного, конечно, зависит и от вашей удачи, а также от поведения. У команды, которая не умеет себя вести, будут забираться баллы. Ну а для начала объявим капитанов команд.

(Мы команда — …, наш капитан — …).

-А сейчас приступаем непосредственно к игре. Определим, кто же ее начнет.

-Посмотрите внимательно на предложения и ответьте на вопрос.

Какой частью речи являются выделенные слова?

Коридор домой и иди домой.

Натопила печь и стала печь.

Снежное покрывало все поле покрывало.

А как называются такие слова (печь-печь, домой-домой)? Приведите свои примеры омонимов (речь — речь, течь — течь и т. п.)

Итак, право первого хода принадлежит команде…

Первый гейм – это разминка. Назовем его “Бросайка”: игрок из каждой команды по очереди бросает кубик по 1 разу и отвечает на вопрос ведущего; если отвечает правильно, то баллы засчитываются.

Капитан называет имя того, кто имеет право бросить кубик (или отдает кубик по своему желанию). Если бросивший кубик не знает ответ, то может отвечать другой игрок или игрок другой команды (дается в таком случае только 1 балл).

  1. Что такое глагол?
  2. На какие две группы делятся все признаки глагола, так же как и любой другой части речи?
  3. К постоянным признакам относятся….
  4. Как определить вид глагола?
  5. Какие глаголы относятся к II спряжению (с безударным личным окончанием)?
  6. Какие глаголы относятся к I спряжению (с безударным личным окончанием)?
  7. Как определить: переходный глагол или нет?
  8. Как по-другому называется начальная форма глагола?
  9. Сейчас мы послушаем рассказ об инфинитиве и сделаем вывод, каких признаков нет у него и почему его назвали инфинитив-лентяй?

Сказал как-то Инфинитив:

-Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени.

-Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

-Лучше будущее, — говорит Инфинитив, чтоб хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!

Спрягается Вспомогательный – только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит.

Зачем ему шевелить, зачем самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.

Учитель: Ответьте на вопрос: каких еще морфологических признаков нет у Инфинитива?

3. Гейм “Заморочки из бочки”. (10 мин.)

— Молодцы! Переходим к следующему гейму. Здесь вам снова поможет удача. У меня 3 комплекта заданий-заморочек (Приложение 3), но только один с пометкой: “Лови удачу за хвост!”, что значит 2 дополнительных балла команде.

Итак, у вас всего три задания, но времени у нас катастрофически мало – всего 5 минут. Как успеть сделать все? Правильно – разделиться на группы внутри команды и назначить ответственного за письменное выполнение.

Ваше время на исходе. Жюри объявит победителя по итогам первого гейма (один из участников любой глагол на доске из 3-его задания), а проигравший прокомментирует 1-ое задание.

* 1 задание комментирует проигрывающая команда

2 задание – 2-ая по удачливости

3 задание – команда, идущая впереди всех.

Во время комментирования вы можете исправить ошибки.

Сдайте, пожалуйста, работы жюри. После проверки выполненных заданий жюри подведет итоги трех конкурсов.

    1. Заполнить табличку предложенными глаголами: повеселели, зеленеет, сушит, не боится, писали, будет завтракать, делает, протираю, положу, заготовят, бежит, посмотрят, взмахнули, загрустила, будет стараться, помнил. Составьте 2 сложных предложения, используя любые глаголы из предложенных выше (форму не менять)

    Повеселели, взмахнули, загрустила

    Положу, заготовят, посмотрят

    Зеленеет, сушит, не боится, делает, протираю, бежит

    Писали, помнил.

    будет завтракать, будет стараться.

— Какая клетка осталась незаполненной? Прочитать предложения.


Вставьте пропущенные орфограммы в глаголах и объясните их.

1. Не не надо хвали (ть, т) ся, если (не) зна..шь, как хлеб роди (ть, т) ся. 2. Ты знаеш.. 3 край, где все обильем дыш..т, где реки лью (ть, т) ся чище серебра. 3. Коробейники показ..вали 3 заманчивые картинки. 4. Семь раз отмерь, один раз отреж(?). (Проверить только 2 и 4).

Знаешь 3 , показывали 3 из предыдущего задания (Проверить один из глаголов на закрытой доске).

Физкультминутка (1 мин.)

-Прежде чем я объявлю следующий гейм, остановимся на минутку. Скажите, пожалуйста, чем отличаются глаголы одеть и надеть.

-Молодцы! Потренируемся в употреблении глагола надеть…Выполняем упражнение устно, повторяя за мной, поэтому все повернитесь, расправьте плечики. Итак,

В ноябре, в декабре
Будет холод на дворе.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.

(Можно проводить физкультминутку сидя и стоя. Под слова “в ноябре, в декабре” дети сжимают и разжимают пальцы рук; под слова “будет холод на дворе” потереть руки, поежиться; под слова “и тогда мы все ребятки” опять потряхивают кистями рук; под слова “будем надевать перчатки” заложить пальцы правой руки в левую так, чтобы получилась корзинка; под слова “будем так их надевать” показывают движением левой руки по правой, как будто надевают перчатку на каждый пальчик; под слова “а потом вот так снимать” движением правой руки показывают, как надо снимать с каждого пальчика).

4. Гейм “Ты – мне, я – тебе”. (3 мин.)

— Пишем словарные слова. Но на команду всего один листочек. Как быть? Каждый участник команды пишет по одному слову, проверяя написание предыдущего слова (передаем по кругу). За каждое верно написанное слово – жюри дает один балл.

Богатырь, багряный, коллекция, одиннадцать, приключение, салфетка, природа, профессия, предмет, бассейн, бирюзовый, искусный, поражение, искусство, прекратить, терраса.

5. Гейм “Гонка за лидером” (8 мин.) (будет состоять из двух этапов)

1-й тур: Конкурс кроссвордов (Приложение 4): за каждое верное слово -1 балл (3 минуты).

— А теперь пришла пора показать себя капитанам команд.

2-й тур: Каждый из них может задать другому по два вопроса. Отвечать могут только капитаны. Если на вопрос ответил правильно, то получает 2 балла тот, кто отвечал. Если же ответ не верный, то 1 балл зарабатывает капитан, который задавал вопрос, но только после того, как сам расскажет правильный ответ.

3-й тур: Мы приближаемся к финалу. Это задание покажет вашу творческую силу. Владимир Галактионович Короленко говорил, что слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, которым он обладает, другим людям.

В течение трёх минут вы обсуждаете, сочиняя миниатюру, которая бы раскрывала смысл пословицы. Капитаны озвучивают решение команды. Но сначала выберем карточку с пословицей.

А) Не спеши языком, торопись делом.

Б) Славен человек не словами, а делами.

В) Зазнайка хорош, да цена ему грош.

— дополнительное задание: Кто быстрее? Найти в пословицах глаголы. Определить наклонение.

— Молодцы! Итак, сегодня мы с вами повторили все признаки глагола, некоторые орфограммы в глаголах, тем самым подготовив базу для изучения следующей большой сложной темы “Причастие”, к знакомству с которой мы приступим уже завтра.

6. Подведение итогов. (3 мин.)

Пока жюри подводит итоги игры “Счастливый случай”, запишем домашнее задание.

Подготовиться к самостоятельной работе.

Параграф 9, упр.43 или составить мини-сочинение на тему: “Такой интересный урок…” (вы пишите о любом уроке, который вам понравился больше всего за время обучения в школе)

А на маленьких листочках оцените свою работу на уроке.

Обведите кружком вариант ответа:

  1. На уроке у меня все получилось отлично (отметка “5”)
  2. Возможно, я допускал незначительные ошибки (отметка “4”)
  3. Я не справился со многими заданиями
  1. На уроке было интересно
  2. Не все было интересно
  3. Совсем неинтересно

— А сейчас слово предоставляется жюри (3 мин.) (Подсчитать баллы и похвалить выигравшую команду. Похвалить детей за активность и дружбу между собой).

— Спасибо за активность, за командную игру, до свидания.

Источник