Меню

Интересные прилагательные по теме имя прилагательное



Система упражнений для совершенствования знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»

При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

Аналитические упражнения

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание 2. Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание 3. Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.
Шумят в лесу осины, березы и дубы,
И просятся в корзины малины и грибы.
Хорошая погода, веселые деньки…
Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
Дорог хороших много, — любую выбирай.
Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
Мы юные туристы, мы любим край родной.
(Н.Найденова)

Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Задание 6. Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (. ) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание 11. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание 12. Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание 13. Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание 14. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?

Задание 15. Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Читайте также:  Правильно образована форма степени сравнения прилагательного хороший

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого.

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)

Задание 16. Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото, обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный.

Черное золото
Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… — это богатство нашей страны.

Задание 17. Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за, а в предложном – о, в, на.

Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем.

Задание 19. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)

Задание 20. Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание 21. Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание 22. Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание 23. Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание 24. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

Задание 25. Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

Задание 26. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание 27. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание 28. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Источник

Подборка правил: имя прилагательное

В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (красный, огромный, умный, учительский).

Постоянный признак у имён прилагательных только один – разряд.

Непостоянные признаки

  1. число
  2. падеж (только для полной формы)
  3. род (только для единственного числа)
  4. форма (полная или краткая)
  5. степень сравнения (простая или составная)
Читайте также:  Разработка урока дефисное слитное написание прилагательных

Разряды имён прилагательных

  • качественные — обозначают признак предмета, который может присутствовать в этом предмете в большей или меньшей степени; имеют полную и краткую форму, сравнительную и превосходную степень (тёмный, сильный, новый, крепкий, грязный, мягкий, низкий, молодой).
  • относительные — обозначают признак предмета, который не может быть в нём в большей или меньшей степени (деревянный, шерстяной, солнечный).
  • притяжательные — обозначают признак по принадлежности его кому-либо или чему-либо (заячий выводок, волчье логово, Егорушкин отец).

Род имён прилагательных

  • мужской (какой?) — синий, сильный, быстрый.
  • женский (какая?) — синяя, сильная, быстрая.
  • средний (какое?)— синее, сильное, быстрое.

Число имён прилагательных

Имена прилагательные изменяются по числам.

  • единственное (какой? какая? какое?) — городской, садовая, белое; глупый, умная, дикое.
  • множественное (какие?) — городские, садовые, белые; глупые, умные, дикие.

Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные изменяются по падежам (только полная форма) .

Начальная форма прилагательного – именительный падеж единственного числа мужского рода.

Именительный падеж — какой? какая? какое? У меня есть чёрный кот.

Родительный падеж — какого? какой? какого? У меня нет чёрного кота.

Дательный падеж — какому? какой? какому? Я рад чёрному коту.

Винительный падеж — какого? какую? какое? Я вижу чёрного кота.

Творительный падеж — каким? какой? каким? Я играю с чёрным котом.

Предложный падеж — о каком? о какой? о каком? Я думаю о чёрном коте.

Склонение имён прилагательных

Прилагательные могут изменяться по падежам и числам (склоняться). Род, падеж и число прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.

Именительный падеж — хороший (м.р., ед. ч), хорошая (ж.р., ед.ч.), хорошее (с.р., ед.ч.), хорошие (мн.ч.).

Родительный падеж — хорошего (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед.ч.), хорошего (с.р., ед.ч.), хороших (мн. ч.).

Дательный падеж — хорошему (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошему (ср. р., ед. ч.), хорошим (мн.ч.).

Винительный падеж — хороший (м.р., ед. ч.), хорошую (ж.р., ед. ч.), хорошее (ср. р., ед. ч.), хорошие (мн.ч.).

Творительный падеж — хорошим (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошим (ср. р., ед. ч.), хорошими (мн.ч.).

Предложный падеж — (о) хорошем (м.р., ед. ч.) , (о) хорошей (ж.р., ед. ч.), (о) хорошем (ср. р., ед. ч.), (о) хороших (мн.ч.).

Степени сравнения имён прилагательных

Степени сравнения имеют только качественные прилагательные. Выделяют 3 степени сравнения:

  • положительная — начальная форма прилагательного (чистый, красивая, длинное);
  • сравнительнаяпростая: состоит из одного слова (прилагательные не изменяются по числам, родам, падежам; в предложении являются частью составного сказуемого) (чище красивее длиннее); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слов более/менее (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (более/менее чистый, более/менее красивая, более/менее длинное);
  • превосходнаяпростая:состоит из одного слова, образуется при помощи суффиксов -ЕЙШ/-АЙШ (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (чистейший, красивейшая, длиннейшее, глубочайший, ближайший); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слова самый (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (самый чистый, самая красивая, самое длинное).

Полные и краткие прилагательные

Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую. Полное прилагательное отвечает на вопрос какой? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде, числе и падеже.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос каков? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде и числе (по падежам не изменяется).

В предложении краткие прилагательные обычно выступают в роли сказуемого: Он так умён!

В роли определений краткие прилагательные выступают в некоторых фразеологических оборотах: на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, добры молодцы, красна девица.

Краткие прилагательные образуются от полных.

Окончания кратких прилагательных

Единственное число

  • мужской роднулевое окончание (крепкий — крепок, новый — нов, тощий — тощ).
  • женский родокончание -А (крепкая — крепка, новая — нова, тощая — тоща ).
  • средний родокончание -О, -Е(крепкое — крепко, новое — ново, тощее — тоще).

Множественное число

  • Окончание -Ы, -И — (крепкие- крепки, новые — новы, тощие — тощи).

Написание -н- и -нн- в кратких прилагательных

Написание -Н- и -НН- в кратких прилагательных определяется полной формой: длинна (длинный), красна (красный).

Читайте также:  Словосочетание прилагательное и числительное

Правописание суффиксов прилагательных

  • Суффиксы -АЧ-/-ЕЧ- в прилагательных, образованных от существительных на -ШКА: под ударением пишется А, без ударения – Е(лягушачий, кошачий,лягушечий, старушечий).
  • Суффиксы -ЕВ-/-ИВ-/-ОВ- под ударением пишется И, без ударения в твёрдой позиции – О, в мягкой – Е(красивый, краевой, плаксивый, сиреневый, ласковый, финансовый). Запомни:милостивый, юродивый.
  • Суффиксы -ЕМ-/-ИМ- в прилагательных, образованных с приставкой НЕ и без неё от непереходных глаголов и переходных глаголов совершенного вида, без ударения пишется Е, под ударением – И(непромокаемый, невредимый, различимый).
  • Суффикс -ЕН- пишется в кратких прилагательных(спокоен, напрасен).
  • Суффикс -ИСТ- пишется И(глинистый, раскатистый).
  • Суффиксы -К-, -СК- 1) суффикс -К- пишется в качественных прилагательных, имеющих краткую форму(веский (весок), низкий (низок); 2) суффикс -К- пишется в словахс корнями на -Ц и в словах с чередованием К/Ч и Ц(казацкий (казак), ткацкий (ткач)Исключения:угличский, узбекский, таджикский); 3) суффикс -СК- пишется в относительных прилагательных, не имеющих краткой формы(матросский (матрос), французский (француз).
  • Суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- пишется И(заботливый, заносчивый).
  • Суффиксы -ОНЬК-/-ЕНЬК-, -ОВАТ-/-ЕВАТ-, -ОВИТ-/-ЕВИТ- в твёрдой позиции пишется О, в мягкой – Е(маловатый, молодцеватый, деловитый, глянцевитый, лёгонький, синенький.Некоторые слова допускают оба варианта:лёгонький – лёгенький, плохонький – плохенький).
  • Суффикс -ЧАТ- пишется А(ступенчатый).

Правописание -н- и -нн- в прилагательных

-НН-

  1. в прилагательных с суффиксами-ЕНН-, -ОНН-(дискуссионный, искусственный, канализационный, клюквенный, операционный, революционный, сессионный, соломенный, торжественный.Исключение:ветреный).
  2. в прилагательных, образованных от слов с основой на -Н-(длинный, истинный, лимонный, машинный, миллионный, старинный, ценный).
  3. при наличии у прилагательного приставок(безветренный).
  4. в прилагательных, образованных от существительных на -МЯ-(временный (время), пламенный (пламя).
  5. прилагательных, образованных от существительных на -ИНА(старинный (старина), картинный (картина).

-Н-

  1. в прилагательных, которые не образованы от других частей речи(синий, зелёный, юный).
  2. в прилагательных с суффиксами -АН, -ЯН, -ИН(воробьиный, вощаной, глиняный, голубиный, дровяной, журавлиный, кожаный, куриный.Исключения:стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, стремянной).
  3. в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -Н-, -ЕН- без зависимых слов(вязаная кофта, гружёные вагоны, жареная картошка).

ЗАПОМНИ: пряный, румяный, юный, багряный, свиной, рдяный, зелёный, но: медленный.

ЗАПОМНИ: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, отчаянный, нечаянный, священный.

ЗАПОМНИ: гостиный (двор), гостиная, гостиница но: гостинный гарнитур.

Правописание НЕ в прилагательных

Слитно

  1. в прилагательных, которые без НЕне употребляются(небрежный, невежественный, невзрачный, ненавистный, ненастный, неприязненный, нечестивый)
  2. если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ(небольшой = маленький; неженатый = холостой, ненастоящий = ложный).
  3. при наличии слов в высшей степени, весьма, вполне, крайне, очень, почти, отчасти, совершенно, совсем, чрезвычайно(очень неглупый, почти незаметный).

Раздельно

  1. при наличии противопоставления с союзом А(не смелый, а трусливый).
  2. если перед НЕ стоят слова отнюдь не, далеко не, вовсе не(далеко не весёлый фильм).
  3. если перед НЕ стоят отрицательные наречия или местоимения ничуть, нисколько, никому, ничем(журнал никому не интересен).
  4. с относительными прилагательными(здание не бетонное).
  5. при логически подчёркнутом отрицании(семья не богатая).

С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными.

ЗАПОМНИ: В следующих кратких прилагательных не пишется раздельно: не виден, не виноват, не властен, не волен, не горазд, не готов, не должен, не намерен, не нужен, не рад, не расположен, не согласен, не способен, не страшен.

ЗАПОМНИ: не ниже, не выше, не лучше, не хуже, не ближе, не беднее; не больший, не меньший, не лучший, не худший.

Источник