Урок-игра. Повторение изученного по теме «Глагол», 6-й класс
Класс: 6
Цели: повторить и обобщить изученное о глаголе; усовершенствовать навыки правописания и употребления глаголов в речи.
Перед началом урока учащиеся получают набор карточек с заданиями и специальные бланки (карты) в виде таблицы с ячейками. Ячейки обозначены цифрами в соответствии с номерами заданий, которые предстоит выполнить учащимся.
В течение урока за каждое выполненное задание ученик получит фишку определённого цвета, которой накроет ячейку, соответствующую номеру выполненного задания (цвет фишки зависит от того, насколько правильно задание выполнено).
Паузы в ходе игры (между турами) предназначены для отдыха учащихся и в то же время в занимательной форме возвращают ребят к изученной теме.
Проверка заданий осуществляется следующим образом. Если задания выполнили одновременно несколько учеников, они обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по специальному «ключу». Ученик, оставшийся без «пары» или закончивший работу раньше остальных, сдаёт тетрадь на проверку учителю. По итогам проверки выдаются фишки.
В число победителей войдут ученики, раньше других закрывшие свою карту фишками. Причём обязательно учитывается не только общее количество, но и цвет фишек.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель сообщает цели урока и объясняет правила игры.
II. Игра.
Ведущие (из числа учеников):
Спорить со всеми вдруг начал Глагол,
Гневно ударив ладонью о стол:
– Разве не знаете, глупые вы,
То, что без действия вещи мертвы?
Ну так признайте же силу мою.
Всем вам я радость движенья даю.
Значит, я всех нужней,
Значит, я всех важней.
(Т. Рик)
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
(П.Чесноков)
1-й тур.
Найдите 10 спрятанных здесь глаголов в форме инфинитива (они расположены в клеточках по вертикали и горизонтали) Выпишите их.
к
м
л
о
в
и
т
ь
л
р
м
й
п
е
р
е
х
о
д
и
т
ь
к
о
т
с
р
а
г
а
п
а
н
о
м
е
и
т
з
п
р
и
с
о
н
п
т
д
е
й
р
и
с
м
с
й
к
ь
е
т
о
л
т
н
д
т
и
е
с
т
ь
т
н
ь
п
т
о
п
е
т
ь
р
и
о
д
ю
о
я
н
й
н
о
т
д
ш
м
в
я
т
щ
к
а
н
а
о
п
л
ы
т
ь
Ключ
По горизонтали: ловить, переходить, есть, петь, плыть.
По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.
Примечание: Если найдены все 10 глаголов, ученик получает красную фишку, 9—оранжевую, 8 —жёлтую, 7 — зелёную, 6 — синюю.
Они учили, я учил.
Я играл, они играли.
Как изменяется глагол,
Вы, конечно, угадали?
Учащиеся называют изменяемые (наклонение, время, лицо, число, род) и неизменяемые (вид, спряжение) морфологические признаки глагола, а также сообщают о том, что глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.
У глагола есть лицо.
Не одно, а целых три!
Если хочешь их запомнить,
Повнимательней смотри!
Я пишу и мы читаем –
Первое лицо такое.
Ты придёшь, вы повстречаетесь –
Так звучит лицо второе.
Едет он, она, оно,
Едут и они,
Едут все на пони.
Это третье лицо –
Хорошо запомни!
***
Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм.
А в глазах природный ум.
Весь начищенный, степенный.
Вид мой самый совершенный.
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат…
Некрасивый откровенно…
Ах, мой вид несовершенный!
(Т. Рик)
2-й тур.
Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Они нашли бы её ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помогите им!
Ключ
Однажды Кот и Пёс решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались и наконец отправились . Шли они, шли , как вдруг заметили , что заблудились. Сначала они испугались , но потом успокоились . «Надо сесть , съесть бутерброды, а там видно будет», — сказал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой.
Примечание: В тексте нужно исправить 12 ошибок. Если исправлены все, ученик получает красную фишку, 11 — оранжевую, 10 — жёлтую, 9 —зелёную, 8 — синюю.
3-й тур.
Правописание -тся и -ться в глаголах.
Выпишите глаголы, распределяя их в две колонки в соответствии с формулировкой правила.
- Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся.
- Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся.
- Чтобы не превратит(?)ся в посмешище, над своей оплошностью старайся смеят(?)ся первым, тогда другим уже не будет повода повеселит(?)ся.
- Не стоит на зеркало обижат(?)ся, если отражение не нравит(?)ся.
- Кто на авось полагает(?)ся, судьбой не распоряжает(?)ся, а слепо ей подчиняет(?)ся.
- Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся.
Ключ
Инфинитив (-ться)
3-е лицо (-тся)
Примечание: Если работа выполнена безошибочно, ученик получает красную фишку, при наличии 1 ошибки — оранжевую, 2 — жёлтую, 3 — зелёную, 4 — синюю.
Война глаголов
Лингвистическая сказка*
В давние-давние времена в стране Морфологии вспыхнула самая настоящая война среди глаголов. И, как всегда это бывает, повод для войны отыскался ничтожный, причём настолько незначительный, что и сами глаголы, и другие части речи уже позабыли, из-за чего, собственно, разгорелся сыр-бор.
Но как бы то ни было, война разразилась нешуточная. Глаголы разделились на два враждующих лагеря и вели бои с переменным успехом. Самой многочисленной оказалась армия глаголов первого спряжения. В неё вошли прославленные глаголы, оканчивающиеся на -оть, -уть, -ать, -еть, и многие другие, не менее достойные. Глаголов в войсках второго спряжения было значительно меньше, но они не уступали противнику ни в мужестве, ни в силе, ни в смекалке. И, что главное, все они, как один, дружно оканчивались на -ИТЬ.
У глаголов враждующих армий были свои законы и традиции, которые они чтили и отступать от которых были не намерены. Изменяясь по лицам и числам, глаголы первого спряжения имели окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют), а глаголы второго спряжения — -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). И никакого компромисса!
Не остались в стороне от междоусобицы два мудрых глагола ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ. Будучи по природе своей разноспрягаемыми, они чувствовали себя как дома и в стане глаголов первого спряжения, и в походных шатрах глаголов спряжения второго. Всячески старались они примирить противников, утверждая, что все глаголы — братья и делить им нечего.
В ходе военных действий каждая из враждующих сторон прибегала к различным уловкам и хитростям. А как-то раз главнокомандующим обеих армий практически одновременно пришла в голову мысль забросить в лагерь противника шпионов-диверсантов. Более многочисленная армия глаголов первого спряжения могла позволить себе отправить в тыл врага целую диверсионную группу: семь глаголов на -еть (СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ) и четыре глагола на -ать (СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ). Глаголы же второго спряжения снарядили всего двух лазутчиков. Ими стали глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ.
А дело-то вот как обстояло. Горе-лазутчики, оказавшись в расположении противника, с удивлением обнаружили, что враги — такие же глаголы, как и они сами. И желание вести войну до победного конца у них пропало. Глаголы забыли о своей шпионской миссии, нашли немало друзей и единомышленников, обзавелись семьями и неустанно твердили о том, что пора бы прекратить эту бессмысленную войну.
Их старания вскоре были вознаграждены. Глаголы первого и второго спряжения подписали вечный мирный договор и позабыли о прежних распрях. Конечно, и по сей день глаголы спрягаются по-своему, но это не мешает их мирной жизни. А глаголы-исключения, сумевшие остановить вражду, окружены почётом и уважением. Их знают в лицо и поимённо все образованные взрослые и школьники!
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
А ещё на ударение
Обрати своё внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
Ко второму спряженью
Отнесём , без сомненья,
Все глаголы на -ить,
Исключив брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е спрягать нельзя!
4-й тур.
Гласные в личных окончаниях глагола
Выпишите сначала глаголы I спряжения, затем — II.
- Сосны вершинами маш…т приветно.
- Сумрак ночи к западу уход…т.
- Роня…т лес багряный свой убор.
- Разве…т ветер грозовые тучи.
- Лес дыш…т прохладой.
- А во ржи дорога стел…тся.
- Не пен…тся море, не плещ…т волна.
- Проход…т облака всё выше и нежней, и ветер суш…т сад и мягко в окна ве…т.
- Вид…шь, как ветер гон…т волну, клон…т осину, тревож…т сосну.
- Гасн..т вечер, даль сине…т.
Источник
Интересные уроки по теме глагол
Глагол
14. Глагол или существительное?
— Вы помните, что называется глаголом?
— Да. Слова, которые обозначают действие или состояние предмета, называются глаголами. Они отвечают на вопросы: что делает?, что сделает? предмет.
— А что называется именем существительным?
Ученики правильно ответили на вопросы учительницы.
— Хорошо, — сказала учительница. — Прочитайте эти предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
1) Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
2) Ведро дало течь, и вода стала течь.
15. Загадка
К какой части речи относятся выделенные слова?
16. Кто что делает? (Игра)
Зина и Валя идут из школы. Зина говорит:
— Интересная была игра у нас на уроке русского языка.
— Да, мне понравилась.
— Давай! Лошадь, — говорит Зина.
— Ржёт, — отвечает Валя.
Так и идут они, играя. Одна называет предмет, а другая — его действие.
17. Близкие по значению, разные по звучанию
В рукописи одного писателя было предложение:
«Ну, что у вас за дело ко мне, говорите, — говорит волк».
Алексей Максимович Горький зачеркнул второе слово говорит и надписал: спрашивает.
Объясните, для чего Горький вписал другое слово. Подберите к слову говорит слова, близкие по значению. Сделайте это так:
Говорить — произносить, спрашивать .
18. Обойдись без глаголов!
Можно ли обойтись без глаголов в рассказе о том, что происходит на стадионе?
Обойдись без глаголов!
19. Знаешь ли ты, что.
. И. С. Тургенев в произведении «Отцы и дети» употребил более 150 глаголов говорения?
20. Бедный язык
— Прочти-ка, сынок, своё домашнее сочинение, — попросил папа.
«На уроке природоведения, — начал Коля, — учительница говорила о Мичурине. Она интересно говорила о его жизни, а потом говорила о выращенных им деревьях. Когда мы шли домой, то говорили тоже о садах. Миша говорил, что он поедет на Север и рассадит там сады».
— Бедный у тебя язык, — сказал папа. — Найди в своём сочинении слово, которое повторяется, и замени его другими словами, близкими по смыслу.
21. Хитрый вопрос
С какой частью речи предлоги не употребляются?
22. Кто больше?
Учительница написала на доске слова:
— и объяснила: «Кто больше, чище и без ошибок напишет к этим существительным глаголов, тот — победитель».
Наташа записала: Лётчик-космонавт тренируется, идёт, летит, сообщает, смотрит, наблюдает .
А кто из вас больше, чище и без ошибок напишет глаголов к этим именам существительным?
23. Вопрос-шутка
В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз?
24. В чём разница?
Объясните разницу в словах, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся:
1) Отварить сардельки. — Отворить дверь.
2) Поласкать ребёнка. — Полоскать бельё.
3) Посидеть в парке. Поседеть в старости.
25. Какая часть речи?
Снежное покрывало покрывало всё поле.
Иди домой, но сначала коридор домой.
26. Какое время? (Сказка-шутка)
Учительница спросила Лентяйкина:
— Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?
Лентяйкин не задумываясь воскликнул:
А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?
Какое время?
27. Одинаковы ли эти слова?
Чем различаются эти слова? Определите их корни. Придумайте с каждым словом предложение. Запомните написание этих слов.
28. Смотри спеши!
Однажды Феде очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книжке товарища. Вот он и просит товарища:
— Дай мне свою книжку домой, я спишу это стихотворение.
— Хорошо, только смотри спеши!
А Федя удивился немного и говорит:
— Хорошо, хорошо, спишу!
— Да нет, ты спеши!
— Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтоб списать, чего ж ты меня об этом просишь?
1) Выпишите из этого рассказа глаголы, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Объясните, почему разное написание.
2) Составьте рассказ, в котором были бы слова: запевайте — запивайте.
29. Лёгкий вопрос
Что можно надевать и кого можно одевать?
30. Кто сказал правильно?
— Надевай пальто — пойдём на коньках кататься!
— Одевай пальто — пойдём на коньках кататься.
31. Образуем 2-е лицо глагола
Чтобы лучше подготовиться к уроку, Катя называла глаголы в 1-м лице, а Клава ставила их во 2-м лице:
Поставьте глаголы неопределённой формы в 1-м и во 2-м лице настоящего времени:
32. Трудное задание
Старший брат написал два предложения:
Он буд. т хорошо учиться.
Он буд. т меня каждое утро.
— Серёжа, — сказал он, — напиши на месте точек нужные буквы.
Долго думал Серёжа, но нашёл правильное решение. Какие буквы он написал на месте точек? Почему?
33. В каком лице?
В каком лице нужно поставить глагол-сказуемое, если подлежащее выражено личным местоимением 3-го лица единственного числа?
34. Катино стихотворение
Вова ходил по комнате и учил:
— Глаголы видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать, ненавидеть относятся ко второму спряжению.
Вова повторил раз пять и уверенно сказал:
Прошло часа два, сестра спросила:
— Вова, скажи, какие глаголы относятся ко второму спряжению?
— Ко второму спряжению относятся все глаголы, которые в неопределённой форме имеют —ить. А также глаголы дышать .
— Нет, то есть да. я вспомню.
— Ты лучше выучи стихотворение, которое я сочинила. Сестра открыла свой альбом. Вова прочитал:
«Глаголы неопределённой формы на —ить
Ко второму спряженью нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье включить исключенья:
Выучите это стихотворение.
35. Лёгкое правило
Ваня выполнял упражнение. В одном предложении встретился глагол видел.
— Лиза, — спросил он у старшей сестры, — какую букву, е или и, надо писать перед буквой л?
— е, — ответила сестра.
Написал Ваня букву е и дальше пишет. Встретилось другое слово. Опять он к сестре:
— Лиза, какую букву надо писать, е или и?
— В слове слышал нужно а писать.
Написал Ваня букву а. Пишет дальше, а сам думает: «Не всегда ж сестра мне подсказывать будет. Спрошу-ка я у неё, как узнать, какую букву писать в глаголах прошедшего времени».
— Перед буквой л, — сказала сестра, — в прошедшем времени пишется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед —ть. Вот смотри:
Какое лёгкое правило! Спасибо, Лиза!
36. е или и? (Игра)
На уроке труда ученики вырезали из плотной бумаги листки размером шесть сантиметров на девять и написали с обеих сторон буквы е и и. А на уроке русского языка учительница сказала:
— Я буду произносить глаголы, а вы определяйте, какую букву, е или и, нужно писать во 2-м и 3-м лице единственного числа. Если букву е, то поднимите листок с буквой е, если и, то листок с буквой и.
Мария Алексеевна стала произносить глаголы:
Когда игра была закончена, учительница сказала:
— Я прочту эти слова ещё раз, а вы запишите их в 3-м лице множественного числа.
Источник