Меню

Интересные уроки по теме глагол



Урок-игра. Повторение изученного по теме «Глагол», 6-й класс

Класс: 6

Цели: повторить и обобщить изученное о глаголе; усовершенствовать навыки правописания и употребления глаголов в речи.

Перед началом урока учащиеся получают набор карточек с заданиями и специальные бланки (карты) в виде таблицы с ячейками. Ячейки обозначены цифрами в соответствии с номерами заданий, которые предстоит выполнить учащимся.
В течение урока за каждое выполненное задание ученик получит фишку определённого цвета, которой накроет ячейку, соответствующую номеру выполненного задания (цвет фишки зависит от того, насколько правильно задание выполнено).
Паузы в ходе игры (между турами) предназначены для отдыха учащихся и в то же время в занимательной форме возвращают ребят к изученной теме.
Проверка заданий осуществляется следующим образом. Если задания выполнили одновременно несколько учеников, они обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по специальному «ключу». Ученик, оставшийся без «пары» или закончивший работу раньше остальных, сдаёт тетрадь на проверку учителю. По итогам проверки выдаются фишки.
В число победителей войдут ученики, раньше других закрывшие свою карту фишками. Причём обязательно учитывается не только общее количество, но и цвет фишек.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель сообщает цели урока и объясняет правила игры.

II. Игра.

Ведущие (из числа учеников):

Спорить со всеми вдруг начал Глагол,
Гневно ударив ладонью о стол:
– Разве не знаете, глупые вы,
То, что без действия вещи мертвы?

Ну так признайте же силу мою.
Всем вам я радость движенья даю.
Значит, я всех нужней,
Значит, я всех важней.
(Т. Рик)

Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
(П.Чесноков)

1-й тур.

Найдите 10 спрятанных здесь глаголов в форме инфинитива (они расположены в клеточках по вертикали и горизонтали) Выпишите их.

к

м

л

о

в

и

т

ь

л

р

м

й

п

е

р

е

х

о

д

и

т

ь

к

о

т

с

р

а

г

а

п

а

н

о

м

е

и

т

з

п

р

и

с

о

н

п

т

д

е

й

р

и

с

м

с

й

к

ь

е

т

о

л

т

н

д

т

и

е

с

т

ь

т

н

ь

п

т

о

п

е

т

ь

р

и

о

д

ю

о

я

н

й

н

о

т

д

ш

м

в

я

т

щ

к

а

н

а

о

п

л

ы

т

ь

Ключ
По горизонтали: ловить, переходить, есть, петь, плыть.
По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.

Примечание: Если найдены все 10 глаголов, ученик получает красную фишку, 9—оранжевую, 8 —жёлтую, 7 — зелёную, 6 — синюю.

Они учили, я учил.
Я играл, они играли.
Как изменяется глагол,
Вы, конечно, угадали?

Учащиеся называют изменяемые (наклонение, время, лицо, число, род) и неизменяемые (вид, спряжение) морфологические признаки глагола, а также сообщают о том, что глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.

У глагола есть лицо.
Не одно, а целых три!
Если хочешь их запомнить,
Повнимательней смотри!

Я пишу и мы читаем
Первое лицо такое.
Ты придёшь, вы повстречаетесь
Так звучит лицо второе.

Едет он, она, оно,
Едут и они,
Едут все на пони.
Это третье лицо
Хорошо запомни!

***
Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм.
А в глазах природный ум.
Весь начищенный, степенный.
Вид мой самый совершенный.

Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат…
Некрасивый откровенно…
Ах, мой вид несовершенный!
(Т. Рик)

2-й тур.

Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Они нашли бы её ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помогите им!

Ключ
Однажды Кот и Пёс решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались и наконец отправились . Шли они, шли , как вдруг заметили , что заблудились. Сначала они испугались , но потом успокоились . «Надо сесть , съесть бутерброды, а там видно будет», — сказал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой.

Читайте также:  Повелительное и изъявительное наклонение глаголов упражнение

Примечание: В тексте нужно исправить 12 ошибок. Если исправлены все, ученик получает красную фишку, 11 — оранжевую, 10 — жёлтую, 9 —зелёную, 8 — синюю.

3-й тур.

Правописание -тся и -ться в глаголах.
Выпишите глаголы, распределяя их в две колонки в соответствии с формулировкой правила.

  1. Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся.
  2. Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся.
  3. Чтобы не превратит(?)ся в посмешище, над своей оплошностью старайся смеят(?)ся первым, тогда другим уже не будет повода повеселит(?)ся.
  4. Не стоит на зеркало обижат(?)ся, если отражение не нравит(?)ся.
  5. Кто на авось полагает(?)ся, судьбой не распоряжает(?)ся, а слепо ей подчиняет(?)ся.
  6. Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся.

Ключ

Инфинитив (-ться)

3-е лицо (-тся)

Примечание: Если работа выполнена безошибочно, ученик получает красную фишку, при наличии 1 ошибки — оранжевую, 2 — жёлтую, 3 — зелёную, 4 — синюю.

Война глаголов
Лингвистическая сказка*

В давние-давние времена в стране Морфологии вспыхнула самая настоящая война среди глаголов. И, как всегда это бывает, повод для войны отыскался ничтожный, причём настолько незначительный, что и сами глаголы, и другие части речи уже позабыли, из-за чего, собственно, разгорелся сыр-бор.
Но как бы то ни было, война разразилась нешуточная. Глаголы разделились на два враждующих лагеря и вели бои с переменным успехом. Самой многочисленной оказалась армия глаголов первого спряжения. В неё вошли прославленные глаголы, оканчивающиеся на -оть, -уть, -ать, -еть, и многие другие, не менее достойные. Глаголов в войсках второго спряжения было значительно меньше, но они не уступали противнику ни в мужестве, ни в силе, ни в смекалке. И, что главное, все они, как один, дружно оканчивались на -ИТЬ.
У глаголов враждующих армий были свои законы и традиции, которые они чтили и отступать от которых были не намерены. Изменяясь по лицам и числам, глаголы первого спряжения имели окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют), а глаголы второго спряжения — -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). И никакого компромисса!
Не остались в стороне от междоусобицы два мудрых глагола ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ. Будучи по природе своей разноспрягаемыми, они чувствовали себя как дома и в стане глаголов первого спряжения, и в походных шатрах глаголов спряжения второго. Всячески старались они примирить противников, утверждая, что все глаголы — братья и делить им нечего.
В ходе военных действий каждая из враждующих сторон прибегала к различным уловкам и хитростям. А как-то раз главнокомандующим обеих армий практически одновременно пришла в голову мысль забросить в лагерь противника шпионов-диверсантов. Более многочисленная армия глаголов первого спряжения могла позволить себе отправить в тыл врага целую диверсионную группу: семь глаголов на -еть (СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ) и четыре глагола на -ать (СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ). Глаголы же второго спряжения снарядили всего двух лазутчиков. Ими стали глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ.

А дело-то вот как обстояло. Горе-лазутчики, оказавшись в расположении противника, с удивлением обнаружили, что враги — такие же глаголы, как и они сами. И желание вести войну до победного конца у них пропало. Глаголы забыли о своей шпионской миссии, нашли немало друзей и единомышленников, обзавелись семьями и неустанно твердили о том, что пора бы прекратить эту бессмысленную войну.
Их старания вскоре были вознаграждены. Глаголы первого и второго спряжения подписали вечный мирный договор и позабыли о прежних распрях. Конечно, и по сей день глаголы спрягаются по-своему, но это не мешает их мирной жизни. А глаголы-исключения, сумевшие остановить вражду, окружены почётом и уважением. Их знают в лицо и поимённо все образованные взрослые и школьники!

Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
А ещё на ударение
Обрати своё внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Ко второму спряженью
Отнесём , без сомненья,
Все глаголы на -ить,
Исключив брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на спрягать нельзя!

Читайте также:  Определи спряжение глаголов хлопотать шуметь боятся сверкать

4-й тур.

Гласные в личных окончаниях глагола
Выпишите сначала глаголы I спряжения, затем — II.

  1. Сосны вершинами маш…т приветно.
  2. Сумрак ночи к западу уход…т.
  3. Роня…т лес багряный свой убор.
  4. Разве…т ветер грозовые тучи.
  5. Лес дыш…т прохладой.
  6. А во ржи дорога стел…тся.
  7. Не пен…тся море, не плещ…т волна.
  8. Проход…т облака всё выше и нежней, и ветер суш…т сад и мягко в окна ве…т.
  9. Вид…шь, как ветер гон…т волну, клон…т осину, тревож…т сосну.
  10. Гасн..т вечер, даль сине…т.

Источник

Интересные уроки по теме глагол

Глагол

14. Глагол или существительное?

— Вы помните, что называется глаголом?

— Да. Слова, которые обозначают действие или состояние предмета, называются глаголами. Они отвечают на вопросы: что делает?, что сделает? предмет.

— А что называется именем существительным?

Ученики правильно ответили на вопросы учительницы.

— Хорошо, — сказала учительница. — Прочитайте эти предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

2) Ведро дало течь, и вода стала течь.

15. Загадка

К какой части речи относятся выделенные слова?

16. Кто что делает? (Игра)

Зина и Валя идут из школы. Зина говорит:

— Интересная была игра у нас на уроке русского языка.

— Да, мне понравилась.

— Давай! Лошадь, — говорит Зина.

— Ржёт, — отвечает Валя.

Так и идут они, играя. Одна называет предмет, а другая — его действие.

17. Близкие по значению, разные по звучанию

В рукописи одного писателя было предложение:

«Ну, что у вас за дело ко мне, говорите, — говорит волк».

Алексей Максимович Горький зачеркнул второе слово говорит и надписал: спрашивает.

Объясните, для чего Горький вписал другое слово. Подберите к слову говорит слова, близкие по значению. Сделайте это так:

Говорить — произносить, спрашивать .

18. Обойдись без глаголов!

Можно ли обойтись без глаголов в рассказе о том, что происходит на стадионе?


Обойдись без глаголов!

19. Знаешь ли ты, что.

. И. С. Тургенев в произведении «Отцы и дети» употребил более 150 глаголов говорения?

20. Бедный язык

— Прочти-ка, сынок, своё домашнее сочинение, — попросил папа.

«На уроке природоведения, — начал Коля, — учительница говорила о Мичурине. Она интересно говорила о его жизни, а потом говорила о выращенных им деревьях. Когда мы шли домой, то говорили тоже о садах. Миша говорил, что он поедет на Север и рассадит там сады».

— Бедный у тебя язык, — сказал папа. — Найди в своём сочинении слово, которое повторяется, и замени его другими словами, близкими по смыслу.

21. Хитрый вопрос

С какой частью речи предлоги не употребляются?

22. Кто больше?

Учительница написала на доске слова:

— и объяснила: «Кто больше, чище и без ошибок напишет к этим существительным глаголов, тот — победитель».

Наташа записала: Лётчик-космонавт тренируется, идёт, летит, сообщает, смотрит, наблюдает .

А кто из вас больше, чище и без ошибок напишет глаголов к этим именам существительным?

23. Вопрос-шутка

В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз?

24. В чём разница?

Объясните разницу в словах, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся:

1) Отварить сардельки. — Отворить дверь.

2) Поласкать ребёнка. — Полоскать бельё.

3) Посидеть в парке. Поседеть в старости.

25. Какая часть речи?

Снежное покрывало покрывало всё поле.

Иди домой, но сначала коридор домой.

26. Какое время? (Сказка-шутка)

Учительница спросила Лентяйкина:

Читайте также:  Глагол may имеет значение разрешения

— Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул:

А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?


Какое время?

27. Одинаковы ли эти слова?

Чем различаются эти слова? Определите их корни. Придумайте с каждым словом предложение. Запомните написание этих слов.

28. Смотри спеши!

Однажды Феде очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книжке товарища. Вот он и просит товарища:

— Дай мне свою книжку домой, я спишу это стихотворение.

— Хорошо, только смотри спеши!

А Федя удивился немного и говорит:

— Хорошо, хорошо, спишу!

— Да нет, ты спеши!

— Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтоб списать, чего ж ты меня об этом просишь?

1) Выпишите из этого рассказа глаголы, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Объясните, почему разное написание.

2) Составьте рассказ, в котором были бы слова: запевайте — запивайте.

29. Лёгкий вопрос

Что можно надевать и кого можно одевать?

30. Кто сказал правильно?

— Надевай пальто — пойдём на коньках кататься!

— Одевай пальто — пойдём на коньках кататься.

31. Образуем 2-е лицо глагола

Чтобы лучше подготовиться к уроку, Катя называла глаголы в 1-м лице, а Клава ставила их во 2-м лице:

Поставьте глаголы неопределённой формы в 1-м и во 2-м лице настоящего времени:

32. Трудное задание

Старший брат написал два предложения:

Он буд. т хорошо учиться.

Он буд. т меня каждое утро.

— Серёжа, — сказал он, — напиши на месте точек нужные буквы.

Долго думал Серёжа, но нашёл правильное решение. Какие буквы он написал на месте точек? Почему?

33. В каком лице?

В каком лице нужно поставить глагол-сказуемое, если подлежащее выражено личным местоимением 3-го лица единственного числа?

34. Катино стихотворение

Вова ходил по комнате и учил:

— Глаголы видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать, ненавидеть относятся ко второму спряжению.

Вова повторил раз пять и уверенно сказал:

Прошло часа два, сестра спросила:

— Вова, скажи, какие глаголы относятся ко второму спряжению?

— Ко второму спряжению относятся все глаголы, которые в неопределённой форме имеют —ить. А также глаголы дышать .

— Нет, то есть да. я вспомню.

— Ты лучше выучи стихотворение, которое я сочинила. Сестра открыла свой альбом. Вова прочитал:

«Глаголы неопределённой формы на —ить

Ко второму спряженью нужно, друзья, относить.

Не забудьте в это спряженье включить исключенья:

Выучите это стихотворение.

35. Лёгкое правило

Ваня выполнял упражнение. В одном предложении встретился глагол видел.

— Лиза, — спросил он у старшей сестры, — какую букву, е или и, надо писать перед буквой л?

е, — ответила сестра.

Написал Ваня букву е и дальше пишет. Встретилось другое слово. Опять он к сестре:

— Лиза, какую букву надо писать, е или и?

— В слове слышал нужно а писать.

Написал Ваня букву а. Пишет дальше, а сам думает: «Не всегда ж сестра мне подсказывать будет. Спрошу-ка я у неё, как узнать, какую букву писать в глаголах прошедшего времени».

— Перед буквой л, — сказала сестра, — в прошедшем времени пишется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед —ть. Вот смотри:

Какое лёгкое правило! Спасибо, Лиза!

36. е или и? (Игра)

На уроке труда ученики вырезали из плотной бумаги листки размером шесть сантиметров на девять и написали с обеих сторон буквы е и и. А на уроке русского языка учительница сказала:

— Я буду произносить глаголы, а вы определяйте, какую букву, е или и, нужно писать во 2-м и 3-м лице единственного числа. Если букву е, то поднимите листок с буквой е, если и, то листок с буквой и.

Мария Алексеевна стала произносить глаголы:

Когда игра была закончена, учительница сказала:

— Я прочту эти слова ещё раз, а вы запишите их в 3-м лице множественного числа.

Источник