Меню

Изменения глаголов по временам в русском языке в 3 классе



Урок русского языка в 3-м классе «Изменение глаголов по временам»

Цель урока:

  • Ввести понятие «изменение глагола по временам» через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
  • Развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету.

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Русский язык» 3 класс 2 ч.

I. Психологический настрой

– Ребята, мне приятно видеть вас. У нас гости на уроке, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.
– Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране «Глаголии».

II. Актуализация знаний (слайд 1)

Свет, светлый, светить.
Беговая, бег, бегать.
Дружить, дружный, друг

– Что вы скажете о группах этих слов? (Однокоренные)
– Выделите корень.
– Как пишутся корни однокоренных слов?
– Назовите проверяемые и проверочные слова.
– Как можно еще сгруппировать эти слова? (По частям речи)

Работа в тетрадях.

– Число, классная работа.
– Распределите слова в 3 группы:

На экране: (слайд 2)

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
Свет Светлый Светить
Бег Беговая Бегать
Друг Дружный Дружить

III. Повторение изученного о глаголе (слайд 3)

Фронтальный обзор знаний.

– А что мы уже знаем о глаголе?
1. Самостоятельная часть речи.
2. Обозначает действие.
3. Вопросы: « что делать?», «что сделать?».
4.В предложении является сказуемым.
Глагол
Часть речи.
Действие
Что делать? Что сделать?
Сказуемое
Изменяется
?

IV. Постановка проблемы

– Глагол как-то изменяется?
– Сегодня мы ответим на этот вопрос.

V. Поиск решения (слайд 4)

1. Прочитайте отрывки из стихотворений.
2. Выпишите глаголы, в скобках запишите вопрос.
3. Определите, когда относительно момента речи,происходит действие.

а) Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.

– Действие происходит до момента речи.

б) Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
А с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

– Действие происходит в момент речи.

в) Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

– Действие происходит после момента речи.
Общий вывод делает учитель.
– Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
– Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
– Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.

Прошедшее время вчера Что делал?
Что сделал?
Настоящее время сегодня Что делает?
Что делают?
Будущее время завтра Что будет делать?
Что сделает?

VI. Работа с учебно-научным текстом определения (стр. 94).

1. Чтение про себя.

2. Ответы на вопросы.

– Как изменяются глаголы?
– На какой вопрос отвечают глаголы:

– в настоящем времени;
– в прошедшем времени;
– в будущем времени.

VII. Физкультминутка для глаз (слайд 6)

VIII. Рисунок «Весна» (слайд 7)

Составление предложений, употребляя глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах.

IX. Первичное закрепление

1. Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.

Читайте также:  Самостоятельно проверьте как вы усвоили тему глагол

Работа у доски, в тетрадях.

Крик – кричал – кричит – будет кричать.
Свет – светил – светит – будет светить.
Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.
Шаг – шагал – шагает – будет шагать.

X. Игра «Четвертый лишний» (слайд 8)

Встречает Поскрипывал Прочитает Вытащила
Празднует Визжал Засмеется Рассказала
Отвечал Жужжит Оживет Одевает
Трещит Пролетал Удивил Уточнила

XI. Физкультминутка

– Я назову вам глаголы, если это:

– глагол настоящего времени – стойте смирно;
– глагол прошедшего времени – присядьте;
– глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет).

– Как вы определяли времена глаголов?
– Настоящее время – то, что происходит сейчас;
– Прошедшее время – то, что уже было;
– Будущее время – то, что еще будет.

XII. Тест (слайд 9)

1. Глаголы обозначают:

А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.

2. Выберите верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.

3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

А. что делал? что сделал?
Б. что сделает? что будет делать?
В. что делает? что делают?

4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:

А. действие происходит сейчас;
Б. действие произошло или происходило ранее;
В. действие произойдет когда-то в будущем.

5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

А. что сделает? что будет делать?
Б. что делает? что делают?
В. что делал? что сделал?

XIII. Итог урока

XIV. Домашнее задание (слайд 10)

– 1-я группа написать 5 глаголов ко Дню Победы.
– Правило.
– 2-я группа составить рассказ.
– Молодцы. (Слайд 11)
– Спасибо за урок. (Слайд 12)

Источник

Конспект урока Русского языка в 3 классе по теме «Изменение глаголов по временам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок обобщения знаний учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx 32.93 КБ
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.pptx 1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Изменение глаголов по временам

Цель: обобщение знаний учащихся об изменении глаголов по временам.

• продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
• развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову, как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку, взаимопонимание.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак глагола – время, использовать специальную терминологию при определении этого признака, изменять глаголы по временам контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: учебник, диапроектор, таблица «Изменение глаголов по временам».

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Готовы слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

Начнем урок с пословицы, но слова в ней рассыпались. Помогите собрать. Сл.2.

(На слайде слова: начинается, с, успех. удачи, малой ). «С малой удачи начинается успех».
— Как понимаете эти слова?
-Я желаю чтобы сегодня вам сопутствовала удача, а это поможет вам быть успешными.

1)- Внимание на доску. Рассмотрите образцы букв для чистописания и повторите у себя в тетради. ( г го л ла )

— Из букв образца соберите слово. (глагол)

— Составьте предложение со словом глагол и запишите. ( Глагол- это часть речи )

2) орфог рафическая минутка. Сл. 3.

Сорока,, в.сток, вр.мя.

— Прочитайте слова. Запишите их вставляя пропущенные буквы.

— Что вы можете сказать об этих словах? ( Ответы детей ). Какое слово лишнее? Почему? ( Ударение падает на первый слог )

( Слово «время», т.к. это не словарное слово ).

— А как вы понимаете слово время?

— А вот что говорится о времени в толковом словаре С.И. Ожегова. Сл.4 . (Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет).
— Прочитайте выражения. Сл.5.
Время летит. (Идет очень быстро)
Время разум даёт.
Делу время, потехе час.
– Как вы их понимаете?

  1. Самоопределение к деятельности.

— Как вы думаете, почему мы вспомнили о времени?

— О чем пойдет речь на уроке?

сегодня мы будем говорить на уроке? Сл.6.

(Сегодня мы будем говорить о временах глагола и обобщим знания по этой теме).

Давайте вспомним то, что уже знаем о глаголе.

(Стих рассказывает один ученик про глагол). ( составляется кластер на доске ).

Глагол это — . ( Предложение заканчивают дети).

— Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает глагол?

— С какими частями речи связан глагол?
— Каким членом предложения чаще всего является глагол?
— Как изменяется глагол? (Изменяется по числам и временам). ( Приведите примеры)

— Какие временные формы глагола вы знаете?
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры. ( Открывается на доске памятка ).

1. Работа с текстом.

На столах у Вас листочки с заданиями. Обратимся к заданию номер 1.

— Прочитайте текст. О каком времени года идет речь? Сл.7.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою ! (А. Плещеев)
— Вам нужно выписать глаголы и определить их время. ( Один работает у доски ).
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Оцените.
— Какие слова вы выписали?
— В каких временах глаголы употребляются в стихотворении?

2. Работа по учебнику.

— Обратимся к учебнику. Найдите упражнение 108 на стр.61. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Будем работать по рядам. ( Учащиеся 1 ряда выписывают глаголы прошедшего времени, 2- настоящего времени, 3 — глаголы будущего времени). Составьте и запишите по одному предложению с одним из слов. В предложении подчеркните грамматическую основу.

3. Работа в парах. Возьмите листы с № 2.

(цель: умение образовывать глаголы от имени существительного).

От данных имён существительных образуйте глаголы трёх времён.

прош. в. наст. в. буд. в.

крик __________________ __________________ __________________

треск __________________ __________________ ___________________

зелень __________________ __________________ ________________

(Коллективная проверка). Оценивание.

V. Физкультминутка (включается видео) . Сл. 8.

VI.Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, мир бурлит спортивными событиями, они различны по видам спорта, масштабу, уровню, участникам соревнований.

— Какое спортивное событие в нашей стране Вы можете назвать? ( Универсиада в г. Красноярске). Сл.9.

— Что такое Универсиада? ( Ответы детей ). Сл.10.

Универсиада – это международные спортивные соревнования, которые проводятся среди студентов всего мира. История студенческих игр началась более 100 лет назад,

Название происходит от слов «Университет» и «Олимпиада». Всемирная Универсиада – это второе по значимости Международное спортивное мероприятие после Олимпийских игр.
— А знаете ли вы, что на международных спортивных соревнованиях всегда присутствует их ТАЛИСМАН. Кто скажет, какой талисман был этой Универсиады?

— Да, ЛАЙКА и стала талисманом Универсиады.

-Лайка (U-Laika) — сибирская порода собак, которая обозначает символ верности, дружелюбия, радости и неукротимой энергии.

— А сейчас прочитайте текст. ( Текст на слайде ). Сл. 12.

Лайка – это древняя сибирская порода собак. Лайка – верный друг своему хозяину, хорошо ориентируется на местности, хорошо переносит мороз и другие природные явления, быстро бегает , очень выносливая и от природы красивая – вот почему она понравилась всем и стала талисманом Универсиады в Красноярске .

— О чем говорится в тексте?

— Скажите пожалуйста, какой это тип текста (текст-описание, текст-повествование , текст-рассуждение). Почему вы так считаете?

— Найдите в тексте глаголы, поставьте к ним вопросы и запишите, укажите время глаголов ( Ученик работает у доски ). ( Проверка) .

VII. Закрепление и обобщение. Работа в группах.

— Главными участниками Универсиады были студенты со всего мира, которые боролись за награды. А вы знаете, в каких видах спорта соревновались спортсмены?

— Предлагаю Вам это узнать, поработав в группа х. ( Вспомним правила работы в группах).

1 группа . Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.

Лыжные гонки — самый массовый и популярный вид лыжного спорта. Состязания в беге на лыжах обычно (проходить )_____________ по пересеченной местности и на специально подготовленной трассе, классическим или коньковым стилем. Лыжные гонки (относиться )____________ к циклическим видам спорта и ( входить )____________ в программу Олимпийских игр.

.
2 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени .
Сноуборд (от английского snow – снег и board – доска) – это вид спорта, который (предполагать)______________ спуск с заснеженного склона на специальной доске для катания – сноуборде. В настоящее время (выделяться )_______________ большое количество разновидностей сноуборда. Некоторые из этих направлений ( включить )____________ в программу Олимпийских игр.

3 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в прошедшем времени .

Фигурное катание на коньках – это исполнение сложных по координации упражнений, которое ( происходить )________________ под музыку определенного ритма и ( требовать )______________ от фигуриста высокой скорости скольжения, выразительности, артистичности, непринужденности. И все это (осуществляться )______________ в условиях необычной опоры тела на лезвие конька.

( Далее группы поочередно зачитывают свои тексты).

VIII. Подведение итогов урока.

— Российские студенты на Универсиаде набрали наибольшее количество наград по многим видам спорта. С них мы должны брать пример, вести здоровый образ жизни. А для этого что нужно делать? ( Ответы детей ).

— Какие слова вы назвали? ( Глаголы ).
— Какого времени или формы? ( глаголы неопределённой формы ).

— Как образуются временные формы глагола? ( При помощи глаголов неопределенной формы).
— О чем же шла речь сегодня на уроке?
— Какого времени бывает глагол?
— Что обозначают глаголы настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени?

— Поднимите руку, кто понял тему нашего урока.

— Какие трудности возникли на уроке?
— Мы продолжим говорить о глаголе и на следующих уроках.

X. Оценивание работ учащихся.

— Хочу поблагодарить за работу ….За это они получают отметки….

Сегодня хорошо трудился…

Удивил своими ответами….

Выписать из учебника литературы отрывок из рассказа, указать время глаголов.

Источник