Урок русского языка в 3-м классе «Изменение глаголов по временам»
Цель урока:
- Ввести понятие «изменение глагола по временам» через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
- Развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
- Воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету.
Оборудование: ноутбук, проектор, учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Русский язык» 3 класс 2 ч.
I. Психологический настрой
– Ребята, мне приятно видеть вас. У нас гости на уроке, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.
– Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране «Глаголии».
II. Актуализация знаний (слайд 1)
Свет, светлый, светить. |
Беговая, бег, бегать. |
Дружить, дружный, друг |
– Что вы скажете о группах этих слов? (Однокоренные)
– Выделите корень.
– Как пишутся корни однокоренных слов?
– Назовите проверяемые и проверочные слова.
– Как можно еще сгруппировать эти слова? (По частям речи)
Работа в тетрадях.
– Число, классная работа.
– Распределите слова в 3 группы:
На экране: (слайд 2)
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Свет | Светлый | Светить |
Бег | Беговая | Бегать |
Друг | Дружный | Дружить |
III. Повторение изученного о глаголе (слайд 3)
Фронтальный обзор знаний.
– А что мы уже знаем о глаголе? 1. Самостоятельная часть речи. 2. Обозначает действие. 3. Вопросы: « что делать?», «что сделать?». 4.В предложении является сказуемым. | Глагол Часть речи. Действие Что делать? Что сделать? Сказуемое Изменяется ? |
IV. Постановка проблемы
– Глагол как-то изменяется?
– Сегодня мы ответим на этот вопрос.
V. Поиск решения (слайд 4)
1. Прочитайте отрывки из стихотворений.
2. Выпишите глаголы, в скобках запишите вопрос.
3. Определите, когда относительно момента речи,происходит действие.
а) Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
– Действие происходит до момента речи.
б) Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
А с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
– Действие происходит в момент речи.
в) Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
– Действие происходит после момента речи.
Общий вывод делает учитель.
– Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
– Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
– Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.
Прошедшее время | вчера | Что делал? Что сделал? |
Настоящее время | сегодня | Что делает? Что делают? |
Будущее время | завтра | Что будет делать? Что сделает? |
VI. Работа с учебно-научным текстом определения (стр. 94).
1. Чтение про себя.
2. Ответы на вопросы.
– Как изменяются глаголы?
– На какой вопрос отвечают глаголы:
– в настоящем времени;
– в прошедшем времени;
– в будущем времени.
VII. Физкультминутка для глаз (слайд 6)
VIII. Рисунок «Весна» (слайд 7)
Составление предложений, употребляя глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах.
IX. Первичное закрепление
1. Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.
Работа у доски, в тетрадях.
Крик – кричал – кричит – будет кричать.
Свет – светил – светит – будет светить.
Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.
Шаг – шагал – шагает – будет шагать.
X. Игра «Четвертый лишний» (слайд 8)
Встречает | Поскрипывал | Прочитает | Вытащила |
Празднует | Визжал | Засмеется | Рассказала |
Отвечал | Жужжит | Оживет | Одевает |
Трещит | Пролетал | Удивил | Уточнила |
XI. Физкультминутка
– Я назову вам глаголы, если это:
– глагол настоящего времени – стойте смирно;
– глагол прошедшего времени – присядьте;
– глагол будущего времени – ходьба на месте.
(Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет).
– Как вы определяли времена глаголов?
– Настоящее время – то, что происходит сейчас;
– Прошедшее время – то, что уже было;
– Будущее время – то, что еще будет.
XII. Тест (слайд 9)
1. Глаголы обозначают:
А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.
2. Выберите верное утверждение.
А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.
3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:
А. что делал? что сделал?
Б. что сделает? что будет делать?
В. что делает? что делают?
4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:
А. действие происходит сейчас;
Б. действие произошло или происходило ранее;
В. действие произойдет когда-то в будущем.
5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:
А. что сделает? что будет делать?
Б. что делает? что делают?
В. что делал? что сделал?
XIII. Итог урока
XIV. Домашнее задание (слайд 10)
– 1-я группа написать 5 глаголов ко Дню Победы.
– Правило.
– 2-я группа составить рассказ.
– Молодцы. (Слайд 11)
– Спасибо за урок. (Слайд 12)
Источник
Конспект урока Русского языка в 3 классе по теме «Изменение глаголов по временам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок обобщения знаний учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 32.93 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Изменение глаголов по временам
Цель: обобщение знаний учащихся об изменении глаголов по временам.
• продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
• развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову, как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку, взаимопонимание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак глагола – время, использовать специальную терминологию при определении этого признака, изменять глаголы по временам контролировать и оценивать свою работу.
Оборудование: учебник, диапроектор, таблица «Изменение глаголов по временам».
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок.
Начнем урок с пословицы, но слова в ней рассыпались. Помогите собрать. Сл.2.
(На слайде слова: начинается, с, успех. удачи, малой ). «С малой удачи начинается успех».
— Как понимаете эти слова?
-Я желаю чтобы сегодня вам сопутствовала удача, а это поможет вам быть успешными.
1)- Внимание на доску. Рассмотрите образцы букв для чистописания и повторите у себя в тетради. ( г го л ла )
— Из букв образца соберите слово. (глагол)
— Составьте предложение со словом глагол и запишите. ( Глагол- это часть речи )
2) орфог рафическая минутка. Сл. 3.
Сорока,, в.сток, вр.мя.
— Прочитайте слова. Запишите их вставляя пропущенные буквы.
— Что вы можете сказать об этих словах? ( Ответы детей ). Какое слово лишнее? Почему? ( Ударение падает на первый слог )
( Слово «время», т.к. это не словарное слово ).
— А как вы понимаете слово время?
— А вот что говорится о времени в толковом словаре С.И. Ожегова. Сл.4 . (Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет).
— Прочитайте выражения. Сл.5.
Время летит. (Идет очень быстро)
Время разум даёт.
Делу время, потехе час.
– Как вы их понимаете?
- Самоопределение к деятельности.
— Как вы думаете, почему мы вспомнили о времени?
— О чем пойдет речь на уроке?
сегодня мы будем говорить на уроке? Сл.6.
(Сегодня мы будем говорить о временах глагола и обобщим знания по этой теме).
Давайте вспомним то, что уже знаем о глаголе.
(Стих рассказывает один ученик про глагол). ( составляется кластер на доске ).
Глагол это — . ( Предложение заканчивают дети).
— Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает глагол?
— С какими частями речи связан глагол?
— Каким членом предложения чаще всего является глагол?
— Как изменяется глагол? (Изменяется по числам и временам). ( Приведите примеры)
— Какие временные формы глагола вы знаете?
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры. ( Открывается на доске памятка ).
1. Работа с текстом.
На столах у Вас листочки с заданиями. Обратимся к заданию номер 1.
— Прочитайте текст. О каком времени года идет речь? Сл.7.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою ! (А. Плещеев)
— Вам нужно выписать глаголы и определить их время. ( Один работает у доски ).
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Оцените.
— Какие слова вы выписали?
— В каких временах глаголы употребляются в стихотворении?
2. Работа по учебнику.
— Обратимся к учебнику. Найдите упражнение 108 на стр.61. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Будем работать по рядам. ( Учащиеся 1 ряда выписывают глаголы прошедшего времени, 2- настоящего времени, 3 — глаголы будущего времени). Составьте и запишите по одному предложению с одним из слов. В предложении подчеркните грамматическую основу.
3. Работа в парах. Возьмите листы с № 2.
(цель: умение образовывать глаголы от имени существительного).
От данных имён существительных образуйте глаголы трёх времён.
прош. в. наст. в. буд. в.
крик __________________ __________________ __________________
треск __________________ __________________ ___________________
зелень __________________ __________________ ________________
(Коллективная проверка). Оценивание.
V. Физкультминутка (включается видео) . Сл. 8.
VI.Продолжение работы по теме урока.
-Ребята, мир бурлит спортивными событиями, они различны по видам спорта, масштабу, уровню, участникам соревнований.
— Какое спортивное событие в нашей стране Вы можете назвать? ( Универсиада в г. Красноярске). Сл.9.
— Что такое Универсиада? ( Ответы детей ). Сл.10.
Универсиада – это международные спортивные соревнования, которые проводятся среди студентов всего мира. История студенческих игр началась более 100 лет назад,
Название происходит от слов «Университет» и «Олимпиада». Всемирная Универсиада – это второе по значимости Международное спортивное мероприятие после Олимпийских игр.
— А знаете ли вы, что на международных спортивных соревнованиях всегда присутствует их ТАЛИСМАН. Кто скажет, какой талисман был этой Универсиады?
— Да, ЛАЙКА и стала талисманом Универсиады.
-Лайка (U-Laika) — сибирская порода собак, которая обозначает символ верности, дружелюбия, радости и неукротимой энергии.
— А сейчас прочитайте текст. ( Текст на слайде ). Сл. 12.
Лайка – это древняя сибирская порода собак. Лайка – верный друг своему хозяину, хорошо ориентируется на местности, хорошо переносит мороз и другие природные явления, быстро бегает , очень выносливая и от природы красивая – вот почему она понравилась всем и стала талисманом Универсиады в Красноярске .
— О чем говорится в тексте?
— Скажите пожалуйста, какой это тип текста (текст-описание, текст-повествование , текст-рассуждение). Почему вы так считаете?
— Найдите в тексте глаголы, поставьте к ним вопросы и запишите, укажите время глаголов ( Ученик работает у доски ). ( Проверка) .
VII. Закрепление и обобщение. Работа в группах.
— Главными участниками Универсиады были студенты со всего мира, которые боролись за награды. А вы знаете, в каких видах спорта соревновались спортсмены?
— Предлагаю Вам это узнать, поработав в группа х. ( Вспомним правила работы в группах).
1 группа . Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.
Лыжные гонки — самый массовый и популярный вид лыжного спорта. Состязания в беге на лыжах обычно (проходить )_____________ по пересеченной местности и на специально подготовленной трассе, классическим или коньковым стилем. Лыжные гонки (относиться )____________ к циклическим видам спорта и ( входить )____________ в программу Олимпийских игр.
.
2 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени .
Сноуборд (от английского snow – снег и board – доска) – это вид спорта, который (предполагать)______________ спуск с заснеженного склона на специальной доске для катания – сноуборде. В настоящее время (выделяться )_______________ большое количество разновидностей сноуборда. Некоторые из этих направлений ( включить )____________ в программу Олимпийских игр.
3 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в прошедшем времени .
Фигурное катание на коньках – это исполнение сложных по координации упражнений, которое ( происходить )________________ под музыку определенного ритма и ( требовать )______________ от фигуриста высокой скорости скольжения, выразительности, артистичности, непринужденности. И все это (осуществляться )______________ в условиях необычной опоры тела на лезвие конька.
( Далее группы поочередно зачитывают свои тексты).
VIII. Подведение итогов урока.
— Российские студенты на Универсиаде набрали наибольшее количество наград по многим видам спорта. С них мы должны брать пример, вести здоровый образ жизни. А для этого что нужно делать? ( Ответы детей ).
— Какие слова вы назвали? ( Глаголы ).
— Какого времени или формы? ( глаголы неопределённой формы ).
— Как образуются временные формы глагола? ( При помощи глаголов неопределенной формы).
— О чем же шла речь сегодня на уроке?
— Какого времени бывает глагол?
— Что обозначают глаголы настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени?
— Поднимите руку, кто понял тему нашего урока.
— Какие трудности возникли на уроке?
— Мы продолжим говорить о глаголе и на следующих уроках.
X. Оценивание работ учащихся.
— Хочу поблагодарить за работу ….За это они получают отметки….
Сегодня хорошо трудился…
Удивил своими ответами….
Выписать из учебника литературы отрывок из рассказа, указать время глаголов.
Источник