Меню

Изменение глагола лаю по лицам



Лицо глагола

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия с участником речи. То есть лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном числе, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие совершает непосредственно говорящий, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок).
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия с собеседником (ты читаешь книгу, ты построишь дом).
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).

Множественное число:

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы).

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лицаотвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов в таблице:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Я улыбаюсь;
Я построю
Мы улыбаемся;
Мы построим
Давайте мы улыбнемся;
Давайте мы построим
2-е лицо Ты улыбаешься;
Ты построишь
Вы улыбаетесь;
Вы построите
Улыбайся;
Построй
Улыбайтесь;
Постройте
3-е лицо Он улыбается;
Она построит
Они улыбаются;
Они построят
Пусть он улыбается;
Пускай она построит;
Пусть они улыбаются; Пускай они построят;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай.

Изменение глаголов по лицам свойственно не для всех глаголов – безличные глаголы (вьюжило, смеркалось) и инфинитив (спешить, шуметь) не имеют категории лица. Не спрягаются по лицам и глагольные формы прошедшего времени.

Источник

Морфологический разбор «лаять»

В данной статье мы рассмотрим слово «лаять», являющееся глаголом. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

«Лаять» (глагол)

Значение слова «лаять» по словарю С. И. Ожегова

  • Бранить, ругать
  • Издавать характерные громкие, резкие и отрывистые звуки
Читайте также:  Поем найти неопределенную форму глагола

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • II Начальная форма: лаять — инфинитив;
  • III Морфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • невозвратный
      • переходный/непереходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • изъявительное наклонение
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

Наклонения

Изъявительное наклонение Сослагательное наклонение Повелительное наклонение
лаять лаял бы, лаяла бы, лаяло бы, лаяли бы лай, лайте

Несовершенный вид

Род / Число 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
Мужской род (ед. число) Что делал? лаял
Что делаю? лаю
Что буду делать? буду лаять
Что делал? лаял
Что делаешь? лаешь
Что будешь делать? будешь лаять
Что делал? лаял
Что делает? лает
Что будет делать? будет лаять
Женский род (ед. число) Что делала? лаяла
Что делаю? лаю
Что буду делать? буду лаять
Что делала? лаяла
Что делаешь? лаешь
Что будешь делать? будешь лаять
Что делала? лаяла
Что делает? лает
Что будет делать? будет лаять
Средний род (ед. число) Что делало? лаяло
Что делаю? лаю
Что буду делать? буду лаять
Что делало? лаяло
Что делаешь? лаешь
Что будешь делать? будешь лаять
Что делало? лаяло
Что делает? лает
Что будет делать? будет лаять
Множественное число Что делали? лаяли
Что делаем? лаем
Что будем делать? будем лаять
Что делали? лаяли
Что делаете? лаете
Что будете делать? будете лаять
Что делали? лаяли
Что делают? лают
Что будут делать? будут лаять

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора: Найти

К I спряжению относятся:

  • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
  • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)»

Цели урока:

  • познакомить учащихся со спряжением глаголов;
  • учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем,
  • прошедшем и будущем времени;
  • развивать мышление, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и целей урока.

Детям предлагается прочитать местоимения и глаголы, записанные на интерактивной доске.

Пою

Поём

Поёшь

Поёте

Поёт

Поют

— Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени).

— Какая часть слова меняется? (Окончание).

— Какого лица и числа записаны местоимения?

(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе).

— Тема нашего урока «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ».

II. Минутка чистописания. «Угадай». (Приложение 1).

На доске записаны слова:

ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.

— Какое слово «лишнее»? Почему? (Рисовать – это глагол, остальные – местоимения).

— Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится слове, которое является «лишним» в данной группе, и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.

— Какая это буква? (Буква т).

— Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О).

— Определите порядок следования букв в этом ряду:

Тто Тот Тто

III. Словарно-орфографическая работа.

На доске написан кроссворд. «Кроссворд». (Приложение 1).

  1. Специалист по фотографии. (Фотограф).
  2. Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор).
  3. Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит издательством. (Издатель).
  4. Сотрудник, специально командированный за информацией о чём-нибудь. (Корреспондент).
  5. Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах. (Журналист).
  6. Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж).

— Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета).

— Объясните значение этого слова.

(Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей жизни). (Приложение 1).

— Какие детские газеты вы знаете?

— Какие газеты издаются в нашем городе?

Дети записывают ответы на эти вопросы. Письмо с комментированием.

— Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

— На уроке мы постараемся создать свою газету. Поэтому объявляем конкурс на лучшее название газеты. В конце урока выберем самое подходящее. «Самый активный ученик урока».

— Кроссворд был нами разгадан. Переходим к следующей рубрике.

«100 вопросов. 100 ответов». (Приложение 1).

IV. Работа по теме урока.

Работа по таблице.

Спряжение глаголов.

Настоящее время.

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

Я что делаю?
Пишу, говорю

Мы что делаем?
Пишем, говорим

2

Ты что делаешь?
Пишешь, говоришь

Вы что делаете?
Пишете, говорите

3

Он что делает?
Пишет, говорит

Они что делают?
Пишут, говорят

— Глаголы, какого времени даны? (Настоящего).

— Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам).

— Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание).

— Образуйте от глагола пишу – прошедшее время, будущее время.

Устно рассмотреть прошедшее время.

Будущее время. (Учебник стр. 184)

Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.

— Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е). (Приложение 1).

— Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).

— Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).

«И о том, и о сём разговоры поведём». Немного из истории. (Приложение 1).

Представь себе, 30 000 лет назад люди не умели говорить. Только в это время в строении гортани человека произошли изменения, и он стал в состоянии что – то сказать. Но это вовсе не означает, что раньше люди не общались. Они издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.

— Проспрягайте в тетради глагол ЧИТАЕМ.

Я

читаю

Мы

читаем

Ты

читаешь

Вы

читаете

Он

читает

Они

читают

— Каждый номер любого журнала или газеты рассказывает о сезонных изменениях.

— Какое сейчас время года?

— Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?

Физминутка.

«Времена года».

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.

Величают апрель птичьим месяцем. В это время перелётные птицы возвращаются, несут на своих крыльях из тёплых краёв весну на родину.

— Соедините части пословиц и объясните их значение.

Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

«Литературная страничка».

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

Стр. 185 упр. 425.

V. Закрепление изученного материала.

Упражнение «Кто узнает лицо». (Приложение 2).

— Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).

— Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).

VI. Самостоятельная работа.

Определите лицо глаголов в каждом предложении.

Ф.И.

Лицо

Однажды я с моей мамой пошёл на завод.

Там мама показала мне много интересных машин.

В заводской газете я увидел статью о маме.

О ней уже раньше писали.

Я горжусь своей мамой.

Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

Громкое пенье соловья иногда будет нас ночью.

Одной рукой узла не завяжешь.

VII. Домашняя работа.

Итог:

— Что интересного запомнилось из урока?

— Самые активные ученики.

— Самое лучшее название газеты, созданной на уроке.

Литература:

  1. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. Для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
  4. Детские журналы «Отчего и Почему», «Эрудит», «СИНДБАД».
  5. Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Тестовые задания. 3 (4) класс.

Источник