Меню

Изменение глагола по лицам изменение глагола по временам 3 класс



Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распознавать лицо и число глагола, самостоятельно сделать вывод какие глаголы изменяются по лицам и числам.

Скачать:

Вложение Размер
otkr._urok.docx 48.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение глаголов по лицам и числам

Цели предметные: уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать умение распознавать лицо и число глагола, определить все или глаголы изменяются по лицам и числам;

формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– принимать и сохранять учебную задачу;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
— установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнёмся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

2. Актуализация знаний. Повторение изученного материала

Итак, ребята, мы начинаем урок русского языка .

— А начать я его хочу со слов Якова Козловского

«Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят».

Слово – это сила. И как в народе говорят: « Сначала думай, а потом говори»

И эта пословица будет девизом нашего урока.

Прочтите про себя пословицу . Объясните ее смысл.

Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком.

Наречия с приставками из, до, с, оканчиваются на а (а – это суффикс)

В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Про себя говорит:

Что без меня предметы?

А я приду – все в действие придет.

— О какой части речи мы будем говорить на уроке? (глагол)

-Назовите глаголы, которые встретились в пословице, определите грамматические признаки.

2. Я предлагаю выделить пошагово – что знаем и что умеем.

Цель : вспомнить глагол, как часть речи. Повторить все грамматические признаки глагола.

Следующий этап урока – работа в группах.

— О чём мы должны помнить, работая в группах? (Правила работы в группе)

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

и всегда интересно!»

Группа – это значит вместе,

Группа – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Группа нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей группе нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Задание на информационном стенде в конвертах. Время на подготовку 2 минуты

Ответить на вопросы и привести примеры

— часть речи (самостоятельная)

— отвечает на вопросы (что делать? что сделать?)

— обозначает (действие предмета)

— изменяется по временам (настоящее, прошедшее, будущее), числам и родам (единственное и множественное) — в прошедшем времени (изменяется по родам в ед.ч.)

— имеет форму и отвечает на вопросы, указывает … (неопределенную, инфинитив)

Предложение о зиме. Определите у глаголов время, число, род, лицо

глагол в предложении чаще всего является …(сказуемым)

Зима покрыла землю белым покрывалом.

Мы повторили и обобщили наши знания о глаголе.

— Молодцы, вы показали хорошие знания.

А как вы думаете, всё мы с вами знаем о глаголе?

— У кого возникли трудности при выполнении заданий?

А задание пятой группы мы проверим все вместе и выполним в тетрадях.

— Почему возникла проблема?

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

— формулирование темы учебного занятия вместе с учащимися;

-формулирование целей урока вместе с учащимися;

— Сформулируйте тему урока. Определите цели урока.

— Что бы вы хотели узнать на уроке? (У всех ли глаголов можно определить лицо? Что необходимо знать, для того чтобы правильно определить лицо глаголов)

Перед вами план урока

1. Повторение изученного материала

2. Информация учителя

3.Индивидуальная работа по карточкам

4. Мини – исследование

5. Творческое задание (работа в парах)

6.Игра «Кто быстрее?»

7.Работа с учебником (самостоятельно)

8. Тест (проверь себя)

— Для того чтобы научиться определять такой грамматический признак как лицо глаголов, нам необходимо вспомнить изученный материал.

— С какими частями речи согласовываются глаголы? (с именами существительными, местоимениями)

Звучит фонограмма припева песни С. Ротару «Родина моя»

— Какие местоимения прозвучали в отрывке песни? (я, мы, ты, он она)

— Найдите местоимения в классе.

— Какие это местоимения? (личные)

— Назовите их парами по лицам.

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Этап изучения новых знаний и способов действий

А есть ли необходимость в изучении данной темы? Ваши предположения.

-Как вы думаете, что необходимо сделать,чтобы правильно определить лицо глаголов? (подставить местоимение)

Глагол обозначает действие. А действия совершаются разными действующими лицами. И по глаголу можно узнать, какое действующее лицо совершает это действие. Если действует сам говорящий, то про себя он скажет: я сижу, читаю, пишу. Это первое лицо глагола. Про действие своего собеседника он скажет: ты …, . .. . Это второе лицо глагола. А про третьего он скажет: он …, …, … .Это третье лицо.

— А сейчас вернемся к заданию пятой группы и определим лицо глагола.

— Сейчас каждому из вас предстоит провести мини – исследование. Работа по карточкам

Запишите в таблицу глаголы: пишу, напишу, писал, и змените их по лицам и числам . Сделайте вывод.

1л. Я напишу 1л. Мы напишем

2л. Ты напишешь 2 л. Вы напишете

3л. Он напишет 3 л. Они напишут

— Что изменилось? (окончание)

Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.

1л. Я писал 1л. Мы писали

2л. Ты писал 2л. Вы писали

3л. Он писал 3 л. Они писали

Вывод: по лицам изменяются только глаголы в настоящем и будущем времени.

Глаголы прошедшего времени по лицам не изменяются.

— А может быть вы, знаете, как называется изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)

— Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

— Кто выполнил это задание без ошибок? Поставьте себе соответствующую отметку, у кого одна ошибка. Если кто- то допустил больше ошибок, то не расстраивайтесь. Мы только учимся.

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Следующий этап работы — творческое задание (работа в парах)

— Какое сейчас время года?

Да, зима. По календарю она длится три месяца. Каждый месяц зимы по-своему хорош.

Декабрь нас радует первыми заморозками, первым снегом.

Январь новогодними праздниками и подарками, ледяными горками и санками.

Февраль мы любим за то, что это последний зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу.

У вас на парте лежит снежинка, на которой запишите красивое предложение о зиме, загадку, пословицу или стихотворение.

— А у глаголов, определите время, лицо и число. Эту работу можно выполнить в парах и помочь своему соседу по парте. Проверка.

— Оцените свою работу.

6.Этап применения знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Соревнование по рядам

— А какая же зима без игр и забав. Я предлагаю игру

Слева укажите местоимение, справа лицо. Какой ряд выполнит быстро и правильно.

мы поём он играет мы спорим

я иду вы несёте вы мечтаете

они сидят я пишу оно летит

ты несешь они едут они читают

вы читаете ты говоришь я кричу

он смотрит мы думаем ты строишь

7.Этап обобщения и систематизации знаний

Коль вы справились с заданием, то надеюсь, что следующее вам будет под силу, тем более что вы его будете выполнять в группе.

Работа по учебнику: стр.162,упр.271 (по группам)

Проверка на экране

8. Этап подведения итогов занятия

— четкость и краткость этапа;

— Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.

2. У глаголов при спряжении изменяется

3. Лицо глагола определяй:

1) по местоимению

4. Что называется спряжением?

1) изменение глагола по падежам

2) изменение глагола по лицам и числам

3) изменение глагола по родам и числам

5. Лицо и число можно определить у глаголов:

9. Этап рефлексии

-открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке;

-прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

«Дело» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

А для тех, кто сомневался в чем – то, ошибался, возьмите на вооружение слова Януша Корчака о том, как один мальчик, ваш ровесник, преодолевал школьные трудности.

«Когда я решаю задачу, цифры — это солдаты, а я полководец. Ответ — крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду в атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, — это аэропланы. Каждое выученное слово — 100 метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в 3 километра. Так приятно ни разу не сбиться!»

Я думаю, что мы сегодня взяли свою высоту, а на пути к ней преодолели «препятствия» и поднялись ещё на одну ступеньку лестницы в страну Знаний.

10. Домашнее задание: карточки (разноуровневое)

Тема: Изменение глаголов по лицам и числам

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнёмся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

2. Актуализация знаний. Повторение изученного материала

Итак, ребята, мы начинаем урок русского языка .

— А начать я его хочу со слов Якова Козловского

«Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят».

Слово – это сила. И как в народе говорят: « Сначала думай, а потом говори»

И эта пословица будет девизом нашего урока.

Прочтите про себя пословицу . Объясните ее смысл.

— Эта пословица будет девизом к нашему уроку.

— Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком.

Наречия с приставками из, до, с, оканчиваются на а (а – это суффикс)

В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Про себя говорит:

Что без меня предметы?

А я приду – все в действие придет.

— О какой части речи мы будем говорить на уроке? (глагол)

-Назовите глаголы, которые встретились в пословице, определите грамматические признаки.

2. Я предлагаю выделить пошагово – что знаем и что умеем.

Следующий этап урока – работа в группах.

— О чём мы должны помнить, работая в группах? (Правила работы в группе)

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

и всегда интересно!»

Группа – это значит вместе,

Группа – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Группа нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей группе нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Задание на информационном стенде в конвертах. Время на подготовку 2 минуты

Ответить на вопросы и привести примеры

— часть речи (самостоятельная)

— отвечает на вопросы (что делать? что сделать?)

— обозначает (действие предмета)

— изменяется по временам (настоящее, прошедшее, будущее), числам и родам (единственное и множественное) — в прошедшем времени(изменяется по родам в ед.ч.)

— имеет форму и отвечает на вопросы, указывает … (неопределенную, инфинитив)

Предложение о зиме. Определите у глаголов время, число, род, лицо

глагол в предложении чаще всего является …(сказуемым)

Зима покрыла землю белым покрывалом.

Мы повторили и обобщили наши знания о глаголе.

— Молодцы, вы показали хорошие знания.

А как вы думаете, всё мы с вами знаем о глаголе?

— У кого возникли трудности при выполнении заданий?

А задание пятой группы мы проверим все вместе и выполним в тетрадях.

— Почему возникла проблема?

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

— формулирование темы учебного занятия вместе с учащимися;

-формулирование целей урока вместе с учащимися;

— Сформулируйте тему урока. Определите цели урока.

— Что бы вы хотели узнать на уроке? (У всех ли глаголов можно определить лицо? Что необходимо знать, для того чтобы правильно определить лицо глаголов)

Перед вами план урока

1. Повторение изученного материала

2. Информация учителя

3.Индивидуальная работа по карточкам

4. Мини – исследование

5. Творческое задание (работа в парах)

6.Игра «Кто быстрее?»

7.Работа с учебником (самостоятельно)

8. Тест (проверь себя)

— Для того чтобы научиться определять такой грамматический признак как лицо глаголов, нам необходимо вспомнить изученный материал.

— С какими частями речи согласовываются глаголы? (с именами существительными, местоимениями)

Звучит фонограмма припева песни С. Ротару «Родина моя»

— Какие местоимения прозвучали в отрывке песни? (я, мы, ты, он она)

— Найдите местоимения в классе.

— Какие это местоимения? (личные)

— Назовите их парами по лицам. (На доске)

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

А есть ли необходимость в изучении данной темы? Ваши предположения.

-Как вы думаете, что необходимо сделать,чтобы правильно определить лицо глаголов? (подставить местоимение)

Глагол обозначает действие. А действия совершаются разными действующими лицами. И по глаголу можно узнать, какое действующее лицо совершает это действие. Если действует сам говорящий, то про себя он скажет: я сижу, читаю, пишу. Это первое лицо глагола. Про действие своего собеседника он скажет: ты …, . .. . Это второе лицо глагола. А про третьего он скажет: он …, …, … .Это третье лицо.

— А сейчас вернемся к заданию пятой группы и определим лицо глагола.

— Сейчас каждому из вас предстоит провести мини – исследование. Работа по карточкам

Запишите в таблицу глаголы пишу, напишу, писал и змените их по лицам и числам . С делайте вывод.

1л. Я напишу 1л. Мы напишем

2л. Ты напишешь 2 л. Вы напишете

3л. Он напишет 3 л. Они напишут

— Что изменилось? (окончание)

Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.

1л. Я писал 1л. Мы писали

2л. Ты писал 2л. Вы писали

3л. Он писал 3 л. Они писали

Вывод: по лицам изменяются только глаголы в настоящем и будущем времени.

Глаголы прошедшего времени по лицам не изменяются.

— А может быть вы, знаете, как называется изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)

— Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

— Кто выполнил это задание без ошибок? Поставьте себе соответствующую отметку, у кого одна ошибка. Если кто- то допустил больше ошибок, то не расстраивайтесь. Мы только учимся.

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Следующий этап работы — творческое задание (работа в парах)

— Какое сейчас время года?

Да, зима. По календарю она длится три месяца. Каждый месяц зимы по-своему хорош.

Декабрь нас радует первыми заморозками, первым снегом.

Январь новогодними праздниками и подарками, ледяными горками и санками.

Февраль мы любим за то, что это последний зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу.

У вас на парте лежит снежинка, на которой запишите красивое предложение о зиме, загадку, пословицу или стихотворение.

— А у глаголов, определите время, лицо и число. Эту работу можно выполнить в парах и помочь своему соседу по парте. Проверка.

— Оцените свою работу.

6.Этап применения знаний и способов действий

Соревнование по рядам

— А какая же зима без игр и забав. Я предлагаю игру

Слева укажите местоимение, справа лицо. Какой ряд выполнит быстро и правильно.

мы поём он играет мы спорим

я иду вы несёте вы мечтаете

они сидят я пишу оно летит

ты несешь они едут они читают

вы читаете ты говоришь я кричу

он смотрит мы думаем ты строишь

7.Этап обобщения и систематизации знаний

Коль вы справились с заданием, то надеюсь, что следующее вам будет под силу, тем более что вы его будете выполнять в группе.

Работа по учебнику: стр.162,упр.271 (по группам)

Проверка на экране

8. Этап подведения итогов занятия

— Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.

2. У глаголов при спряжении изменяется

3. Лицо глагола определяй:

1) по местоимению

4. Что называется спряжением?

1) изменение глагола по падежам

2) изменение глагола по лицам и числам

3) изменение глагола по родам и числам

5. Лицо и число можно определить у глаголов:

9. Этап рефлексии

«Дело» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

А для тех кто сомневался в чем – то, ошибался Возьмите на вооружение слова Януша Корчака о том, как один мальчик, ваш ровесник, преодолевал школьные трудности.

«Когда я решаю задачу, цифры — это солдаты, а я полководец. Ответ — крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду в атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, — это аэропланы. Каждое выученное слово — 100 метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в 3 километра. Так приятно ни разу не сбиться!»

Я думаю, что мы сегодня взяли свою высоту, а на пути к ней преодолели «препятствия» и поднялись ещё на одну ступеньку лестницы в страну Знаний.

10. Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе «Изменение глаголов по временам»а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ.

урок русского языка.

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат.

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат.

Цели деятельности учителя: закрепление умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать, как изменяется глагол по временам;- уметь опре.

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числам.Планируемые результаты:Предметные:-знать: правило определения формы глагола-уметь: опреде.

Цели деятельности учителя: развитие умений определять род местоимений 3 лица в единственном числе, повторение роли местоимения в языке. Планируемые результаты •Предметные: Знать: -.

Источник

Читайте также:  Составьте предложение с глаголом вечереет