Меню

Изменение глаголов прошедшего времени план конспект урока



Урок по русскому языку по теме `Изменение глаголов прошедшего времени`

Название: Урок по русскому языку по теме `Изменение глаголов прошедшего времени`
Тип: Методический материал
Автор: Лариса Юрьевна Докучаева
Предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Описание: Конспект урока по русскому языку
Тема: изменение глаголов прошедшего времени.
Цель: отрабатывать умение определять род и число глаголов прошедшего времени.
Задачи: -развить умение различать временные формы глагола;
-совершенствовать умение правильно употреблять в речи глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени;
-воспитывать умение работать самостоятельно и в группе.
(Слайды:
С.1-слова бурление, кораблик, баловать.
С.2-слово баловать
С.3-название темы: Изменение глаголов прошедшего времени.
С.4-карточки с заданиями для учащихся
С.5-вопросы теста.Двенадцатое марта.
Классная работа.
Вет_р баловал л_ству.
К_пель баловал руч_и.
Со_нце баловал пт_нцов.
Школ_ники баловал у р_ки.

П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
(Приготовить: словари: орфографический, толковый Даля, этимологический,
словарь синонимов, словарь фразеологизмов, опорные слова, отдельные листы)

1. Орг момент.
1)Приветствие гостей.
2)Проверка необходимых предметов к уроку.
2. Минутка чистописания. Фронтальный опрос.
-Откройте тетради, напишите число, классная работа.
С.1
-Самостоятельно прочитайте слова: бурление, кораблик, баловать.
-Что объединяет все слова?
-Прописываем буквы: Бб Лл
Бл Лб
-Какое по счету слово лишне?
С.2
Почему это слово лишнее?
-Чем глагол отличается от имени существительного? Как изменяются глаголы? Какие времена глаголов вы знаете? Как различить времена глаголов?
3. Словарная работа. Работа в группах.
-Давайте узнаем поподробнее о данном глаголе.
-Найдите данный глагол в словарях, которые располагаются на партах.
-Откройте учебник на странице 64. Измените глагол по временам.
4. Тема урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о глаголах прошедшего времени и узнаем как изменяются эти глаголы.
С.3
5. Изучение новой темы.
На доске
Вет_р баловал л_ству.
К_пель баловал руч_и.
Со_нце баловал пт_нцов.
Школ_ники баловал у р_ки.
-Что не хватает в предложениях?
-Вставив окончания, прочитайте предложения.
-Спишите предложения, вставив окончания. (Один у доски вставляет буквы другим цветом на отметку)
-Сделайте вывод: как изменяются глаголы прошедшего времени?
(Один у доски на отметку)
-Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? Определите род глаголов.
-Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени в единственном числе м.р, ж.р. и ср. р? Выделите окончания.
-Изменяются ли глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам?
-Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени во множественном числе?
-Откройте страницу 65, прочитайте правила.
6. Закрепление новой темы.
-Найдите в учебнике №409. Прочитайте текст. Отвечаем на вопросы.
-Объясните значение слова ложбинка. Найдите в толковом словаре значение слова.
-Домашним заданием было выучить текст. Прочитайте текст еще раз самостоятельно. Напишите по памяти. (Слабым дать опорные слова)
7. Физминутка. (Для зрения и на внимание).
8. Повторение изученного материала.
-Найдите в тексте глаголы и определите время. (Один с места на отметку).
-Морфемный разбор слов с пригорка, полетели. (Один на отметку).
-Морфологический разбор слов по ложбинке, пне. (Один на отметку).
9. Самостоятельная работа. Работа в группах.
-Выполните задания на карточках самостоятельно.
С.4
1 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов определите время, число, род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
2 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени определите число и род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.

3 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени единственного числа определите род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
-Как отличить глаголы прошедшего времени?
(Один у доски вставляет буквы другим цветом на отметку)
-Проверьте выполненное задание в группах.
-Проверяем выполненное задание вместе.
10. Итог урока.
-На отдельном листке ответьте на вопросы знаками + или .
С.5
1)Глагол это самостоятельная часть речи?
2)Глагол обозначает признак предмета?
3)Глагол отвечает на вопрос Что?
4)Все глаголы изменяются по числам и временам?
5)Глагол имеет 2 времени: настоящее и прошедшее?
6)На вопросы Что делала? Что сделала? отвечают глаголы прошедшего времени?
7)Все глаголы прошедшего времени изменяются по родам?
8)Глаголы прошедшего времени имеют суффикс л?
-Ответьте на вопросы.
-Подсчитайте количество правильных ответов.
-Встаньте ребята, которые имеют 1 минус, 2 минуса, 3 и более минусов? Расскажите о глаголе с помощью вопросов.
-Ребята, спасибо за высокую активность на уроке!
11. Домашнее задание.
-Откройте дневники, запишите д.з. — №407, 408.

1 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов определите время, число, род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
1 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов определите время, число, род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
1 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов определите время, число, род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
1 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов определите время, число, род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
1 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов определите время, число, род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
1 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов определите время, число, род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
1 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов определите время, число, род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
1 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов определите время, число, род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.

2 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени определите число и род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
2 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени определите число и род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
2 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени определите число и род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
2 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени определите число и род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
2 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени определите число и род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
2 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени определите число и род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
2 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени определите число и род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
2 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени определите число и род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.

3 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени единственного числа определите род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
3 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени единственного числа определите род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
3 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени единственного числа определите род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
3 гр. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. У глаголов прошедшего времени единственного числа определите род.
П_дул_ з_ма, пр_б_гают зв_рьки, п_ _грает руч_ёк, кр_ч_л_ вор_н, будет круж_ть бабоч_ка, дер_во _ж_ло, пр_гр_вает со_нце, п_р_ботал_ л_патами.
Опорные слова: пригрело, начал таять, с пригорка по ложбинке, побежал, наполнил, перелился, опустели, выбрались из-под коры, расправили крылышки.
Опорные слова: пригрело, начал таять, с пригорка по ложбинке, побежал, наполнил, перелился, опустели, выбрались из-под коры, расправили крылышки.
Опорные слова: пригрело, начал таять, с пригорка по ложбинке, побежал, наполнил, перелился, опустели, выбрались из-под коры, расправили крылышки.
Опорные слова: пригрело, начал таять, с пригорка по ложбинке, побежал, наполнил, перелился, опустели, выбрались из-под коры, расправили крылышки.

Добавила:
Лариса Юрьевна Докучаева


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Источник

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам»

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам».

познакомить учащихся с изменением окончаний глаголов прошедшего времени.

Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам.

Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.

Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение, орфографическую зоркость.

Воспитывать интерес к учёбе, чувство взаимопомощи, аккуратность.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Основные приёмы обучения:

Наблюдение и анализ

Работа с учебником

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Средства обучения : презентация, учебник; раздаточный материал: карточки.

Оборудование и ТСО : компьютер, мультимедийное оборудование.

Выработка умения изменять окончания глаголов прошедшего времени в зависимости от их рода и числа.

Получение навыков правильного употребления глаголов прошедшего времени в речи.

Пробуждение интереса к изучению русского языка.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

Повторение. Актуализация знаний.

Постановка темы и целей урока.

Открытие новых знаний.

Работа с таблицей.

Закрепление полученных знаний.

1. Организационный момент. Мотивация. (Слайд 1)

— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Проверьте готовность к уроку. Всё ли у вас на месте? Улыбнитесь друг другу, мне, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, дружно, а самое главное – узнать много нового.

-Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть и не стоит учиться?

-Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

-С какой частью речи мы работали на последних уроках? Глагол.

-Мы отправляемся в Страну Глаголию! ( Слайд 2)

2. Повторение. Систематизация знаний.

Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. (Слайд 3)

-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Я раздала вам карточки с вопросами. Тот, у кого №1, начинает наш «Блиц-опрос» по теме «Глагол».

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

б) действие предмета.

2. Глаголы отвечают на вопросы:

л) Что делает? Что делают?

3. Какое из однокоренных слов является глаголом?

4. Глаголы изменяются по:

5.Каким членом предложения бывает глагол:

6. У какого глагола нельзя определить время:

3. Постановка темы и целей урока.

-Посмотрите, как радует нас природа! Давайте посмотрим в окно. Какое время года сейчас идет? Месяц? (Слайд 4)

-Всмотритесь, вслушайтесь, почувствуйте окружающий мир, последите за тем, как просыпается природа! Мир вокруг нас окружен живой тайной- тайной красоты, тайной разумности, тайной величия. И слово помогает нам приблизиться к этой тайне. Вы поймете, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвой, весна -смеяться, а сосулька — плакать.

-Можете ли представить нашу речь без глаголов? Почему? Глагол – самая живая часть речи, т.к. выражает само действие. А действие сопровождает нас всю жизнь!

-Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?

-Прочитайте стихотворение. (Слайд 5)

-Кто автор этого стихотворения?

-Автор использует образные средства – олицетворение (зима злится, весна стучится и гонит зиму), говорит, как о живых людях.

-Какими словами автор передаёт состояние природы, соперничество Зимы и Весны?

-Что объединяет эти слова? (Это глаголы).

-Найдите среди них «Четвёртый лишний» и объясните почему. (Слайд 6-7-8)

-Сформулируйте тему урока.

— Итак, тема исследования «Прошедшее время глагола».

Цель нашей работы сегодня:

-Познакомиться с изменением глаголов прошедшего по родам и числам.

-Научиться правильно записывать окончания глаголов прошедшего времени в зависимости от рода и числа, правильно употреблять глаголы прошедшего времени в речи.

Все свои научные наблюдения и выводы будем записывать в «Тетрадь исследовательских работ».

4. Подготовка к изучению новой темы.

1.Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

-Найдите в тексте глаголы и задайте к ним вопросы.

— Что объединяет эти глаголы?

-Что показывает прошедшее время глагола?

-На какие вопросы отвечают?

* Сделайте вывод. (Слайд 9)

Вывод: Прошедшее время показывает, что действие происходило раньше, до момента

речи. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делал? Что делали?

5.Открытие новых знаний.

1. Изменение глаголов прошедшего времени по числам .

Укажи число глаголов. Замените глагол единственного числа глаголом мн. числа и наоборот.

Какая часть слова изменилась? Окончание.

Вывод: Глаголы прошедшего времени изменяются по числам.

2 .Наблюдение над изменением глаголов по родам.

Прочитайте предложение. Проанализируйте. С чем не согласны ?

— Согласны ли вы с таким написанием?

— Как правильно употребить глаголы в данных предложениях?

— Прочитайте правильно эти предложения. Что в них изменилось? (Окончание)

— А почему вы изменили окончание? (От рода существительных)

— Определите род существительного в каждом предложении.

— Как вы думаете, будет ли меняться глагол в зависимости от рода существительного?

-Можете ли вы сделать вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени?

-В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

Вывод: Глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются по родам .

3.Наблюдение над родовыми окончаниями глаголов.

*Исследование (работа в группе).

Сейчас вы будете работать в группах.

Давайте понаблюдаем за изменением глаголов прошедшего времени. Проведём исследовательскую работу.

У вас на столе лежат таблица для исследования. Заполните её.

Источник

Читайте также:  Глагол синоним к слову торопитесь