Изменение имен существительных по родам и числам. 3-й класс
Класс: 3
Цели урока:
- формирование умения определять род и число имен существительных, развивать орфографическую зоркость;
- развивать речь учащихся, сообразительность, умение работать в парах;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация по теме, карточки для определения рода имен существительных, конверты с листьями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в страну «Имя существительное». Конечный пункт нашего путешествия город Фантазерск. Все готовы? Ну, тогда скорее в путь.
II. Актуализация знаний
Учитель: Перед нами карта нашего путешествия (слайд 3). Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужен поезд (слайд4). Сейчас мы с вами поработаем составителями поезда. Для этого необходимо назвать все грамматические категории имени существительного, которые мы уже знаем:
- что обозначает имя существительное? (предмет)
- на какие вопросы отвечает? (кто? что?)
- как называются имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что? (одушевленные, неодушевленные)
- как изменяются имена существительные? (по числам)
- что вы еще знаете об именах существительных? (бывают мужского, женского и среднего рода; собственные и нарицательные)
Итак, наш поезд готов, но для того чтобы он поехал, нужно выполнить следующее задание:
Дети открывают тетради, записывают число, минутка чистописания (прописывают сочетание «чик»)
Учитель: чем знакомо вам это сочетание? (суффикс имен существительных) Приведите примеры (пальчик, супчик, грузчик, летчик и т.д.)
Мы начинаем наше путешествие. На нашем пути поляна «Словарная» (слайд 5). Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их угадать. Ответы записывать в два столбика:
в первый – имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
во второй – на вопрос что? (слайд 6-9)
Загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели. (соловей)
Круглое румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из мены томат,
В щи кладут и так едят. (помидор)
Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры есть. (петух)
Маленький мальчишка,
В сером армячишке (воробей)
Всегда в работе,
Когда мы говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (язык)
Стоят в поле сестрицы
Платьица белены, шапочки зелены. (березы)
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (корова)
— Найдите лишнее слово в каждом столбике.
— Определите род имен существительных.
— Как определить род существительного березы?
— По какому признаку можно было записать эти слова? (по родовому)
(проверка (слайд 10))
Учитель: На поляне «Словарная» растет много ромашек (слайд 11). Одну из них я сорвала, но она оказалась не совсем обычная (слайд 12). На лепестках написаны слова: предлог, имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя существительное. Задание: закрыть данные лепестки свободными лепестками со следующими словами: в, траве, пестрели, полевые, цветы.
(дети составляют предложение из слов (В траве пестрели полевые цветы.), подчеркивают все орфограммы (В траве пестрели полевые цветы.) (слайд 13)
а затем выполняют синтаксический разбор)
III. Работа по теме урока
Учитель: И с этим заданием мы справились. На пути поселок «Дружный» (слайд 14). Здесь ждет нас очередное задание. Давайте дружно возьмем карточки для определения рода имен существительных.
Учитель диктует слова(слайд 15-25), а дети определяют род: груша, облако, зонт, платье, телефон, ягода, деревья, гриб, муравей, птицы, ножницы (не могут определить)
Оказывается в русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе (слайд 26), например: молодежь, листва, железо, золото, лень, веселье, трудолюбие.
И только во множественном числе (слайд 27): сутки, прятки, каникулы, ножницы, санки, чернила, сливки, шахматы, дрожжи, брюки, щипцы, клещи.
Назовите слова, обозначающие (слайд 28):
- игры; (прятки шахматы)
- отрезки времени; (сутки, каникулы)
- предметы; (ножницы, санки, щипцы, клещи, брюки)
- вещества (чернила, сливки, дрожжи).
Записать по одному наименованию из каждой группы в тетрадь.
IV. Физкультминутка (слайд 29-30)
На нашем пути бор «Спортивный»
Физкультминутка для глаз.
V. Продолжение работы по теме урока
Учитель: Мы с вами подъезжаем к селу Словознайкино (слайд 31). Здесь нам нужно сойти с поезда и отправиться в разведку. На доске записан текст. Прочитайте его. Что описывает автор? Озаглавьте. Спишите, вставьте орфограммы и определите род и число имен существительных.
С.неет небо. Дует легкий в.терок. В.сна будто задр.мала. Улыбнулось солнышко з.мле.
Всё ожило. Ручьи стали ломать сугробы. Забурлила, заг.в.рила в.да.
Мы с вами продолжаем путешествие. Скоро будем в городе Фантазерск. Но мост на подступе к городу поднят. Мы должны решить с вами одну проблему (слайд 32). Недалеко от города выпал птенец из гнезда. Как нам надо поступить? (слайд 33)
- оставить на том же месте, даже не прикоснувшись к нему;
- положить птенца в гнездо;
- взять домой и держать птенца в клетке.
Почему вы выбрали такой ответ? Обоснуйте (если взять птенца в руки, то его родители к нему не вернутся, почувствовав чужой запах)
-Какую пользу приносят птицы?
-Какие птицы прилетают первыми? (скворцы)
Продолжите предложение: Когда наступит весна, то я…
Итак, мы прибыли к конечному пункту нашего путешествия в город Фантазёрск
(слайд 34) и мы должны выполнить последнее задание.
Работа в парах (на столах конверты, в которых лежат по 4 листика). Надо составить четверостишие (смотри приложение).
-Какое время года описывают авторы в своих стихотворениях? (весну)
Списать, вставить орфограммы.
Итак, все задания мы выполнили и можем получить послание от города Фантазёрск (слайд 35-38). Дети разгадывают ребус (Берегите природу!)
VI. Рефлексия
- Чему учились?
- Что понравилось?
- Как определить род имени существительного во множественном числе?
- Назовите имена существительные, существующие только в единственном числе, и только во множественном числе.
Приложение.
Каждая строчка четверостишия на своих листиках:
- Первая строчка на дубовом листике;
- Вторая строчка на липовом листике;
- Третья строчка на ивовом листике;
- Четвертая строчка на кленовом листике.
П.любуйся: в.сна наступает,
Жур.вли караваном л.тят,
В ярком зол.те день ут.пает,
И ручьи (по)оврагам шумят…(И. Никитин)
Уж тает сне., б.гут руч.и,
В .кно п.веяло в.сною…
Засвищут скоро с.л.вьи,
И лес оденется л.ствою! (А.Плещеев)
Черёмуха душ.стая
С в.сною расцв.ла
И в.тки з.л.тистые,
Что кудри, зав.ла…(С. Есенин)
Источник
Имя существительное
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?
Например: стол, парта, костюм, дождик, холод, утренник, экскурсия. На вопрос кто? отвечаютодушевлённые существительные. Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик, утка.
На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол, стул, клён, берёза, праздник.
Имена существительные по родам не изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, — мужского рода.
Например: дом, мир, магазин, пенал, январь.
Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя, — женского рода.
Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.
Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, —
Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.
Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с большой буквы.
Имена существительные изменяются по числам и по падежам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов. При изменении имени существительного изменяется его окончание.
При изменении имени существительного изменяется его окончание. Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей. Чтобы правильно просклонять имя существительное, можно использовать вспомогательные слова.
Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе. В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам):пальто, метро, радио, кино, шоссе, кашне, кашпо. Такие имена существительные называются несклоняемыми.
Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.
Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к первому склонению: девочка Юля дедушка папа дядя
Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е относятся ко второму склонению: трамвай o урок o огонь o яблоко поле
Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к третьему склонению: пристань o , площадь o , ночь o , мышь o .
Изменение имён существительных единственного числа по падежам (склонение).
Источник
Подборка правил: имя существительное
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
Собственное и нарицательное
- СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
- НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).
Одушевленные и неодушевленные
- ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник,сестра, кот, птица).
- НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода,тетрадь, автобус).
Число имён существительных
- ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
- МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).
Род имени существительного
РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.
- МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
- ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
- СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо).
ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).
- ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота).
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»
- Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
- Не пишется — в мужском роде (гараж, камыш, товарищ, борщ).
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.
Склонение имени существительного
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Падежи и вопросы:
Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.
- Именительный падеж (есть) кто? что?
- Родительный падеж (нет) кого? чего?
- Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
- Винительный падеж (вижу) кого? что?
- Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
- Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?
ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).
Три склонения имён существительных
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.
- К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского родас окончаниями-А, -Я в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
- Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего родас окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
- К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).
ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.
ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).
ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.
Морфологический разбор
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.
ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА
Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.
5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ
Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).
Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.
Подборка правил: наречие
Подборка правил: наречие. Читать далее
Подборка правил: имя прилагательное
В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор. Читать далее
Подборка правил: деепричастие
Подборка правил: деепричастие. Читать далее
Подборка правил: глагол
Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор). Читать далее
Подборка правил: имя числительное
Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте (пять, двадцать семь, шестьсот, девятьсот тридцать седьмой). Читать далее
Источник