Меню

изменение существительного по родам таблица



Изменение имен существительных по родам и числам. 3-й класс

Класс: 3

Цели урока:

  1. формирование умения определять род и число имен существительных, развивать орфографическую зоркость;
  2. развивать речь учащихся, сообразительность, умение работать в парах;
  3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация по теме, карточки для определения рода имен существительных, конверты с листьями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в страну «Имя существительное». Конечный пункт нашего путешествия город Фантазерск. Все готовы? Ну, тогда скорее в путь.

II. Актуализация знаний

Учитель: Перед нами карта нашего путешествия (слайд 3). Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужен поезд (слайд4). Сейчас мы с вами поработаем составителями поезда. Для этого необходимо назвать все грамматические категории имени существительного, которые мы уже знаем:

  1. что обозначает имя существительное? (предмет)
  2. на какие вопросы отвечает? (кто? что?)
  3. как называются имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что? (одушевленные, неодушевленные)
  4. как изменяются имена существительные? (по числам)
  5. что вы еще знаете об именах существительных? (бывают мужского, женского и среднего рода; собственные и нарицательные)

Итак, наш поезд готов, но для того чтобы он поехал, нужно выполнить следующее задание:

Дети открывают тетради, записывают число, минутка чистописания (прописывают сочетание «чик»)

Учитель: чем знакомо вам это сочетание? (суффикс имен существительных) Приведите примеры (пальчик, супчик, грузчик, летчик и т.д.)

Мы начинаем наше путешествие. На нашем пути поляна «Словарная» (слайд 5). Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их угадать. Ответы записывать в два столбика:

в первый – имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

во второй – на вопрос что? (слайд 6-9)

Загадки:

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели. (соловей)

Круглое румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из мены томат,
В щи кладут и так едят. (помидор)

Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры есть. (петух)

Маленький мальчишка,
В сером армячишке (воробей)

Всегда в работе,
Когда мы говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (язык)

Стоят в поле сестрицы
Платьица белены, шапочки зелены. (березы)

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (корова)

— Найдите лишнее слово в каждом столбике.

— Определите род имен существительных.

— Как определить род существительного березы?

— По какому признаку можно было записать эти слова? (по родовому)

(проверка (слайд 10))

Учитель: На поляне «Словарная» растет много ромашек (слайд 11). Одну из них я сорвала, но она оказалась не совсем обычная (слайд 12). На лепестках написаны слова: предлог, имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя существительное. Задание: закрыть данные лепестки свободными лепестками со следующими словами: в, траве, пестрели, полевые, цветы.

(дети составляют предложение из слов (В траве пестрели полевые цветы.), подчеркивают все орфограммы (В траве пестрели полевые цветы.) (слайд 13)

а затем выполняют синтаксический разбор)

III. Работа по теме урока

Учитель: И с этим заданием мы справились. На пути поселок «Дружный» (слайд 14). Здесь ждет нас очередное задание. Давайте дружно возьмем карточки для определения рода имен существительных.

Учитель диктует слова(слайд 15-25), а дети определяют род: груша, облако, зонт, платье, телефон, ягода, деревья, гриб, муравей, птицы, ножницы (не могут определить)

Оказывается в русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе (слайд 26), например: молодежь, листва, железо, золото, лень, веселье, трудолюбие.

И только во множественном числе (слайд 27): сутки, прятки, каникулы, ножницы, санки, чернила, сливки, шахматы, дрожжи, брюки, щипцы, клещи.

Читайте также:  текст 5 кл найти существительные

Назовите слова, обозначающие (слайд 28):

  • игры; (прятки шахматы)
  • отрезки времени; (сутки, каникулы)
  • предметы; (ножницы, санки, щипцы, клещи, брюки)
  • вещества (чернила, сливки, дрожжи).

Записать по одному наименованию из каждой группы в тетрадь.

IV. Физкультминутка (слайд 29-30)

На нашем пути бор «Спортивный»

Физкультминутка для глаз.

V. Продолжение работы по теме урока

Учитель: Мы с вами подъезжаем к селу Словознайкино (слайд 31). Здесь нам нужно сойти с поезда и отправиться в разведку. На доске записан текст. Прочитайте его. Что описывает автор? Озаглавьте. Спишите, вставьте орфограммы и определите род и число имен существительных.

С.неет небо. Дует легкий в.терок. В.сна будто задр.мала. Улыбнулось солнышко з.мле.

Всё ожило. Ручьи стали ломать сугробы. Забурлила, заг.в.рила в.да.

Мы с вами продолжаем путешествие. Скоро будем в городе Фантазерск. Но мост на подступе к городу поднят. Мы должны решить с вами одну проблему (слайд 32). Недалеко от города выпал птенец из гнезда. Как нам надо поступить? (слайд 33)

  1. оставить на том же месте, даже не прикоснувшись к нему;
  2. положить птенца в гнездо;
  3. взять домой и держать птенца в клетке.

Почему вы выбрали такой ответ? Обоснуйте (если взять птенца в руки, то его родители к нему не вернутся, почувствовав чужой запах)

-Какую пользу приносят птицы?

-Какие птицы прилетают первыми? (скворцы)

Продолжите предложение: Когда наступит весна, то я…

Итак, мы прибыли к конечному пункту нашего путешествия в город Фантазёрск

(слайд 34) и мы должны выполнить последнее задание.

Работа в парах (на столах конверты, в которых лежат по 4 листика). Надо составить четверостишие (смотри приложение).

-Какое время года описывают авторы в своих стихотворениях? (весну)

Списать, вставить орфограммы.

Итак, все задания мы выполнили и можем получить послание от города Фантазёрск (слайд 35-38). Дети разгадывают ребус (Берегите природу!)

VI. Рефлексия

  1. Чему учились?
  2. Что понравилось?
  3. Как определить род имени существительного во множественном числе?
  4. Назовите имена существительные, существующие только в единственном числе, и только во множественном числе.

Приложение.

Каждая строчка четверостишия на своих листиках:

  1. Первая строчка на дубовом листике;
  2. Вторая строчка на липовом листике;
  3. Третья строчка на ивовом листике;
  4. Четвертая строчка на кленовом листике.

П.любуйся: в.сна наступает,
Жур.вли караваном л.тят,
В ярком зол.те день ут.пает,
И ручьи (по)оврагам шумят…(И. Никитин)

Уж тает сне., б.гут руч.и,
В .кно п.веяло в.сною…
Засвищут скоро с.л.вьи,
И лес оденется л.ствою! (А.Плещеев)

Черёмуха душ.стая
С в.сною расцв.ла
И в.тки з.л.тистые,
Что кудри, зав.ла…(С. Есенин)

Источник

Имя существительное

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?

Например: стол, парта, костюм, дождик, холод, утренник, экскурсия. На вопрос кто? отвечаютодушевлённые существительные. Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик, утка.

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол, стул, клён, берёза, праздник.

Имена существительные по родам не изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, мужского рода.

Например: дом, мир, магазин, пенал, январь.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя,женского рода.

Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, —

Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.

Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Имена существительные изменяются по числам и по падежам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов. При изменении имени существительного изменяется его окончание.

Читайте также:  что такое обстоятельство имени существительного

При изменении имени существительного изменяется его окончание. Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей. Чтобы правильно просклонять имя существительное, можно использовать вспомогательные слова.

Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе. В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам):пальто, метро, радио, кино, шоссе, кашне, кашпо. Такие имена существительные называются несклоняемыми.

Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.

Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к первому склонению: девочка Юля дедушка папа дядя

Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е относятся ко второму склонению: трамвай o урок o огонь o яблоко поле

Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к третьему склонению: пристань o , площадь o , ночь o , мышь o .

Изменение имён существительных единственного числа по падежам (склонение).

Источник

Подборка правил: имя существительное

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

Собственное и нарицательное

  • СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
  • НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).

Одушевленные и неодушевленные

  • ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник,сестра, кот, птица).
  • НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода,тетрадь, автобус).

Число имён существительных

  • ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
  • МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).

Род имени существительного

РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.

  • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
  • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
  • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо).

ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).

  • ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота).

Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

  • Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
  • Не пишется — в мужском роде (гараж, камыш, товарищ, борщ).

Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.

Склонение имени существительного

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Падежи и вопросы:

Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.

  • Именительный падеж (есть) кто? что?
  • Родительный падеж (нет) кого? чего?
  • Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
  • Винительный падеж (вижу) кого? что?
  • Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
  • Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?
Читайте также:  примеры морфологический разбор имени существительного 4 класс

ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).

Три склонения имён существительных

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского родас окончаниями, в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего родас окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).

ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.

ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).

ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.

Морфологический разбор

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.

ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА

Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.

5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ

Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).

Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.

Подборка правил: наречие

Подборка правил: наречие. Читать далее

Подборка правил: имя прилагательное

В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор. Читать далее

Подборка правил: деепричастие

Подборка правил: деепричастие. Читать далее

Подборка правил: глагол

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор). Читать далее

Подборка правил: имя числительное

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте (пять, двадцать семь, шестьсот, девятьсот тридцать седьмой). Читать далее

Источник