Меню

Изменением глаголов по лицам в форме настоящего времени



Урок русского языка в 4 классе. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

На уроке совершенствуется умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов; прививается интерес к изучаемой теме и ответственное отношение к учению.

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse._izmenenie_glagolov_nastoyashchego_i_budushchego_vremeni_po_litsam_i_chislam.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Цели: совершенствовать умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов; развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации; прививать интерес к изучаемой теме, ответственное отношение к учению, совершенствовать умение работать в паре.

Оборудование: лестница самооценки, смайлики, памятки «Глагол», «Разбор по членам предложения», таблички с опорными словами, таблички для обратной связи, раздаточный материал, презентация.

-Прочитайте предложение: Кто хочет – может!

-Как вы его понимаете? ( Было бы хотенье, будет и уменье .) Я думаю, что сегодня на уроке вы постараетесь хорошо работать, и у вас всё получится.

-Начнём с минутки чистописания.

-Какие слова спрятались среди элементов букв? ( Глагол, время, лицо, число ).

-Запишите эти слова, соблюдая соединения, наклон и высоту элементов.

-Как вы думаете, почему мы прописываем эти слова? (Это опорные слова урока.)

-Предположите тему нашего урока.

Тема урока: Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

3.Орфографическая разминка. Игра «Выбывание слов».

Отгоняет, не смогли, свистит, объясняешь, бежать, намело, оторвутся, ящерица.

-Проверьте, как вы умеете смотреть и видеть. Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (Безударная гласная в корне, кроме слова оторвутся). Докажите написание слов.

-Проведём игру на выбывание слов.

А) Ящерица – имя существительное, а остальные слова — глаголы.

Б) Бежать – глагол неопределённой формы.

В) Не смогли – отрицательная форма — частица не, пр. вр., мн. ч.

Г) Намело – прошедшее время, суффикс –л-, ср. р., ед. ч.

Д) Оторвутся – будущее время, возвратный глагол — частица –ся, мн. ч.

Е) Объясняешь – наст. вр., 2 лицо, единств. число.

Отгоняет, свистит – 3 л., ед. ч., наст. время. Запишите эти слова, разберём их по составу.

-Молодцы, много существенных признаков увидели в словах.

4.Упражнение в определении времени, лица и числа глаголов.

А) Работа с предложением.

Каждый день с книгой частицу мудрости прибавляет.

-Как понимаете пословицу?

-Прочитайте предложение ещё раз. Запишите его по памяти.

-Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка в парах.

-Разберём предложение по членам предложения и частям речи. ( 1 чел. у доски)

Б) Работа с однокоренными словами.

Молчу, молчание, молчун, молчок, молчаливый, молчаливость, замолчим, промолчишь, неумолчно, отмолчится, умолчат, неумолчный.

-Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные. Здесь слова разных частей речи.)

-На какие группы их можно разделить?

-Назовите имена существительные (прилагательные, глаголы.)

-Какое слово осталось? ( Неумолчно. ) Это наречие.

-Выпишите только глаголы. (Молчу, замолчим, промолчишь, отмолчится, умолчат.)

-Что означает слово отмолчится? А умолчат?

-Какая орфограмма во всех словах? (Безударная гласная в корне слова).

-Подберите проверочное слово. (Молча.) А среди данных слов? (Неумолчно, неумолчный.)

-Устно дайте характеристику каждому глаголу (время, лицо, число).

-Разберём их по составу.

Физминутка для глаз «Цветик-семицветик».

В) Работа с синонимами.

-Прочитайте слова. К какой части речи относятся? Докажите.

-Подберите к данным глаголам близкие по значению и напишите их в том же лице и числе:

Шагаешь — …, сердишь — …, пылает — …, барабанят — …, смотрите — …, сохраняю — ….

Слова для справок: гореть, идти, стучать, злить, глядеть, беречь, спешить.

-Как называются такие слова? (Синонимы.)

-Какое слово лишнее? (Спешить.)

-Подберите к нему синоним. (Торопиться).

-Определите лицо и число глаголов. Выделите окончания.

Проверка: средства обратной связи.

Г) Работа с пословицами.

Труд всегда …, а лень только ….

-Можно понять, о чём идёт речь? Почему?

-Слова какой части речи пропущены? (Глаголы.) Какую работу выполняют глаголы? (Обозначают действия предметов.)

-Обратите внимание, в предложениях есть союз а. Что мы о нём знаем? (Перед ним всегда ставится запятая.) Союз а противопоставляет однородные члены предложения или части сложного предложения.

-Какими эти слова должны быть по значению? (Противоположными, пропущены антонимы.)

Слова для справок: строить, давать, разрушать, брать.

— Запишите, определите лицо и число глаголов.

-Подчеркните антонимы. Чем они являются в предложениях?

Д) Работа с фразеологизмами.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Если у вас язык заплетается,

То лучше держать язык за зубами,

Иначе потом будете корить себя:

«Кто дёрнул меня за язык?»

-Какие устойчивые выражения встретились?

-О чём эти стихи? Что хотел сказать автор? (Стыдно не знать урок.)

-Я желаю вам, чтобы вы никогда не оказывались в такой ситуации, всегда были готовы к уроку.

-А эти стихи – это ваше домашнее задание. Ваша задача – найти значение каждого фразеологизма и письменно объяснить.

Е) Работа в парах с фразеологизмами.

-К данным фразеологизмам подбери и запиши близкий по значению глагол в том же лице и числе.

Вставляет палки в колёса Обмануть

Обведёшь вокруг пальца мешать

Выбьетесь из сил запомнить

Пропускает мимо ушей устать

Зарубит на носу не замечать

-Какую тему мы закрепляли?

-Какой вид работы вам больше всего понравился?

-Посмотрите на лестницу самооценки. Оцените свою работу на уроке.

-На какой ступеньке вы находитесь? Почему вы так считаете?

Д/з: найти и письменно объяснить значение фразеологизмов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн.

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается.

Конспект урока для 4-го класса по Русскому языку.Тема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»УМК «Школа России&quot.

Презентация к интегрированному уроку (русский язык и литература) 4 класс.

Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps&raquo.

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Планируемые результаты: Предметные:знать как изменяются глаголы в настоящем.

Источник

Лицо глагола

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия с участником речи. То есть лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном числе, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие совершает непосредственно говорящий, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок).
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия с собеседником (ты читаешь книгу, ты построишь дом).
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).

Множественное число:

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы).

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лицаотвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов в таблице:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Я улыбаюсь;
Я построю
Мы улыбаемся;
Мы построим
Давайте мы улыбнемся;
Давайте мы построим
2-е лицо Ты улыбаешься;
Ты построишь
Вы улыбаетесь;
Вы построите
Улыбайся;
Построй
Улыбайтесь;
Постройте
3-е лицо Он улыбается;
Она построит
Они улыбаются;
Они построят
Пусть он улыбается;
Пускай она построит;
Пусть они улыбаются; Пускай они построят;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай.

Изменение глаголов по лицам свойственно не для всех глаголов – безличные глаголы (вьюжило, смеркалось) и инфинитив (спешить, шуметь) не имеют категории лица. Не спрягаются по лицам и глагольные формы прошедшего времени.

Источник

Настоящее время глаголов

Глагол имеет категорию времени. Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в то самое время, когда о нём говорят (т. е. в момент речи).

что делает? — танцует

что делают? — танцуют

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам и имеют всего по 6 форм у каждого глагола. Значение настоящего времени выражено окончаниями (они зависят от спряжения глагола):

Лицо глаголы I спр. глаголы II спр.
ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
1-е лицо (я, мы) танцу ю танцу ем слыш у слыш им
2-е лицо (ты, вы) танцу ешь танцу ете слыш ишь слыш ите
3-е лицо (он, она, оно, они) танцу ет танцу ют слыш ит слыш ат

У некоторых глаголов при спряжении в настоящем времени происходит:

чередование согласных:

к / ч — секу — сечёшь, пеку — печёшь

ч / г / ж — беречь — берегу — бережёт

с / ш — взвесить — взвешу

б / бл — любит — люблю

х / д — ехать — еду

перемещение ударения: заводи́ть — завожу́ — заво́дит

Будь внимателен и различай похожие глаголы:

ехать — ездить (сравни: я еду — я езжу )

гнать — гонять (сравни: я гоню — я гоняю )

слышать — слушать (сравни: я слышу — я слушаю )

дышать — вдыхать (сравни: я дышу — я вдыхаю )

О прошедшем и будущем времени глаголов смотри по ссылкам.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Читайте также:  Правописание гласных в суффиксах глаголов упражнения