Меню

изучение рода числа склонения имен существительных



Урок русского языка по теме «Род, число, склонение имени существительного»

Описание разработки

Цели урока:

актуализировать имеющиеся знания о склонении имен существительных

отработать навык определения рода, числа, склонения имен существительных;

проверить качество усвоения учащимися орфографических правил;

развитие творчества, логического мышления, речи, коммуникативных возможностей учащихся;

воспитание интереса к изучению русского языка через использование занимательного материала.

Тип урока: урок — путешествие с использованием игровой технологии.

Оборудование: учебник, текст «Путешествие близнецов Лизы и Гриши», раздаточный материал, оформление маршрута на классной доске (по ходу чтения текста путешествия)

I. Организационный этап

1. Проверка домашнего задания

2. Введение в тему

Ребята, мы сегодня совершим путешествие с близнецами – сорванцами, пятиклассниками Лизой и Гришей. Будьте внимательны, энергичны и помогайте друг другу. Для этого мы разделимся на 2 группы: одна группа будет «помогать» Грише, другая — Лизе

3. Определение целей и задач

II. Актуализация опорных знаний

1. Чтение текста ««Путешествие близнецов Лизы и Гриши» (1 часть)

2. Повторение орфографических правил ( гласные О, А, Ы, И, Ё в корнях)

Задача: определить маршрут путешествия ( задание «Решетка»

3. Чтение 2 части «Путешествия…» и выполнение задания «Найди ключи». ( теоретический опрос)

III. Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке

1. Чтение 3 части и выполнение задания по раздаточному материалу (карточка 1)

Задание: определите род существительных, впишите окончания прилагательных.

Известн… имя, знаком… фамилия, поразительн… деталь, роскошн… вестибюль, личн… рояль, посеянн… рожь, сдан… багаж, кожан… туфля, приятн… шампунь.

2. Чтение части 4 и выполнение задания (выборочный диктант)

Из приводимого ниже списка выберите имена существительные , употребляющиеся только в единственном числе.

Год, глупость, ложь, вино, ветер, шум, масло, вечность, книга, ель, человек, листва, малина, черешня, рожь, злость, шорох, божество, печаль, песок, вечер, север, юг, вода, кресло, чтение, мороз, снег, зеркало, спирт, молоко, гора, лесть, бронза, жара, сахар, библиотека.

IV. Изучение нового материала

1. Чтение части 5.

2. Беседа с классом

Вопрос: Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

записи в тетради — подсказке (краткая запись склонений существительных)

3. Работа с учебником

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Чтение 6 части, физкультминутка,

Вопрос: Как вы думаете, что это за задание «Три по пять»?

Задание : привести по 5 примеров существительных 1, 2, 3 склонения, распределить по столбикам

выполнение задания «Три по пять»

2. Чтение части 7 и выполнение задания карточки

Выписать имена существительные и определить род, число, склонение.

В лесу, на поляне, под ветвями ели, стоял гнилой пень. Это был дом Гнома. Лицо гномика скрывала длинная борода, из которой едва виднелись курносый нос и толстые щеки. Каждое утро гном садился на крыльцо и пел песню о птицах в небе, о росе на цветках. И ему подпевала старая мышь, которая таскала в поле рожь, и дядька гриб с трухлявой шляпкой, и дедушка медведь, и белка в дупле. Чудесная песнь! Её гномику пел в детстве его папа. А кузнечик выводил мелодию на скрипочке.

Но однажды у гнома пропал голос… (Т. Брик)

3. Чтение части 8, выполнение задания «Автограф»

Задание: составить предложение на тему «Сказочный лес», определить род, склонение, падеж существительных)

4. Чтение части 9, беседа

Ребята, как вы думаете, что это за океан? (знаний)

Почему он такой красивый, глубокий?

Читайте также:  толковый словарь такси род существительного

(знания прочные, украшают человека)

Что означает замок?

( наши интересы, умения, навыки)

Почему он показан основательным, крепким? ( умения всегда пригодятся, с хорошими знаниями не пропадешь)

Задание: запишите 1 предложение на тему « Знания нужны человеку»

VI Подведение итогов урока. Рефлексия.

Чтение части 10, беседа по материалу урока, мнения об уроке

В каких местах вы побывали сегодня вместе с Лизой и Гришей?

Что вам особенно понравилось?

Какие знания и умения мы с вами вспомнили?

Как вы оцениваете свою работу на уроке

VII. Домашнее задание

Чтение части 11 , запись домашнего задания параграф учебника творческая работа : дописать сказку о Гномике, потерявшем голос (по карточке 2)

Источник

3.2.2. Род, число, падеж и склонение имён существительных

А) Род имён существительных

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишкомужской род;
моя жена, моя стена, моя ночьженский род,
моё окно, моё небо, моё животноесредний род.

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу – мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде­ляется следующим образом.

Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

Храбрый идальго, изысканная леди.

Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

Военный атташе, ночной портье.

Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
Шимпанзе кормила своих детёнышей.

Исключения: цеце, иваси – женский род.

Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

Нерях а , заводил а , запевал а , работяг а , грязнул я , стиляг а , пьяниц а , неженк а , сон я , плакс а .

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют!

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа – единственное и множественное. В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа – несколько предметов.

Карандаш – карандаши; врач – врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

большинство вещественных существительных;

Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

большинство отвлечённых существительных;

Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

большинство собирательных существительных;

Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

большинство имён собственных.

Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:

а) видов, сортов вещества:

вино – десертные вина, масло – технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

Читайте также:  существительное к слову влага

вода – воды океана, песок – пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность – новые возможности, радость – наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

Только форму множественного числа имеют:

некоторые вещественные существительные;

Чернила, опилки, очистки.

некоторые отвлечённые существительные;

Именины, выборы, нападки, козни, побои.

Деньги, финансы, дебри.

некоторые имена собственные;

Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

некоторые названия отрезков времени.

Сумерки, сутки, будни, каникулы.

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей:

Падеж Вопросы
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чём?

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу – Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

Ср.: Я видел [кого? что?] друга – В. п.; Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.; Я видел [кого? что?] фильм – винительный падеж; В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм «Сталкер» – именительный падеж.

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.

Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

Он сидел [в ком? в чём?] в пальто – единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто – единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа. Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом, край, мяч, планетарий.
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение – средний род; волчище, подмастерье – мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать, дочь, ночь, степь.
Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из трёх типов склонения!

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек – люди), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) – склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) – склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии.

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья и др. – это правило не распространяется (!).

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. – это правило не распространяется (!).

2-е склонение. Средний род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Окно Море Здание Окна Моря Здания
Р. п. Окна Моря Здания Окон Морей Зданий
Д. п. Окну Морю Зданию Окнам Морям Зданиям
В. п. Окно Море Здание Окна Моря Здания
Т. п. Окном Морем Зданием Окнами Морями Зданиями
П. п. Об окне О море О здании Об окнах О морях О зданиях

Ср.: о здании, о решении, о бытии.

На существительные на -ьё (окончание -ё ): житьё, бытьё, мытьё и др. – это правило не распространяется (!).

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Ночь Ночи
Р. п. Ночи Ночей
Д. п. Ночи Ночам
В. п. Ночь Ночи
Т. п. Ночью Ночами
П. п. О ночи О ночах
Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Упражнения к теме «3.2.2. Род, число, падеж и склонение имён существительных»

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Источник