Меню

К данным глаголам подбери и запиши антонимы



Разработка урока русского языка в 4-м классе по теме «Обобщение знаний о глаголе. Синонимы и антонимы при описании действий»

Цели:

  • обобщить знания детей о глаголе, показать роль глаголов синонимов и антонимов в речи;
  • расширить знания детей об устройстве языка, способствовать совершенствованию точности и правильности речи;
  • воспитывать культуру речи и труда.

Оборудование: — таблица «синонимы и антонимы», карточки со словами.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

У. Сегодня мы проведём обобщающий урок по теме «Глагол» и его употребление в речи.

У. Что такое глагол?

Д. Глагол – это самостоятельная часть реки, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

У. Что значит «самостоятельна»?

Д. Глагол имеет лексическое и грамматическое значение.

У.Расскажите об этих словах.

___________ет, ___________ла, __________ть, __________ишь, буду ________чь..

У. Что дало нам возможность говорить об этом слове?

Д. Грамматическое значение глагола.

У. А сможем по этим признакам говорить о лексическом значении этих слов?

У. А что для этого нужно знать?

Д. Чтобы говорить о лексическом значении глагола, нужно иметь основу слова или его корень, потому что именно корень хранит значение всех слов семьи

У. Какие слова помогают нам передать свою мысль наиболее ярко и красиво, дают возможность выразится чётко и ясно?

Д. Синонимы, антонимы.

У. Какую часть речи вы будете использовать чаще всего при описании хода событий, выполнении какой-то работы?

У. Как вы думаете, могут синонимы и антонимы быть глаголами и для чего они нужны в речи?

У. Я думаю, в конце урока вы мне ответите на этот вопрос однозначно?

III. Работа над синонимами.

У. Для начала давайте припомним, что такое синонимы?

Работа с таблицей.

по значению по звучанию примеры
синонимы близкие различные бежать-мчаться
антонимы противоположные различные говорить-молчать

У. Давайте с вами подберём синонимы к слову «смотреть».

У. Какое из этих глаголов указывает на меньшую сосредоточенность ?

У. В какой форме употреблены глаголы? Докажите.

У. Именно в начальной форме все слова, в том числе и глаголы, употребляются в словарях. А несколько синонимов подобранных к главному слову называется синонимический ряд.

Списать текст, вставляя в него подходящий глагол из этого ряда, при этом все глаголы употребить в прошедшем времени. Расскажите об этой форме глагола.

1. Дев.чка …из окна на мор..

2. Дев.чка внимательно … в микроско. .

  • Решение орфографических задач.
  • Первое предложение разобрать и выписать словосочетания.
  • Разобрать глагол первого предложения, как часть речи.

(У доски работают двое детей по индивидуальному заданию)

Улучшать
Забрать
Запомнить
Замёрзнуть
Уменьшать
Развеселиться
Сшить

Подбери к данным глаголам антонимы и запиши все слова в будущем времени (простой формы) ед. ч, 3-лица Выполни данный разбор слова.
сошьёт с.с

У. Запишите синонимический ряд глаголов к слову «разговаривать», употребив их в форме настоящего времени ед.числе, 2-го лица.

Какие грамматические признаки этой формы глагола? Какую гласную написали в безударном личном окончании этих глаголов. Что нужно ещё помнить про написание эти глаголов?

Разговаривать — болтать — толковать — беседовать.

(Разобрать слова по составу)

У. Какой из этих глаголов имеет неодобрительный оттенок.

Что обозначает этот глагол?

Д. Болтать — говорить быстро, много и о чём-нибудь незначительном.

У. Вывод: Для чего в речи синонимы?

Д. Синонимы нужны для того,что бы наша речь была точной.

У. Целенаправленный отбор синонимов помогает избегать повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказывания, делает нашу речь яркой и художественной.

ФИЗМИНУТКА.

Руки поднять-опустить
Присесть- встать
Наклониться- выпрямиться
Глаза закрыть-открыть

IV. Работа над антонимами.

Как назвать такие слова, которыми я называла ваши действия при выполнении физминутки?

У. Какие слова называют антонимами?

Д. Противоположные по смыслу. (работа по таблице)

Подберите к данным словам антонимы.

Улучшать-
Забрать –
Запомнить-
Замёрзнуть –
Уменьшать —
Развеселиться –
Сшить —

— Запишите слова в форме будущего времени (простой) ед.числа, 3-л. (рассказать о будущем времени простой форме)

— Пояснить написание безударной гласной в личном окончании глагола.

— Сопоставление работы класса с выполнением этих задания отдельными учениками с целью обратной связи.

У. Как вы думаете, а зачем в речи антонимы-глаголы?

Д. Антонимы нужны в нашей речи для сравнения действий, указания противоречий действий.

Вывод: антонимы делаю нашу речь более точной. Ведь не зря народ придумал такую пословицу «Всё познаётся в сравнении». А помогают нам сравнивать слова — антонимы.

V. Итог урока

У. Какие знания мы сегодня на уроке систематизировали?

Д. Мы сегодня повторяли знания о глаголе и его употребление в речи.

У.Сможем ли мы однозначно дать ответы на вопросы, поставлены в начале урока.

Как вы думаете, могут синонимы и антонимы быть глаголами и для чего они нужны в речи?

VI. Д\з упр. 557. 558.

У. Урок сегодня я хочу закончить такими словами:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»
А.И.Куприн

Источник

Подберите антонимы к глаголам.

Читайте также:  Глагол синоним выражения найди разницу из слова отличник
— бросать — поднимать
— говорить — молчать
— смеяться — сорить — прикрепить
— грустить — запрещать — улучшать
— любить — нападать — намокнуть
— бежать — собирать — спрашивать
— строить — тускнеть — летать
— хвалить — взять — драться
— ронять — мешать — работать

Подберите антонимы к глаголам.

— меркнуть — сиять, сверкать.

— погружаться — проиграть
— разрушать — ослабить
— замедлять — потерять
— горевать — возмущаться
— возобновлять — потерять
— любить — ссориться — умолять
— запомнить — бежать — собрать
— расстроиться — отнять — соединить
— спрашивать — арестовать — бросать
— испортить — оскорбить — расплакаться
— укоротить — обеднеть — победить
— говорить — угрожать — кричать
13. К словам подберите антонимы.
— здоровье — день — грязь
— лень — старость — находка
— война — грубость — шум
— горе — доброта — трусость
— друг — правда — счастье

Подберите антонимы к прилагательным.

— крепкий — ветхий, слабый, .

— добрый — пресный — сладкий
— сильный — простой — редкий
— крупный — новый — личный
— кривой — аккуратный — активный — летний — бодрый — быстрый — старый — круглый — долгий — тусклый — здоровый — маленький

Подберите антонимы.

— прямой — кривой, извилистый.

— уродливый — ранний — южный — круглый — горький — новый — чёрный — густой
— горячий — трудолюбивый —- домашний — искусственный — нервный — сытый — незрелый — цветущий — пасмурный — кислый
— суровый — матовый — чёрствый — сломанный — крупный — ловкий — интересный — вялый — тайный — грустный

Подберите антонимы к наречиям.

— душно — аккуратно — грустно — быстро — дорого —удобно — крепко — сухо —твёрдо — шумно — надежно — гладко — сердито — полезно — мрачно — длительно

Вставьте глаголы.

— Как аукнется, так и.

— Цыплят по осени.

— Жизнь прожить, не поле.

— Что посеешь, то и.

— Не в свои сани не.

— Не плюй в колодец, пригодится воды.

— Волков бояться, в лес не.

— Соловья баснями не.

— По одёжке встречают, а по уму.

Читайте также:  Что обозначает личные окончания глаголов

— Лес рубят — щепки.

— Семь раз отмерь, а один раз.

— Кто не работает, тот не.

— Любишь кататься, люби и саночки.

18. Подберите глаголы (2-3 слова).

— роса — сверкает, блестит, искрится.

— туман — диктор — студенты
— море — журналист — президент
— листья — ураган — государство
— растение — солнце — растение
— снег — настроение — энергия
— учёные — метель — птицы
— зверь — вода

19. Подберите глаголы (2-3 слова).

—навыки—приобретать, закреплять, вырабатывать.

— здоровье — рассказ — дома
— деньги — трудности — детей
— успех — планы — фильмы
— стихи — знания — песни
— науки — одежду — государство
— картины — растения — армию
— цветы — почву — промышленность
— речь — дороги — искусство

К глаголам подберите 1-3 слова.

— исследовать — местность, почву, край.

— восстановить — изучать — воспользоваться — увеличить — реставрировать — соблюдать — просить — умолять — получить — возобновить
— исключить — использовать — благоустроить — научить — приобрести — преодолевать — создать — отремонтировать — руководить — благодарить
— навестить — сомневаться — организовать — избежать — объяснить — внедрять — обеспечить — стремиться — обвинять — размышлять — наградить — демонстрировать

Вставьте глаголы по смыслу.

Не ветер. над бором

Мороз воевода дозором

. — хорошо ли метели

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

. по замёрзлой воде

В косматой его бороде

Забравшись на сосну большую

По веточкам палицей.

И сам про себя удалую

Вставьте глаголы по смыслу.

Утро

Звёзды меркнут и. .В огне облака.

Белый пар по лугам.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет.

. чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст. плечом, на лицо тебе вдруг

С листьев. роса серебристая.

Потянул ветерок, воду. .

Пронеслись утки с шумом и.

Рыбаки в шалаше.

. сети с шестов, вёсла к лодкам.

А восток всё горит — .

Птички солнышка. птички песни.

И стоит себе лес.

Вот и солнце. из-за пашен.

За морями ночлег свой.

На поля, на луга, на макушки ракит

Едет пахарь с сохой, . — песню. ;

По плечу молодцу всё тяжёлое

Не боли ты душа! . от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

23. Вставьте подходящие по смыслу определения.

Образец:На широкой поляне рос высокий могучий дуб.

— . луг покрылся. . травой и. одуванчиками.

—. . льдины с шумом и треском плыли по. реке.

— Остановившись у. . дома, он осторожно открыл калитку и вошёл в. . сад.

—. . туча заволокла всё небо, грянул гром и пошёл. . дождь.

— Между. соснами и. полем шла. . тропинка, ведущая к. озеру.

— Стол был покрыт. . скатертью, расшитой. . узорами.

— День был. и. и мы решили отправиться в. поход.

—. . листья тихо падают с деревьев и ложатся на. . землю.

— В реке отражаются . . . краски вечернего неба.

— На берегу пассажирам предлагают. малину, . . землянику.

—. . камыш . стеной тянется вдоль. реки.

— Голос у певца был. и. он звенел как. колокольчик.

— . . утром выбегает из норки бурундук. В лучах. солнца блестят. полоски на его спине.

— Мы поднялись на. холм и пред нами предстала. . долина.

—. . лещ пред зимовкой ложится на. дно, а . . окуни устраиваются среди камней.

24. Подберите определения к данным словам (2-4 слова).

— дело — важное, сложное, срочное.

— природа — прогулка — весна — поведение — погода — путешествие — статья — документы — океан — настроение
— осень — лекция — речь — развитие — город — почва — характер — день — небо — лес — ночь — передача

25. Вставьте определения по смыслу. Пользуйтесь словами для справок.

1. . ветер гнал на город. . тучи.

2. Петербург жил. . жизнью.

3. В. десятилетие с. быстротой создавались. предприятия и проекты.

4. . зал на втором этаже залит. . светом. люстр.

5. . вечером в. переулке появился. человек в . плаще с. капюшоном.

6. . маки, . ромашки и. лютики заполняли всю долину.

7. Девочка смотрела. . взглядом, потом, чуть улыбнувшись, взяла. ей конфету.

Слова для справок:красные, протянутую, ослепительным, сверкающих, непонимающим, тёмные, удивительной, северный, смелые, удивлённым, холодный, шумной, нашем, последнее, тяжёлые, ярким, неугомонной, осенним, огромный, чёрном, высокий, белые, надвинутом, розовые.

26. Вставьте пропущенные определения по смыслу.

Берёзовая роща

Хороши. . рощи! Как только сойдёт в лесу снег, набухают на берёзах. . почки. В эти . дни берёзки угощают нас. . соком. Далеко разносится в роще. песенка. дрозда. С дерева на дерево перелетают. синички. . ковром расстилаются под берёзами. . подснежники.

Хорошо в берёзовой роще и в летнюю. пору. Под дуновением. . ветерка шелестит. . листва. Пахнет. земляникой.

Хочется лечь в. . траву и смотреть на вершины берёз, где по. . небу плывут. облака.

Слова для справок:весёлая, голосистого, шустрые, чудесным, светлые берёзовые, голубые и белые, лёгкого прохладного, знойную, сочная молодая, спелой душистой, высокую густую, синему летнему, смолистые душистые, белые, весенние, живительным сладким.

27. Вместо точек вставьте пропущенные определения по смыслу.

Горное озеро

После многих часов пути и. переходов . развернулась перед путешественниками картина. Мы увидели горное озеро с. . берегами, которые отражались в. зеркале вод. Середина озера была скована. льдом.

Скрытое. берегами горное озеро казалось. Но со сказочной быстротой менялась его окраска: вода была . . и.

Небольшие табунки. оленей паслись в долине. В. воде спокойно плавали. рыбы и были видны их. спинки. На берегу мы обнаружили много. гнёзд. . стена. скал не позволяла двигаться дальше, и мы отправились . путь. . птицы долго нас сопровождали.

Слова для справок:утиных, неприступная, высоких, обратный, бесчисленные, тяжёлых, неприступными, изумрудным, голубой, розовой, золотистой, изумительная, отвесными скалистыми, неподвижном, синеватым, диких, толстые, крупные, прозрачной.

28. Вставьте пропущенные определения по смыслу.

В овраге

Через. лес, через. овраги пробирается с добычей старый волк. Далеко от. дорог и. селений скрыто волчье логово.

Голодно, бесприютно волкам в. стужу. В . . ночи скитались они по. полям и дорогам, ловили зайчишек, воровали собак. Разносилась над полями. . песня, слышался сквозь. вьюгу . вой. Кончилась. зима. В. . дни родились у волчицы. . волчата. Растут, резвятся. волчата. Поздно утром возвращается. волк с добычей.

Хрустит под волчьими лапами. снег. Взлетают на деревья. рябчики. Смело бежит волк по. . лесу.

Слова для справок:холодная, весенние тёплые, слепые маленькие, бойкие, старый, слежавшийся, пугливые, знакомому, тёмный, глухие, проезжих, людных, зимнюю, морозные вьюжные, снежным, волчья, непроглядную, жалобный.

29. Вставьте определения по смыслу (по картине И.И.Шишкина «Рожь»).

. . полдень. Широко расстилается перед нами. поле. ржи. колосья гнутся к земле.

. . зелень на переднем плане картины подчёркивает. тона ржи. Мы видим среди. поля . тропинку, которая ведёт к. соснам.

. . сосны величественно возвышаются на фоне. . неба.

Мы любуемся. отливом. . колосьев, радуемся обилию хлеба на. . земле.

Слова для справок:золотистым, спелых, родной русской, безграничного, извилистую, огромным, могучие стройные, голубого, знойный летний, необъятное, золотой, золотистые, яркая бархатистая, тяжёлые.

30. Подберите определения (2-5 слов).

— день — холодный, ясный, ветреный, жаркий, душный, морозный.

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

Источник