Меню

Как делать словообразовательный разбор глагола



Что такое словообразовательный разбор слова

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова. Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким спо­со­бом.

Выясним, что такое морфемный разбор, как делать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный анализ сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лек­сем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные.

Так, напри­мер, древ­ние сла­вяне соот­нес­ли свое поня­тие о види­мом над собой воз­душ­ном про­стран­стве голу­бо­го цве­та с соче­та­ни­ем зву­ков, оформ­лен­ным в сло­во «небо». А твер­дую поверх­ность, кото­рая нахо­дит­ся под нога­ми и кото­рую мож­но рас­па­хать и засе­ять зер­ном, назва­ли сло­вом «зем­ля».

Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми. Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

  • небо — корень/окончание;
  • земля — корень/окончание;
  • рука — корень/окончание;
  • голова — корень/окончание.

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех мор­фем:

Понаблюдаем:

  • небе­са → поднебесный;
  • зем­ля → земляной → зем­лянка;
  • вла­га → влажный → увлажнить;
  • близ­кий → приблизить → при­бли­зиться.

Новое сло­во, обра­зо­ван­ное от одно­ко­рен­но­го сло­ва с помо­щью одной или более мор­фем, назы­ва­ет­ся про­из­вод­ным.

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на исход­ное сло­во:

  • петь → запеть (начать петь);
  • крас­ный → крас­но­ва­тый (слег­ка крас­ный).

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние:

  • чёрный → чернота;
  • рука → ручной;
  • красный → краснеть.

Основа сло­ва, на базе кото­ро­го с помо­щью аффик­сов обра­зо­ва­но новое про­из­вод­ное сло­во, назы­ва­ет­ся про­из­во­дя­щей. Основа про­из­вод­но­го одно­ко­рен­но­го сло­ва явля­ет­ся про­из­вод­ной.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для после­ду­ю­ще­го:

  • вина → виновный;
  • виновный → виновность.

В нашем при­ме­ре вто­рая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара ука­жет, что про­из­вод­ное при­ла­га­тель­ное «винов­ный» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для суще­стви­тель­но­го «винов­ность». Его про­из­во­дя­щая осно­ва ста­ла более слож­ной по срав­не­нию с исход­ным сло­вом «вина».

Производящими могут быть как непро­из­вод­ные, так и про­из­вод­ные одно­ко­рен­ные сло­ва.

Это интересно: Не с глаголами пишется раздельно, а с какими частями вместе — таблица правил.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру сло­ва.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го сло­ва.

Читайте также:  Нло глагол в прошедшем времени

Понаблюдаем:

  • ходить → приходить
  • при­хо­дить → при­ход

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной мор­фе­мой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лек­се­мы.

текст → подтекст
гнать → догнать

белый → белизна
пахать → пахота
сотво­рить → сотворение

люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник

отды­хать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супру­га

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или зву­ков

пожар, опасный → пожа­ро­опас­ный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → кана­то­ходец
море, пла­вать → море­пла­ватель
специаль­ный корреспон­дент → спец­кор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный
мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

8. Переход из одной части речи в дру­гую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → при­ход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → при­ми­ре­ние);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холод­но­ва­тый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся невер­но.

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Читайте также: Как правильно — нАдевать или Одевать?

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве сло­ва.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор.

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его мор­фе­мы:

  • монетка — корень/суффикс/окончание
  • монеткой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную фор­му.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го сло­ва.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Образец морфемного и словообразовательного разбора

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск-их (имя существительное).
2. Окончание – ‑их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой.
3. Основа формы – парикмахер-ск-.
4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш‑а.
5. ‑ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная.
3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над сло­вом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли2 арти­сты цир­ка.

  1. Приехали — н. ф. при­е­хать;
  2. при­е­хать — осно­ва приеха-.
  3. ехать → при­е­хать ;
  4. ехать — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + ехать = приехать;
  6. при­ста­воч­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. зем­ля­нич­ный;
  2. зем­ля­ничный — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → зем­ля­нич­ный;
  4. зем­ля­ника — осно­ва земляник-;
  5. зем­ля­ника + ‑н- = зем­ля­нич­ный;
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 3

  1. Удесятерить;
  2. уде­ся­те­рить — осно­ва удесятери-;
  3. десять → деся­те­ро → уде­ся­те­рить;
  4. деся­теро — осно­ва десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Источник

Словообразовательный разбор слова онлайн

Словоообразовательный анализ наряду с морфемным является одним из распространённых видов разбора структуры слова. Осуществление данной операции (как и других видов лингвистических разборов) подчиняется определённым правилам, непосредственно определяющим суть и специфику выполнения указанной процедуры. В этом материале я расскажу, что такое словообразовательный разбор слова, а также при помощи каких онлайн-сервисов можно его осуществить.

Последовательность словоообразовательного анализа слова

Обычно под словообразующим анализом понимается лингвистический метод, позволяющий определить от какой основы, и с помощью какого способа образовано нужная нам часть речи.

Алгоритм данного разбора состоит в следующем:

  1. Устанавливаем анализируемое нами слово в начальную (базовую) форму. Определяем основу слова , а также то, является ли данное слово производным;
  2. В случае если наше слово производное, тогда нам необходимо подобрать к нему словообразовательную пару (т.е. начальное слово, от которого образовано разбираемое нами слово);
  3. Затем в разбираемом слове необходимо выделить основу;
  4. Определяем словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (т.е. суффиксы, которые стоят после окончания, и к которым ныне относят -те, -ся/-сь , а также иногда -то, -таки, -либо );
  5. Определяем способ, благодаря которому было образовано разбираемое нами слово.

Дефиниция словообразовательного разбора

При выполнении такого разбора в режиме online следует учесть, что:

  • Сложные слова обычно являются производными;
  • Для понимания, производное ли наше слово, стоит установить его основу в базовую (начальную) форму;
  • Когда в начальной форме имеется один корень, то такое слово обычно непроизводное (за исключением нулевой суффиксации, а также при переходе из одной части речи в другую).

Простые примеры анализа

Разберём несколько примеров осуществления данного вида разбора:

  • Начальная форма нашего слова – «житель»;
  • Основа данного слова производная;
  • жи-тель → жи-ть;
  • «тель» – это словообразовательный суффикс;
  • Способ образования данного слова — суффиксальный.

Суффиксальный способ образования слова предполагает образование новых слов с помощью суффиксов

  • Начальная форма анализируемого слова – «тихий»;
  • Основа данного слова «тих-». В данном случае основа непроизводная, и состоит лишь из одного корня.
  • Начальная форма нашего слова – «освежить»;
  • Основа данного слова – о-свеж-и. Видим, что основа слова производная;
  • о-свеж-и-ть свеж-ий;
  • о – это словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс;
  • Как видим, способ образования данного слова – приставочно-суффиксальный.

Ещё несколько примеров разбора слов

Словообразовательный разбор слова при помощи онлайн-сервисов

При рассмотрении методики данного анализа нельзя обойти вниманием сетевые сервисы, работающие в режиме онлайн. На данный момент такие сервисы на просторах Рунета практически отсутствуют, имеется лишь один релевантный ресурс russkiy-na-5.ru, на котором размещён словарь словообразовательных разборов объёмом более 500 слов.

Работа с указанным инструментом шаблонна:

  1. Вы переходите на такой сервис.
  2. Перематываете страничку на самый низ, вводите нужное слово в поисковую строку, и нажимаете на «Найти».
  3. Если требуемое слово будет найдено в базе сервиса, вы получите информацию о значении слова, способе и средстве его словообразования.

Сервис russkiy-na-5.ru обладает базой словообразовательных разборов более чем 500 слов

Заключение

Словообразовательный и морфемный анализы довольно близки по своей сути. При этом если в последнем выделяются морфемы, из которых состоит рассматриваемое слово, то рассматриваемый анализ пытается определить, из какой основы образована часть речи. Осуществление словообразовательного разбора какого-либо слова при помощи онлайн-сервисов затруднено по ряду причин. Довольно сложно создать сетевой ресурс, который бы в автоматическом режиме определял основу какого-либо слова. Потому в сети представлен лишь один online-словарь с базой в более чем 500 слов, который продолжает пополняться с помощью участия заинтересованных пользователей.

Источник

Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры