Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова. Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, что такое морфемный разбор, как делать словообразовательный анализ слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля».
Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
небо — корень/окончание;
земля — корень/окончание;
рука — корень/окончание;
голова — корень/окончание.
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
небеса → поднебесный;
земля → земляной → землянка;
влага → влажный → увлажнить;
близкий → приблизить → приблизиться.
Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
петь → запеть (начать петь);
красный → красноватый (слегка красный).
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
чёрный → чернота;
рука → ручной;
красный → краснеть.
Основа слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вина → виновный → виновность
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
вина → виновный;
виновный → виновность.
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.
Это интересно: Не с глаголами пишется раздельно, а с какими частями вместе — таблица правил.
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способы образования слов
Примеры
текст → подтекст гнать → догнать
белый → белизна пахать → пахота сотворить → сотворение
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
Б) План словообразовательного разбора
Поставить слово в начальную форму.
Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
Указать основу в производящем слове.
Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
Указать способ образования слова.
1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).
3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).
4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.
5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.
6) Сложное слово всегда является производным.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
монетка — корень/суффикс/окончание
монеткой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Образец морфемного и словообразовательного разбора
1) Морфемный разбор:
1. парикмахер-ск-их (имя существительное). 2. Окончание – ‑их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой. 3. Основа формы – парикмахер-ск-. 4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш‑а. 5. ‑ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – парикмахерская. 2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная. 3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.). 6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали2 артисты цирка.
Приехали — н. ф. приехать;
приехать — основа приеха-.
ехать → приехать ;
ехать — производящая основа еха-.
при- + ехать = приехать;
приставочный способ образования.
Пример 2
На земляничной2 полянке полно душистых ягод.
земляничной — н. ф. земляничный;
земляничный — основа земляничн-
земляника → земляничный;
земляника — основа земляник-;
земляника + ‑н- = земляничный;
суффиксальный способ образования.
Пример 3
Удесятерить;
удесятерить — основа удесятери-;
десять → десятеро → удесятерить;
десятеро — основа десятер-;
у— десятер-и-ть;
приставочно-суффиксальный способ образования.
Источник
Словообразовательный разбор слова онлайн
Словоообразовательный анализ наряду с морфемным является одним из распространённых видов разбора структуры слова. Осуществление данной операции (как и других видов лингвистических разборов) подчиняется определённым правилам, непосредственно определяющим суть и специфику выполнения указанной процедуры. В этом материале я расскажу, что такое словообразовательный разбор слова, а также при помощи каких онлайн-сервисов можно его осуществить.
Последовательность словоообразовательного анализа слова
Обычно под словообразующим анализом понимается лингвистический метод, позволяющий определить от какой основы, и с помощью какого способа образовано нужная нам часть речи.
Алгоритм данного разбора состоит в следующем:
Устанавливаем анализируемое нами слово в начальную (базовую) форму. Определяем основу слова , а также то, является ли данное слово производным;
В случае если наше слово производное, тогда нам необходимо подобрать к нему словообразовательную пару (т.е. начальное слово, от которого образовано разбираемое нами слово);
Затем в разбираемом слове необходимо выделить основу;
Определяем словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (т.е. суффиксы, которые стоят после окончания, и к которым ныне относят -те, -ся/-сь , а также иногда -то, -таки, -либо );
Определяем способ, благодаря которому было образовано разбираемое нами слово.
Дефиниция словообразовательного разбора
При выполнении такого разбора в режиме online следует учесть, что:
Сложные слова обычно являются производными;
Для понимания, производное ли наше слово, стоит установить его основу в базовую (начальную) форму;
Когда в начальной форме имеется один корень, то такое слово обычно непроизводное (за исключением нулевой суффиксации, а также при переходе из одной части речи в другую).
Простые примеры анализа
Разберём несколько примеров осуществления данного вида разбора:
Начальная форма нашего слова – «житель»;
Основа данного слова производная;
жи-тель → жи-ть;
«тель» – это словообразовательный суффикс;
Способ образования данного слова — суффиксальный.
Суффиксальный способ образования слова предполагает образование новых слов с помощью суффиксов
Начальная форма анализируемого слова – «тихий»;
Основа данного слова «тих-». В данном случае основа непроизводная, и состоит лишь из одного корня.
Начальная форма нашего слова – «освежить»;
Основа данного слова – о-свеж-и. Видим, что основа слова производная;
о-свеж-и-ть ← свеж-ий;
о – это словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс;
Как видим, способ образования данного слова – приставочно-суффиксальный.
Ещё несколько примеров разбора слов
Словообразовательный разбор слова при помощи онлайн-сервисов
При рассмотрении методики данного анализа нельзя обойти вниманием сетевые сервисы, работающие в режиме онлайн. На данный момент такие сервисы на просторах Рунета практически отсутствуют, имеется лишь один релевантный ресурс russkiy-na-5.ru, на котором размещён словарь словообразовательных разборов объёмом более 500 слов.
Работа с указанным инструментом шаблонна:
Вы переходите на такой сервис.
Перематываете страничку на самый низ, вводите нужное слово в поисковую строку, и нажимаете на «Найти».
Если требуемое слово будет найдено в базе сервиса, вы получите информацию о значении слова, способе и средстве его словообразования.
Сервис russkiy-na-5.ru обладает базой словообразовательных разборов более чем 500 слов
Заключение
Словообразовательный и морфемный анализы довольно близки по своей сути. При этом если в последнем выделяются морфемы, из которых состоит рассматриваемое слово, то рассматриваемый анализ пытается определить, из какой основы образована часть речи. Осуществление словообразовательного разбора какого-либо слова при помощи онлайн-сервисов затруднено по ряду причин. Довольно сложно создать сетевой ресурс, который бы в автоматическом режиме определял основу какого-либо слова. Потому в сети представлен лишь один online-словарь с базой в более чем 500 слов, который продолжает пополняться с помощью участия заинтересованных пользователей.