Меню

Как изменять глагол по лицам



Урок русского языка в 4-м классе по теме «Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)»

Цели урока:

  • познакомить учащихся со спряжением глаголов;
  • учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем,
  • прошедшем и будущем времени;
  • развивать мышление, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и целей урока.

Детям предлагается прочитать местоимения и глаголы, записанные на интерактивной доске.

Пою

Поём

Поёшь

Поёте

Поёт

Поют

— Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени).

— Какая часть слова меняется? (Окончание).

— Какого лица и числа записаны местоимения?

(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе).

— Тема нашего урока «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ».

II. Минутка чистописания. «Угадай». (Приложение 1).

На доске записаны слова:

ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.

— Какое слово «лишнее»? Почему? (Рисовать – это глагол, остальные – местоимения).

— Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится слове, которое является «лишним» в данной группе, и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.

— Какая это буква? (Буква т).

— Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О).

— Определите порядок следования букв в этом ряду:

Тто Тот Тто

III. Словарно-орфографическая работа.

На доске написан кроссворд. «Кроссворд». (Приложение 1).

  1. Специалист по фотографии. (Фотограф).
  2. Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор).
  3. Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит издательством. (Издатель).
  4. Сотрудник, специально командированный за информацией о чём-нибудь. (Корреспондент).
  5. Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах. (Журналист).
  6. Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж).

— Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета).

— Объясните значение этого слова.

(Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей жизни). (Приложение 1).

— Какие детские газеты вы знаете?

— Какие газеты издаются в нашем городе?

Дети записывают ответы на эти вопросы. Письмо с комментированием.

— Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

— На уроке мы постараемся создать свою газету. Поэтому объявляем конкурс на лучшее название газеты. В конце урока выберем самое подходящее. «Самый активный ученик урока».

— Кроссворд был нами разгадан. Переходим к следующей рубрике.

«100 вопросов. 100 ответов». (Приложение 1).

IV. Работа по теме урока.

Читайте также:  Веять начальная форма глагола спряжение

Работа по таблице.

Спряжение глаголов.

Настоящее время.

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

Я что делаю?
Пишу, говорю

Мы что делаем?
Пишем, говорим

2

Ты что делаешь?
Пишешь, говоришь

Вы что делаете?
Пишете, говорите

3

Он что делает?
Пишет, говорит

Они что делают?
Пишут, говорят

— Глаголы, какого времени даны? (Настоящего).

— Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам).

— Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание).

— Образуйте от глагола пишу – прошедшее время, будущее время.

Устно рассмотреть прошедшее время.

Будущее время. (Учебник стр. 184)

Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.

— Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е). (Приложение 1).

— Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).

— Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).

«И о том, и о сём разговоры поведём». Немного из истории. (Приложение 1).

Представь себе, 30 000 лет назад люди не умели говорить. Только в это время в строении гортани человека произошли изменения, и он стал в состоянии что – то сказать. Но это вовсе не означает, что раньше люди не общались. Они издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.

— Проспрягайте в тетради глагол ЧИТАЕМ.

Я

читаю

Мы

читаем

Ты

читаешь

Вы

читаете

Он

читает

Они

читают

— Каждый номер любого журнала или газеты рассказывает о сезонных изменениях.

— Какое сейчас время года?

— Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?

Физминутка.

«Времена года».

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.

Величают апрель птичьим месяцем. В это время перелётные птицы возвращаются, несут на своих крыльях из тёплых краёв весну на родину.

— Соедините части пословиц и объясните их значение.

Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

«Литературная страничка».

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

Стр. 185 упр. 425.

V. Закрепление изученного материала.

Упражнение «Кто узнает лицо». (Приложение 2).

— Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).

— Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).

VI. Самостоятельная работа.

Определите лицо глаголов в каждом предложении.

Ф.И.

Лицо

Однажды я с моей мамой пошёл на завод.

Там мама показала мне много интересных машин.

В заводской газете я увидел статью о маме.

Читайте также:  Если прошедшее время то как изменяется глагол

О ней уже раньше писали.

Я горжусь своей мамой.

Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

Громкое пенье соловья иногда будет нас ночью.

Одной рукой узла не завяжешь.

VII. Домашняя работа.

Итог:

— Что интересного запомнилось из урока?

— Самые активные ученики.

— Самое лучшее название газеты, созданной на уроке.

Литература:

  1. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. Для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
  4. Детские журналы «Отчего и Почему», «Эрудит», «СИНДБАД».
  5. Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Тестовые задания. 3 (4) класс.

Источник

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам .

Общие правила

Глаголы могут спрягаться только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам.

Термин «спряжение глаголов» имеет два значения, которые не нужно путать:

  1. Первое значение — изменение глаголов по лицам и числам. Его имеют в виду, когда просят «проспрягать глагол».
  2. Второе значение — морфологический признак глагола — один из двух классов спряжений. Его имеют в виду, когда требуется определить спряжение глагола по окончанию слова в инфинитиве.

Вопросы и окончания

Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.

Настоящее время

Глаголы совершенного вида в настоящем времени ставятся в несовершенном виде: построить (инфинитив, сов.вид) – строю, строишь, строит, строим, строите, строят (несов.вид).

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что делаю? -у,-ю что делаем? -ем/-им
2 что делаешь? -ешь/-ишь что делаете? -ете/-ите
3 что делает? -ет/-ит что делают? -ут,-ют/-ат,-ят

Будущее время

Глагол несовершенного вида для формирования будущего времени ставится в совершенный вид: строить (инфинитив, несов.вид) – построю, построишь, построит, построите (буд. вр., сов.вид), читать — читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Будущее время формируется также из связки «быть» + инфинитив: буду строить, будешь строить и т.д.

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что сделаю? -у,-ю что сделаем? -ем/-им
2 что сделаешь? -ешь/-ишь что сделаете? -ете/-ите
3 что сделает? -ет/-ит что сделают? -ут,-ют/-ат,-ят

Прошедшее время

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал?
что сделал?
нулевое окончание что делала?
что сделала?
что делало?
что сделало?
что делали?
что сделали?

Повелительное наклонение

Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
что делай? что сделай? -й/-и/-ь что делайте? что сделайте? -йте/-ите/-ьте

Условное наклонение

Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал бы?
что сделал бы?
нулевое окончание + бы что делала бы?
что сделала бы?
-а бы что делало бы?
что сделало бы?
-о бы что делали бы?
что сделали бы?
-и бы

Спряжения

Различают два спряжения: 1 и 2. При этом окончания глаголов четко различают только под ударением. В том случае если ударение падает не на личное окончание, то тип спряжения различают по начальной форме (или инфинитиву). В общем случае, инфинитивы, оканчивающиеся на , относятся к 2-му спряжению, все остальные относятся к 1-му спряжению.

I спряжение II спряжение
Окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
Примеры берёшь, шьёт, пишет спешишь, спит, звонят

Глаголы-исключения

Есть некоторые исключения. Ко 2 спряжению относят:

  • все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть);
  • 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).

Соответственно к 1 спряжению относят:

  • все остальные глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ть;
  • брить, стелить.

Разноспрягаемые глаголы

Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д.
Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения.
Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.

Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:

  • ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут;
  • создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут.

Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.

Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:

  • брызгать — брызжешь, брызгаешь;
  • мучить — мучаешь, мучишь;
  • махать — машешь, махаешь;
  • мурлыкать — мурлычешь, мурлыкаешь;
  • полоскать — полощешь, полоскаешь.

Источник