Меню

Как изменяется имя прилагательное 5 класс ответы



Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Имя прилагательное»

Цели:

1) Систематизировать известное об имени прилагательном.

2) Познакомить учащихся с различными лексико-семантическими группами прилагательных для обогащения словарного запаса детей, в частности прилагательными оценочного характера.

Оборудование урока:

Карточки, натюрморты и букеты цветов, кисти известных художников, декоративные цветы на столах учащихся.

I. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы говорим об одной из частей речи русского языка – имени прилагательном. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

II. Сейчас мы в месте с вами составим конспект (работа ребят у доски).

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?

В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила холодная зима). (Мороз жгуч).

Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю рощу)

Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Морозный день – м.р. ед. ч.); (морозная погода – ж. р. ед. ч.); (морозное утро – ср. р. ед. ч.); (морозные дни – мн. ч.).

III. Диктант. Запишите два четверостишия стихотворения Тютчева “Весенние воды”.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Задания по тексту:

1) Выписать имена прилагательные вместе с существительными и указать род, число, падеж прилагательного;

2) Объясните расстановку знаков препинания во втором четверостишии;

3) В первом предложении назовите слова с орфограммой в корне;

4) Обозначьте грамматические основы и составьте схему;

5) Произведите морфологический разбор слова “молодой”.

(Учащиеся дают полные ответы, морфологический разбор записывается на доске).

IV. Закрепление знаний об различных лексико-семантических группах прилагательных.

– Какую роль играют прилагательные в речи?

– Прилагательные делают нашу речь более точной.

– Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета.

– Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах.

– По-моему, это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряный. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, темной ночи, грозового ветра).

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.

Качество характера: добрый.

2. Читаю миниатюру С.Сахарова “Розовое озеро” без прилагательного “розовое”. Восстановите это прилагательное.

Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.

– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.

– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.

И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.

А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.

Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.

– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – это слово употреблено в последнем предложении – бледно-красная (пока идет работа по миниатюре, часть класса работает по карточкам).

Читайте также:  Живут глагол или прилагательное

А) Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:

Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.

Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.

Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный.

Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие.

(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса, арбуз, книга.)

Б) Замени прилагательные подходящими синонимами

5. Поработаем с учебником.

– Найдите эпитеты в стихотворении А.С. Прокофьева “Берёза”.

– Какое средство художественной выразительности, эпитетов, используются в стихотворении.

6. Обратите внимание на нарисованные букеты цветов.

Я прочитаю вам миниатюру, написанную в 1825 г. А.С. Пушкиным.

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждает в нас.
Там иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

– Какое настроение вызывает оно у вас?

– Какую роль в создании настроения играют эпитеты? На ваших столах тоже есть цветы (составьте букеты и икебаны).

– А теперь давайте коллективно оценим “вернисаж” цветов и икебаны, сделанные вами. Используйте как можно больше прилагательных!

7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

8. Молодцы отлично поработали!

Домашнее задание: Как ты представляешь имя прилагательное? Опиши его. Нарисуй его портрет. Почему у него такое странное название? И почему оно “прилагается?”. Кто его вечный спутник?

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Имя прилагательное. Сочинение по картине

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Имя прилагательное.
  2. Повторение правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
  3. Устное сочинение по картине А. Пластова «Летом».

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: «какой?», «чей?».

Склонение – это изменение слов по падежам и числам.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Репродукция – воспроизведение (копирование) полиграфическими или другими средствами произведений изобразительного искусства (картина, рисунок, фотоснимок и тому подобное), а также само произведение искусства, полученное таким способом. Самая главная цель – сохранить подлинность объекта, максимально точно передать информацию о нём и его внешний вид.

Тема картины – предмет художественного изображения.

Идея картины – основная мысль художественного произведения. Раскрыть авторский замысел – значит понять идею картины.

Холст –льняная суровая или беленая ткань полотняного переплетения кустарной или фабричной выработки, предназначенные для писания картин; картина, написанная на таком материале.

Полотно – картина художника.

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 194.
  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 194.
  1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 30 – 35; 159 с.
  2. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5 – 7 кл.: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений // Колокольцев Е. Н., М.: Дрофа, 2008. – с. 6 – 7; 117с.
Читайте также:  Непостоянный признак только полных прилагательных

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт «Культура русской речи». URL: www.gramma.ru (Дата обращения: 10.07.2019).
  2. Сайт Словари.ру. URL:http://slovari.ru (Дата обращения: 10.07.2019) ;
  3. Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (Дата обращения: 11.07.2019).
  4. Литературно-художественный портал Изба-читальня -URL: https://www.chitalnya.ru/work/403404/ (Дата обращения: 11.07.19).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? Например, синий, большой, лисий. Начальная форма прилагательных – именительный падеж единственного числа мужского рода.

Имя прилагательное зависит от существительного, поэтому изменяется по родам, числам и падежам. Если существительное изменяется по падежам и числам (по родам существительное не изменяется, а бывает трёх родов), то прилагательные стоят в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное.

В предложении: «Солнечные зайчики играют в изумрудной траве» — прилагательное «солнечные» характеризует существительное «зайчики». Зайчики (какие?) солнечные; зайчики – множественное число, именительный падеж, следовательно, солнечные тоже в той же форме: множественное число, именительный падеж. Прилагательное «изумрудной», относится к существительному «траве»: траве (какой?) – изумрудной. Существительное «траве» женского рода, употреблено в единственном числе, предложном падеже, поэтому и прилагательное изумрудный стоит в женском роде, единственном числе, предложном падеже.

Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо сначала найти существительное, к которому относится прилагательное, потом задать от него вопрос: синюю футболку (ж. р., вин. п.) – футболку какую? – синюю; осенним днём (м. р., тв. п.) – днём каким? – осенним; синему морю (ср. р., дат. п.) – морю какому? – синему.

Некоторые окончания имён прилагательных нельзя проверить вопросом. Нужно запомнить:

– в именительном падеже единственного числа мужского рода под ударением пишется о: большо́й, земляно́й; без ударения пишется -ий (-ый): у́тренний; заба́вный;

– после шипящих и ц под ударением пишется , без ударения : стороне какой? — чужо́й; воздухе каком? — све́жем.

– в родительном падеже единственного числа мужского рода в окончании слышится звук [в], [в′], а пишется буква г: сала́тового цвета; да́льнего села.

С помощью прилагательного можно передать всю красоту мира, все его звуки, краски, оттенки настроения, чувства. Художник через цвет создаёт образ, передаёт своё отношение к изображаемому, вызывает у зрителя определённое настроение. Например, если картина написана в тёплых тонах (жёлтых, оранжевых, красных), то, как правило, передаётся радостное, светлое настроение. Если используются в основном холодные цвета (серый, сиреневый, фиолетовый, синий), то у зрителя обычно возникает чувство грусти, печали.

Сочинение по картине – это рассуждение о полотне художника, возможность передать словами содержание картины, чувства и мысли автора. Перед началом работы нужно составить план. Начать можно с определения темы и идеи картины. Затем, в качестве доказательств, использовать разные стороны композиции картины (сюжет, расположение предметов, действующие лица, детали, цвета и так далее). Чтобы точнее передать мысли и чувства художника, необходимо иметь представление и о самом авторе картины.

Читайте также:  Прилагательные к слову повар

Выдающийся русский живописец Аркадий Александрович Пла́стов (1893 – 1972) родился в селе Прислони́ха Ульяновской области, бо́льшую часть своей жизни он провёл в этой деревне, поэтому многие его картины посвящены русской деревне, крестьянской жизни. Например, «Купание коней», «Сенокос» и другие. Крестьянские ребятишки почти всегда присутствуют в его полотнах, например, в картинах: «Первый снег», «Витя-подпасок» и другие.

Рассмотрим репродукцию картины А. А. Пластова «Летом» (1954 г.). Что, прежде всего, привлекает внимание? Яркие краски, корзинки с грибами, девочка, женщина, собака, берёзки, солнечная полянка. Почему картина названа «Летом»? В названии картины обозначается её тема (что изображено на картине, то есть предмет изображения). Тема картины – отдых после довольно утомительного сбора грибов, ягод. Лето дарит человеку много богатств. Если не лениться, то зимой можно полакомиться дарами лета.

Художник на картине воссоздаёт действительность (мир предметов, лиц, событий) в сложной взаимосвязи. Определение авторского замысла, отношения к изображаемому помогает понять идею (основную мысль) картины. Для этого нужно рассмотреть на картине каждую деталь, подумать, почему именно так расположил предметы художник, почему выбрал именно такие цвета, и обобщить увиденное.

Пригладитесь: картина как бы поделена на две равные части. На переднем плане – люди, собака, корзинки и кувшин; на заднем – две берёзы, солнечная полянка, лес. Можно предположить, что художник задумал объединить две какие-то важные мысли, неотделимые друг от друга. Что это за мысли? Во-первых, природа дарит людям щедрые богатства: яркие краски, грибы, ягоды, солнце, тепло. Во-вторых, любовь к родной земле, трудолюбие, совместный труд, делает нашу жизнь насыщенной и яркой.

Обратите внимание! Персонажи картины расположены рядом: женщина спит, рядом сидит сосредоточенная девочка, перебирающая ягоды, возле неё лежит усталая собака. Они вместе собирали грибы, ягоды, возможно, чтобы заготовить их на зиму.

Посмотрите, как одета девочка. Яркая, нарядная! На голове красный платок, на шее бусы, белое платье. Босоногая девчонка ни минуты не сидит без дела. Её спутница тоже очень трудолюбивая. Вы заметили, какие у женщины натруженные руки?

Художник использовал контрастные, насыщенные цвета для передачи богатства цветущей природы: здесь и изумрудная трава, и лиловые колокольчики, и красные ягоды-капельки земляники, и ослепительные лучи солнца, пробивающиеся сквозь ветки деревьев, и тёмный, прохладный лес на заднем плане.

Лето – это время года, когда вся природа праздничная.

Теоретический материал для углублённого изучения

Некоторые сведения об именах прилагательных

Имена прилагательные характеризуют существительные, передают значение вкуса (кислый, сладкий), цвета (синий, беловатый), размера (малюсенький, громадный), характера (весёлый, спокойный), материала (глиняный, соломенный) и многое другое.

Существуют прилагательные-эпитеты. Эпитет – это образное, художественное определение, служит автору для передачи чувств, отношения к действительности. Например, в предложении: «Соломенная крыша давно прохудилась», – прилагательное «соломенная» не является эпитетом, так как называет материал, из которого сделана крыша. А вот прилагательное «вкрадчивое» из предложения «Вкрадчивое шуршание капель наполняло лес» (В. Солоухин.) – эпитет, потому что мы можем представить образ шуршащих по листьям мелких капель, которые обманчивы тем, что только обещают сильный дождь и непогоду.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Установите соответствие между именами существительными и прилагательными, которые им соответствуют:

Источник