Склонение имен прилагательных во множественном числе. 4-й класс
Класс: 4
Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
- Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
- Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
- Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.
- Компьютер
- Проектор
- Презентация (Приложение 1)
- Карточки для групповой работы (Приложение 2)
- Карточки для работы в малых группах (Приложение 3)
- Оценочный лист (Приложение 4)
- Карточки для дифференцированной домашней работы (Приложение 5)
- Самоопределение к учебной деятельности
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Построение проекта выхода из затруднения
- Первичное закрепление во внешней речи
- Физкультминутка
- Работа в группах с проверкой по эталону
- Дифференцированное домашнее задание
- Рефлексия учебной деятельности
1. Самоопределение к учебной деятельности
Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.
Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.
Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.
Сегодня 15 февраля. Запишите в тетрадь дату и вид работы.
– Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)
– От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности
- Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала; повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам).
- Актуализировать мысленные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
- Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных во множественном числе по падежам.
– Какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)
– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)
На листах просклоняйте имена прилагательные.
I группа | II группа | III группа | |
И. п. | Интересный урок | Веселый урок | Содержательный урок |
Р. п. | Интересного урока | Веселого урока | Содержательного урока |
Д. п. | Интересному уроку | Веселому уроку | Содержательному уроку |
В. п. | Интересный урок | Веселый урок | Содержательный урок |
Т. п. | Интересным уроком | Веселым уроком | Содержательным уроком |
П. п. | Об интересном уроке | О веселом уроке | О содержательном уроке |
– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)
– А какие окончания? (Одинаковые)
– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)
– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.
– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)
Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.
3. Постановка учебной задачи
Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.
Согласовать цель и тему урока.
– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.
- Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.
I вариант – Интересные уроки
II вариант – Веселые перемены
И. п. (какие?) | Интересные уроки | Веселые перемены |
Р. п. (каких?) | Интересных уроков | Веселых перемен |
Д. п. (каким?) | Интересным урокам | Веселым переменам |
В. п. (какие?) | Интересные уроки | Веселые перемены |
Т. п. (какими?) | Интересными уроками | Веселыми переменами |
П. п. (о каких?) | Об интересных уроках | О веселых переменах |
Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.
– А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)
– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?
И. п., В. п. ые, ие | Р. п., П. п. ых, их | Д. п. ым, им | Т. п. ыми, ими |
– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)
5. Первичное закрепление во внешней речи
- Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.
– Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.
– Прочитайте правила про себя и вслух.
– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?
– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.
Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек (Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).
7. Работа в группах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)
- Тренировать способность к самопроверке и самоконтролю.
- Проверить умение определять падеж имен прилагательных во множественном числе.
- Воспитывать чувства коллективизма.
Объединитесь в малые группы. У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)
За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п
– Достаточно. Проверим по эталону.
– Какая группа выполнила точно так же?
Если вы принимали активное участие в работе группы, в оценочном листе поставьте 3 балла, если не совсем довольны своей работой в группе – 2 балла и если совсем не довольны своей работой, то ставьте 1 балл. (Приложение 4).
– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
2. Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.
Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!
– Составьте предложение, используя слова на слайде.
Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.
Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.
– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.
– Проверьте, у вас также.
Если вы не допустили ни одной ошибки, в оценочный лист поставьте 3 балла, если вы допустили хотя бы одну ошибку, то ставьте 2 балла, у кого больше двух ошибок – поставьте 1 балл.
– Восстановите запись разбора слова как части речи.
Проверьте у товарища.
Если вы все сделали правильно, то поставьте в оценочный лист 3 балла, если у вас 1 ошибка, то вы поставьте 2 балла и если у вас больше двух ошибок, то у вас 1 балл.
8. Дифференцированное домашнее задание
Перед вами текст.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
– Какая часть речи пропущена?
– Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.
Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.
Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.
Задания на этих карточках вы выполните дома.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.
3. Прочитайте текст упражнения 343.
– Какое задание нам предлагают выполнить авторы учебника.
Приступаем к самостоятельной работе.
9. Рефлексия учебной деятельности
- Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных во множественном числе.
- Оценить результаты учебной деятельности.
- Согласовать домашнее задание.
Вспомните тему нашего урока.
– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)
– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).
– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
Посмотрите оценочный лист. Если вы набрали 9 или 8 баллов, то поставьте в графе оценка – 5, если 7, 6, баллов, то поставьте – 4, если меньше 5, то ставьте тройку. Завтра на уроке я скажу, согласна ли я с вашими оценками.
Сегодня я могу поставить оценки….
А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.
Источник
Конспект урока по русскому языку. Склонение имен прилагательных во множественном числе. 4 класс
Конспект урока по русскому языку. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Склонение имен прилагательных во множественном числе. 4 класс»
Конспект урока по русскому языку
«Склонение имён прилагательных во множественном числе»
Султанова Алия Мансуровна
Учитель: Султанова Алия Мансуровна
Тема урока: Склонение имён прилагательных во множественном числе
Урок: русский язык
Познакомить с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;
Совершенствовать умение распознавать падеж имен прилагательных.
Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
Способствовать формированию уважительного отношения к людям, совершенствовать навыки каллиграфического письма.
— Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке, следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, основываясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник «Русский язык» А.В Полякова, 4 класс, часть 2; проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями. УМК «Перспектива»
Тип урока: изучение нового материала.
1. Самоопределение к учебной деятельности
Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.
— Встали дружно. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня, и гостей своей работой на уроке. Желаю быть внимательным на уроке. Никто в стороне не должен оставаться. Работаем дружно, сплоченно и помогаем друг другу.
— Ребята, вспомним правила работы в группе:
«Правила работы в группе»
Слушай, что говорят другие.
Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
Говори спокойно ясно, только по делу.
Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
Помогай товарищам, если они об этом просят.
Точно выполняй возложенную на тебя роль.
— Все, что лежит на ваших партах, нам понадобится в течение урока. Итак, приступаем. Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно. Запишите дату и вид работы.
Шестое марта. Слайд №2
Проведем орфографическую минутку.
Ой ый ий ое ее ая яя (на доске) Слайд№3
— О чём вам говорят сочетания данных букв? (такие окончания имеют имена
– Каким бы вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, содержательным)
– От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности
Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала; повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам).
Актуализировать мысленные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных во множественном числе по падежам.
Повторение об имени прилагательном.
-Какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)
-У вас на столе лежит белый лист. На этом листе вы должны написать все, что знаете об имене прилагательном. Работать будете командой, вспоминая правила работы в группе.
(Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам, украшают и уточняют нашу речь, согласуются с именем сущ., написание гласных в безударных окончаниях прилагательных можно проверить с помощью вопроса, который мы задаём к прилагательному от существительного)
Работа со словарным словом «прекрасный»
-Составьте словосочетание со словами прекрасный, прекрасное, прекрасная.
– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
—Просклоняйте в тетради словосочетание прекрасный день. Слайд №4
И.п прекрасный день
Р.п. прекрасного дня
Д.п. прекрасному дню
В.п. прекрасный день
Т.п. прекрасным днем
П.п.о прекрасном дне Слайд №5
– Поставьте словосочетание прекрасный день в именительный падеж множественного числа.
– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)
Значит, у прилагательных множественного числа род определить нельзя.
3. Постановка учебной задачи
Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.
Согласовать цель и тему урока.
– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)
Кто поставит цели?
4. Построение проекта выхода из затруднения
Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.
Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.
Просклоняем теперь в тетради словосочетание прекрасные дни
О прекрасных днях
-Проверьте по эталону. (На слайде)
– А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)
– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?
– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
5. Первичное закрепление во внешней речи
Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.
– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы поднимаете руки, если во множественном числе предложного падежа – приседаете. Будьте внимательны.
Хороших гостей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в прекрасных местах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у замечательных людей (Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в русском языке (П.п.).
7. Работа в группах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)
Тренировать способность к самопроверке и самоконтролю.
Проверить умение определять падеж имен прилагательных во множественном числе.
Воспитывать чувства коллективизма.
У вас на парте лежит оранжевая карточка. Ваша задача определить падеж им. прилагательного и передать следующему ученику.
За великолепными коврами– Т. п.
О жёлтых цветках – П. п.
К высоким деревьям – Д. п.
Из глубоких морей – Р.п.
С выразительными глазами– Т. п.
До деревянных стульев – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По бескрайним дорогам – Д. п
– Достаточно. Проверим по эталону.
– Какая группа выполнила точно так же?
– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
Физминутка для глаз
Ребята! Посмотрите глазами вниз, вверх, влево, а теперь в окошко и на экран.
8.Включение в систему знаний и умений
Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания.
Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
-Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем! Но, несмотря на это, какое время года на улице? (Весна)
-А какой праздник отмечают весной? (Международный женский день, 8 марта)
-Какие цветы считаются истинным символом 8 марта? (Тюльпаны)
-Ребята, сейчас вам предстоит работа с текстом о весне. Посмотрите на текст . Что вы увидели? (Пропущены окончания прилагательных)
Работа с текстом
Я восхищаюсь весенн…. цветами. Они цветут в очень суров… условиях. Лишь только снег начинает таять, на проталинах пробиваются нежн… росточки.
Что может быть прекраснее красочн…, стройн… и хрупк… цветов?!
Кто-то любит по-королевски красив… розы, кто-то в восторге от солнечн… одуванчиков, а я люблю тюльпаны. Эти цветы поражают своими сочн… и ярк… цветами. Они приносят радость, вдохновение и тепло.
8. Дифференцированное домашнее задание
Перед вами карточки с текстом.
– Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.
Кому нужны слова – помощники, возьмите карточку желтого цвета.
Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.
Задания на этих карточках вы выполните дома.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Весна- …… время года. Весной разбухают почки, становится теплее после ……. зим, расцветают всеми ….. цветы подснежники. У всех растений начинается жизнь. Журчат ручьи, по крышам домов капает капель. Солнце светит всё ярче и ярче. Тает снег, травка зеленеет, птички прилетают с юга. Весна бывает …. бывает …. Я надеюсь, что весенние дни будут т…….. и …….. Природа оживает в это …….. время года. А после весны настаёт лето.
Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Весна- …….время года. Весной разбухают почки, становится теплее после……. зим, расцветают всеми……. цветы подснежники. У всех растений начинается жизнь. Журчат ручьи, по крышам домов капает капель. Солнце светит всё ярче и ярче. Тает снег, травка зеленеет, птички прилетают с юга. Весна бывает……. бывает…….. Я надеюсь, что весенние дни будут…….. и…. Природа оживает в это…… время года. А после весны настаёт лето.
Слова для справок: прекрасное, холодных, любимые ,теплая, холодная, тёплыми, солнечными, замечательное.
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Весна- прекрасн… время года. Весной разбухают почки, становится теплее после холодн… зим, расцветают всеми любим… цветы подснежники. У всех растений начинается жизнь. Журчат ручьи, по крышам домов капает капель. Солнце светит всё ярче и ярче. Тает снег, травка зеленеет, птички прилетают с юга. Весна бывает тепл…, бывает холодн….. Я надеюсь, что дни весенние будут тёпл…. и солнечн…. Природа оживает в это замечательное время года. А после весны настаёт лето.
9. Рефлексия учебной деятельности
Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных во множественном числе.
Оценить результаты учебной деятельности.
Согласовать домашнее задание.
Вспомните тему нашего урока.
– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)
– Что узнали нового на уроке? (Не изменяются по родам).
– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
А теперь посмотрите на экран. Вам нужно ответить на вопрос, выбрав фразеологизм.
-Как вы работали на уроке?
Сделано с душой (старательно аккуратно)
через пень колоду (что-то делать кое-как, недобросовестно)
засучив рукава (работать со всем усердием и старанием ),
тише воды, ниже травы (скромно, незаметно себя вести)
-Как вы поняли тему?
Светлая голова( умная голова)
ни бе ни ме (совершенно ничего не понимать, не знать)
каша в голове ( отсутствие ясности, беспорядочность мыслей)
голова варит (соображает).
-Как вы ощущали себя на уроке?
Как рыба в воде (совершенно свободно, уютно, хорошо)
не в своей тарелке( неудобно стесненно, не так, как обычно)
с лёгким сердцем (без всякой тревоги, опасений)
А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердца: красное –знак того, что вы довольны своей работой, розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, что-то не получалось. Прикрепите ваши сердечки на доску, и мы увидим, как удачно мы поработали.
Источник