Конспект урока Русского языка в 3 классе по теме «Изменение глаголов по временам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок обобщения знаний учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 32.93 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Изменение глаголов по временам
Цель: обобщение знаний учащихся об изменении глаголов по временам.
• продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
• развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову, как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку, взаимопонимание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак глагола – время, использовать специальную терминологию при определении этого признака, изменять глаголы по временам контролировать и оценивать свою работу.
Оборудование: учебник, диапроектор, таблица «Изменение глаголов по временам».
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок.
Начнем урок с пословицы, но слова в ней рассыпались. Помогите собрать. Сл.2.
(На слайде слова: начинается, с, успех. удачи, малой ). «С малой удачи начинается успех».
— Как понимаете эти слова?
-Я желаю чтобы сегодня вам сопутствовала удача, а это поможет вам быть успешными.
1)- Внимание на доску. Рассмотрите образцы букв для чистописания и повторите у себя в тетради. ( г го л ла )
— Из букв образца соберите слово. (глагол)
— Составьте предложение со словом глагол и запишите. ( Глагол- это часть речи )
2) орфог рафическая минутка. Сл. 3.
Сорока,, в.сток, вр.мя.
— Прочитайте слова. Запишите их вставляя пропущенные буквы.
— Что вы можете сказать об этих словах? ( Ответы детей ). Какое слово лишнее? Почему? ( Ударение падает на первый слог )
( Слово «время», т.к. это не словарное слово ).
— А как вы понимаете слово время?
— А вот что говорится о времени в толковом словаре С.И. Ожегова. Сл.4 . (Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет).
— Прочитайте выражения. Сл.5.
Время летит. (Идет очень быстро)
Время разум даёт.
Делу время, потехе час.
– Как вы их понимаете?
- Самоопределение к деятельности.
— Как вы думаете, почему мы вспомнили о времени?
— О чем пойдет речь на уроке?
сегодня мы будем говорить на уроке? Сл.6.
(Сегодня мы будем говорить о временах глагола и обобщим знания по этой теме).
Давайте вспомним то, что уже знаем о глаголе.
(Стих рассказывает один ученик про глагол). ( составляется кластер на доске ).
Глагол это — . ( Предложение заканчивают дети).
— Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает глагол?
— С какими частями речи связан глагол?
— Каким членом предложения чаще всего является глагол?
— Как изменяется глагол? (Изменяется по числам и временам). ( Приведите примеры)
— Какие временные формы глагола вы знаете?
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры. ( Открывается на доске памятка ).
1. Работа с текстом.
На столах у Вас листочки с заданиями. Обратимся к заданию номер 1.
— Прочитайте текст. О каком времени года идет речь? Сл.7.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою ! (А. Плещеев)
— Вам нужно выписать глаголы и определить их время. ( Один работает у доски ).
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Оцените.
— Какие слова вы выписали?
— В каких временах глаголы употребляются в стихотворении?
2. Работа по учебнику.
— Обратимся к учебнику. Найдите упражнение 108 на стр.61. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Будем работать по рядам. ( Учащиеся 1 ряда выписывают глаголы прошедшего времени, 2- настоящего времени, 3 — глаголы будущего времени). Составьте и запишите по одному предложению с одним из слов. В предложении подчеркните грамматическую основу.
3. Работа в парах. Возьмите листы с № 2.
(цель: умение образовывать глаголы от имени существительного).
От данных имён существительных образуйте глаголы трёх времён.
прош. в. наст. в. буд. в.
крик __________________ __________________ __________________
треск __________________ __________________ ___________________
зелень __________________ __________________ ________________
(Коллективная проверка). Оценивание.
V. Физкультминутка (включается видео) . Сл. 8.
VI.Продолжение работы по теме урока.
-Ребята, мир бурлит спортивными событиями, они различны по видам спорта, масштабу, уровню, участникам соревнований.
— Какое спортивное событие в нашей стране Вы можете назвать? ( Универсиада в г. Красноярске). Сл.9.
— Что такое Универсиада? ( Ответы детей ). Сл.10.
Универсиада – это международные спортивные соревнования, которые проводятся среди студентов всего мира. История студенческих игр началась более 100 лет назад,
Название происходит от слов «Университет» и «Олимпиада». Всемирная Универсиада – это второе по значимости Международное спортивное мероприятие после Олимпийских игр.
— А знаете ли вы, что на международных спортивных соревнованиях всегда присутствует их ТАЛИСМАН. Кто скажет, какой талисман был этой Универсиады?
— Да, ЛАЙКА и стала талисманом Универсиады.
-Лайка (U-Laika) — сибирская порода собак, которая обозначает символ верности, дружелюбия, радости и неукротимой энергии.
— А сейчас прочитайте текст. ( Текст на слайде ). Сл. 12.
Лайка – это древняя сибирская порода собак. Лайка – верный друг своему хозяину, хорошо ориентируется на местности, хорошо переносит мороз и другие природные явления, быстро бегает , очень выносливая и от природы красивая – вот почему она понравилась всем и стала талисманом Универсиады в Красноярске .
— О чем говорится в тексте?
— Скажите пожалуйста, какой это тип текста (текст-описание, текст-повествование , текст-рассуждение). Почему вы так считаете?
— Найдите в тексте глаголы, поставьте к ним вопросы и запишите, укажите время глаголов ( Ученик работает у доски ). ( Проверка) .
VII. Закрепление и обобщение. Работа в группах.
— Главными участниками Универсиады были студенты со всего мира, которые боролись за награды. А вы знаете, в каких видах спорта соревновались спортсмены?
— Предлагаю Вам это узнать, поработав в группа х. ( Вспомним правила работы в группах).
1 группа . Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.
Лыжные гонки — самый массовый и популярный вид лыжного спорта. Состязания в беге на лыжах обычно (проходить )_____________ по пересеченной местности и на специально подготовленной трассе, классическим или коньковым стилем. Лыжные гонки (относиться )____________ к циклическим видам спорта и ( входить )____________ в программу Олимпийских игр.
.
2 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени .
Сноуборд (от английского snow – снег и board – доска) – это вид спорта, который (предполагать)______________ спуск с заснеженного склона на специальной доске для катания – сноуборде. В настоящее время (выделяться )_______________ большое количество разновидностей сноуборда. Некоторые из этих направлений ( включить )____________ в программу Олимпийских игр.
3 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в прошедшем времени .
Фигурное катание на коньках – это исполнение сложных по координации упражнений, которое ( происходить )________________ под музыку определенного ритма и ( требовать )______________ от фигуриста высокой скорости скольжения, выразительности, артистичности, непринужденности. И все это (осуществляться )______________ в условиях необычной опоры тела на лезвие конька.
( Далее группы поочередно зачитывают свои тексты).
VIII. Подведение итогов урока.
— Российские студенты на Универсиаде набрали наибольшее количество наград по многим видам спорта. С них мы должны брать пример, вести здоровый образ жизни. А для этого что нужно делать? ( Ответы детей ).
— Какие слова вы назвали? ( Глаголы ).
— Какого времени или формы? ( глаголы неопределённой формы ).
— Как образуются временные формы глагола? ( При помощи глаголов неопределенной формы).
— О чем же шла речь сегодня на уроке?
— Какого времени бывает глагол?
— Что обозначают глаголы настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени?
— Поднимите руку, кто понял тему нашего урока.
— Какие трудности возникли на уроке?
— Мы продолжим говорить о глаголе и на следующих уроках.
X. Оценивание работ учащихся.
— Хочу поблагодарить за работу ….За это они получают отметки….
Сегодня хорошо трудился…
Удивил своими ответами….
Выписать из учебника литературы отрывок из рассказа, указать время глаголов.
Источник
Урок русского языка в 3-м классе по теме «Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам»
Задачи урока:
- Повторить и систематизировать знания учащихся о неопределенной форме глагола, его изменении по временам; познакомить с семантикой глаголов света; развивать орфографическую зоркость.
- Развивать:
- учебно-интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать;
- поисково-информационные умения: пользоваться справочной литературой;
- учебно-познавательные умения: участвовать в учебной дискуссии, задавать уточняющие вопросы, пользоваться научным языком изучаемого предмета;
- организационно-познавательные умения: планировать работу, сотрудничать при решении учебных задач, осуществлять самоконтроль и самооценку.
3. Формировать познавательный интерес к предмету, эстетические чувства учащихся.
Оборудование:
- карточки для составления обобщающей таблицы по теме «Глагол»;
- «личики» настроения;
- задания на карточках
- учебник «К тайнам нашего слова» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко для 3 класса, тетрадь-задачник часть 2;
- сигнальные карточки;
Ход урока
1. Орг. момент (психологический настрой )
— Проверим наше настроение.
-Будем работать так, чтобы наше настроение улучшилось.
2. Самоопределение к деятельности.
— О какой части речи мы говорили на прошлых уроках? Что это за часть речи говорит про себя?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
У: — Сегодня мы обобщим наши знания и умения по теме «Глагол».
Будем: наблюдать, сравнивать, задавать вопросы, делать выводы, применять наши знания на практике.
3. Актуализация знаний
а) В ходе урока перед нами будут стоять учебные задачи.
Первую задачу ставит перед нами упр. 333 (в задачнике)
Раско.ки – что делают? Глагол___
Поса.ки – что делали? Глагол____
- на какой вопрос мы будем отвечать?
Д: Как определить часть речи?
Работа в паре
- если часть речи названа верно, поставьте +, если нет, поставьте-. Обоснуйте свой ответ.
Для того, чтобы правильно дать обоснование, прочитайте следующий вопрос и подсказку (памятка с.134 в справочнике)
Д: Это не глагол, т.к. глагол изменяется по временам. Слова «раскопки» и «посадки» изменяются по падежам и отвечают на вопрос ЧТО?
- какая особенность значения слов сбила ребят?
- покажите строение слов с пропущенными буквами и решите орфографические задачи.
4. Обобщение знаний о неопределенной форме глагола
а) Упр. 334.(в задачнике)
Езда, выл.теть, п.лёт, п.стучать, тр.щать, стук, кр.чать, п.кр.снеть, светлый, дв.жение.
- какую проблемную задачу поставим?
Д: Как отличить глагол от других частей речи?
- отметьте глаголы.
- чем похожи все отмеченные глаголы? (Все глаголы стоят в неопределенной форме)
- подчеркните ту часть, которая говорит об их форме. (-ть)
- на что ещё может заканчиваться неопределенная форма? (ти, чь)
- чем различаются глаголы? На какие две группы можно их разделить? Запишите каждую в свой столбик. – работа в паре (Глаголы различаются вопросами: что делать? , что сделать?)
- дополнительное задание: надпишите к каким частям речи относятся другие слова. Как докажите? Решите орфографические задачи.
Запись в тетради:
Что делать? | Что сделать? |
---|---|
трещать | вылетать |
кричать | постучать |
покраснеть |
Вывод: (составляется памятка)