Меню

Как изменяются глаголы 3 класс соловейчик конспект урока



Конспект урока Русского языка в 3 классе по теме «Изменение глаголов по временам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок обобщения знаний учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx 32.93 КБ
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.pptx 1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Изменение глаголов по временам

Цель: обобщение знаний учащихся об изменении глаголов по временам.

• продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
• развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову, как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку, взаимопонимание.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак глагола – время, использовать специальную терминологию при определении этого признака, изменять глаголы по временам контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: учебник, диапроектор, таблица «Изменение глаголов по временам».

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Готовы слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

Начнем урок с пословицы, но слова в ней рассыпались. Помогите собрать. Сл.2.

(На слайде слова: начинается, с, успех. удачи, малой ). «С малой удачи начинается успех».
— Как понимаете эти слова?
-Я желаю чтобы сегодня вам сопутствовала удача, а это поможет вам быть успешными.

1)- Внимание на доску. Рассмотрите образцы букв для чистописания и повторите у себя в тетради. ( г го л ла )

— Из букв образца соберите слово. (глагол)

— Составьте предложение со словом глагол и запишите. ( Глагол- это часть речи )

2) орфог рафическая минутка. Сл. 3.

Сорока,, в.сток, вр.мя.

— Прочитайте слова. Запишите их вставляя пропущенные буквы.

— Что вы можете сказать об этих словах? ( Ответы детей ). Какое слово лишнее? Почему? ( Ударение падает на первый слог )

( Слово «время», т.к. это не словарное слово ).

— А как вы понимаете слово время?

— А вот что говорится о времени в толковом словаре С.И. Ожегова. Сл.4 . (Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет).
— Прочитайте выражения. Сл.5.
Время летит. (Идет очень быстро)
Время разум даёт.
Делу время, потехе час.
– Как вы их понимаете?

  1. Самоопределение к деятельности.

— Как вы думаете, почему мы вспомнили о времени?

— О чем пойдет речь на уроке?

сегодня мы будем говорить на уроке? Сл.6.

(Сегодня мы будем говорить о временах глагола и обобщим знания по этой теме).

Давайте вспомним то, что уже знаем о глаголе.

(Стих рассказывает один ученик про глагол). ( составляется кластер на доске ).

Глагол это — . ( Предложение заканчивают дети).

— Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает глагол?

— С какими частями речи связан глагол?
— Каким членом предложения чаще всего является глагол?
— Как изменяется глагол? (Изменяется по числам и временам). ( Приведите примеры)

— Какие временные формы глагола вы знаете?
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.
— Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры. ( Открывается на доске памятка ).

1. Работа с текстом.

На столах у Вас листочки с заданиями. Обратимся к заданию номер 1.

— Прочитайте текст. О каком времени года идет речь? Сл.7.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою ! (А. Плещеев)
— Вам нужно выписать глаголы и определить их время. ( Один работает у доски ).
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Оцените.
— Какие слова вы выписали?
— В каких временах глаголы употребляются в стихотворении?

2. Работа по учебнику.

— Обратимся к учебнику. Найдите упражнение 108 на стр.61. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Будем работать по рядам. ( Учащиеся 1 ряда выписывают глаголы прошедшего времени, 2- настоящего времени, 3 — глаголы будущего времени). Составьте и запишите по одному предложению с одним из слов. В предложении подчеркните грамматическую основу.

3. Работа в парах. Возьмите листы с № 2.

(цель: умение образовывать глаголы от имени существительного).

От данных имён существительных образуйте глаголы трёх времён.

прош. в. наст. в. буд. в.

крик __________________ __________________ __________________

треск __________________ __________________ ___________________

зелень __________________ __________________ ________________

(Коллективная проверка). Оценивание.

V. Физкультминутка (включается видео) . Сл. 8.

VI.Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, мир бурлит спортивными событиями, они различны по видам спорта, масштабу, уровню, участникам соревнований.

— Какое спортивное событие в нашей стране Вы можете назвать? ( Универсиада в г. Красноярске). Сл.9.

— Что такое Универсиада? ( Ответы детей ). Сл.10.

Универсиада – это международные спортивные соревнования, которые проводятся среди студентов всего мира. История студенческих игр началась более 100 лет назад,

Название происходит от слов «Университет» и «Олимпиада». Всемирная Универсиада – это второе по значимости Международное спортивное мероприятие после Олимпийских игр.
— А знаете ли вы, что на международных спортивных соревнованиях всегда присутствует их ТАЛИСМАН. Кто скажет, какой талисман был этой Универсиады?

— Да, ЛАЙКА и стала талисманом Универсиады.

-Лайка (U-Laika) — сибирская порода собак, которая обозначает символ верности, дружелюбия, радости и неукротимой энергии.

— А сейчас прочитайте текст. ( Текст на слайде ). Сл. 12.

Лайка – это древняя сибирская порода собак. Лайка – верный друг своему хозяину, хорошо ориентируется на местности, хорошо переносит мороз и другие природные явления, быстро бегает , очень выносливая и от природы красивая – вот почему она понравилась всем и стала талисманом Универсиады в Красноярске .

— О чем говорится в тексте?

— Скажите пожалуйста, какой это тип текста (текст-описание, текст-повествование , текст-рассуждение). Почему вы так считаете?

— Найдите в тексте глаголы, поставьте к ним вопросы и запишите, укажите время глаголов ( Ученик работает у доски ). ( Проверка) .

VII. Закрепление и обобщение. Работа в группах.

— Главными участниками Универсиады были студенты со всего мира, которые боролись за награды. А вы знаете, в каких видах спорта соревновались спортсмены?

— Предлагаю Вам это узнать, поработав в группа х. ( Вспомним правила работы в группах).

1 группа . Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.

Лыжные гонки — самый массовый и популярный вид лыжного спорта. Состязания в беге на лыжах обычно (проходить )_____________ по пересеченной местности и на специально подготовленной трассе, классическим или коньковым стилем. Лыжные гонки (относиться )____________ к циклическим видам спорта и ( входить )____________ в программу Олимпийских игр.

.
2 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени .
Сноуборд (от английского snow – снег и board – доска) – это вид спорта, который (предполагать)______________ спуск с заснеженного склона на специальной доске для катания – сноуборде. В настоящее время (выделяться )_______________ большое количество разновидностей сноуборда. Некоторые из этих направлений ( включить )____________ в программу Олимпийских игр.

3 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в прошедшем времени .

Фигурное катание на коньках – это исполнение сложных по координации упражнений, которое ( происходить )________________ под музыку определенного ритма и ( требовать )______________ от фигуриста высокой скорости скольжения, выразительности, артистичности, непринужденности. И все это (осуществляться )______________ в условиях необычной опоры тела на лезвие конька.

( Далее группы поочередно зачитывают свои тексты).

VIII. Подведение итогов урока.

— Российские студенты на Универсиаде набрали наибольшее количество наград по многим видам спорта. С них мы должны брать пример, вести здоровый образ жизни. А для этого что нужно делать? ( Ответы детей ).

— Какие слова вы назвали? ( Глаголы ).
— Какого времени или формы? ( глаголы неопределённой формы ).

— Как образуются временные формы глагола? ( При помощи глаголов неопределенной формы).
— О чем же шла речь сегодня на уроке?
— Какого времени бывает глагол?
— Что обозначают глаголы настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени?

— Поднимите руку, кто понял тему нашего урока.

— Какие трудности возникли на уроке?
— Мы продолжим говорить о глаголе и на следующих уроках.

X. Оценивание работ учащихся.

— Хочу поблагодарить за работу ….За это они получают отметки….

Сегодня хорошо трудился…

Удивил своими ответами….

Выписать из учебника литературы отрывок из рассказа, указать время глаголов.

Источник

Урок русского языка в 3-м классе по теме «Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам»

Задачи урока:

  1. Повторить и систематизировать знания учащихся о неопределенной форме глагола, его изменении по временам; познакомить с семантикой глаголов света; развивать орфографическую зоркость.
  2. Развивать:
  • учебно-интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать;
  • поисково-информационные умения: пользоваться справочной литературой;
  • учебно-познавательные умения: участвовать в учебной дискуссии, задавать уточняющие вопросы, пользоваться научным языком изучаемого предмета;
  • организационно-познавательные умения: планировать работу, сотрудничать при решении учебных задач, осуществлять самоконтроль и самооценку.

3. Формировать познавательный интерес к предмету, эстетические чувства учащихся.

Оборудование:

  • карточки для составления обобщающей таблицы по теме «Глагол»;
  • «личики» настроения;
  • задания на карточках
  • учебник «К тайнам нашего слова» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко для 3 класса, тетрадь-задачник часть 2;
  • сигнальные карточки;

Ход урока

1. Орг. момент (психологический настрой )

— Проверим наше настроение.

-Будем работать так, чтобы наше настроение улучшилось.

2. Самоопределение к деятельности.

— О какой части речи мы говорили на прошлых уроках? Что это за часть речи говорит про себя?

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

У: — Сегодня мы обобщим наши знания и умения по теме «Глагол».

Будем: наблюдать, сравнивать, задавать вопросы, делать выводы, применять наши знания на практике.

3. Актуализация знаний

а) В ходе урока перед нами будут стоять учебные задачи.

Первую задачу ставит перед нами упр. 333 (в задачнике)

Раско.ки – что делают? Глагол___

Поса.ки – что делали? Глагол____

  • на какой вопрос мы будем отвечать?

Д: Как определить часть речи?

Работа в паре

  • если часть речи названа верно, поставьте +, если нет, поставьте-. Обоснуйте свой ответ.

Для того, чтобы правильно дать обоснование, прочитайте следующий вопрос и подсказку (памятка с.134 в справочнике)

Д: Это не глагол, т.к. глагол изменяется по временам. Слова «раскопки» и «посадки» изменяются по падежам и отвечают на вопрос ЧТО?

  • какая особенность значения слов сбила ребят?
  • покажите строение слов с пропущенными буквами и решите орфографические задачи.

4. Обобщение знаний о неопределенной форме глагола

а) Упр. 334.(в задачнике)

Езда, выл.теть, п.лёт, п.стучать, тр.щать, стук, кр.чать, п.кр.снеть, светлый, дв.жение.

  • какую проблемную задачу поставим?

Д: Как отличить глагол от других частей речи?

  • отметьте глаголы.
  • чем похожи все отмеченные глаголы? (Все глаголы стоят в неопределенной форме)
  • подчеркните ту часть, которая говорит об их форме. (-ть)
  • на что ещё может заканчиваться неопределенная форма? (ти, чь)
  • чем различаются глаголы? На какие две группы можно их разделить? Запишите каждую в свой столбик. – работа в паре (Глаголы различаются вопросами: что делать? , что сделать?)
  • дополнительное задание: надпишите к каким частям речи относятся другие слова. Как докажите? Решите орфографические задачи.

Запись в тетради:

Что делать? Что сделать?
трещать вылетать
кричать постучать
покраснеть

Вывод: (составляется памятка)

Формы глагола

-ать, -ять, —еть, -ить, -чь

б) Игра «На лету сообрази»

Учитель бросает ученику мяч и называет глагол в форме какого-либо времени, ученик ловит мяч и говорит глагол в неопределенной форме.

Слова для игры: кричит, шумел, скажет, напишет, ломают, поёт, подождет, подошли, закричит, напеку, стоят, закипела.

5. Обобщение знаний о глаголах прошедшего времени.

Про что можно сказать, закипела…

На доске открываются надписи:

  • Закипела вода.
  • Закипел самовар
  • Закипела работа.
  • Закипело море.
  1. Как называются такие глаголы? (многозначные)
  2. Где можно узнать все значения слов? (В толковом словаре)
  3. На какие вопросы отвечают глаголы? В какой форме стоят?
  4. Какая примета прошедшего времени? (Суффикс -л-)
  5. На что указывают окончания глаголов пр. времени? (На род)
  6. Как называют такие окончания? (Родовые)
  7. Как связаны между собой орфограммы неопределенной формы и глаголов прошедшего времени?

Задание: образуйте от глаголов неопределенной формы (из словаря) глаголы прошедшего времени.

(1 ученик работает на обратной стороне доски)

Сеять — сеял (пр. вр., ед.ч., м.р.)
Клеить – клеила ( пр. вр., ед. ч. ж.р.)
Увидеть – увидело (пр. вр., ед.ч., ср.р.)
Плавать – плавали (пр. вр., мн., ч.)

Вывод (составляется памятка)

Формы глагола

Физминутка

  • Как живёшь? Вот так! (Дети показывают большой палец)
  • Как идёшь? Вот так! (Шаги на месте)
  • Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)
  • Как летишь? Вот так! (Махи кистями)
  • Как плывёшь? Вот так! (Махи руками)
  • Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотами)
  • Как сидишь? Вот так! (Садятся за парты)

-В какой форме употреблены глаголы в физминутке? (В форме настоящего времени, ед.ч ,2 лица)

6. Наблюдение за глаголами настоящего времени.

а) Игра «Угадай слово»

-Сколько форм можно образовать от глагола бежать (16)

Я задумала одно из этих слов. Задайте мне вопросы области морфологии, на которые можно ответить только да или нет — и узнайте это слово.

б) Ознакомление с семантикой глаголов света.

— На прошлых уроках мы рассматривали глаголы движения, глаголы речи, глаголы звучания. Сегодня мы поговори о глаголах света.

Первым нас встречает глагол «блестеть». Подберите синонимы. (Сиять, сверкать, светиться, гореть) – запись в тетради с разбором орфограмм.

  • где мы можем узнать о значении слов? ( В словаре синонимов или толковом словаре)
  • зачитаем значения:

Блестеть – издавать блеск, отражая или излучая яркий свет

Сиять – отражать или излучать яркий и обычно ровный свет.

Сверкать – излучать переливающийся свет.

Светиться – отражать или излучать ровный, обычно не слишком яркий свет.

Гореть – сверкать ярким, ослепительным блеском.

Найдите эти глаголы в произведениях русских поэтов.

А. Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит…

Ф. Тютчев
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом…

Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…

С. Дрожжин
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля…

Попробуйте расставить глаголы по степени усиления действия излучения света.

Светить, блестеть, сиять, сверкать, гореть.

Прочитайте строки, узнаете из каких они произведений; определите , какие глаголы пропущены, обоснуйте их выбор для каждого предложения.

Весело_______________
Месяц над селом;
Белый снег____________
Синим огоньком.
И.Суриков

Месяц под косой _____________,
А во лбу звезда _____________.
А. Пушкин

Слова для справок: сверкает, сияет, горит, блестит.

Вставьте глаголы и определите в какой форме они употреблены.

Образуйте от глагола «сверкать» — форму наст. вр., мн. ч., 3 лица; форму наст. вр., ед.ч., 2 лица

Сверкать – сверкают – сверка.шь

Какая орфограмма встретилась? (безуд. гл. в окончании, ь — показатель 2 лица у глаголов наст. или буд. времени)

Вывод (составляется памятка)

Формы глагола

7. Контроль знаний (работа в паре)

Задание: отметьте всё, что может охарактеризовать глагол как часть речи

  1. Узнать вопрос, на который слово отвечает.
  2. Перечислить звуки слова.
  3. Сказать, что слово обозначает.
  4. Выяснить, как слово может изменяться.
  5. Указать орфограммы.
  6. Определить ударение.
  7. Подтвердить, глагол это или нет.
  8. Назвать начальную форму
  9. Определить время, в котором глагол употреблен.
  10. Указать число.
  11. Узнать —
  • род (для___________)
  • лицо (для_________

8. Рефлексия

  1. Какую цель ставили?
  2. Получилось реализовать её?
  3. Как оцените свою работу? Как работал класс? Как работал каждый?
  4. Над чем ещё нужно поработать?

Д/з по выбору

  1. Упр. по редактированию текста № 335
  2. Выписать из произведений худ. литературы отрывки, где есть глаголы света, определить формы глаголов.

Литература:

    1. Бетенькова Н.М. Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. : Книга для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.
    2. Иванова В.А. Потиха З.А. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990.
    3. Канакина В.П. Радость познания – в слове: Нестандартные повторительно-обобщающие уроки русского языка в начальных классах – М.: Новая школа, 1996.

Источник

Читайте также:  Какие грамматические признаки объединяют причастие с глаголом