Меню

Как изменяются имена существительные имена прилагательные глаголы 5 класс



Урок русского языка в 5-м классе по теме «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы» (по программе М.М.Разумовской)

Класс: 5

Цель: углубление полученных в начальной школе знаний о том, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • получение и закрепление знаний о том, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы;
  • формирование умения определять слово как часть речи;
  • формирование умения определять морфологические признаки слов данных частей речи;

Метапредметные:

  • формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию;
  • формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и её результаты, развитие навыков коррекции и оценки;
  • формирование ценностного отношения к учебным предметам.

Личностные:

  • развитие интереса к получению знаний в процессе обучения;
  • формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;
  • формирование личных ценностных ориентиров.

Оборудование: распечатанные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания

1) Упр.137 — чтение выписанных из загадок частей речи по группам с определением общего грамматического значения.

3. Актуализация знаний

Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо проанализировать предложение. Записываем на доске и в тетради.

Ловкий спортсмен вырвался вперёд.

— Определите часть речи всех слов в предложении.

— Что такое наречие? (Часть речи, которая чаще всего относится к глаголу и обозначает признак действия).

— Это изменяемая или неизменяемая часть речи? (Неизменяемая)

— Как вы это понимаете?

— Имена существительные прилагательные и глаголы изменяются. Как они изменяются? Сформулируйте тему урока.

4. Целеполагание

Сформулируйте цель урока.

Вспомнить, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы , уметь определять их грамматические признаки.

5. Работа по теме урока

I. Имя существительное и прилагательное.

1) Запишите четверостишие. Выпишите словосочетание сущ.+ прилаг.

Пилот в космической ракете
На землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.

В космической ракете (разбор словосочетания).

— Можем ли мы просклонять имя существительное и прилагательное? (Да)

— А что такое склонение? (Это изменение по числам и падежам)

2) Склонение имени существительного и прилагательного в составе словосочетания.

В.п. космическая ракета

Р.п. космической ракеты

Т.п. космической ракетой

Д.п. космической ракете

П.п.о космической ракете

— Как ещё можно изменить имя прилагательное? (По родам)

— Придумайте и запишите два словосочетания с этим же прилагательным в м.р. и ср.р. (космический дождь, космическое притяжение)

Итак, как изменяются имена существительные и прилагательные?

(Имена существительные и прилагательные изменяются по числам и падежам, а имена прилагательные ещё и по родам.

II. Глагол.

1) Запишите четверостишие. Найдите глаголы в первом и втором четверостишиях и выпишите их, поставив в неопределённую форму.

Внизу, за стёклами кабины,
В молочных облаках лежал
Далёкий, маленький, любимый
Земной голубоватый шар.

Определите время глагола и число в текст. Запишите.

Лежать — лежал — лежали.

Глянуть — глянул — глянули.

2) Спряжение глагола глянуть.

И.п. космическая ракета

1 л. мн.ч. глянем

2 л.ед.ч. глянешь

2 л. мн.ч. глянете

3 л.ед.ч. глянет

3 л. мн.ч. глянут

3) Вывод. Итак, как изменяются глаголы?

(Глаголы изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются).

— Зачем нам нужно уметь определять спряжение глагола?

(Чтобы грамотно писать безударные личные окончания глаголов).

6. Закрепление

1) Развитие речи. Определите тему записанных четверостиший. (Космос, звездное небо)

— А теперь отгадайте загадку.
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(звёзды)

2) Определение морфологических признаков у имени существительного, прилагательного и глагола по образцу.

— Запишите отгаданное слово и определите его грамматические признаки.

Звёзды — имя сущ., мн.ч., И.п. (во мн.ч род не определяется ! ), 1 скл.

— Запишите по образцу грамматические признаки любого существительного , прилагательного и глагола из загадки.

По небу — имя сущ., ср.р., ед.ч., Д.п.

Цветной (карамели) — имя прил., ж.р., ед.ч., Р.п.

Растает —гл., наст.вр., ед.ч., 3л.

7. Физкультминутка

8. Самостоятельная работа с самопроверкой

Разноуровневые задания (карточки для каждого).

Карточка 3 уровня.

2. Вставьте пропущенные буквы.

На севере звезда видна,
И называ. тся она
Полярн. ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к. смических огней
Всё ход. т чередой.
(В.Лепилов)

Карточка 2 уровня.

1. Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Выпишите выделенные слова, определите их грамматические признаки.

На севере звезда видна,
И называ. тся она
Полярн. ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к. смических огней
Всё ход. т чередой.
(В.Лепилов)

Карточка 1 уровня.

1. Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Выпишите выделенные слова, определите их грамматические признаки.

4. Составьте и запишите предложение со словом чередой , употребив его в другой форме. Определите часть речи.

На севере звезда видна,
И называ. тся она
Полярн. ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к. смических огней
Всё ход. т чередой.
(В.Лепилов)

9. Итог урока. Рефлексия

— Что мы сегодня повторяли?

— Возникали ли у вас затруднения в ходе урока? Какие?

Источник

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тема: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».

— Учить определять морфологические признаки имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

-Научить понимать, как эти части речи изменяются.

развивать умение отличать одну часть речи от другой

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку.

ХОД УРОКА

1. ОРГ.МОМЕНТ

2. Повторение. НА ДОСКЕ

Решим орфографическую задачу:

Пол…скать, с…деть, зап…вать

3. Актуализация знаний

Скачать:

1 л.ед.ч. гляну
Вложение Размер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_5_klass_semyonova_n.v.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».

— Учить определять морфологические признаки имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

-Научить понимать, как эти части речи изменяются.

развивать умение отличать одну часть речи от другой

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку.

2. Повторение. НА ДОСКЕ

Решим орфографическую задачу:

Пол…скать, с…деть, зап…вать

3. Актуализация знаний

— Кто может сказать, что это? (окончания)

— Верно. Окончания каких частей речи? Подпишите колонки.

— О чём говорит окончание? (об изменении)

— Сформулируйте тему урока ( «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы»).

4. Работа с терминами

— Какие термины мы будем применять для того, чтобы выяснить, как же изменяются эти части речи, запишем их в нижнюю строку нашей таблицы.

род, число, падеж, лицо, спряжение, время (НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ДОСКИ)

Работа с параграфом учебника, самостоятельное заполнения таблицы (см.выше)

Работа с текстом

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Задание: выписать сущ., прил., гл., указать их морфологические признаки (у доски по цепочке)

-Как изменяются имена сущ.?

-Как изменяются имена прил.?

-Как изменяются глаголы?

Карточка эмоционального состояния

+ «ДА» — «НЕТ» * «ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ»

На уроке мне было интересно

Я чувствовал(а) себя комфортно

Я чувствовал(а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.

Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».

Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».

Урок русского языка в 6 классе по теме«Правописание НЕ с именами прилагательными,существительными, глаголами».

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с.

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова.

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только ч.

Источник

Как изменяются имена существительные имена прилагательные глаголы 5 класс

<>§ 23. Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

138. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст и перескажите его по частям.

1. Каждая часть речи по-разному ведёт себя в предложении. Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, зимой, очень, быстро и др.), в любых условиях в предложении остаётся неизменной. Это неизменяемая часть речи.

2. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение — изменяемые части речи. В предложениях слова этих частей речи могут иметь разные формы.

Изменение имён существительных и прилагательных по числам и падежам называется склонением. Прилагательные изменяются также и по родам.

Склонение имени существительного определяется по начальной форме . Начальная форма для имени существительного — единственное число, именительный падеж. Например, в доме — дом (муж. р., 2-е скл.).

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по начальной форме . Начальная форма для глагола — инфинитив: строить, бороться, жечь.

139 1. Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2 и 3-му склонению. Заполните таблицу, определяя склонение существительных. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

М..лодёж(?), жалость, мудр..сть, зависть, хо..ьба, смерч(?), плач(?), в..селье, баловство, глуб..на, б..готня, пробе..ка, ч..рнота, т..лант, п..тёрка, цв..точек, сотрудн..ца, хв..стовство, п..мощник, сор..внование, ст..лица.

2. Дополните таблицу своими примерами.

140 Просклоняйте по одному существительному 1, 2 и 3-го склонения вместе с прилагательными, которые вы к ним подберёте.

141 Запишите шесть-семь глаголов в начальной форме. На какие вопросы отвечают эти слова?

142 Назовите окончания глаголов I и II спряжения. Проспрягайте (письменно) глаголы гулять, строить.

143 Некоторые части речи вы можете научиться узнавать по окончаниям. Угадайте часть речи и приведите примеры.

144 Запишите по образцу грамматические признаки данных слов.

1) Ла́зер [з] — имя сущ., муж. р., ед. ч., им. п.
(B) комнате —
(Около) города —

2) Строит — гл., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Думаешь —
Построил —

3) Жёлтая (листва) —
Красивому (человеку) —
Весёлых (девочек) —

Словарный диктант Неприятель, обозначать, напряжение, информация, иллюстрация, разъединять, бинокль, преподаватель, колючий, удивительный, рассказ, огорчение, морфология, синонимы, приставка, суффикс.

Источник

Читайте также:  Конспект урока по теме времена глагола настоящее время

Как изменяются имена существительные имена прилагательные глаголы 5 класс



Как изменяются имена существительные имена прилагательные глаголы 5 класс

<>§ 23. Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

138. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст и перескажите его по частям.

1. Каждая часть речи по-разному ведёт себя в предложении. Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, зимой, очень, быстро и др.), в любых условиях в предложении остаётся неизменной. Это неизменяемая часть речи.

2. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение — изменяемые части речи. В предложениях слова этих частей речи могут иметь разные формы.

Изменение имён существительных и прилагательных по числам и падежам называется склонением. Прилагательные изменяются также и по родам.

Склонение имени существительного определяется по начальной форме . Начальная форма для имени существительного — единственное число, именительный падеж. Например, в доме — дом (муж. р., 2-е скл.).

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по начальной форме . Начальная форма для глагола — инфинитив: строить, бороться, жечь.

139 1. Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2 и 3-му склонению. Заполните таблицу, определяя склонение существительных. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

М..лодёж(?), жалость, мудр..сть, зависть, хо..ьба, смерч(?), плач(?), в..селье, баловство, глуб..на, б..готня, пробе..ка, ч..рнота, т..лант, п..тёрка, цв..точек, сотрудн..ца, хв..стовство, п..мощник, сор..внование, ст..лица.

2. Дополните таблицу своими примерами.

140 Просклоняйте по одному существительному 1, 2 и 3-го склонения вместе с прилагательными, которые вы к ним подберёте.

141 Запишите шесть-семь глаголов в начальной форме. На какие вопросы отвечают эти слова?

142 Назовите окончания глаголов I и II спряжения. Проспрягайте (письменно) глаголы гулять, строить.

143 Некоторые части речи вы можете научиться узнавать по окончаниям. Угадайте часть речи и приведите примеры.

144 Запишите по образцу грамматические признаки данных слов.

1) Ла́зер [з] — имя сущ., муж. р., ед. ч., им. п.
(B) комнате —
(Около) города —

2) Строит — гл., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Думаешь —
Построил —

3) Жёлтая (листва) —
Красивому (человеку) —
Весёлых (девочек) —

Словарный диктант Неприятель, обозначать, напряжение, информация, иллюстрация, разъединять, бинокль, преподаватель, колючий, удивительный, рассказ, огорчение, морфология, синонимы, приставка, суффикс.

Источник

Урок русского языка в 5 классе по программе М.М.Разумовской «Как изменяются имена существительные,прилагательные,глаголы»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок соответствует требованиям ФГОСа 2-го поколения.

Скачать:

Вложение Размер
26_urok_5_kl.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Как изменяются имена существительные, прилагательные, глаголы

Образовательные: Учить определять морфологические признаки имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Научить понимать, как эти части речи изменяются

Развивающие: УУД личностные-1,3,7,9,11,13; познавательные-2,3,4,5,6,19; регулятивные -1,2,3,4,6,8,9; развивать умение отличать одну часть речи от другой

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; коммуникативные УУД-1,2,3,4,5,6,9,10,11

Оборудование: презентация к уроку

Форма урока: повторение и обобщение изученного

Методическое обоснование: Ещё до изучения морфологии пятиклассники овладевают важнейшим грамматическим умением — опознавать разные части речи не только по вопросам, но и по типичным словообразовательным морфемам, флексиям, а также определять грамматическую форму изменяемых частей речи, устанавливать грамматическое значение окончания. Отрабатывается умение определять морфологические признаки частей речи. (Методическое пособие к учебнику «Русский язык.5 класс» под редакцией М.М.Разумовской; М.,Дрофа,2013)

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята! Мы продолжаем повторение изученного в начальных классах. Вы показываете свои знания, а я веду лист учёта: как каждый из вас усвоил ту или иную тему. И очень важно, чтобы учебные неудачи не влияли на ваше настроение, ведь если есть проблема, то её нужно решить, прежде чем шагать дальше в страну Знаний. С целью изучения вашего эмоционального состояния мы с психологом Региной Игоревной предлагаем дать самооценку: каким было ваше эмоциональное состояние перед уроком и каким оно стало в конце урока.

Объявляю о количестве смайликов с тем или иным выражением лица.

Перед уроком оценивают своё эмоциональное состояние смайликами.

Принцип психологической комфортности.

1. Постановка познавательной задачи. Целеполагание

Источник

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы» (по программе М.М.Разумовской)

Класс: 5

Цель: углубление полученных в начальной школе знаний о том, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • получение и закрепление знаний о том, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы;
  • формирование умения определять слово как часть речи;
  • формирование умения определять морфологические признаки слов данных частей речи;

Метапредметные:

  • формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию;
  • формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и её результаты, развитие навыков коррекции и оценки;
  • формирование ценностного отношения к учебным предметам.

Личностные:

  • развитие интереса к получению знаний в процессе обучения;
  • формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;
  • формирование личных ценностных ориентиров.

Оборудование: распечатанные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания

1) Упр.137 — чтение выписанных из загадок частей речи по группам с определением общего грамматического значения.

3. Актуализация знаний

Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо проанализировать предложение. Записываем на доске и в тетради.

Ловкий спортсмен вырвался вперёд.

— Определите часть речи всех слов в предложении.

— Что такое наречие? (Часть речи, которая чаще всего относится к глаголу и обозначает признак действия).

— Это изменяемая или неизменяемая часть речи? (Неизменяемая)

— Как вы это понимаете?

— Имена существительные прилагательные и глаголы изменяются. Как они изменяются? Сформулируйте тему урока.

4. Целеполагание

Сформулируйте цель урока.

Вспомнить, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы , уметь определять их грамматические признаки.

5. Работа по теме урока

I. Имя существительное и прилагательное.

1) Запишите четверостишие. Выпишите словосочетание сущ.+ прилаг.

Пилот в космической ракете
На землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.

В космической ракете (разбор словосочетания).

— Можем ли мы просклонять имя существительное и прилагательное? (Да)

— А что такое склонение? (Это изменение по числам и падежам)

2) Склонение имени существительного и прилагательного в составе словосочетания.

В.п. космическая ракета

Р.п. космической ракеты

Т.п. космической ракетой

Д.п. космической ракете

П.п.о космической ракете

— Как ещё можно изменить имя прилагательное? (По родам)

— Придумайте и запишите два словосочетания с этим же прилагательным в м.р. и ср.р. (космический дождь, космическое притяжение)

Итак, как изменяются имена существительные и прилагательные?

(Имена существительные и прилагательные изменяются по числам и падежам, а имена прилагательные ещё и по родам.

II. Глагол.

1) Запишите четверостишие. Найдите глаголы в первом и втором четверостишиях и выпишите их, поставив в неопределённую форму.

Внизу, за стёклами кабины,
В молочных облаках лежал
Далёкий, маленький, любимый
Земной голубоватый шар.

Определите время глагола и число в текст. Запишите.

Лежать — лежал — лежали.

Глянуть — глянул — глянули.

2) Спряжение глагола глянуть.

И.п. космическая ракета

1 л. мн.ч. глянем

2 л.ед.ч. глянешь

2 л. мн.ч. глянете

3 л.ед.ч. глянет

3 л. мн.ч. глянут

3) Вывод. Итак, как изменяются глаголы?

(Глаголы изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются).

— Зачем нам нужно уметь определять спряжение глагола?

(Чтобы грамотно писать безударные личные окончания глаголов).

6. Закрепление

1) Развитие речи. Определите тему записанных четверостиший. (Космос, звездное небо)

— А теперь отгадайте загадку.
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(звёзды)

2) Определение морфологических признаков у имени существительного, прилагательного и глагола по образцу.

— Запишите отгаданное слово и определите его грамматические признаки.

Звёзды — имя сущ., мн.ч., И.п. (во мн.ч род не определяется ! ), 1 скл.

— Запишите по образцу грамматические признаки любого существительного , прилагательного и глагола из загадки.

По небу — имя сущ., ср.р., ед.ч., Д.п.

Цветной (карамели) — имя прил., ж.р., ед.ч., Р.п.

Растает —гл., наст.вр., ед.ч., 3л.

7. Физкультминутка

8. Самостоятельная работа с самопроверкой

Разноуровневые задания (карточки для каждого).

Карточка 3 уровня.

2. Вставьте пропущенные буквы.

На севере звезда видна,
И называ. тся она
Полярн. ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к. смических огней
Всё ход. т чередой.
(В.Лепилов)

Карточка 2 уровня.

1. Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Выпишите выделенные слова, определите их грамматические признаки.

На севере звезда видна,
И называ. тся она
Полярн. ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к. смических огней
Всё ход. т чередой.
(В.Лепилов)

Карточка 1 уровня.

1. Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Выпишите выделенные слова, определите их грамматические признаки.

4. Составьте и запишите предложение со словом чередой , употребив его в другой форме. Определите часть речи.

На севере звезда видна,
И называ. тся она
Полярн. ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к. смических огней
Всё ход. т чередой.
(В.Лепилов)

9. Итог урока. Рефлексия

— Что мы сегодня повторяли?

— Возникали ли у вас затруднения в ходе урока? Какие?

Источник

Урок по русскому языку на тему «Как изменяется имя существительное, имя прилагательное, глагол»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Технологическая карта урока

Урок русского языка, 5 класс

Тема урока : Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Тип урока: Урок актуализации прежних знаний и умений

Задачи урока: Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Обобщить и закрепить знания по теме: Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями

Развивать познавательную инициативу

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Мотивация познавательной деятельности

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять. (слайд 1)

Демонстрируют готовность к уроку

Актуализация прежних знаний

Учитель: — Запишите сегодняшнюю дату. Оставьте строку для записи темы урока.

4. Давайте представим себе такую речевую ситуацию : вы общаетесь с иностранцем, который изучает русский язык, но не все правила ещё знает. Он рад хорошей погоде и произносит такую фразу:

Учитель: — Чего не знает наш иностранный друг? Как ему помочь?

Учитель: — Кто догадался о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

— Запишите тему урока.

5.Устный опрос. (вопросы на слайде 2)

Назовите неизменяемую часть речи.

Что называется склонением?

Какие части речи склоняются? (сущ., прил.)

Как определить склонение имени существительного? (по нач. форме)

Что является начальной формой имени существительного?

6.Орфоэпическая «эстафета». Игра. (слайд 3)

На доске 3 столбика со словами, ударение не обозначается. Ученики каждого ряда читают слова в соответствии с нормами ударения , поочерёдно выходят к доске , ставят ударение в словах и передают указку друг другу. Выигрывает тот ряд, который не допустил ни одной ошибки.

Пишут под диктовку. Выполняют самопроверку, самооценку.

Решают проблемную ситуацию.

Записывают тему урока.

Отвечают на вопросы устно.

Расставляют ударение в словах по цепочке у доски.

Первичное закрепление . Самостоятельная работа

Работа с учебником. Упр.140. Комментирование вслух.

ФИЗМИНУТКА (слайд 4)

Ребята, мы с вами много работали и устали. Давайте сейчас немного отдохнём . ( дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы цветок возьмите

И на него вы посмотрите

Теперь цветок вы поднимите

Вверх, на него вы посмотрите

Вниз цветок вы опустите

Но на него вы не смотрите

Нарисуйте цветком «круг умел».

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри

Вот такой у нас цветок

Выполняют задание в учебнике. Комментируют, объясняют написание слов.

4.Включение в систему знаний и повторение, закрепление

«Измени часть речи». Работа в паре ( задания по карточке). Взаимопроверка.

Проверочный тест. (электронное приложение). Самопроверка.

Выполняют задание по учебнику, работают по карточке, изменяют форму слов, называя грамматические признаки,

выполняют взаимопроверку, оценивают работу.

Работают с электронным приложением, решают тест, самопроверка.

5.Итог урока. Информация о домашнем задании

9.Домашнее задание. Стр. 52,упр. 142 (слайд 5)

Обсудим, что осталось непонятным сегодня на уроке?

Я сегодня на уроке понял ……

Мне сегодня на уроке понравилось….

У меня вызвало затруднение …..

Учитель: — Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.

Задают вопросы для уточнения информации.

Оценивают свою работу.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Номер материала: ДБ-160432

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Урок по теме как определить спряжение глагола если окончание безударное

как изменяются имена существительные имена прилагательные глаголы 5 класс



Урок русского языка в 5-м классе по теме «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы» (по программе М.М.Разумовской)

Класс: 5

Цель: углубление полученных в начальной школе знаний о том, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • получение и закрепление знаний о том, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы;
  • формирование умения определять слово как часть речи;
  • формирование умения определять морфологические признаки слов данных частей речи;

Метапредметные:

  • формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию;
  • формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и её результаты, развитие навыков коррекции и оценки;
  • формирование ценностного отношения к учебным предметам.

Личностные:

  • развитие интереса к получению знаний в процессе обучения;
  • формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;
  • формирование личных ценностных ориентиров.

Оборудование: распечатанные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания

1) Упр.137 — чтение выписанных из загадок частей речи по группам с определением общего грамматического значения.

3. Актуализация знаний

Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо проанализировать предложение. Записываем на доске и в тетради.

Ловкий спортсмен вырвался вперёд.

— Определите часть речи всех слов в предложении.

— Что такое наречие? (Часть речи, которая чаще всего относится к глаголу и обозначает признак действия).

— Это изменяемая или неизменяемая часть речи? (Неизменяемая)

— Как вы это понимаете?

— Имена существительные прилагательные и глаголы изменяются. Как они изменяются? Сформулируйте тему урока.

4. Целеполагание

Сформулируйте цель урока.

Вспомнить, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы , уметь определять их грамматические признаки.

5. Работа по теме урока

I. Имя существительное и прилагательное.

1) Запишите четверостишие. Выпишите словосочетание сущ.+ прилаг.

Пилот в космической ракете
На землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.

В космической ракете (разбор словосочетания).

— Можем ли мы просклонять имя существительное и прилагательное? (Да)

— А что такое склонение? (Это изменение по числам и падежам)

2) Склонение имени существительного и прилагательного в составе словосочетания.

1 л.ед.ч. гляну

В.п. космическая ракета

Р.п. космической ракеты

Т.п. космической ракетой

Д.п. космической ракете

П.п.о космической ракете

— Как ещё можно изменить имя прилагательное? (По родам)

— Придумайте и запишите два словосочетания с этим же прилагательным в м.р. и ср.р. (космический дождь, космическое притяжение)

Итак, как изменяются имена существительные и прилагательные?

(Имена существительные и прилагательные изменяются по числам и падежам, а имена прилагательные ещё и по родам.

II. Глагол.

1) Запишите четверостишие. Найдите глаголы в первом и втором четверостишиях и выпишите их, поставив в неопределённую форму.

Внизу, за стёклами кабины,
В молочных облаках лежал
Далёкий, маленький, любимый
Земной голубоватый шар.

Определите время глагола и число в текст. Запишите.

Лежать — лежал — лежали.

Глянуть — глянул — глянули.

2) Спряжение глагола глянуть.

И.п. космическая ракета

1 л. мн.ч. глянем

2 л.ед.ч. глянешь

2 л. мн.ч. глянете

3 л.ед.ч. глянет

3 л. мн.ч. глянут

3) Вывод. Итак, как изменяются глаголы?

(Глаголы изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются).

— Зачем нам нужно уметь определять спряжение глагола?

(Чтобы грамотно писать безударные личные окончания глаголов).

6. Закрепление

1) Развитие речи. Определите тему записанных четверостиший. (Космос, звездное небо)

— А теперь отгадайте загадку.
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(звёзды)

2) Определение морфологических признаков у имени существительного, прилагательного и глагола по образцу.

— Запишите отгаданное слово и определите его грамматические признаки.

Звёзды — имя сущ., мн.ч., И.п. (во мн.ч род не определяется ! ), 1 скл.

— Запишите по образцу грамматические признаки любого существительного , прилагательного и глагола из загадки.

По небу — имя сущ., ср.р., ед.ч., Д.п.

Цветной (карамели) — имя прил., ж.р., ед.ч., Р.п.

Растает —гл., наст.вр., ед.ч., 3л.

7. Физкультминутка

8. Самостоятельная работа с самопроверкой

Разноуровневые задания (карточки для каждого).

Карточка 3 уровня.

2. Вставьте пропущенные буквы.

На севере звезда видна,
И называ. тся она
Полярн. ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к. смических огней
Всё ход. т чередой.
(В.Лепилов)

Карточка 2 уровня.

1. Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Выпишите выделенные слова, определите их грамматические признаки.

На севере звезда видна,
И называ. тся она
Полярн. ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к. смических огней
Всё ход. т чередой.
(В.Лепилов)

Карточка 1 уровня.

1. Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Выпишите выделенные слова, определите их грамматические признаки.

4. Составьте и запишите предложение со словом чередой , употребив его в другой форме. Определите часть речи.

На севере звезда видна,
И называ. тся она
Полярн. ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к. смических огней
Всё ход. т чередой.
(В.Лепилов)

9. Итог урока. Рефлексия

— Что мы сегодня повторяли?

— Возникали ли у вас затруднения в ходе урока? Какие?

Источник

Как изменяются имена существительные имена прилагательные глаголы 5 класс

<>§ 23. Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

138. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст и перескажите его по частям.

1. Каждая часть речи по-разному ведёт себя в предложении. Такая часть речи, как наречие (вчера, утром, зимой, очень, быстро и др.), в любых условиях в предложении остаётся неизменной. Это неизменяемая часть речи.

2. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение — изменяемые части речи. В предложениях слова этих частей речи могут иметь разные формы.

Изменение имён существительных и прилагательных по числам и падежам называется склонением. Прилагательные изменяются также и по родам.

Склонение имени существительного определяется по начальной форме . Начальная форма для имени существительного — единственное число, именительный падеж. Например, в доме — дом (муж. р., 2-е скл.).

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по начальной форме . Начальная форма для глагола — инфинитив: строить, бороться, жечь.

1 л.ед.ч. гляну

139 1. Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2 и 3-му склонению. Заполните таблицу, определяя склонение существительных. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

М..лодёж(?), жалость, мудр..сть, зависть, хо..ьба, смерч(?), плач(?), в..селье, баловство, глуб..на, б..готня, пробе..ка, ч..рнота, т..лант, п..тёрка, цв..точек, сотрудн..ца, хв..стовство, п..мощник, сор..внование, ст..лица.

2. Дополните таблицу своими примерами.

140 Просклоняйте по одному существительному 1, 2 и 3-го склонения вместе с прилагательными, которые вы к ним подберёте.

141 Запишите шесть-семь глаголов в начальной форме. На какие вопросы отвечают эти слова?

142 Назовите окончания глаголов I и II спряжения. Проспрягайте (письменно) глаголы гулять, строить.

143 Некоторые части речи вы можете научиться узнавать по окончаниям. Угадайте часть речи и приведите примеры.

144 Запишите по образцу грамматические признаки данных слов.

1) Ла́зер [з] — имя сущ., муж. р., ед. ч., им. п.
(B) комнате —
(Около) города —

2) Строит — гл., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Думаешь —
Построил —

3) Жёлтая (листва) —
Красивому (человеку) —
Весёлых (девочек) —

Словарный диктант Неприятель, обозначать, напряжение, информация, иллюстрация, разъединять, бинокль, преподаватель, колючий, удивительный, рассказ, огорчение, морфология, синонимы, приставка, суффикс.

Источник

Урок русского языка в 5 классе по программе М.М.Разумовской «Как изменяются имена существительные,прилагательные,глаголы»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок соответствует требованиям ФГОСа 2-го поколения.

Скачать:

Вложение Размер
26_urok_5_kl.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Как изменяются имена существительные, прилагательные, глаголы

Образовательные: Учить определять морфологические признаки имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Научить понимать, как эти части речи изменяются

Развивающие: УУД личностные-1,3,7,9,11,13; познавательные-2,3,4,5,6,19; регулятивные -1,2,3,4,6,8,9; развивать умение отличать одну часть речи от другой

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; коммуникативные УУД-1,2,3,4,5,6,9,10,11

Оборудование: презентация к уроку

Форма урока: повторение и обобщение изученного

Методическое обоснование: Ещё до изучения морфологии пятиклассники овладевают важнейшим грамматическим умением — опознавать разные части речи не только по вопросам, но и по типичным словообразовательным морфемам, флексиям, а также определять грамматическую форму изменяемых частей речи, устанавливать грамматическое значение окончания. Отрабатывается умение определять морфологические признаки частей речи. (Методическое пособие к учебнику «Русский язык.5 класс» под редакцией М.М.Разумовской; М.,Дрофа,2013)

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята! Мы продолжаем повторение изученного в начальных классах. Вы показываете свои знания, а я веду лист учёта: как каждый из вас усвоил ту или иную тему. И очень важно, чтобы учебные неудачи не влияли на ваше настроение, ведь если есть проблема, то её нужно решить, прежде чем шагать дальше в страну Знаний. С целью изучения вашего эмоционального состояния мы с психологом Региной Игоревной предлагаем дать самооценку: каким было ваше эмоциональное состояние перед уроком и каким оно стало в конце урока.

Объявляю о количестве смайликов с тем или иным выражением лица.

Перед уроком оценивают своё эмоциональное состояние смайликами.

Принцип психологической комфортности.

1. Постановка познавательной задачи. Целеполагание

Источник

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Проверь себя. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемИгорь Фомягин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Имя существительное Имя прилагательное Глагол Проверь себя.» — Транскрипт:

2 Имя существительное Имя прилагательное Глагол Проверь себя

3 Имя существительное Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы кто? или что?

4 Имена собственные и нарицательные Существительные, называющие предметы, явления, являются нарицательными. Названия городов, названия улиц, рек, озер, имена, фамилии – имена собственные. кот Барсик

5 Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные Кто? Что?

6 Род имен существительных Женского рода (она моя) Мужского рода (он мой) Среднего рода (оно мое)

7 Число имен существительных Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе мяч ракетки

8 Падеж имен существительныхПадеж Слово помощник вопросыИменительныйесть кто?что? Родительныйнет кого? чего? Дательныйподошел кому ?чему? Винительныйнадеюсь кого?что? Творительныйгоржусь кем?чем? Предложныйдумаю о ком? о чем?

9 Склонение имен существительных Склоне ние РодОкончания IЖенскиймужской -а, -я IIМужскойсредний — -о, -е IIIженскийь трактор -2скл. машина- 1 скл. Солнце- 2скл. Мышь-3 скл

10 Три склонения имен существительных Па-де-жи1-есклонение2-есклонение 3-е склонение Женский род Мужской род Мужскойрод Средний род Женскийрод И.Р.Д.В.Т.П. — а, -я — ы, -и — е, -е — у, -ю — ой, -ей — е, -е — а, -я — ы, -и — е, -е — у, -ю — ой, -ей — е, -е — ь, — ь, — а, -я — у, -ю -, -я — ом, -ем — е, -е — о, -е — а, -я — у, -ю — о, -е — ом, -ем — е, -е -ь-ь-и-и-и-и-ь-ь-ю-ю-и-и-ь-ь-и-и-и-и-ь-ь-ю-ю-и-и Проверь себя

11 Имя прилагательное Слова, которые обозначают признак предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Слова, которые обозначают признак предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Какой? синий Какая? зеленая Какие? голубые Какое? белое

12 Имена прилагательные в предложениях употребляются при именах существительных. Прилагательное ставится в том же числе, роде и падеже, что и существительное, к которому оно относится. Мн.ч. Им.п. На траве сидели красивые бабочки.

13 Слова, которые обозначают действие предметов, называются глаголами. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делают? что делал? что делает? летитчто делал? писал

14 Инфинитив — начальная форма глагола — начальная форма глагола Что делать? Что сделать? Что делать? Что сделать? Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти, -чь Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти, -чь Учить – ум точить. Учить – ум точить. ^^

15 Возвратными называются глаголы, имеющие суффиксы –ся, -сь называются глаголы, имеющие суффиксы –ся, -сь Что делают? катаются

16 Виды глагола Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делает? что будет делать? Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делает? что будет делать? Говорить, говорит, будет говорить. Говорить, говорит, будет говорить. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? что сделает? что сделал? Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? что сделает? что сделал? Сказать, скажет, сказал Сказать, скажет, сказал Что делает? катается (несов.вид) Что сделал? cпрятался (сов. вид)

17 Время глагола У глагола основными являются три времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем (решали, решают, будут решать) Что делают? играют (наст. вр.) Что делал ? бежал (прош, вр.) Что сделаем? полетим (будущее вр.)

18 Прошедшее время Образуется от инфинитива с помощью суффикса –л Е Ед. ч. Мн. ч. М.р. Ж.р. Ср.р. Рисовали (мн. ч.) Рисовал ( м. р.) Рисовала (ж. р.) Рисовало (ср. р.) ^

19 Настоящее время Образуется от глаголов несовершенного вида, изменяются по лицам и Образуется от глаголов несовершенного вида, изменяются по лицам и числам. числам. Рисую – рисуешь- рисуем- рисуете

20 Будущее время Формы будущего простого времени имеют глаголы совершенного вида. Прочита-ю, прочита-ешь, прочита-ете, прочита-ют. Формы будущего сложноговремени имеют глаголы несовершенного вида. Буду читать, будешь читать, будем читать, будут читать. Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.

21 Спряжение глагола 1 спряжение -ешь -ешь -ет -ет -ем -ем -ете -ете -ут (-ют) -ут (-ют) 2 спряжение 2 спряжение -ишь -ишь -ит -ит -им -им -ите -ите -ат(ят) -ат(ят)

22 Чтобы определить спряжение выясни 2 спр. -ишь-ит-им-ите -ат(ят ) 1 спр. — ешь -ет-ем-ете -ут (-ют) Поставь глагол в н. ф. 1 спр. Не на –ить + брить, стелить 2 спр. -ить + исключения

23 Глаголы –исключения 2спряжение Проверь себя

24 Распредели слова в три столбика- по частям речи. Сущ.Прил.ГлаголСтучитКуклаВеселыйПовидлоСолнцеДуетБерезаЧитатьКричалКрасивый

26 Вставь пропущенные окончания существительных, устно определи склонение и падеж. 1. Не лежалось на окошк. покатился по дорожк… 2. Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнц.. тяжко, слезы льет бедняжка! 3. Нет ни речк. ни пруда, где воды напиться? Очень вкусная вода в ямк.. от копытца!

27 1. Не лежалось на окошк е (2спр.,П.п.), покатился по дорожк е (1спр.,Д.п.). 2. Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнц е (2спр.,П.п). тяжко, слезы льет бедняжка! 3. Нет ни речк и(1спр.,Р.п.), ни пруда, где воды напиться? Очень вкусная вода в ямк е (1спр.,П.п.) от копытца!

28 Определи спряжение шалишь торчат ткут берете побрить смотрит занозишь терпит верчу дышать живёте несём казнят

29 1спр. 2 спр. БерётеТкутПобритьНесёмЖивётеКазнятДышатьШалишьЗанозишьСмотритВерчуТерпит

Источник

Читайте также:  Форма 1 лица единственного числа глагола очутиться