Меню

Как меняется глагол по числам



Как глаголы изменяются по числам (таблица)

В в речевом обороте русского языка глагол называет действие, к которому можно задать вопрос: “Что делать?” или “Что сделать?” Видоизменяется по числам, родам, временам и лицам. Число глаголов определяет количество субъектов, производящих действие (стоит), находящихся в состоянии (мерзнет), процессе (испаряется), движении (бежит). Предлагаем наглядные таблицы, где сгруппированы основные показатели, которые помогут быстро усвоить материал.

Категория числа

Категория морфологическая, выражающая количественные параметры исполнителя действия. Изменяет слово грамматически, при этом сохраняя значение происходящего (принёс – принесли).

Существует 2 группы числовых форм.

  1. Единственное. Показывает, что в процессе участвует один субъект.
  2. Множественное. Наличие двух и более участников.

Эти числовые формы дразумевают противопоставление (один – не один) и свойственны всем формам, исключая инфинитив и деепричастие.

Определить число, как и другие свойства глагола, проще всего с помощью вопросов:

  • в единственном: я (что делаю?) покупаю;
  • во множественном: мы (что делаем?) покупаем.

Изменение по числам в изъявительном и условном наклонении

Грамматическая категория, определяющая модальность глагола, называется наклонением. В русском языке их два.

  1. Изъявительное – проявляется в прошедшем, настоящем и будущем временах.
    Например:
    – единственное: я писал, я пишу, я буду писать;
    – множественное: мы писали, мы пишем, мы будем писать.
  2. Условное – называет то, что может произойти при указанных условиях.
    Образовывается из глагола в форме прошедшего времени с частицей “бы”.
    Например:
    – единственное: Если бы вы подписали этот документ, я отправил бы его.
    – множественное: Мы купили бы тебе щенка, да денег нет.

Таблица стандартных окончаний

Правописание окончаний зависит от спряжения и наклонения. Окончания могут быть ударными и безударными. Безударные проверяются с помощью неопределенной формы по правилам спряжения.

Число глаголов в безличном предложении (БП)

В БП речь идет о процессах, протекающих независимо от активности субъекта:

  • природные явления (стемнело);
  • физическое и психическое состояние (почудилось, свербит);
  • присутствие или отсутствие (недостает, отсутствует);
  • желательности (следует, подобает).

Несмотря на то, что глагольное сказуемое БП имеет форму 3 лица единственного числа во временах настоящего и будущего и в среднем роде прошедшего времени, оно не соотносимо с каким-либо подлежащим. Поэтому лично-числовая принадлежность таких глаголов условна. Множественной формы они не имеют.

Число глаголов в неопределенно-личном предложении (НЛП)

Глагольное сказуемое в НЛП формально относится к 3 лицу мн.числа, но без соотнесенности с субъектами, производящими действие. Если дополнить предложение, то оно согласуется с местоимениями «они» или «все». В единственном значении такие глаголы не употребляются.

Источник

Изменение глаголов по числам

Цели:

  • Развивать умение изменять глаголы по числам, согласовывать имена существительные и глагол в числе.
  • Закреплять умение выделять глаголы в данном тексте. Делать выводы по определённому алгоритму.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер со слайдами, карточки с числами от 1 до 4.

I. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок.
Начинать пора урок.
Наступила тишина.
Нам вперёд идти пора. (Приложение 1, слайды 2, 3)

II. Работа над ошибками

Т…трад…, тр. ва, руж…ё, б…рёза, стр…лять , л…сок.

– Вставьте пропущенные буквы. Какие это орфограммы? Объясните их написание.
– Какое слово лишнее? (Cтрелять) Почему?
– Сегодня пополним наши знания о глаголе и вы узнаете как он изменяется.

III. Работа над новой темой

1) – Посмотрите на картинки и составьте предложения. (Гуси летят. Дельфины плавают. Олени пьют.)

2)
– Измените предложения, чтобы в них действовал один предмет.
– Что пришлось изменить в предложениях? (Существительные)
– Что произошло с глаголами? (Они тоже стали единственного числа.)
– На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?

Читайте также:  Падежами имен существительных управляют глаголы

3) – По данному плану сформулируйте вывод.

– Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по числам.)
– В каком числе употребляются глаголы? (Глаголы употребляются в единственном и во множественном числе.)
– Что обозначают глаголы в единственном числе? (В единственном числе глаголы обозначают действие одного предмета.)
– Что обозначают глаголы во множественном числе? (Во множественном числе глаголы обозначают действия нескольких предметов.)

IV. Упражнение в распознавании числа глаголов

1. Отгадай загадки. По действию предмета угадай предмет. Запиши отгадки.

а) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

б) Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)

в) Нет ног, а хожу,
Нет рта, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)

– Объясните правописание слов.
– Какой частью речи являются отгадки?
– Какое слово лишнее? (Часы)
– Почему?

2. Подбери к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу.

– В каком числе будут стоять глаголы?

V. Работа с учебником

Наблюдение над синтаксической ролью глагола.
Упражнение 250, с.7 – творческая работа – составьте 3 предложения, в которых глагол отвечает на вопрос «что делает?», а имя существительное на вопрос «кто?». (Запись предложений и разбор по членам предложения)
– Какой частью речи выражено подлежащее? Какой частью речи сказуемое? (Глаголы в предложении являются сказуемым).

Физминутка (под песню «Точка, точка, запятая»)

V. Упражнение в правильном употреблении формы числа глагола в тексте.

Самостоятельная работа. (списать текст, употребив глаголы в нужной форме; указать число глагола)

Игрушки

Дети (готовит, готовят) украшения. Звёзды (вырезает , вырезают) Миша Лужин. Хлопушки (клеит, клеят) Саша Чудин. Фонарики (делает, делают) девочки.

VI. Итог урока

– Что такое глагол?
– Как изменяется глагол?
– Какую роль играет глагол в нашей речи?
– Каким членом предложения является глагол?

VII. Домашнее задание

Упражнение 254 , с.8.

– А сейчас, из карточек разной мимики, выберете ту, которая показывает, как вы чувствовали себя на уроке.
– Урок закончен. Спасибо за хорошую работу.

Источник

Как изменяются глаголы?

Глаголы — неотъемлемая часть языка, они «приводят его к жизни». В связи со своей значимостью возрастает и потребность их использовании в разных значениях.

Итак, как изменяются глаголы?

По родам

Есть три рода: мужской , женский и средний.

Мужской: Федя делал; папа осмотрелся; он шагал; сосед разговаривал.

Женский: Анна прищурилась; сестренка веселилась; мама просматривала.

Средний: это уверяло; решение существовало; солнце отсвечивало.

По временам

Различаются на три времени: прошедшее, настоящее и будущее.

Прошедшее: позавчера я решилась высказаться; когда-то я был здесь; мы вспомнили об одном и том же

Настоящее: сейчас мы не отказываемся от прогулки; я пишу письмо своей матушке; он разъясняет мне правило об изменении глаголов.

Будущее: завтра я этим займусь; на следующей неделе наступит зима; через десять минут я точно сяду за уроки.

Также глаголы изменяются по числам: единственному и множественному.

Единственное число: я делал это в одиночку; он заговорил о себе; она закричала.

Множественное число: мы делали это с радостью; они мечтали о домашних животных; мои друзья болтали.

Читайте также:  Все возможные формы причастий от глагола гнать

По лицам

Также есть изменения глаголов по лицам. Их три:

Местоимение Пример
Первое я, мы Я мастерю карточный домик
Второе ты, вы Ты уселся за столиком
Третье он, она, оно, они Они увлекаются животноводством

По спряжениям

Существуют два вида спряжений + исключения

Окончания глаголов первого спряжения

Единственное число Множественное число
Первое лицо -у (-ю) ем (-ом)
Второе лицо -ешь (-ёшь) -ете (-ёте)
Третье лицо -ет (ёт) ут (-ют)

Окончания глаголов второго спряжения

Единственное число Множественное число
Первое лицо -у (-ю) -им
Второе лицо -ишь -ите
Третье лицо -ит -ат (-ят)

Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, а еще терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть.

По видам

Когда упоминается о видах глаголов, имеется в виду совершенность и не совершенность. Узнать это можно, поставив вопрос. Если глагол подходит под вопрос «Что делать?», то перед нами глагол несовершенный, а если под «Что сделать?», то совершенный.

  • Я люблю вышивать цветочки и выпиливать бруски из бревен.
  • Я люблю (что делать?) выпиливать.
  • Я рассуждал о том, о чём никому не следует и вспоминать.
  • Я (что сделал?) рассуждал.
  • Мы любим, когда мама печёт свой фирменный пирог.
  • Мы (что делаем?) любим.
  • Счастье есть, когда есть тот, кого любить.
  • Счастье (что делает?) есть.
  • Солнце встаёт по утрам.
  • Солнце (что делает?) встаёт.
  • Мышка убежала от своего врага-кошки.
  • Мышка (что сделала?) убежала.

По возвратности

Глагол является возвратным, если в конце есть суффикс –ся (себя).

  • Я помыл себя – я помылся.
  • Он осмотрел себя – он осмотрелся.
  • Мы начали прятать себя – мы начали прятаться.
  • Она преобразовала себя — она преобразовалась.
  • Он повысил себя — он повысился.
  • Они обвели себя — они обвелись.
  • Она позволила обмануть себя — она обманулась.

По переходности

Также происходит изменение глаголов по переходности. Они бывают переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, что переходит на другой предмет в винительном падеже.

  • Я вышиваю цветы; мы смотрим фильм; подруга рассматривает шкатулку.
  • Непереходными глаголами являются все остальные глаголы.
  • Взглянуть на папу; улыбнуться прохожему; осмотреться в округе.

Источник

Изменение глаголов по числам

Урок 30. Русский язык 2 класс ФГОС

Конспект урока «Изменение глаголов по числам»

Это я, Проша. Я иду к Василисе. В прошлый раз мы говорили с ней о глаголе. Хочу побольше узнать об этой части речи.

– Здравствуй, Проша. Проходи. Пришёл поговорить о глаголах?

– Хорошо. Давай сначала проверим, как ты усвоил прошлый материал. Расскажи, что такое глагол.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? и что сделать? что делает?, что сделал?, что сделает? Например, цветёт, придумал, нарисует.

– Верно. Ты был очень внимателен в прошлый раз.

У каждой части речи, Проша, есть общее свойство. Ты уже знаешь, что общим свойством глаголов является «обозначать действие предмета». Глаголы могут обозначать действие одного предмета или нескольких.

Давай рассмотрим примеры.

Муравьишка шагает. Муравьишка (что делает?) шагает. Глагол «шагает» обозначает действие одного предмета.

Муравьишки шагают. Муравьишки (что делают?) шагают. Глагол «шагают» обозначает действие нескольких предметов.

Если глагол обозначает действие одного предмета, то он стоит в единственном числе. Глагол «шагает» единственного числа. А если глагол обозначает действие нескольких предметов, то он стоит во множественном числе. Глагол «шагают» множественного числа.

Читайте также:  Быть это глагол какой формы

Проша, а как ты думаешь, что нам помогло определить число, в котором употреблён глагол?

– Нууу, мы ставили к глаголам вопрос от слов «муравьишка» и «муравьишки».

– Угу. Все правильно. Нам помогли имена существительные «муравьишка» и «муравьишки».

Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу. Вот смотри: существительное «муравьишка» ед. числа и глагол «шагают» единственного числа. Существительное «муравьишки» стоит во мн. числе, и глагол «шагают» – тоже во мн. числе.

А на какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе и во множественном?

– Интересно: на какие?

В первом блокноте записаны глаголы в единственном числе. Поставим к ним вопросы.

поёт (что делает?)

решал (что делал?)

нарисую (что сделаю?)

А во втором блокноте записаны глаголы во множественном числе. Поставим теперь и к ним вопросы.

поют (что делают?)

решали (что делали?)

нарисуем (что сделаем?)

Смотри, что получается: глаголы в единственном числе отвечают на вопросы: что делает? что делал? что сделаю?, а во множественном – на вопросы что делают? что делали? что сделаем?

А теперь, Проша, давай потренируемся. Перед тобой 2 столбика слов.

Составь из этих слов пары так, чтобы получились предложения с верным сочетанием слов.

– Это нужно сделать так:

– А можно ли сказать так: Мальчик играют?

– Нееееет, нельзя. Существительное «мальчик» стоит в ед. числе, а глагол «играют» – во множественном. Нужно или глагол поставить в форму единственного числа, и получится «мальчик играет», или можно ещё существительное поставить в форму множественного числа. И получится: «мальчики играют». Ты же сама говорила, что глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.

– Проша, как ты думаешь, можно ли сказать, что глагол «играет» изменяется по числам?

– Я думаю, что можно. Играет – ед. число. Играют – множественное.

– А другие глаголы изменяются по числам?

– Конечно, изменяются. Вот смотри: цветёт (ед. число), цветут (мн. число).

– Всё верно, Проша. Глаголы изменяются по числам.

Давай потренируемся изменять глаголы по числам.

Вот предложения. Найди в них глаголы и измени их по числам.

Пригрело весеннее солнышко. Кругом тает снег. Звенит капель. Весело чирикают во дворе воробьи.

– Пригрело весеннее солнышко. Глагол «пригрело». Он единственного числа. Поставлю его в форму множественного числа. Будет — «пригрели».

Кругом тает снег. Глагол – «тает». Он тоже ед. числа. Поставлю его в форму множественного числа. Будет – «тают».

Звенит капель. Глагол – «звенит». Это ед. число. А во мн. числе будет – «звенят».

Весело чирикают во дворе воробьи. Глагол – «чирикают». Это множественное число. А в ед. числе будет – «чирикает».

– Всё верно. А сейчас, Проша, давай составим для тебя памятку, которая поможет правильно определять число глаголов.

– Давай составим. А я в свой блокнот всё запишу.

* Глаголы изменяются по числам.

* Они бывают единственного и множественного числа.

* Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета и отвечают на вопрос что делает?

* Глаголы во множественном числе обозначают действие нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают?

– Спасибо за урок, Василиса. Мне пора. До свидания.

Источник