Меню

Как написать глаголы в третьем лице единственного числа



3 класс. Английский .

Урок № 10 Тема: «Настоящее простое время. Present Simple. Глаголы в 3 лице единственного числа».

Основная цель урока: Познакомить учеников с правилом добавления окончания s к глаголам в 3 лице ед. числа настоящего времени (Present Simple).Объяснить правила чтения этого окончания в глаголах.

1. Open your books at page 32 exercise 2 (стр.32 №2). Прослушайте аудиозапись №27, затем прочитайте предложения и скажите, чем отличаются используемые в них формы глаголов. Example: I feed my dog — Я кормлю мою собаку (глагол без окончания). He feeds his dog — Он кормит его собаку (глагол с окончанием – s ).

Сделаем вывод: После местоимений: I, You, We, They — глагол пишется без окончания, а после местоимений: He, She, It – у глаголов появилось окончание – s .

2. Правило. Окончание – s(-es) появляется у смысловых глаголов в 3 лице, когда на месте подлежащего стоит he (он), she (она), it (оно) или его можно условно заменить одним из этих местоимений. Данное окончание произносится в словах по-разному: со звуком [s], [z], [iz].

— Если слово оканчивается на -s, -ss, -sh, -ch, -tch, -x, -z, -zz, —o то прибавляется окончание –es и читается со звуком [iz]. Example: teach-teaches (учить-учит), wash-washes (мыть-моет), mix-mixes (смешивать-смешивает).

— Если слово оканчивается на –y, а перед ней согласная буква, то y заменяется на- i и прибавляется окончание –es, которое будет произноситься со звуком [z]. Example: cry-cries (кричать-кричит), fly- flies (летать-летит).

В случае, когда перед —y стоит гласная, то —y сохраняется и прибавляется окончание –s, которое будет произноситься со звуком [z]. Example: play-plays (играть-играет).

В остальных случаях добавляем к глаголам окончание — s, которое читаем со звуком [s]- если на конце глагола гласная буква или глухой согласный (like-likes, cook-cooks) и со звуком [z]- после звонких согласных на конце глагола (run-runs, feed-feeds).

Просмотрите видео урок (к данному правилу):

Запишите эту таблицу в свой грамматический справочник.

3. Задание для закрепления правила.

Давайте проверим, как вы усвоили это правило. Open your books at page 33 exercise 4. Выполните письменно задание на стр.33 № 4. Выберите правильную форму глагола. Помните, что после подлежащих 3 лица ед. числа ( he (он), she (она), it (оно)) у глаголов будет окончание – s.

Проверьте себя по аудиозаписи:

Задание для самоконтроля

Рассмотрите картинки и скажите, что делают эти ребята по утрам и вечерам стр. 34 № 5.

Источник

Личные окончания глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы, кото­рые выра­жа­ют кате­го­рию лица и чис­ла. Личные окон­ча­ния гла­го­лов зави­сят от того, к како­му спря­же­нию при­над­ле­жит гла­гол.

Узнаем, какие окон­ча­ния име­ют гла­го­лы 1 и 2 спря­же­ния, какой алго­ритм при­ме­нить, что­бы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов.

Грамматический тер­мин «окон­ча­ние» по отно­ше­нию к гла­го­лам ука­зы­ва­ет, что сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи изме­ня­ют­ся. В рус­ском язы­ке гла­го­лы изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни. Что это зна­чит? Разберемся, что такое лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов.

Лицо и окончания глаголов

Глагол как само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет дей­ствие или про­цесс по отно­ше­нию к дей­ству­ю­ще­му лицу или пред­ме­ту. Каждый гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни мож­но соот­не­сти с опре­де­лен­ным лицом, выпол­ня­ю­щим то или иное дей­ствие, или с участ­ни­ком речи:

Читайте также:  Тренажер правописание глаголов тся ться

Грамматическая кате­го­рия лица выра­жа­ет­ся с помо­щью окон­ча­ний гла­го­лов, кото­рые назы­ва­ют­ся лич­ны­ми. Личные окон­ча­ния гла­го­лов сопря­же­ны с место­име­ни­я­ми, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить лицо, выпол­ня­ю­щее дей­ствие или участ­ву­ю­щее в нём.

В рус­ской грам­ма­ти­ке раз­ли­ча­ют три фор­мы лица гла­го­ла в един­ствен­ном и мно­же­ствен­ном чис­ле:

1. Первое лицо обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­но­го субъ­ек­та дей­ствия

2. Второе лицо обо­зна­ча­ет дей­ствие собе­сед­ни­ка

3. Третье лицо ука­зы­ва­ет на того, о ком идет речь

  • он, она, оно пла­ва­ет — они пла­ва­ют;
  • он, она, оно кра­сит — они кра­сят.

Спряжение и личные окончания глаголов

Форма лица, соот­не­сен­ная с дея­те­лем, выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся у раз­ных гла­го­лов.

Способность гла­го­лов изме­нять­ся по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

В зави­си­мо­сти от систе­мы лич­ных окон­ча­ний боль­шин­ство гла­го­лов рус­ско­го язы­ка отно­сят к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию.

Таблица

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем 2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узна­е­те 3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим 2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научи­те 3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Личные окончания глаголов 1 спряжения

Спряжение гла­го­ла мож­но опре­де­лить по лич­ным удар­ным окон­ча­ни­ям. Первое спря­же­ние объ­еди­ня­ет гла­го­лы, кото­рые име­ют лич­ные окон­ча­ния:

  • 1 лицо -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
  • 2 лицо -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
  • 3 лицо -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.)

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «беречь»:

  • 1 лицо я берег у́ — мы береж ём
  • 2 лицо ты береж ёшь — вы береж ёте
  • 3 лицо он береж ёт — они берег у́т

Глаголы пер­во­го спря­же­ния в лич­ных окон­ча­ни­ях име­ют удар­ные глас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ё», «у», «ю».

Личные окончания глаголов второго спряжения

Ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся гла­го­лы, име­ю­щие удар­ные лич­ные окон­ча­ния:

  • 1 лицо -у/-ю (ед.ч.) — -им (мн. ч.)
  • 2 лицо -ишь (ед.ч.) — -ите (мн. ч.)
  • 3 лицо -ит (ед.ч.) — -ат/-ят (мн. ч.)

Посмотрим, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «кро­ить»

  • 1 лицо я кро ю́ — мы кро и́м
  • 2 лицо ты кро и́шь — вы кро и́те
  • 3 лицо он кро и́т — они кро я́т

Итак, гла­го­лы вто­ро­го спря­же­ния име­ют лич­ные окон­ча­ния с глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «и», «а», «я».

Безударные личные окончания глаголов

У мно­гих гла­го­лов лич­ные окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ют сомне­ния в выбо­ре букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».

Как пра­виль­но пишут­ся лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов:

  • ты пля́ш е шь или пля́ш и шь;
  • снег сы́пл е т или сы́пл и т;
  • мы гуля́ е м или гуля́ и м;
  • муравьи тащ а т или тащ у т;
  • зер­но се́ ю т или се́ я т?

Если у гла­го­ла без­удар­ное лич­ное окон­ча­ние, сле­ду­ет опре­де­лить его спря­же­ние. Спряжение гла­го­ла с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми выяс­ня­ют по неопре­де­лен­ной фор­ме.

Читайте также:  Подбери родственные слова к глаголам примирять и примерять

Ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся все гла­го­лы с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ить, кро­ме слов «брить» и «сте­лить»:

В эту груп­пу доба­вим семь гла­го­лов с конеч­ным -еть (смот­реть, видеть, нена­ви­деть, вер­теть, зави­сеть, тер­петь, оби­деть) и 4 гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать (гнать, дер­жать, дышать, слы­шать). Их мож­но запом­нить с помо­щью стишка-подсказки:

К пер­во­му спря­же­нию, невзи­рая на конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить, отне­сем глаголы-исключения «брить» и «сте­лить» и все сло­ва, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся соче­та­ни­я­ми -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь, напри­мер:

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов, вос­поль­зу­ем­ся без­оши­боч­ным алго­рит­мом.

Алгоритм написания безударных личных окончаний

В опре­де­ле­нии без­удар­но­го лич­но­го окон­ча­ния гла­го­ла дей­ству­ем поша­го­во:

  1. ста­вим гла­гол в неопре­де­лен­ную фор­му;
  2. выяс­ним, какая глас­ная бук­ва обо­зна­ча­ет суф­фикс гла­го­ла перед окон­ча­ни­ем -ть ( а ть, о ть, у ть, и ть и пр.);
  3. по этой глас­ной опре­де­ля­ем I или II спря­же­ние, учи­ты­вая глаголы-исключения;
  4. выби­ра­ем глас­ную бук­ву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в без­удар­ном окон­ча­нии.

Образец рассуждения

Неопределенная фор­ма гла­го­ла «мол о ть» име­ет суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой «о». По конеч­но­му бук­во­со­че­та­нию -оть отне­сем этот гла­гол к I спря­же­нию. Следовательно выбе­рем бук­ву «е» в напи­са­нии без­удар­но­го окон­ча­ния гла­го­ла 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни:

Ты как сле­ду­ет разгон…шься и быст­ро спуст…шься с горы.

Слово «раз­го­нишь­ся» (что сде­ла­ешь?) име­ет началь­ную фор­му «разо­гнать­ся». В этом при­ста­воч­ном гла­го­ле сле­ду­ет уви­деть про­из­во­дя­щее сло­во «гнать»:

гнать → разо гнать → разо­гнать ся .

Значит, это глагол-исключение, кото­рый окру­жен сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми: при­став­кой и пост­фик­сом. Наличие этих мор­фем не меня­ет спря­же­ния гла­го­ла.«Разогнаться» — это гла­гол II спря­же­ния, как и про­из­во­дя­щее сло­во «гнать».

Напишем бук­ву «и» в окон­ча­нии фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни «разго́н и шь ся».

Слово «спу­стишь­ся» (что сде­ла­ешь?) име­ет началь­ную фор­му «спу­стить­ся». Наличие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся не вли­я­ет на спря­же­ние гла­го­ла. В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла «спуст и ться» выявим суф­фикс -и- перед окон­ча­ни­ем -ть. Слово закан­чи­ва­ет­ся на -ить. Значит, это гла­гол II спря­же­ния.

Выберем бук­ву «и» в без­удар­ном окон­ча­нии фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла буду­ще­го вре­ме­ни — спу́ст и шь ся.

Презентация «Правописание личных окончаний глаголов»

Видеоурок

Источник

Английский с цинизмом

Советские учебники, английский язык, А.П. Старков, Р.Р. Диксон, М.Д. Рыбаков, Б.С. Островский

четверг, 25 октября 2012 г.

Урок 29. Третье лицо единственного числа глаголов в Present Indefinite в английском языке.

Посмотрим, как образуется третье лицо единственного числа глаголов в Present Indefinite в английском языке.

Форма 3-го лица единственного числа настоящего неопределенного времени образуется прибавлением к глаголу окончания -s(-es). Окончание -s после глухих согласных произносится как [s], после звонких согласных и гласных как [z]. Окончание -es прибавляется к глаголам, оканчивающимся на -s, -ss, , -ch, -tch, -sh, произносится как [iz].
He works at a shoe factory. She lives in Moscow. He watches TV in the evening.
Примечание. Глаголы do и go принимают в 3-м лице единственного числа окончание -es. She does her morning exercises every day. He goes to the factory by bus.

Читайте также:  Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и родам

I get up at seven o’clock. He gets up at seven o’clock too. — Я встаю в 7 часов. Он тоже встает в 7 часов
They live in Moscow. She lives in Moscow too. — Они живут в Москве. Она тоже живет в Москве.
We go to school in the morning. He goes to school in the morning too. — Мы ходим в школу утром. Он тоже ходит в школу утром.
I watch TV in the evening. She watches TV in the evening too. — Я смотрю телевизор вечером. Она тоже смотрит телевизор вечером.
Ho: We do our morning exercises at seven o’clock. He does his morning exercises at seven o’clock too. — Мы делаем нашу утреннюю гимнастику в 7 часов. Он тоже делает свою утреннюю гимнастику в 7 часов.

Еще несколько примеров с третьим лицом единственного числа глаголов в Present Indefinite:

My father goes to his factory by bus. — Мой отец ездит на фабрику автобусом.
Our aunt has supper at eight o’clock. — Моя тетя ужинает в восемь часов.
The girl makes her bed and goes to the dining-room. — Девочка застилает постель и идет в столовую.
She does her homework in the afternoon. — Она делает свою домашнюю работу после обеда.
The boy eats bread and butter and drinks tea. — Мальчик ест хлеб с маслом и пьет чай.
He washes his hands and face in the morning. — Он моет руки и лицо утром.
After work my mother usually takes a bus and goes home. — После работы моя моя мама обычно едет автобусом домой.
My sister has an English lesson on Monday. — У моей сестры урок английского в понедельник.
We usually have dinner at three o’clock. — Обычно мы обедаем в три часа.
The child usually plays in the yard. — Ребенок обычно играет во дворе.
The children go to bed at ten o’clock. — Дети ложатся в постель в 10 часов.
The little girl does her morning exercises every day. — Маленькая девочка делает свою утреннюю гимнастику каждый день.
My mother works on a farm. — Моя мама работает на фабрике
The boy helps his parents. — Мальчик помогает своим родителям.
At the lesson they show their exercise-books to the teacher. — На уроке они показывают свои тетради учителю.

И напоследок стишок:

We Live Неге
I live here,
You live near,
Tom lives so far
That he goes in a car.
We live near,
You live here,
Tom and Ray
Live far away.

Я живу здесь,
Ты живешь близко,
Том живет так далеко,
Что он ездит на машине.
Мы живем близко,
Ты живешь здесь,
Том и Рей
Живут далеко отсюда.

Источник