Меню

Как найти спряжение у глагола с безударным окончанием



Спряжение глагола

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно поставить глагол в форму 3 лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) – это I спряжение; слышим -ат (-ят) – это II спряжение. И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо глагол поставить в форму инфинитива (неопределенной формы) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами, оканчивающимися на -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся ко II спряжению);
  • тремя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ить (зиждиться, стелить, брить);
  • всеми глаголами, оканчивающимися на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть и др. (обуть, полоть, смолоть).

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениям. оканчивающимися на -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • четырьмя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ать (дышать, слышать, гнать, держать).

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные от них), которые при спряжении имеют окончания то I, то II спряжения. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются глаголами-исключениями.

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием»

Тип урока: открытия нового способа действия

Тема урока: Определение спряжения глаголов с безударным окончанием

Цели урока: 1. Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием, через решение проблемной ситуации на основе исследования.

2. Формировать навык самоконтроля.

3. Воспитание самостоятельности, творческой активности учащихся; уважение к самому себе; умения прислушиваться к мнению других.

а) две со словами (кол.т (дрова)

в) со словами: пишет, затянет, влияете, поборете, желтеем, дежуришь, ходит, любите, лепим;

г) с выполненным упр. № 257, стр.163.

I. Организационный момент

б) запись числа, классной работы.

II. Этап актуализация знаний

1. Работа со словами, записанными на доске.

На доске: найдут, шалишь, зубрят, вернешься, торчат, соберешься, посчитают.

— Ребята! Прочитайте слова, записанные на доске.

— Что общего в этих словах?

— Докажите, что это глаголы.

— Распределите эти глаголы на две группы. (Учащиеся распределяют данные глаголы на две группы – устно).

а) по виду:

Совершенный

Несовершенный

найдут, соберешься,

торчат, шалишь, зубрят

вернешься, посчитают

б) по возвратности:

Возвратный

Невозвратный

соберешься, вернешься

торчат, найдут, шалишь, зубрят,

посчитают

в) по спряжению:

I спряжение

II спряжение

найдут, соберешься, вернешься,

торчат, шалишь, зубрят

посчитают

2л., ед.число

3л., мн.число

шалишь, соберешься, вернешься

найдут, торчат, зубрят, посчитают

д) с и без

с

без

найдут, соберешься, посчитают

торчат, шалишь, вернешься, зубрят

е) с ударным ; и безударным ; с ;

с ;

найдут, торчат, шалишь, соберешься,

посчитают

вернешься, зубрят

  • В какой классификации у нас в одной из групп оказался 1 глагол? (; или ; )
  • (Прочитайте глаголы и поставьте ударение. Что вы заметили?)
  • К какому спряжению относится глагол посчитают? Как вы это определили?
  • Что вы можете сказать об окончаниях глаголов первого спряжения? (Правило)

Вывод: в окончаниях глаголов первого спряжения пишется гласная е, а в третьем лице множественного числа –

2. Проспрягайте глагол посчитают. (Фронтальная работа)

  • Чем отличается этот глагол от тех, которые мы спрягали ранее? (У него безударное окончание)
  • Так как же мы определили спряжение глагола с безударным окончанием? (По 3 л. мн.ч.)

Вывод: Мы определили спряжение у глагола с безударным окончанием по 3 л. мн.числа и сказали, что это глагол первого спряжения, так как в третьем лице множественного числа окончание – ют, следовательно гласная в окончании – е.

1. Определите к какому спряжению относится данный глагол:

На доске: (карточка) кол.т (дрова)

(1-й уч. Глагол кол.т относится ко П спряжению. Почему? Потому, что в 3 лице множественного числа окончание — .

2-й уч. Глагол кол.т относится к I спряжению, так как в 3 лице множественного числа

окончание – ).

Вывод: работает в данном случае способ определения спряжения по 3 лицу множественного числа? Нет, не работает.

  • Значит какая наша цель урока? (Найти другой способ определения спряжения глагола с безударным окончанием).

1. Работа по карточкам в группах

А. Планирование работы.

а) определить спряжение глаголов, выделив окончание;

б) образовать неопределённую форму глагола;

в) выделить глаголы с суффиксом – ить.

г) понаблюдать и сделать вывод: как можно определить спряжение глагола, если 3 лицо множественное число не помогает.

Источник

Библиотека

Безударные личные окончания глаголов

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Безударные личные окончания глаголов

Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ), а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят). Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.), а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют). Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.

Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.

1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж _ т испытания года… (Л. Толстой)

2. Так гений радостно трепещ _ т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ _ т
Иного гения полёт. (Н. Языков)

3. Страшно стан _ т, а тут, – точно как будто заслыш _ шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч _ т… (Ф. Достоевский)

4. Вникн _ м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)

5. Одича _ шь, зна _ те, буд _ шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)

6. Они скоро знакомятся, и не успе _ шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)

7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим _ те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)

8. Ты вид _ шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)

9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид _ т. (Л. Толстой)

10. Пусть безумствует море и хлещ _ т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ _ т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)

11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел _ т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)

12. И пышный пир как будто дремл _ т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)

13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор _ тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском. (Пиндар)

14. Он чувствовал, что его занятия происход _ т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)

15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе _ шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)

16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ _ шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)

17. Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерп _ шь, и хорошо, что ед _ шь. Чистое дело марш! (Л. Толстой)

18. И все они борются и страда _ т, и мучают, и порт _ т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)

19. У нас растворили окошко; солнышко свет _ т, птички чирикают, воздух дыш _ т весенними ароматами, и вся природа оживля _ тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)

20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна _ те Бога, и что вы ненавид _ те свою жизнь. (Л. Толстой)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Источник

Читайте также:  Глагол eat в будущем времени