Меню

Как найти видовую пару глагола



Виды глаголов

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.

Таблица совершенных и несовершенных глаголов

Несовершенный вид Совершенный вид
Инфинитив Что делать?
играть
Что сделать?
поиграть
Прошедшее время Что делал?
играл
Что сделал?
поиграл
Настоящее время Что делаю?
играю
Будущее время Что буду делать?
буду играть
Что сделаю?
поиграю

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?:

сидеть, говорить, играть.

Глаголы несовершенного вида имеют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:

(что делал?) толкал – прошедшее время, возможно, действие повторялось несколько раз и неизвестно, был ли достигнут нужный результат;

(что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

(что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно, действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца.

Подробнее про каждую временную форму глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов .

Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:

зажигал, зажигаю, буду зажигать.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:

присесть, поговорить, прочитать.

Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:

(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится.

Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:

Образование видов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

удва ивать – удво ить,

Заменой суффиксов и чередованием букв в корне:

Видовые пары глаголов

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и то же действие:

Несовершенный вид Совершенный вид
брать
ловить
класть
искать
говорить
взять
поймать
положить
найти
сказать

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда
(настоящее время, несовершенный вид).

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде
(будущее время, совершенный вид).

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.

Источник

Как найти видовую пару глагола

Падучева Е.В. Семантические исследования М., 1996. Глава «Вид и лексическое значение. 3. Видовые пары». С. 88-97.

Видовые пары

Отказ от словоизменительной трактовки вида не требует отказа от понятия видовой пары: видовая парность может быть задана как отношение между самостоятельными лексемами в словаре. При этом один глагол может входить в разные пары (что исключается словоизменительной трак­товкой вида), и даже в одной паре СВ—НСВ могут быть разные семантические соотношения, т. е. одни и те же два глагола могут входить в разные ары друг с другом.

Мы называем т р и в и а л ь н ы м такое соотношение в паре СВ— НСВ (и, соответственно тривиальной — такую пару), когда глагол НСВ обозначает многократное повторение той ситуации, которая обозначена глаголом СВ. Это соотношение соответствует тривиальному значению НСВ — многократному. Оно тривиально в том смысле, что есть у всех глаголов НСВ, входящих в видовую пару, см. Маслов 1948. Тривиальными парами являются, например, открывать—открыть, находить—найти. А любить — полюбить, подозревать—заподозрить — не являются <много раз любил ‘много раз полюбил)

Среди н е т р и в и а л ь н ы х ( термин из Булыгина, Шмелев 1989) соотношений в видовых парах для русской грамматики существенно только одно придельное. Глаголы СВ и НСВ в предельной паре соотносятся по смысл у в то чности так, как основные значения их видовых граммем: СВ обо­значает изменение состояния, а НСВ — одну из фаз соответствующего про­цесса или деятельности.

Среди видовых пар, образованных имперфективацией (т . е. самых «типичных»), предельная пара обязательно является одновременно и тривиальной: открыл задает результат процесса открывает, а, кроме того, открывает может обозначать итерацию открыл. Обратное, однако, невер­но: есть много таких глаголов НСВ, которые образуют с производящим глаголом СВ тривиальную пару, но не предельную. Так, в парах, которые образованы вторичной имперфективацией, — съедать, выучивать, изнаши­вать и т. д. — НСВ часто не входит ни в какие соотношения со своим СВ, кроме тривиальных; в парах видеть—увидеть, ждать—подождать, гово­рить (,что)—сказать, рисковать—рискнуть есть тривиальное соотношение, а предельными они не являются.

Читайте также:  Как проверить суффикс ива ева в глаголах

Поскольку, как уже было сказано, типичная предельная пара является одновременно и тривиальной, совпадение этих двух функций НСВ служит грамматическим тестом. А именно, в сложных случаях префиксального и супплетивного вида (делать—сделать, брать—взять, класть—положить) давно (хотя, быть может, и не вполне осознанно) ис­пользуется критерий, состоящий в том, что для глаголов, входящих в семантическое отношение процесс в развитии — процесс, достигший предела, видовая соотнесенность признается в том случае, если эти глаголы могут функционировать и как тривиальная пара. На этом основании не признается видовой, скажем, пара искать—найти. Действительно, найти входит в предельную пару с искать; однако искать не является много­кратным коррелятом к найти, поскольку искал не может значить ‘много раз находил; а для видовой пары необходимо выполнение «об ои х условий» как в паре открывать—открыть. То же в паре ждать—с не является тривиальным коррелятом к дождаться, а потому ждать-дождаться не составляют видовой пары.

При имперфективации положение совсем иное: если префиксальные (и, тем более, супплетивные) образования, чтобы стать видовой парой, обязательно проходят семантический контроль (на «чисто видовое» соот­ношение, а на самом деле — на одновременное выполнение двух семанти­ческих соотношений: предельного и многократного), то про имперфекти-вацию априори предполагается, что она дает, видовую пару. Между тем, имперфективация гарантирует только тривиальное соотношение в паре СВ-НСВ нетривиальное соотношение может какое угодно, оно совершенно не обязано быть предельным – это было убедительно проде-монстрировано в Булыгина, Шмелев 1989 на примере видовых пар мен­тальных глаголов.

Разнообразие нетривиальных семантических соотношений в видовых парах, образованных имперфективацией, неудивительно. Как следует из толкования основного значения НСВ, предложенного выше, спектр допус­тимых соотношений в паре СВ—НСВ ограничен, в принципе, только тем, что глагол НСВ обозначает ситуацию, которая длится во времени, а гла­гол СВ — наступление но вого со стояния.

В работе Булыгина Шмелев 1989 тривиальным былоназвано не только многократное значение НСВ, но и такие которые возникают у глагола НСВ. Когда он употребляется как бы в_значении_СВ – в конт ексте так называемого наст, истори че ского (где видовое значение глагола, если совпадает, то полностью

·совпадает со значением СВ, а специфическое значение имеет только граммема времени), в контексте отрицания, в сценических ремарках. Однако при таком расширении набора диагностических контекстов тривиальное соотношение пере­стает быть однозначным критерием видовой парности, поскольку разные контек­сты, естественно, будут давать разные ответы. Как правило, многократность дает наилучшее приближение к традиции. Так, глаголы засмеяться—смеяться не счи­таются видовой парой и не составляют многократной пары: Он когда-нибудь сме­ялся? — ‘хоть раз смеялся’, а не ‘хоть раз засмеялся’; между тем они фигурируют как пара в наст историческом. (.Я ему говорю, что заболел, а он смеется) и уж во всяком случае в сценических ремарках. Другой пример. Глаголы идти и пойти не считаются видовой парой и не составляют многократной пары. Между тем в наст. историческом идет может означать ‘пошел’ (Тут он встает и идет к двери). Кон­тексты нейтрализации видового противопоставления не ограничиваются перечис­ленными. Так, еще один контекст нейтрализации дает императив: садитесь » сядьте, берите » возьмите и т. д. В этом контексте НСВ легко заменяет СВ с на­чинательным значением (Молчи! » Замолчи!), хотя в других контекстах нейтрали­зации молчать и замолчать, конечно, не заменяют друг друга. Так что в целом употребление видов в контексте нейтрализации, равно как и семантическое тож­дество видовых форм в таких позициях, составляет отдельную проблему.

4. Лексическая семантика и видовая парность

Обратимся к нашей задаче 1: можно ли предсказать вхождение глагола в видовую пару, исходя из его лексической семантики? По крайней ме­ре для предельных пар эта задача кажется разрешимой: наличие или от­сутствие у глагола видового коррелята определяется принадлежностью глагола к одному из четы рех классов Вендлера (Vendler 1967а). Эти клас­сы мы назовем: I. Состояние ( Stales), II . Непредельные процессы (activities); III. Действие и придельные процесс ы IV- Скачки (achievements). Разумеется, принадлежность к классу определена не для глагола в целом, а для глагола в аспектуально однозначном кон­тексте.

С классами Вендлера можно сопоставить схемы, которые представ­ляют распределение ситуации — во времени 2 . В ситуации, обозначаемой данным глаголом, в принципе, могут различаться: д ва статических фраг- мента, динамическими фрагмент, а т акже моменты перехода стояние и начала динамической фазы На наших фрагменты представлены горизонтальными линиями, а динамические – восходящими что означает не восхождение по какому-либи параметру, а просто наличие динамики). Стрелка указывает направление оси времени. Точка начала ситуации является факультативным компонентом ситуации, поскольку состояние может не иметь фиксированного момента начала. Например, оставался не значит, что в какой-то момент остался, т. е. при­нял решение остаться; знаю не предполагает, что в какой-то момент узнал; верю,— что поверил.

Читайте также:  Разница глаголов match fit suit

Класс I. Состояния <скучает, тоскует, болеет, висит, стоит, на­ходится; считает ; знает, любит, правит, подавляет и т. д.):

\ К л а с с II. Деятельности и непредельные процессы (поет, гуляет, купается, идет , бежит , усиливается, увеличивает­ся, повышается и т. д):

Класс III. Действия и предельные процессы (нарисовал, , построил , прочитал , вскопал , купил , открыл , сварил , покрасил ; со­зрел, высох, увял, заржавел). Соответствующие глаголы НСВ относятся к тому же классу:

Состояния (класс I) и непредельные процессы (класс II) выражаются глаголами НСВ: это ситуации, которые могут длиться во времени, т. е. проходить через последовательность временных фаз, что соответствует . исходной предпосылке НСВ. Моментальный переход (класс IV) описыва­ется глаголом СВ: это ситуация изменения состояния, что соответствует исходной предпосылке СВ. Наконец, предельным процессам и действиям (класс III) соответствуют в русском языке два глагола — совершенного и несовершенного видов: первый описывает ситуацию «в ее целостности», а второй непосредственно обозначает только некоторую фазу динамического фрагмента, хотя по смыслу соотносится с ситуацией в целом, включая и «предельный переход» (в силу той импликации, в которой отражается лек­сическая производность НСВ от СВ).

Русский материал показывает, однако, что отнесение глагола к одно­му из классов Вендлера иногда определяется не структурой ситуации как фрагмента действительности, а структурой языка. В ряде случаев, чтобы сделать для данного глагола выбор между классами III и II, а также меж­ду классами III и IV, необходимо, при словоизменительном подходе к ви­ду, знать, относятся ли словоформы разных видов к одной лексеме, а при классифицирующем — составляют ли глаголы предельную видовую пару.

Приведем примеры глаголов, которые будут отнесены к тому или иному из классов Вендлера не на основе их собственной семантики, а в зависимости от их вхождения в предельную пару.

1. Глаголы искать и ждать относятся, по определению Ю. С. Мас-
лова, к глаголам «бесперспективного протекания» (класс II), поскольку не составляют тривиальной — а следовательно, и видовой — пары с найти и дождаться (хотя и входят с ними в предельную пару). В то же время по­ дыскивать и дожидаться относятся к классу III (поскольку есть парные подыскать и дождаться), хотя семантические различия, скажем, между искать и подыскивать не так уж велики. Глагол ловить, между тем, отно­ сится к классу III, хотя его итоговое состояние задается глаголом пой­
мать: дело в том, что поймать — супплетивный СВ от ловить, т. е. глагол, который входит с ним и в предельную, и в тривиальную пару.

2. Глаголы прийти, найти относятся к классу IV, а не III — хотя, ка­залось бы, они не сильно отличаются по смыслу, соответственно, от по­дойти и подыскать. Дело в том, что прийти и найти образуют с прихо­дить и находить не предельные пары, а всего лишь тривиальные.

3. Глагол включить относится к классу III, так как существу­ет включать; а щелкнуть — моментальный переход, класс
IV: щелкать — тривиальный коррелят к щелкнуть. Между тем включить
свет это и значит щелкнуть выключателем.

Даже глаголы класса I участвуют в игре: состояния отличаются от процессов тем, что они никуда не ведут. Поэтому, скажем, пары оставать­ся—остаться, опаздывать—опоздать не являются предельными: оставаться и опаздывать однозначно квалифицируются как глаголы состояния, а тем самым остаться и опоздать автоматически выталкиваются в класс моментальных гла­голов.

Таким образом, получается, что хотя принадлежность к классу Венд-лера и предопределяет видовую парность глагола, но сам состав этих классов корректируется в русском языке видовой семантикой глагола.

Тем не менее, связь понятия предельности с классификацией Вендле-ра, которая была построена для других целей, представляется полезным обобщением, ср. Mehlig 1981/1985. Например, оказывается, что в основе понятия _гфедельнои_лавь1. в русском языке лежит тот же признак «процессHocTb’j который регулирует допустимость формы продолженного вида

антлийского глагола, ср. Comrie 1976, Smith 1983.

5. Типы семантических соотношений в видовых парах

Перейд ем теперь к задаче 2!^ можно ли вывести семантическое соот-ношение ‘1ГВидовой паре из ле ксического значения» Глагол а. В лкюой видо-‘ вой паре глагол» НСЁ, по определению, имеет, оыть может, в числе других значений, тривиальное значение итерации ситуации, обозначенной с по­мощью СВ. Так что речь будет идти только о нетривиальном соотноше­нии. Таковое есть во всех видовых парах, кроме тех, где глагол НСВ «дефектный» (как находить, приходить), т. е. не имеет основного значе­ния. Наиболее распространенными среди нетривиальных соотношений являются два типа: делать—сделать (предельное) и видеть—увидеть (перфектное).

Предельные пары

В Гловинская 1982 различаются две разновидности предельных пар: строить—построить и. решать—решить . Различие состоит в том, что в первом случае происходит «постепенное накопление результа­та», а во втором достижение цели не предопределено развитием процесса (это различение проводится в Маслов 1948: 131). Глагол НСВ в предель­ной паре, в самом деле, часто имеет значение попытки — у некоторых гла­голов (например, сдавать , поступать и под.) настолько ощутимое, что глаголы СВ и НСВ не могут быть переведены, скажем, на английский язык одним и тем же словом (Comrie 1976: 13). Однако инвариантное для НСВ значение прохождения ситуации через последовательность фаз есть в семантике глаголов попытки, так что в предельном типе НСВ всегда является семантически производным от СВ, см. Wierzbicb 1967.

Читайте также:  Глагол run в презент симпл

Перфектные пары

Перфектными мы называем пары типа видеть—увидеть, слышать-услышать, ощущать—ощутить, чувствовать—почувствовать, волновать­ся—взволноваться, радоваться—обрадоваться, смотреть—посмотреть (примеры взяты из Маслов 1948; см. анализ этого видового соотношения в Гловинская 1982: 91 и ел). В перфектной паре глагол СВ обозначает моментальный переход, а НСВ — состояние; это состояние, которое на­ступает после некоторого перехода, так что оно может осмысляться как итоговое состояние данного перехода. Соотношение значений в предель­ной паре представлено схемой (а), а в перфектной — схемой (б):

В Гловинская 1982: 10 семантическое отношение в парах типа возгла­вить—возглавлять справедливо приравнивается к отношению между гла­голом начинательного способа действия и мотивирующим его непроиз­водным (например, заболеть—болеть, замолчать—молчать, заснуть-спать, засуетиться—суетиться, засмеяться—смеяться и т. д.), а также к отношению в парах типа встать—стоять, сесть—сидеть, лечь—лежать и т. п. Возникает, однако, вопрос, почему в грамматиках и словарях глаго­лы возглавить и возглавлять признаются видовой парой, а другие пары глаголов с начинательным соотношением, например, заболеть—болеть или встать—стоять — нет?

Эта «непоследовательность» легко объяснима Традиционная грамматика исходит из того, что вид — словоизменительная категория и что видов два — СВ и НСВ. Поэтому она не может допустить, чтобы у одного гла­гола форме СВ (например, заболеть) соответствовали два разных НСВ <заболевать и болеть) с совершенно разным значением — это означало бы, что видов не два, а три. В результате форма заболевать, образованная имперфективацией, признается законным НСВ от заболеть, а болеть трактуется как другая лексема; перфектной видовой пары заболеть-болеть не возникает. Для таких глаголов, как возглавить, словоформа возглавлять является единственным НСВ, и для них перфектная пара имеет право на существование. Таким образом, в традиционной граммати­ке пара с начинательным соотношением может быть признана видовой только в том случае, если глагол СВ — моментальный, т. е. не входит в предельную пару с другим НСВ, обозначающим процесс.

Из всех этих пар глаголов только перфектные являются также и три­виальными (и в этом смысле — грамматически релевантными); так что выделение перфектных видовых пар среди других начинательных, приня­тое при словоизменительном подходе к виду, сохраняет смысл и при клас­сифицирующем подходе.

К перфектным естественно относить такие видовые пары, где НСВ обозначает состояние, а СВ — скачок, причем состояние, обозначаемое глаголом НСВ, осмысляется как следствие того перехода, который обо­значен глаголом СВ, так что НСВ и СВ описывают с разных точек зрения одну и ту же ситуацию, см. схему (б).

В Булыгина, Шмелев 1989 различаются два употребления глагола понимать, одно из которых предполагает предшествующие ему понять <Теперь понимакА), а другое — не предполагает <Я понимаю, что трудно обижаться, когда все бьют полицу). Очевидно, только в первом из них понимать входит а перфектную пару с

Глаголы СВ и НСВ в перфектной паре часто выступают почти как синонимы (пример Вендлера: теперь вижу! = ‘теперь увидел’, см. Vendler 19б7), и не удивительно, что в самых разных языках слова со значением ‘лег’, ‘сел’, ‘узнал’ стали обозначать ‘лежит’, ‘сидит’, ‘знает’ (ср. нем. wissen и др. претеритально-презентные глаголы; или греч. oiSa ‘знаю’, по фор­ме — перфект).

В связи с понятием перфектной пары представляет интерес группа глаголов речи, у которых СВ означает ‘выразить мнение или чувство — вообще произвести некоторый речевой акт’, а НСВ — находиться в со­стоянии, сопутствующем этому речевому акту’. Это такие глаголы, как: благодарить, возмущаться, возражать, восхищаться, врать, вызывать, вы­ражать , говорить (гчто), делать замечание, докладывать, околеть, жаловаться, желать, заказывать, заявлять, звать, клясться, на­зывать, обвинять, обещать, обращаться, объяснять, огорчаться, одобрять, оправдываться, отвечать, отказываться, отпускать, передавать привет, писать (что), повторять, поздравлять, показывать, посылать, предлагать, предупреждать, предъявлять , приветствовать, просить, приглашать, признавать, прощать, пускать, разрешать, рассказывать, со­глашаться, сообщать, спорить, спрашивать, требовать, угрожать, удив­ляться, указывать, упрекать, хвалить и др., см. Падучева 1985а: 138. У этих глаголов в 3-м лице СВ = НСБ:

Иван передает (я передал) Вам привет.

Получила письмо из дома — мать пишет —уделил, проводит —провел, выигрывает—вы­играл, наслаждается—насладился, сохраняет—сохранил, держит — сдержал и т. д.

Семантическое соотношение в этой группе описывается схемой (в):

Скачок, обозначаемый глаголом СВ, в чем бы он ни состоял, приво­дит к тому, что исходное состояние уже не имеет места: если X опоздал, то он уже больше не опаздывает. К тому же типу относится пара догады­ваться—догадаться, про которую в Булыгина, Шмелев 1989: 10 сказано: после того, как X догадался, он уже не догадывается, а знает».

Источник