Меню

как называется изменение существительных по родам



3.2.2. Род, число, падеж и склонение имён существительных

А) Род имён существительных

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишкомужской род;
моя жена, моя стена, моя ночьженский род,
моё окно, моё небо, моё животноесредний род.

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу – мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде­ляется следующим образом.

Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

Храбрый идальго, изысканная леди.

Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

Военный атташе, ночной портье.

Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
Шимпанзе кормила своих детёнышей.

Исключения: цеце, иваси – женский род.

Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

Нерях а , заводил а , запевал а , работяг а , грязнул я , стиляг а , пьяниц а , неженк а , сон я , плакс а .

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют!

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа – единственное и множественное. В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа – несколько предметов.

Карандаш – карандаши; врач – врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

большинство вещественных существительных;

Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

большинство отвлечённых существительных;

Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

большинство собирательных существительных;

Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

большинство имён собственных.

Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:

а) видов, сортов вещества:

вино – десертные вина, масло – технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода – воды океана, песок – пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность – новые возможности, радость – наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

Только форму множественного числа имеют:

некоторые вещественные существительные;

Чернила, опилки, очистки.

некоторые отвлечённые существительные;

Именины, выборы, нападки, козни, побои.

Деньги, финансы, дебри.

некоторые имена собственные;

Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

некоторые названия отрезков времени.

Сумерки, сутки, будни, каникулы.

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей:

Падеж Вопросы
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чём?

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу – Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

Ср.: Я видел [кого? что?] друга – В. п.; Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.; Я видел [кого? что?] фильм – винительный падеж; В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм «Сталкер» – именительный падеж.

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.

Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

Он сидел [в ком? в чём?] в пальто – единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто – единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа. Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом, край, мяч, планетарий.
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение – средний род; волчище, подмастерье – мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать, дочь, ночь, степь.
Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из трёх типов склонения!

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек – люди), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) – склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) – склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии.

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья и др. – это правило не распространяется (!).

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. – это правило не распространяется (!).

2-е склонение. Средний род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Окно Море Здание Окна Моря Здания
Р. п. Окна Моря Здания Окон Морей Зданий
Д. п. Окну Морю Зданию Окнам Морям Зданиям
В. п. Окно Море Здание Окна Моря Здания
Т. п. Окном Морем Зданием Окнами Морями Зданиями
П. п. Об окне О море О здании Об окнах О морях О зданиях

Ср.: о здании, о решении, о бытии.

На существительные на -ьё (окончание -ё ): житьё, бытьё, мытьё и др. – это правило не распространяется (!).

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Ночь Ночи
Р. п. Ночи Ночей
Д. п. Ночи Ночам
В. п. Ночь Ночи
Т. п. Ночью Ночами
П. п. О ночи О ночах
Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Упражнения к теме «3.2.2. Род, число, падеж и склонение имён существительных»

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Источник

Изменение имен существительных по родам и числам. 3-й класс

Класс: 3

Цели урока:

  1. формирование умения определять род и число имен существительных, развивать орфографическую зоркость;
  2. развивать речь учащихся, сообразительность, умение работать в парах;
  3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация по теме, карточки для определения рода имен существительных, конверты с листьями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в страну «Имя существительное». Конечный пункт нашего путешествия город Фантазерск. Все готовы? Ну, тогда скорее в путь.

II. Актуализация знаний

Учитель: Перед нами карта нашего путешествия (слайд 3). Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужен поезд (слайд4). Сейчас мы с вами поработаем составителями поезда. Для этого необходимо назвать все грамматические категории имени существительного, которые мы уже знаем:

  1. что обозначает имя существительное? (предмет)
  2. на какие вопросы отвечает? (кто? что?)
  3. как называются имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что? (одушевленные, неодушевленные)
  4. как изменяются имена существительные? (по числам)
  5. что вы еще знаете об именах существительных? (бывают мужского, женского и среднего рода; собственные и нарицательные)

Итак, наш поезд готов, но для того чтобы он поехал, нужно выполнить следующее задание:

Дети открывают тетради, записывают число, минутка чистописания (прописывают сочетание «чик»)

Учитель: чем знакомо вам это сочетание? (суффикс имен существительных) Приведите примеры (пальчик, супчик, грузчик, летчик и т.д.)

Мы начинаем наше путешествие. На нашем пути поляна «Словарная» (слайд 5). Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их угадать. Ответы записывать в два столбика:

в первый – имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

во второй – на вопрос что? (слайд 6-9)

Загадки:

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели. (соловей)

Круглое румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из мены томат,
В щи кладут и так едят. (помидор)

Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры есть. (петух)

Маленький мальчишка,
В сером армячишке (воробей)

Всегда в работе,
Когда мы говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (язык)

Стоят в поле сестрицы
Платьица белены, шапочки зелены. (березы)

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (корова)

— Найдите лишнее слово в каждом столбике.

— Определите род имен существительных.

— Как определить род существительного березы?

— По какому признаку можно было записать эти слова? (по родовому)

(проверка (слайд 10))

Учитель: На поляне «Словарная» растет много ромашек (слайд 11). Одну из них я сорвала, но она оказалась не совсем обычная (слайд 12). На лепестках написаны слова: предлог, имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя существительное. Задание: закрыть данные лепестки свободными лепестками со следующими словами: в, траве, пестрели, полевые, цветы.

(дети составляют предложение из слов (В траве пестрели полевые цветы.), подчеркивают все орфограммы (В траве пестрели полевые цветы.) (слайд 13)

а затем выполняют синтаксический разбор)

III. Работа по теме урока

Учитель: И с этим заданием мы справились. На пути поселок «Дружный» (слайд 14). Здесь ждет нас очередное задание. Давайте дружно возьмем карточки для определения рода имен существительных.

Учитель диктует слова(слайд 15-25), а дети определяют род: груша, облако, зонт, платье, телефон, ягода, деревья, гриб, муравей, птицы, ножницы (не могут определить)

Оказывается в русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе (слайд 26), например: молодежь, листва, железо, золото, лень, веселье, трудолюбие.

И только во множественном числе (слайд 27): сутки, прятки, каникулы, ножницы, санки, чернила, сливки, шахматы, дрожжи, брюки, щипцы, клещи.

Назовите слова, обозначающие (слайд 28):

  • игры; (прятки шахматы)
  • отрезки времени; (сутки, каникулы)
  • предметы; (ножницы, санки, щипцы, клещи, брюки)
  • вещества (чернила, сливки, дрожжи).

Записать по одному наименованию из каждой группы в тетрадь.

IV. Физкультминутка (слайд 29-30)

На нашем пути бор «Спортивный»

Физкультминутка для глаз.

V. Продолжение работы по теме урока

Учитель: Мы с вами подъезжаем к селу Словознайкино (слайд 31). Здесь нам нужно сойти с поезда и отправиться в разведку. На доске записан текст. Прочитайте его. Что описывает автор? Озаглавьте. Спишите, вставьте орфограммы и определите род и число имен существительных.

С.неет небо. Дует легкий в.терок. В.сна будто задр.мала. Улыбнулось солнышко з.мле.

Всё ожило. Ручьи стали ломать сугробы. Забурлила, заг.в.рила в.да.

Мы с вами продолжаем путешествие. Скоро будем в городе Фантазерск. Но мост на подступе к городу поднят. Мы должны решить с вами одну проблему (слайд 32). Недалеко от города выпал птенец из гнезда. Как нам надо поступить? (слайд 33)

  1. оставить на том же месте, даже не прикоснувшись к нему;
  2. положить птенца в гнездо;
  3. взять домой и держать птенца в клетке.

Почему вы выбрали такой ответ? Обоснуйте (если взять птенца в руки, то его родители к нему не вернутся, почувствовав чужой запах)

-Какую пользу приносят птицы?

-Какие птицы прилетают первыми? (скворцы)

Продолжите предложение: Когда наступит весна, то я…

Итак, мы прибыли к конечному пункту нашего путешествия в город Фантазёрск

(слайд 34) и мы должны выполнить последнее задание.

Работа в парах (на столах конверты, в которых лежат по 4 листика). Надо составить четверостишие (смотри приложение).

-Какое время года описывают авторы в своих стихотворениях? (весну)

Списать, вставить орфограммы.

Итак, все задания мы выполнили и можем получить послание от города Фантазёрск (слайд 35-38). Дети разгадывают ребус (Берегите природу!)

VI. Рефлексия

  1. Чему учились?
  2. Что понравилось?
  3. Как определить род имени существительного во множественном числе?
  4. Назовите имена существительные, существующие только в единственном числе, и только во множественном числе.

Приложение.

Каждая строчка четверостишия на своих листиках:

  1. Первая строчка на дубовом листике;
  2. Вторая строчка на липовом листике;
  3. Третья строчка на ивовом листике;
  4. Четвертая строчка на кленовом листике.

П.любуйся: в.сна наступает,
Жур.вли караваном л.тят,
В ярком зол.те день ут.пает,
И ручьи (по)оврагам шумят…(И. Никитин)

Уж тает сне., б.гут руч.и,
В .кно п.веяло в.сною…
Засвищут скоро с.л.вьи,
И лес оденется л.ствою! (А.Плещеев)

Черёмуха душ.стая
С в.сною расцв.ла
И в.тки з.л.тистые,
Что кудри, зав.ла…(С. Есенин)

Источник

Читайте также:  начальная форма существительного горы