Меню

Как называется настоящее время глагола



Категория времени глагола. Глаголы настоящего и будущего времени, их грамматические особенности и значение.

Грамматическая категория времени выражает отно­шение действия или состояния к моменту речи. Формы про­шедшего времени обозначают действие, предшествующее моменту речи (говорил, приехал). Формы настоящего вре­мени выражают действие, происходящее в момент речи (го­ворю, еду). Формы будущего времени указывают на то, что действие произойдет после момента речи (буду говорить, приеду).

В контексте различаются грамматическое абсолютное и относительное время. Если время действия в данном выска­зывании определяется с точки зрения момента речи говоря­щего, то реализуется грамматическое абсолютное время: Мы уедем. Я буду тебе писать. Если же временное значение глагольной формы в контексте соотносится с ка­ким-либо другим моментом, например со временем осуще­ствление другого действия, то реализуется грамматическое относительное время. Ср. с предыдущими примерами: Я думал, что мы уедем. Я обещал, что буду писать.

Категория времени связана с категорией наклонения: только изъявительное наклонение имеет систему форм времени — прошедшего, настоящего, будущего. Повели­тельное и сослагательное наклонения не связаны с грамма­тическим временем. Повелительное наклонение, выражая побуждение к действию, в перспективе может иметь значе­ние только будущего времени.

Категория времени взаимосвязана и с категорией вида. Эта связь и взаимозависимость выражаются и в семантике, и в количестве форм времени у глаголов совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: прошедшего, настоящего и будущего сложного (‘писал, пишу, буду Писать), глаголы совершенно­го вида — две формы времени: прошедшего и будущего простого (написал, напишу).

Настоящее время характерно только для глаголов несовершенного вида. Оно имеет синтетические (простые) личные формы единственного и множественного числа, ко­торые образуются с помощью личных окончаний: иду, гово­рю; идешь, говоришь; идет, говорит; идем, говорим; идете, говорите; идут, говорят. Личные окончания в формах возвратных глаголов предшествуют постфиксу -ся: учусь, учишься, учится, учимся, учитесь, учатся.

Формы настоящего времени глагола многозначны. Они могут обозначать:

1.действие или состояние, осуществляющееся в момент речи. Это настоящее момента речи, настоящее абсо­лютное: Ночь. Сад. Фонтан. Птицы поют в саду. Который теперь час?

2.действие или состояние длительное, включающее от­резки прошлого и будущего и совпадающее с моментом речи только в одном из своих пунктов. Это расширенное настоящее время: Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни.

3) обычно присущее предмету действие или состояние как его постоянное свойство или признак: Волга впадает в Каспийское море. Земля вертится вокруг своей оси. Чело­век дышит легкими. Птицы летают. Змеи ползают. Такое настоящее время называется постоянным или настоящим признака.

Настоящее время может употребляться и в значении бу­дущего: В этом году во время отпуска я уезжаю на юг, в Крым.

Будущее время

Будущее время обозначает, что процесс действия, названного глаголом, следует за моментом речи. Оно имеет два типа форм: простые (синтетические) и сложные (анали­тические), что зависит от вида глагола.

Простые формы будущего времени образуются от глаголов совершенного вида с помощью личных окончаний, как и формы настоящего времени: напишу, напишешь, на­пишет, напишем, напишете, напишут.

Формы будущего времени от глаголов совершенного ви­да указывают, что названное глаголом действие будет за­вершено после момента речи (начало действия может совпадать с планом настоящего времени), или обозначают, что время завершения действия безотносительно к моменту речи (это обусловливается контекстом): Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя.

Читайте также:  Какое склонение у глагола пишут

Так как простые формы будущего времени обычно обоз­начают, что действие не отрешается от настоящего, а исхо­дит от него, то они могут употребляться не только в собственном значении, но и в значении настоящего време­ни: Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой. а также, подобно формам настоящего времени,— в значе­нии прошедшего времени: Всё было тихо: волна не поды­мется, листок не шевельнется.

Сложные формы будущего времени образуются от глаголов несовершенного вида и состоят из личных форм вспомогательного глагола быть — показателя будущего времени и лица — и инфинитива спрягаемого глагола, ко­торый является носителем лексического значения: буду пи­сать, будешь писать, будет писать, будем писать, будете писать, будут писать.

Формы будущего времени от глаголов несовершенного вида указывают, что действие, названное глаголом, будет начато после момента речи, т. е. процесс действия отреша­ется от настоящего. Иногда такое будущее время имеет оттенок неопределенности, длительности действия в буду­щем: По этим улицам будут ходить новые автобусы, обтекаемой формы. Я буду на вас надеяться.

34.Глаголы прошедшего времени, их образование в современном и древнерусском языках.

Формы прошедшего времени обозначают действие, происходившее до момента речи. Они синтетические и об­разуются от основы инфинитива глаголов совершенного и несовершенного вида с помощью суффикса -лив единст­венном числе различаются по родам. Родовые формы един­ственного числа и единая для всех родов форма множественного числа образуются при помощи окончания, присоединяемого к суффиксу -л: нулевого окончания для формы мужского рода, окончания для женского рода, — для среднего рода и окончания для формы множест­венного числа: 6ежал( ), бежала, бежало, бежали. Формы прошедшего времени не изменяются по лицам. Отношение к лицу выражается с помощью личных местоимений, ср.: я бежал, ты бежал, он бежал; мы, вы, они бежали. Различие форм прошедшего времени по родам, а не по лицам (как в настоящем и будущем времени) объясняется исторически: происхождением форм прошедшего времени глаголов от формы причастий на -л, которые изменялись не по лицам, а по родам.

При образовании форм прошедшего времени могут происходить некоторые фонетические и структурные из­менения. В частности, в формах мужского рода, образо­ванных от основы инфинитива на согласные з, с, б, г, к, отпадает суффикс (он отпал в древности по фонетиче­ским причинам): везтивез, нестинес, скрести (скребут)скреб, беречь (берегут)берег, печь (пе­кут)пек. Отпадает суффикс -лив формах мужского рода, образованных от основ инфинитива с полногласием -ере-: умеретьумер, заперетьзапер, теретьтер, а также в некоторых других глаголах, например:

растирос, ошибитьсяошибся, ушибитьсяушибся. В формах женского и среднего рода, а также в форме множественного числа вышеуказанных глаголов суффикс -л- сохраняется: везла, везло, везли; скребла, скребли; берегла, берегли; пекла, пекли; заперла, заперло, запер­ли; росла, росли; ошиблась, ошиблись.

Конечные зубные смычные звуки основы [д], [т] перед суффиксом -л утратились еще в древности (но сохранились в формах настоящего (будущего) времени), а суффикс -л употребляется во всех родовых формах единственного чис­ла и в форме множественного числа: вести (из *вед-ти, ср. вед-ут)вел, вела, вело, вели; класть (клад-ут)клал, клала; мести (из *мет-ти, ср. мет-ут) *— мёл, мела; цвести (цвет-ут) — цвел, цвели.

Читайте также:  Как спрягают глаголы в иврите

Глаголы с суффиксом -ну- в инфинитиве, обозначаю­щие длительный процесс перехода в какое-либо состояние (мёрзнуть, киснуть, мокнуть, сохнуть и т. п.), образуют формы прошедшего времени без суффикса -ну-, а в форме мужского рода после согласных основы з, с, г, к, х отпада­ет и суффикс -л: мёрзнутьмёрз, мерзла, мерзло, мер­зли; киснуть — кис, кисла, кисло, кисли;

Значения форм прошедшего времени зависят от вида гла­гола. Формы прошедшего несовершенного могут обозначать длительность действия в прошлом или его повто­ряемость: Лошади шли рысцой по проселочной дороге, пле­тушку встряхивало; налево темнел дубовый лес, направо на жнивье едва различались в сумерках кучки снопов, уло­женные крестами. могут указывать на сам факт совершения действия в прошлом, не характеризуя его продол­жительности или повторяемости: Едва заметная тропинка терялась между кустами. (Пауст.)

Прошедшее совершенное часто обозначает действие, осуществившееся в прошлом, как результат, не связанный с настоящим: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. Глаголы сданным значением в повествовательной речи обычно обозначают ряд сменявших друг друга фактов в прошлом (аористиче­ское значение): Заяц перескочил через дорогу, подошел к своей старой норе, выбрал местечко повыше, раскопал снег;

Прошедшее время — наиболее сильная грамматическая категория. Формы прошедшего времени не могут обозна­чать действия постоянного и менее способны употреблять­ся в значении будущего или настоящего времени. Однако если форма прошедшего времени получает значение буду­щего времени, в таком случае выражается уверенность в неизбежности действия: «Ах, батюшки!вздыхала за дверью старуха.— Пропала твоя головушка. »

В значении прошедшего времени употребляются неиз­меняемые усеченные междометные формы глаголов типа стук, хлоп, бац, хвать, прыг и др. Эти формы обозначают мгновенное однократное действие и обычно используются в разговорной речи, в том числе и в художественной литера­туре: Что силы естьхвать друга камнем в лоб! «Ах!»и легче тени Татьяна прыг в другие сени.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Источник

Настоящее время глагола

Настоящее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый выра­жа­ет, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи.

Узнаем, что такое насто­я­щее вре­мя гла­го­ла, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни и в какой после­до­ва­тель­но­сти выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор.

Прежде чем выяс­нить, что такое насто­я­щее вре­мя, ука­жем, что дей­ствие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом свя­за­но с тече­ни­ем вре­ме­ни. Грамматическая кате­го­рия вре­ме­ни гла­го­ла выра­жа­ет отно­ше­ние дей­ствия к момен­ту речи о нём. С этой точ­ки зре­ния у гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния мож­но ука­зать три фор­мы вре­ме­ни:

  • насто­я­щее вре­мя — я (что делаю?) тан­цую (в момент речи);
  • буду­щее вре­мя — я (что буду делать?) буду тан­це­вать (пла­ни­рую дей­ствие в буду­щем);
  • про­шед­шее вре­мя — я (что делал?) тан­це­вал (дей­ствие состо­я­лось в про­шлом).

Рассмотрим более подроб­но, что такое насто­я­щее вре­мя гла­го­ла в рус­ской грам­ма­ти­ке.

Что такое настоящее время глагола?

Глагол может обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит непо­сред­ствен­но в момент речи о нем.

Читайте также:  Что такое имя глагол и как оно изменяется

Все эти гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся сей­час. Слова этой части речи могут обо­зна­чать так­же посто­ян­ное дей­ствие, без­от­но­си­тель­ное к тече­нию вре­ме­ни или регу­ляр­но повто­ря­ю­ще­е­ся:

Перечисленные сло­ва обо­зна­ча­ют реаль­ное дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни и отве­ча­ют на вопрос что дела­ет? Обратим вни­ма­ние, что все эти гла­го­лы име­ют посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — несо­вер­шен­ный вид.

Выяснив это, сде­ла­ем сле­ду­ю­щий вывод.

Цветущая вес­на (что дела­ет?) сме­ня­ет мороз­ную зиму.

Луна (что дела­ет?) вра­ща­ет­ся вокруг Земли.

Вечером солн­це (что дела­ет?) ухо­дит за гори­зонт.

Как образуется настоящее время глагола?

Чтобы понять, как обра­зу­ет­ся насто­я­щее вре­мя гла­го­ла, ука­жем, что в рус­ской грам­ма­ти­ке гла­го­лы в насто­я­щем вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем. В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­лов

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся в насто­я­щем вре­ме­ни по лицам и чис­лам гла­го­лы:

укра­шать I спря­же­ние

  • 1 лицо я (что делаю?) укра­ша ю — мы (что дела­ем?) укра­ша́ е м
  • 2 лицо ты (что дела­ешь?) укра­ша́ е шь — вы (что дела­е­те?) укра­ша́ е те
  • 3 лицо он (что дела­ет?) укра­ша́ е т — они (что дела­ют?) укра­ша́ ю т

пла­тить II спря­же­ние

  • 1 лицо я плач у — мы пла́т и м
  • 2 лицо ты пла́т и шь — вы пла́т и те
  • 3 лицо он пла́т и т — они пла́т я т

Настоящее вре­мя гла­го­лов харак­те­ри­зу­ет­ся нали­чи­ем лич­ных окон­ча­ний, кото­рые при­со­еди­ня­ют­ся к осно­ве слов.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем 2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узна­е­те 3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим 2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научи­те 3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Как определить глагол настоящего времени?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, что гла­гол име­ет фор­му насто­я­ще­го вре­ме­ни, пред­ла­га­ем вос­поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  1. в пред­ло­же­нии оты­щем гла­гол (сло­во, обо­зна­ча­ю­щее дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та);
  2. зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? и пр.
  3. опре­де­лим, что гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие в момент речи, сей­час;
  4. посмот­рим на лич­ное окон­ча­ние (-у/-ю, -ешь/-ишь, -ет-/ит и т. д.);
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждения

Слово «бушу­ет» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос:

Это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие в этот момент речи о нём. Слово име­ет лич­ное окон­ча­ние -ет. Значит, это гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Как выполнить морфологический разбор глагола настоящего времени?

Морфологический раз­бор гла­го­ла в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни выпол­ним после­до­ва­тель­но, ука­зав его посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки.

В каче­стве при­ме­ра исполь­зу­ем сло­во «бушу­ет».

I. Часть речи. Общее зна­че­ние

«Бушует» — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что дела­ет?

Начальная фор­ма «буше­вать».

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки:

  • несо­вер­шен­ный вид;
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки:

  • изъ­яви­тель­ное накло­не­ние
  • насто­я­щее вре­мя
  • 3 лицо
  • един­ствен­ное чис­ло

III . Синтаксическая роль

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым.

Видеоурок

Источник