Безличные глаголы
Что такое безличные глаголы?
Безличные глаголы в русском языке – глаголы, которые обозначают процессы, совершающиеся без субъектов (деятелей). Безличные глаголы могут обозначать различные неконтролируемые самопроизвольные действия и состояния.
Примеры безличных глаголов:
- Глаголы со значением явлений природы – смеркается, вьюжит;
- Со значением отсутствия или наличия чего-либо – недостает, хватает;
- Со значением психических или физических состояний живых существ – взгрустнулось, подумалось, першит;
- Со значением желательности либо долженствования – надлежит, подобает, следует.
Образование безличных форм глаголов
Безличные глаголы не изменяются по числам, лицам и родам, не образуют формы повелительного наклонения. От безличных глаголов не образуются деепричастия и причастия.
Система безличных форм глаголов представлена следующими формами глаголов:
- Формами настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, которые омонимичны формам 3-го лица единственного числа (будет алеть, посветлеет);
- Формами прошедшего времени изъявительного наклонения, которые омонимичны формам среднего рода единственного числа (потеплело, потянуло);
- Инфинитивом (хотеться, тошнить);
- Формами сослагательного наклонения (похолодало бы, рассвело бы);
- Личными формами глаголов 3-го лица единственного числа конкретно-бытовой лексики, от которых при помощи постфикса -ся- образованы безлично-возвратные формы (не спится, не читается).
Безличные глаголы не сочетаются с подлежащими, используются исключительно в качестве сказуемого в безличных предложениях.
- Примеры предложений с безличными глаголами: Мише всегда везет. Лист залило чернилами. Вчера приморозило.
- Примеры предложений с личными глаголами: Машина везет молоко. Он залил чернилами лист. Вчера ударил мороз.
Источник
Упражнение 312 — Русский язык 6 класс. Разумовская, Львова, Капинос. Учебник
Вопрос
1. Запишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Найдите глаголы, подчеркните их как члены предложения. Укажите время, лицо и число глаголов. Как называются такие глаголы?
1) Зимой рано т..мне..т поз(?)но ра(с, сс)в..та..т. 2) С в..чера сильно пох..л..дал.. и зав(?)южил.. . 3) Больному очень (не) зд..ровит(?)ся его л..х..рад. .т. 4) Уже см..риал..сь когда пр..шлось отправит(?)ся в д..рогу. 5) Ему (не) спит(?)ся (не) л..жит(?)ся не хоч..т(?)ся заняться любимым делом.
2. Почему в данных предложениях нет подлежащего? Можно ли его подобрать и вставить?
Подсказка
Вставим пропущенные буквы и раскроем скобки:
- темнеет (тёмный), похолодало (холод, холодный), больному (боль) — проверяемые безударные гласные;
- темнеет (темнеть, I спр.), лихорадит (лихорадить, II спр.), хочется (хотеть, I спр.) — личные окончания глаголов;
- поздно (опоздать) — непроизносимый согласный;
- рассветает — удвоенные согласные на стыке приставки и корня (свет);
- похолодало, завьюжило, смеркалось — окончание О в прошедшем времени;
- смеркалось — словарные слова;
- завьюжило — разделительный Ь;
- нездоровится (без НЕ не употр.), не спится, не ложится, не хочется — НЕ с глаголом;
- нездоровится (что делает?), отправиться (что сделать?), не спится (что делает?), ложится (что делает?), хочется (что делает?) — ТЬСЯ/ТСЯ в глаголах.
Источник
Безличные глаголы
Кроме глаголов, выражающих действие и состояние в отношении к их производителям и носителям, в русском языке имеется группа глаголов, обозначающая процессы, совершающиеся без деятелей, — такие глаголы называются безличными.
Безличные глаголы — глаголы, называющие действие или состояние вне отношения к субъекту действия, представляющие действие как происходящее само собой, независимо от деятеля, т. е. без действующего лица или предмета.
Безличные глаголы обозначают:
- Явления природы: светает , холодает , смеркается , вьюжит .
- Физические или психические состояния живых существ: першит , лихорадит , взгрустнулось .
- Долженствование или желательность: следует , подобает , надлежит .
- Наличие или отсутствие чего-либо: хватает , недостает .
В систему форм безличных глаголов входят:
- 1. Инфинитив: смеркаться , знобить , хотеться .
- 2. Формы изъявительного наклонения:
- а). настоящего и будущего времени, омонимичные формам 3-го лица единственного числа: знобит , будет знобить , зазнобит ; темнеет , будет темнеть , потемнеет ;
- б). формы прошедшего времени, омонимичные формам единственного числа среднего рода: стемнело , зазнобило , лихорадило , взгрустнулось .
- 3. Формы сослагательного наклонения: подморозило бы , рассвело бы скорее .
Безличные глаголы не изменяются по лицам, числам и родам.
От безличных глаголов не образуются причастия и деепричастия.
Чеснокова Л. Д. по образованию выделяет три группы безличных глаголов:
- Собственно–безличные: вечереет , смеркается .
- Безличные, образованные от личных с помощью постфикса – ся : хочется , думается , не сидится .
- Личные глаголы в безличном значении: от окна дует (ср.: ветер дует ), в ушах шумит (ср.: лес шумит ).
При безличных глаголах нет и не может быть подлежащего, они употребляются в односоставных безличных предложениях.
Источник
Безличные глаголы. 5-й класс
Класс: 5
ЦЕЛИ:
Познавательные:
- совместно с учащимися открыть особенности безличных глаголов.
Практические:
- начать развитие умения находить безличные глаголы в предложении, определять их форму, синтаксическую роль, синтаксические связи;
- развивать умение работать с таблицами (несплошными текстами);
- начать развитие умения употреблять безличные глаголы в речи;
- развивать устную учебно-научную и письменную речь учащихся.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II.Орфографическая минутка.
Цель: повторить правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Один учащийся работает у доски, остальные — в тетрадях.
Видела, строили, рассветает, слышал, увидит, вечереет, сеял, смеркается.
Вопрос учащемуся, работавшему у доски: «Над какими орфограммами вы работали?»
Самооценка учащегося. (Проводится в диалоге с учителем по следующему алгоритму, который есть у каждого учащегося:
Алгоритм самооценки.
- 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
- 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
- 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой? (какой? в чём?)
- 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём?)
III. Введение нового материала (у каждого учащегося — тексты в распечатанном виде для работы).
Учитель: Перед вами текст 1 («Родимая степь» по М.Шолохову).
Утром, когда рассветает, на стеблях трав, на ростках хлебов дрожит роса. Ветер стряхивает её, и капельки, радостно сверкая, падают на ласковую землю. Над нарядной степью поднимаются туманы.
Днём нагретая солнцем степь дышит ароматами трав. А когда вечереет и постепенно смеркается, земля остывает.
Учитель: Предположите, о чём данный текст.
Учащиеся (обращают внимание на название, фамилию автора): О степи.
Учитель: О какой степи, где она может находиться?
Учащиеся: О донской степи.
Учитель: Как автор относится к степи, по-вашему?
Учащиеся: С любовью, уважением: называет её «родимая».
Учитель: Прочитайте текст, проверьте свои предположения.
Один из учащихся читает вслух, во время чтения — комментарий учителя.
Утром, когда рассветает, на стеблях трав, на ростках хлебов дрожит роса. (Дрожит роса. Увидели? Представили?). Ветер стряхивает её, и капельки, радостно сверкая, падают на ласковую землю. Над нарядной степью (Догадались, почему нарядной? ) поднимаются туманы.
Днём нагретая солнцем степь дышит ароматами трав. (Дышит ароматами трав. Представьте себе эту картину) А когда вечереет и постепенно смеркается, земля остывает.
Учитель: Оправдались ли ваши предположения по поводу того, о чём этот текст?
Учащиеся: Да, это текст о степи.
Учитель: Скажите, действительно ли автор относится к степи с любовью и уважением?
Учитель: Какой предстаёт перед нами степь в этом тексте?
Учащиеся: Красивой, нарядной, живой.
Учитель: Докажите это. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор изображает степь как живое существо.
Учащиеся: Ласковая земля, нарядная степь, степь дышит:
Учитель: Найдите в этом тексте глаголы, которые были использованы в орфографической минутке.
Учащиеся: Рассветает, вечереет, смеркается.
Учитель: (Создание проблемной ситуации. Учебная проблема как вопрос) Как вы думаете, изменяются ли они по лицам?
Учащиеся высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие — что не изменяются, приводят свои примеры. Испытывают удивление. Учитель: (Побуждение к осознанию противоречия) Сколько мнений у вас возникло?
Учащиеся: Два мнения. (Осознание противоречия).
Учитель (организация поиска решения): Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ?
Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения.
Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении?
Учащиеся: Действующее лицо или предмет.
Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что-нибудь?
Учитель: Значит, как происходит действие в этих предложениях?
Учащиеся: Без действующего лица, как бы само по себе.
Учитель: Значит, могут ли они изменяться по лицам?
Учащиеся: Не могут.
Учитель: Как вы думаете, как называются эти глаголы, если они обозначают действие, происходящее без действующего лица? Вам поможет эта схема (на доске изображена схема морфемного состава слова безличные).
Учащиеся: Безличные. (Запись слова на доске одним из учащихся.)
Учитель: Что означает приставка без-?
Учащиеся: Отсутствие чего-либо, в данном случае — отсутствие лица.
Учитель: Предположите, какова будет сегодня тема урока?
Учащиеся: Безличные глаголы.
Запись на доске и в тетрадях.
Учитель: Как вы считаете, каковы цели урока?
Учащиеся: Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы, определять их синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в собственной речи.
Учитель: Верно. Вы правы.
Продолжим наши исследования. Обратите внимание на текст упражнения учебника №631.
Безличные глаголы не изменяются по лицам, у них образуются лишь формы 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени: знобит, завьюжит. Кроме того, используется неопределённая форма: стало светать; начнёт холодать и форма среднего рода единственного числа прошедшего времени и условного наклонения: мело, следовало бы. Эти глаголы обозначают состояние природы: вьюжит, светает, смеркается или живых существ: знобит, нездоровится. Они выражают и другие значения: подобает, следует, недостаёт, хватает. (Из «Справочника по русскому языку»)
Предположите, о чём данный текст.
Учащиеся: (обращают внимание на то, откуда взят текст, на выделенные слова). Текст о глаголах.
Учитель: Прочитайте текст изучающим чтением с целью получить новую информацию о глаголах, в частности, изменяются ли эти глаголы по числам и родам, проверьте свои предположения.
Один из учащихся читает текст изучающим чтением.
Учитель: Вы были правы в своих предположениях? Это действительно текст о глаголах?
Учитель: Задайте вопросы по тексту его автору.
Учащиеся задают вопросы: Какие формы безличных глаголов существуют? Что обозначают безличные глаголы, какие значения выражают?
Учитель: Какую новую информацию вы получили?
Учащиеся: В русском языке безличные глаголы не изменяются по лицам, у них образуются формы 3 л. ед.ч. настоящего и будущего времени. Используется инфинитив, формы среднего рода ед. ч. прошедшего времени и условного наклонения. Они обозначают состояние природы, живых существ и имеют другие значения.
Учитель: Придумайте и назовите 2-3 словосочетания с глаголами, которые используются в этом тексте в качестве примеров.
Учащиеся называют свои варианты, один из вариантов (2-3 словосочетания) записывается на доске. Обозначаются синтаксические связи безличных глаголов.
Учитель: Составьте 2 предложения с этими словосочетаниями
Учащиеся называют свои варианты, один из вариантов (2 предложения) записывается на доске.
Определяется синтаксическая роль и синтаксические связи безличных глаголов, объясняется постановка знаков препинания (если предложения сложные или осложнённые). Учащийся, работавший у доски, проводит самооценку.
IV. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
Учитель: Внимательно рассмотрите таблицу на стр. 156 учебника (№632), в которой содержится новая информация. Ваша цель — извлечь эту информацию из таблицы.
Время | Вид | |
Несовершенный | Совершенный | |
настоящее |
будущее
будет смеркаться
смеркнется