Меню

Как образовать причастия от отглагольных прилагательных



Отглагольные прилагательные

Что такое отглагольные прилагательные?

В русском языке отглагольными прилагательными называют прилагательные, образованные от глагольной основы с помощью суффиксов -л-, -тельн-, -ач- (-яч-), -уч- (-юч-), н.

Чем отличаются причастия и отглагольные прилагательные?

В отличие от причастий, отглагольные прилагательные утратили залоговое и видовременное значения, а также глагольное управление (признак, свойственный адъективированным причастиям):

  • Отглагольным прилагательным присуще значение постоянного признака, употребляются они без зависимых слов.
  • Причастиям свойственен длящийся во времени, активный признак, могут использоваться с зависимыми словами.

Правописание отглагольных прилагательных и причастий

Особенности написания -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных:

  • В полных и кратких формах отглагольных прилагательных, которые образованы от бесприставочных глаголов НСВ, пишется -н- (стираный, жареный, глаженый). Исключения: виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный.
  • В отглагольных прилагательных с суффиксами -ованый, (-еванный) пишется -нн- (балованный, корчеванный, рискованный).
  • В полных формах причастий СВ и причастий с зависимыми словами пишется -нн-, в кратких формах – всегда -н- (решенный, исправленный ручкой, проработан).

Источник

Как образовать причастия от отглагольных прилагательных

Морфология на уроках русского языка:

причастия и отглагольные прилагательные на -нный

При различении частей речи ученики сталкиваются с реальными трудностями. А обращение к морфологии оказывается полезным и при синтаксическом анализе предложения, и при изучении многих орфографических тем. В зависимости от принадлежности слова к той или иной части речи различается, например, написание кратких причастий и кратких прилагательных: в кратких страдательных причастиях пишется -н- (поля засеяны), в кратких прилагательных – столько н, сколько их было в полной форме (ученики рассеянны).

Но даже в том случае, когда морфологическая проблематика не связана с проблемой написания, она может стать самостоятельным и интересным предметом изучения в школе. Особого внимания заслуживает, в частности, такая проблема, как различение страдательных причастий и отглагольных прилагательных на -нный.

Полные формы причастий и прилагательных, образованные от глаголов совершенного вида, орфографически не различаются. Однако проблема «узнавания» части речи остается: одно и то же слово, выступая в том или ином окружении, оказывается то причастием, то отглагольным прилагательным. Ср.: организованный концерт (прич.) – организованный человек (прилаг.). Прилагательное мы узнаем по лексическому признаку: оно приобретает качественное значение и может быть заменено синонимом. К тому же его не всегда удается объяснить через соответствующий глагол.

Работа с таким материалом на уроках русского языка предполагает владение некоторой процедурой различения причастий и прилагательных. Однако сами признаки, на основании которых можно было бы различать такие слова, – величина искомая. Пока это проблема, еще нуждающаяся в лингвометодическом освещении.

Объяснение того, что различение страдательных причастий и отглагольных прилагательных на -нный традиционно относится к разряду трудных проблем, следует искать и в схоластическом понимании некоторых традиционных понятий морфологии.

Известно, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов совершенного вида.

Переходными считаются глаголы, обозначающие действия, переходящие на объект. Такие глаголы обычно имеют при себе прямое дополнение (существительное в винительном падеже без предлога). Однако не любое существительное может быть употреблено при том или ином глаголе. Каждый из переходных глаголов допускает при себе одни существительные и не допускает других. Это ограничение определяется правилами сочетаемости слов в предложении и словосочетании. Например: построить (дом, отношения), но не *построить человека.

Каждый из переходных глаголов может быть развернут – введен в синтаксическую конструкцию с подлежащим (обычно называющим лицо, реже – орудие действия, отвлеченный признак или отвлеченное действие), сказуемым и прямым дополнением. Например:

Рабочие построили дом.

Они построили свои отношения на доверии.

Причастия, образованные от таких глаголов, сохраняют и глагольную сочетаемость: построенный дом, построенные отношения, утомленная мать.

Появление при слове на -нный каких-то других существительных, которые были невозможны при исходном глаголе, – показатель того, что перед нами уже не причастие, а прилагательное. Ср.:

(взволновать мать) взволнованная мать
(измучить путника) измученный путник
(утомить человека) утомленный человек

взволнованный голос
изумленный вид
утомленное лицо

Сочетаниям с причастиями могут быть приведены в соответствие синтаксические конструкции (предложения) с подлежащим, переходным глаголом и прямым дополнением. При этом существительным в сочетаниях с причастиями (они являются определяемыми словами) соответствует в предложениях позиция прямого дополнения при переходном глаголе:

сочетания с причастиями

мать, взволнованная разговором
путник, измученный дорогой
слушатели, утомленные речью

разговор взволновал мать.
дорога измучила путника.
речь утомила слушающих.

Соотносительность приводимых конструкций может быть достаточным основанием для того, чтобы считать формы на -нный причастиями. И, наоборот, расширение сочетаемости (по сравнению с исходным глаголом) и отсутствие соотносительности глагольных и именных конструкций может быть объяснением того, что это не причастие. Проанализируем некоторые литературные примеры:

И очарованную даль.

Слова на -нныйочарованный берег, очарованная даль – выступают в сочетаниях с существительными берег, даль, которые невозможны в качестве прямых дополнений при переходном глаголе совершенного вида. Ср.: очаровать (кого?). Глагол допускает в роли прямого дополнения лишь одушевленное существительное (местоимение), обозначающее лицо. Лишь в сочетании с таким существительным слово очарованный будет причастием: очарованный ребенок (Ребенок, очарованный добрым Дедом Морозом, долго не мог уснуть).

В сочетаниях очарованный берег, очарованная даль прилагательное мотивируется не глаголом, а существительным очарование: очарованный – такой, которому свойственно очарование.

2) Слышно было, как во дворике в ветвях ветлы и липы вели веселый, возбужденный утренний разговор воробьи (М.Булгаков).

Ср.: возбудить (что?) желание идти вперед, но не *возбудить разговор.

3) Давно не спал Митька таким взволнованным сном (Л.Леонов).

Ср.: взволновать (кого?) ребенка, но не *взволновать сон.

В каждом из приводимых сочетаний можно видеть следующее: хотя по форме они могут быть соотнесены с глаголами, смысл их объясняется не через глагол, а через отглагольное существительное.

Изменение частеречной характеристики слова приводит, как отмечалось в литературе (Виноградов, 1947; Пешковский, 1956), к развитию у слова качественных оттенков значения. Однако это скорее следствие процесса, а не его причина. Причины же появления наряду с причастиями омонимичных форм на -нный следует искать в разного рода «отступлениях» от исходной (мотивирующей) синтаксической конструкции. В этой мотивирующей конструкции Подлежащее + Глагол + Прямое дополнение для того, чтобы производное оказалось причастием, должны быть соблюдены еще и некоторые другие условия. Ограничения касаются как прямого дополнения, так и самого глагола.

Глагол в таких конструкциях должен обозначать целенаправленное действие: рабочие построили дом (хотели построить и построили) – дом, построенный рабочими.

Еще В.В. Виноградов приводил примеры омонимичных форм: сломанная ветка (причастие) – сломанная рука (прилагательное). Оба слова образуются от переходного глагола совершенного вида сломать. Но в первом случае он ведет себя как глагол целенаправленного действия (хотели сломать ветку и сломали), во втором случае – как глагол нецеленаправленного действия (вряд ли ломание рук может быть желательным).

Соотносительность причастий с исходными глагольными конструкциями проявляется в том, что при причастии может быть вставлено дополнение, отвечающее на вопрос кем? чем?, соответствующее подлежащему в конструкции с глаголом. Ср.: Я сломал ветку – сломанная мной ветка, Я сломал руку – нельзя сказать *сломанная мной рука.

Нельзя подставить слово, отвечающее на вопрос кем?, и в такие сочетания, как растопыренные пальцы, опущенные ресницы, распрямленные плечи, сморщенное лицо и т.п. (*опущенные мной ресницы, *распрямленные мной плечи и др.). Рассмотрим еще примеры.

С сладкой улыбкой на сморщенных губах гуляла барыня по гостиной и подошла к окну (И.Тургенев);

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
(А.Блок)

При сравнении таких конструкций с классическими причастиями можно заметить и различия в значении прямого дополнения при исходных переходных глаголах. Глаголы, мотивирующие причастие, имеют при себе дополнения-объекты, обозначающие нечто внешнее по отношению к субъекту (Рабочие отремонтировали дом). В конструкциях Я распрямил плечи, Он опустил ресницы и т.п. объект – это «часть» самого субъекта. Это и объясняет причину неправильности сочетаний *распрямленные мной плечи, *обожженное мной лицо (но обожженное кислотой лицо).

Как подходить к таким словам – считать ли их нормальными причастиями, поскольку они сохраняют временное и видовое значения глагола, или видеть в них прилагательные, поскольку многие из них не проходят тест на причастие – возможную подстановку дополнения в творительном падеже?

На анализе конкретных примеров мы показали, чем могут различаться причастия и отглагольные прилагательные на -нный. При ответе на вопрос, какой частью речи является слово на -нный, полезно обращаться к анализу производящего переходного глагола, восстановив его возможные объекты – прямые дополнения. Глагол в соединении с прямым дополнением и подлежащим мы рассматривали как основу анализа. Причины же, на основании которых слово, образованное от переходного глагола совершенного вида, может считаться не причастием, а прилагательным, мы находили, объясняя разного рода отступления от классических конструкций, мотивирующих страдательные причастия прошедшего времени. У большинства слов морфологическое различие проявляется синтаксически – в расширении сочетаемости слова. Причастие вступает в связь только с теми существительными, с которыми сочетается и производящий переходный глагол, прилагательное – с другими существительными, которые исключались при исходном глаголе. Для ряда слов быть прилагательным означает иметь качественное значение, что отчасти проявляется и в том, что значение их может быть объяснено не через глагол, а через отглагольное существительное (очарованная даль). У некоторых слов морфологическое различие проявляется и орфографически – в потере одного н: конченный проект (прич.) – конченый человек (прил.).

1. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947.

2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.

Источник

Отличие отглагольных прилагательных от причастий

Отличить отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное от одно­ко­рен­но­го при­ча­стия мож­но в кон­тек­сте по мор­фо­ло­ги­че­ским, син­так­си­че­ским и смыс­ло­вым при­зна­кам слов.

От одно­го и того же гла­го­ла мож­но обра­зо­вать отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное и при­ча­стие, кото­рые сов­па­да­ют пол­но­стью в сво­ем зву­ко­вом оформ­ле­нии, напри­мер:

  • косить — коше­ный луг — кошен­ный утром луг, кошен­ный отцом луг;
  • резать — реза­ный лист — резан­ный ножом лист, вче­ра резан­ный лист.

Как их отли­чить друг от дру­га? Где при­ла­га­тель­ное? Где при­ча­стие?

Способы отличить прилагательное от причастия

Для опре­де­ле­ния части речи, к кото­рой при­над­ле­жат похо­жие фор­мы слов, кото­рые пред­став­ля­ют собой один из видов омо­ни­мии, нужен, во-первых, кон­текст.

Если эти сло­ва обра­зо­ва­ны от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида, то нали­чие зави­си­мых слов с голо­вой выда­дут при­ча­стие, как бы оно ни мас­ки­ро­ва­лось под при­ла­га­тель­ное.

Слово «коше­ный» в сло­во­со­че­та­нии «коше­ный луг» обо­зна­ча­ет чистый при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопрос какой?

Это опре­де­ле­ние, выра­жен­ное оди­ноч­ным отгла­голь­ным при­ла­га­тель­ным, мож­но заме­нить на каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное или сло­во­со­че­та­ние с суще­стви­тель­ным:

Прилагательное, обра­зо­ван­ное от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида, не име­ет при­ста­вок и зави­си­мых слов. Следовательно, пишет­ся с суф­фик­сом -ен-.

В сло­во­со­че­та­нии у при­ча­стия «кошен­ный», напро­тив, име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, напри­мер:

Управлять обсто­я­тель­ством или допол­не­ни­ем может сло­во, име­ю­щее при­знак дей­ствия, как и сам гла­гол, обо­зна­ча­ю­щий дей­ствие.

В таком кон­тек­сте сло­во «кошен­ный» обла­да­ет этим при­зна­ком, что мож­но так­же уви­деть, транс­фор­ми­ро­вав это сло­во­со­че­та­ние в кон­струк­цию:

Видим, что его лег­ко мож­но заме­нить сло­вом, обо­зна­ча­ю­щим дей­ствие, — одно­ко­рен­ным гла­го­лом про­шед­ше­го вре­ме­ни. Анализируемое сло­во­со­че­та­ние в пред­ло­же­нии мож­но пред­ста­вить в виде при­да­точ­ной кон­струк­ции:

Следовательно, это стра­да­тель­ное при­ча­стие. Обратим вни­ма­ние, что оно отли­ча­ет­ся по напи­са­нию от при­ла­га­тель­но­го, обра­зо­ван­но­го от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида: при­ча­стие в пол­ной фор­ме име­ет две бук­вы «н» в суф­фик­се -енн-.

Сравним:

  • варить — варе н ое яйцо, варе нн ое всмят­ку яйцо;
  • носить — ноше н ый пиджак, ноше нн ый три года пиджак;
  • жарить — жаре н ый окунь, жаре нн ый на мас­ле окунь;
  • кре­стить — кре­щё н ый ребё­нок, кре­щё нн ый в церк­ви ребе­нок;
  • топить — топлё н ое моло­ко, топлё нн ое в печ­ке моло­ко.

Таблица

Причастие Отглагольное при­ла­га­тель­ное
1. Обозначает при­знак дей­ствия. Образуется от гла­го­ла.
Рассеянные вет­ром тучи (рас­се­ять)
1. Обозначает посто­ян­ный при­знак.
Образуется от при­ча­стия.
Рассеянный (невни­ма­тель­ный чело­век)
2. Может иметь при­став­ки.
Позолоченный рожок
2. Часто не име­ет при­ста­вок.
Золоченое коль­цо
3. Может иметь зави­си­мые (пояс­ни­тель­ные сло­ва).
Раненный в руку
3. Не име­ет посто­ян­ных слов.
Раненый сол­дат
4. Заменяется при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным.
Тучи, кото­рые рас­се­ял ветер
4. Заменяется сино­ни­мом.
Рассеянный — невни­ма­тель­ный

В резуль­та­те ана­ли­за похо­жих отгла­голь­ных слов, одно­ко­рен­ных при­ча­стий и при­ла­га­тель­ных, выяс­не­но:

Прилагательное име­ет толь­ко при­знак пред­ме­та.

Причастие обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия пред­ме­та, часто име­ет зави­си­мые сло­ва и может управ­лять обсто­я­тель­ством или допол­не­ни­ем в при­част­ном обо­ро­те.

Причастия часто могут пере­хо­дить в стан при­ла­га­тель­ных, теряя при этом при­знак дей­ствия. Как отли­чить в этом слу­чае при­ча­стие от при­ла­га­тель­но­го, узна­ем в ста­тье «Переход при­ча­стий в при­ла­га­тель­ные».

Видеоурок «Как отличить причастие от прилагательного»

Источник

Читайте также:  Эмоциональные прилагательные в русском языке