Меню

как образовать существительное от глагола найти



Что такое отглагольные существительные

Отглагольные существительные (далее по тексту ОС) — это существительные, произошедшие от глаголов. Обозначают опредмеченное действие. Говоря более простым языком, это описание какого-либо действия в отвлеченном смысле, без указания лица, которое его совершает, и других факторов, связанных с действием (время, завершенность).

Примеры ОС: бег, плавание, вылов, метание, разрыв, катание, осуществление, выполнение, решение, принятие, езда, платёж, открытие.


Существительным, образованным от глаголов, уделяют особое внимание при изучении русского языка. С одной стороны, их широко используют во всех стилях речи, но с другой, злоупотребление ими вредит тексту и речи, создает нагромождения наподобие «утопление по причине утонутия», чем затрудняет восприятие содержания.

ОС в русском языке образуются двумя способами:

  1. безаффиксным (бессуффиксным);
  2. суффиксальным.

Отличить такой вид существительных от других типов не сложно, но для этого нужно знать грамматические особенности отглагольных существительных.

Словообразование

Отглагольные существительные образуются присоединением суффикса к основе глагола либо отбрасыванием суффикса и окончания слова (в нашем случае — глагола).

Суффиксальное образование

При суффиксальном образовании используют разные суффиксы, в зависимости от исходного слова:

  • -Б-молоть — молотьба, резать — резьба; палить — пальба
  • -Л- для описания отвлеченного процесса или производителя действия: кидать — кидала, травить — травля
  • -ИЩ-пепелить — пепелище, играть — игрище
  • -ОТН-, -Н-бегать — беготня, грызть — грызня
  • -ТИЙ-покрывать — покрытие, отливать — отлитие
  • -ЧИК(-ЩИК)-резать — резчик, грузить — грузчик, зачинать — зачинщик
  • -АЦИЙ-декларировать — декларация, монетизировать — монетизация
  • -НИЙ-, -ЕНИЙ-приложить — приложение, говорить — говорение
  • -К-загрузить — загрузка, вырубать — вырубка
  • -ОК-подарить — подарок, оставлять — остаток
  • -ЗНЬ-казнить — казнь, бояться — боязнь
  • -ТЕЛЬ-спасать — спасатель, карать — каратель

Зная эти суффиксы, легко образовывать ОС правильно и распознавать их в предложении.

Безаффиксный (бессуффиксный) метод

Некоторые глаголы можно превратить в существительные, производные от глаголов, только безаффиксным способом. Для этого глагол лишают окончания и суффикса. К примеру:

Безаффиксный метод образования слов используется только для существительных, образование ОС — частный случай.

Как определить словообразование

Когда нужно определить, какой способ словообразования используется для конкретного слова, нужно выделить основу, суффикс и окончание существительного, найти другие слова с таким же корнем.

Например, слово восходить. Отглагольная форма — восхождение. Для образования используется суффикс -ЕНИЙ.

Другой пример: восходить — восход. В слове восход суффикса нет, а значит тут используется безаффиксный способ словобразования.

Грамматические особенности

Основное отличие ОС от глаголов и существительных в том, что они описывают процесс чего-либо, при этом делают это опредмечивая действие.

Абстрактные формы ОС обычно не изменяются по числам, к примеру: начертание, высчитывание.

Отглагольные существительные в речи

Данные виды слов появляются во всех стилях русского языка: разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Такие существительные обогащают речь, делают ее разнообразней, но иногда ими злоупотребляют, из-за чего высказывания становятся неясными, приобретают двойной смысл, к примеру: «Вопрос о решении задачи» (непонятно, нужно ли что-то сделать, или что-то уже сделано).

Часто можно встретить большое количество существительных, образованных с помощью глагола, в деловом стиле. Их обилие в высказываниях чиновников придает речи оттенок канцеляризма, затрудняет восприятие информации.

При использовании ОС надо понимать, что у них отсутствуют основные глагольные категории (завершенность действия, время, лицо), а значит, нужно давать слушателю дополнительную информацию.

Чтобы текст был понятным, нужно отказаться от неживой речи и реже использовать производные от глаголов. Информацию надо подавать простыми словами. Текст будет читаться легко, если в нем нет нагромождений сложных конструкций.

Источник

Принципы образования существительных от глаголов в английском языке

Образование новых слов достаточно интересная тема, достойная нашего внимания. Она помогает посмотреть на английский язык изнутри, а также предоставляет выбор при построении предложений.

Читайте также:  испанский язык имя существительное и артикль

Существительные в английском языке образуются несколькими способами. В этой статье мы рассмотрим основные и самые распространенные случаи.

Образование существительных с помощью суффиксов.

  1. Огромное количество глаголов в английском языке с легкостью превращаются в существительные с помощью суффиксов -аnceи —ence.

Например:

Jack appeared a lot on TV while working with this project. — Джека часто показывали по телевизору, пока он работал над проектом.

или

Jack made a lot of TV appearances while working with this project. — Джек часто выступал на ТВ, пока он работал над проектом.

Daniel and Jack differ in their approach to the current situation. — Джек и Даниэль отличаются своими подходами к сложившейся ситуации.

There is a difference in the approach to the current situation between Daniel and Jack. — Существует разница в подходе к сложившейся ситуации между Джеком и Даниэлем.

  1. В некоторых случаях, чтобы образовать существительное из глагола, следует использовать суффикс —ment.

Например:

It’s difficult to find a person who enjoys the work he does. — Сложно найти человека, который наслаждается своей работой.

It’s difficult to find a person whose work bring him a lot of enjoyment. — Сложно найти человека, работа которого приносит ему удовольствие.

We should assign new lawyers to represent this case in the nearest future. — Нам следует назначить новых юристов для представления этого дела в ближайшее время.

The assignment of new lawyers is what we should do in the nearest future. — Назначение новых юристов для представления этого дела, — вот что мы должны сделать в ближайшее время.

  1. Чтобы образовать существительное из глагола, также можно прибегнуть за помощью к суффиксам tionили —sion.

Например:

Kate decided to decline his offer to join his party. — Кейт решила отказать ему в предложении присоединиться к вечеринке.

Kate made a decision to decline his offer to join his party. — Кейт приняла решение отказать ему в предложении присоединиться к вечеринке.

We came here to inform you about new rules that come into force on Monday. — Мы пришли сюда, чтобы проинформировать тебя о новых правилах, которые вступают в силу в понедельник.

или

We came here to provide you the information about new rules that come into force on Monday. — Мы пришли сюда, чтобы предоставить тебе информацию о новых правилах, которые вступают в силу в понедельник.

Jack refused to describe his feelings concerning the acts of the company he works in. — Джек отказался описывать свои чувства по поводу действий компании, в которой он работает.

Jack refused to give description of his feelings concerning the acts of the company he works in. — Джек отказался давать описание своим чувствам по поводу действий компании, в которой он работает.

Существуют случаи, в которых, чтобы образовать существительное из глагола, нужно просто добавить артикль и немного переписать предложение, изменив некоторые из предлогов.

Например:

This book impacted a lot of people from all over the world. — Книга повлияла на большое количество людей со всего мира.

This book had an impact on people from all over the world. — Книга имела огромное влияние на людей со всего мира.

The thief was prepared to run away from the police. — Преступник был готов убегать от полиции.

The thief was prepared for running away from the police. — Преступник был готов к побегу от полиции.

На первый взгляд эти правила выглядят несложными и достаточно простыми в использовании. Но это только кажется. Пытаясь образовать существительное из глаголов первый раз, многие допускают ошибки. Избежать их помогут некоторые из рекомендаций:

  1. Не пренебрегайте словарем. В английском языке нет четких правил, какой суффикс использовать, поэтому если у вас возникли сомнения, лучше проверить наличие данного слова в словаре.
  2. Иногда лучше использовать сам глагол, чем образовывать из него существительное, так как никогда такие конструкции неоправданно удлиняют предложения и делают их ложными для восприятия.
  3. Образовывать существительные из глагола лучше в том случае, если вы хотите звучать менее эмоционально.
Читайте также:  помощь существительное какого числа

Запомнив перечисленные в статье правила и рекомендации вы, сами того не замечая, ранете лучше понимать основы иностранного языка. Еще больше разобраться с построением слов вам помогут знания об английских корнях.

Источник

Тема: Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

Тема: Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

– Развитие умений образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы, с помощью которых образуются существительные от этих основ, определять значение суффиксов.

– Дальнейшее овладение родным языком на основе усвоения новых обобщённых (словообразовательных) значений суффиксов (род действий, занятий, назначение, место и др.).

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

3 4

Введение слова мечта.

– О каком слове рассказывает статья из толкового словаря?

1) Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2) Предмет желаний, стремлений.

– Запишите слово мечта, обозначьте орфограмму.

– Выпишите из ряда слов однокоренные:

Мечта, меченый, мечтательный, помечтать, меч, мечтание, мечтательница.

– Выделите корень, подчеркните в нём букву безударного гласного.

– Составьте предложение с любым однокоренным словом.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний.

– Прочитайте таблицу суффиксов. Попробуйте сформулировать тему урока и вопрос, на который нужно будет ответить.

– Какое значение имеют эти суффиксы? В чём разница между ними (почему записаны в три столбика)? Как образовать слова при помощи этих суффиксов?

– Сформулируйте тему и цель урока.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

1. Наблюдение над существительными, называющими животных и детёнышей животных.

а) Упр. 273 – развивается умение образовывать существительные от названий животных, выделять суффиксы и определять их значение.

Выполняется по образцу.

– Чем отличаются образованные вами в каждом ряду слова? (Самка животного, детёныш, много детёнышей.)

– Какие части слова передают значение женскости (самки животного)? (Суффиксы —их-, — иц-.)

– Какое значение у суффиксов —онок-, — ёнок-, — ат-, — ят-? (Детёныш, маленькое существо.)

– С помощью каких суффиксов образуются имена существительные, которые называют самок животных и их детёнышей?

– От основ какой части речи образуются эти существительные?

б) Чтение текста в серой рамке на с. 47.

– Сравните со своими выводами.

в) Тренировочные упражнения.

Самостоятельная работа по вариантам:

I вариант: упр. 274;

II вариант: упр. 275.

Взаимопроверка и выборочная проверка учителем.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Читайте также:  где допущена ошибка в связи имени прилагательного с именем существительным

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Наблюдение над существительными, называющими человека по роду занятий.

а) Упр. 276 – развивается умение образовывать существительные от названий действий, находить суффикс, определять его значение.

Работа на доске под руководством учителя.

– Назовите однокоренные слова в каждом предложении. Запишите их, укажите части речи:

писать (гл.) – писатель (сущ.) и т. д.

– Какая общая часть есть у всех образованных слов? (Суффикс -тель-.)

– Какое значение вносит он в слово? Сравните с однокоренными глаголами – названиями действий. (Называет человека, который

– От основ каких частей речи образовались эти существительные? (От основ глагола.)

П. Учитель сообщает, что в словах есть ещё один суффикс глагола а/и, о котором ученики узнают при дальнейшем изучении русского языка в 4-м классе.


б) Чтение вывода в рамке на с. 48.

– Как образуются существительные, называющие человека по роду действий, занятий? (От основ глаголов при помощи суффикса -тель.)

– Какое значение будет у суффикса —тель? (Человек по роду действий, занятий.)

в) Тренировочные упражнения в образовании существительных с суффиксом —тель-.

Упр. 277. Выполняется на доске и в тетрадях.

Дети записывают: Мечтатель, житель, отправитель, получатель. Затем отвечают на вопросы после упражнения.

Обобщающий вопрос после текста в рамке.

3. Наблюдение над образованием имён существительных с помощью суффикса —ник-.

а) Упр. 278 – развивается умение образовывать слова от основ существительных и глаголов, находить суффикс, определять его значение.

Дети выписывают слова:

1) мельник, фокусник, помощник, лучник;

2) градусник, чайник, молочник;

3) малинник, осинник, коровник.

По ходу записи существительных каждой группы делается вывод о

значении, которое вносит суффикс — ник — в слово.

Методическая рекомендация: обращаем внимание учителя на то, что есть много существительных со значением лица, в которых выделяются два суффикса: —н- и —ик-: грибник (грибной), сапожник (сапожный).

Для выделения 2 суффиксов нужно основание – объяснение через «промежуточное» прилагательное. Это необходимо учитывать при самостоятельном подборе дидактического материала.

б) Чтение вывода на с. 50 (текст в рамке).

– Что вы узнали про суффикс —ник-?

– Как вы поняли последнее предложение этого текста?

– Сколько значений у суффикса —ник-?

– Какие ещё суффиксы знаете, которые имеют разные значения?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

– Расскажите по таблице суффиксов о значениях имён существительных, образованных с их помощью.

– Дополните таблицу: укажите над основой часть речи, от которой образовалось существительное.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

2. Задание № 8, тема 7 в рабочей тетради.

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.

Источник

Как образовать существительное от глагола найти



В русском языке есть несколько видов словообразования, и разобраться в них не так-то просто. И действительно, почему, скажем, существительное «бег» происходит от глагола «бегать», а глагол «стеклить» — от существительного «стекло», а не наоборот? Попробуем сначала разобраться с этим

В русском языке есть несколько видов словообразования, и разобраться в них не так-то просто. И действительно, почему, скажем, существительное «бег» происходит от глагола «бегать», а глагол «стеклить» — от существительного «стекло», а не наоборот? Попробуем сначала разобраться с этим.

В окружающем нас мире есть различные объекты — предметы, люди, животные и так далее. Для обозначения этих предметов были придуманы существительные. У этих предметов есть признаки — цвет, например. Для их обозначения есть прилагательные. Наконец, есть различные действия: они обозначаются глаголами.
Слова, которые изначально обозначали предметы, называются первородными существительными. Возьмем, например, слово «стекло» и однокоренные слова «стеклянный» и «стеклить». Объясняя значение последних двух слов, мы будем говорить нечто вроде: стеклянный — это сделанный из стекла; стеклить — это вставлять стекло, то есть во всех этих объяснениях нам придется прибегнуть к существительному. А вот существительное нам придется объяснять само по себе: стекло — это такой прозрачный предмет. В данном случае корень слова возник потому, что был предмет, который надо было как-то назвать. Тем самым мы можем сказать, что «стекло» — это первородное существительное, а остальные слова с этим корнем — производные от него.

Итак, корень «стол» обозначает предмет. А корень «бег» — процесс. То есть изначальным, первородным в данном случае был глагол «бегать». В свою очередь, корень «зелен» обозначает признак, первородным является прилагательное «зеленый».
Итак, есть первородные слова — к примеру, существительные «кирпич» и «дом». Можно предположить, что сначала возникла необходимость как-то назвать сами предметы. Но вот, скажем, из кирпича построен дом. Очевидно, какое-то время люди так и говорили — «дом из кирпича», то есть использовали два первородных существительных; но в какой-то момент, когда вокруг появляется достаточно много предметов с таким признаком, возникает необходимость и в прилагательном. В таком случае в языке появляется производное слово — к слову «кирпич», к примеру, мы можем добавить характерный для прилагательного суффикс и получить слово «кирпичный». Сходным образом носителей языка может начать интересовать признак безотносительно объекта — так, из прилагательного «синий» может получиться существительное «синева», из «краткий» — «краткость»; может возникнуть необходимость в слове, обозначающем процесс безотносительно того, кто этот процесс совершает: из глагола «бегать» получится существительное «бег», из «делать» — «действие».
Стало быть, когда мы пытаемся разобраться в словообразовании, по корню мы можем определить, какая часть речи является производящей.
Конечно же, новые слова не всегда образуются из другой части речи. Например, мы можем прибавить уменьшительный суффикс к слову «дом» и получить «домик», можем прибавить приставку не — к прилагательному и получить «неумный».
Но зачастую слово проходит более сложный путь, чем сразу от первородного к производному. Например, слово «предсказатель» произошло от глагола «предсказать», а не от «сказать», то есть образовалось не путем добавления приставки и суффикса, а только суффикса. От слова «порядок» путем добавления суффикса произошло слово «порядочный», а от него уже путем добавления приставки — слово «непорядочный».
Из этого следует, что, когда мы смотрим, как образовалось некое слово, нужно не просто смотреть на корень и на то, есть ли у слова приставка и суффикс, а на то, какое слово ближайшее к нему по смыслу. Желательно восстановить полную словообразовательную цепочку, то есть взять первородное слово и посмотреть, каким именно образом, через какие промежуточные стадии образовалось искомое.
В основном нам приходится иметь дело с бессуффиксным, приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Есть и другие способы, но их мы рассмотрим отдельно. Сначала посмотрим, от чего обычно образовываются разные части речи.

Читайте также:  испанский язык имя существительное и артикль

Существительные часто образуются:

от других существительных (дом — домик); от глаголов (бегать — бег, читать — чтение); от прилагательных (синий — синева, скорый — скорость).

Прилагательные часто образуются:

от других прилагательных (умный — неумный, синий — синенький);

от существительных (кирпич — кирпичный, дом — домашний, бездомный);

от глаголов (варить — вареный).

Глаголы:
от других глаголов (ходить — заходить);
от существительных (стекло — стеклить);
от прилагательных (зеленый — зеленеть).

Есть и другие варианты, но они более редки. Так, например, глагол «ойкнуть» образован от междометия, «тыкать» в значении «обращаться на ты» — от местоимения, а «раздваиваться» — от числительного. Но мы рассматриваем пока лишь основной корпус примеров — то, что может попасться вам на экзамене.

Местоимения обычно являются первородными.

Причастия и деепричастия всегда образовываются от глаголов суффиксальным способом. Обратите внимание: нет ни одного причастия, образованного от другого причастия. Например, причастие «подошедший» и деепричастие «подходя» образованы не от «шедший» и «ходя» приставочным способом, а от глагола «подойти» суффиксальным. Так считается именно потому, что нет ни одного причастия или деепричастия, для которого не было бы глагола с аналогичной приставкой. Причастия и деепричастия не зря называют особыми формами глагола.

Наречия образовываются от прилагательных (и никогда — друг от друга). Так, например, «немедленно» образовано не от наречия «медленно», а от прилагательного «немедленный».

Количественные числительные — первородные. Порядковые могут быть или первородными, или образованными от количественных числительных. Собирательные числительные образуются от количественных числительных.

Следует помнить о том, что формы слова не являются самостоятельными частями речи. Это значит, что, рассматривая некое слово, мы рассматриваем, как образовалась его начальная форма. Например, слово «больше» обладает иным суффиксом, нежели слово «большой», но мы не рассматриваем его как производное слово — это всего лишь сравнительная степень, то есть иная форма слова, а не другое слово.

Теперь посмотрим на то, какими именно способами образуются разные части речи. Здесь будут рассмотрены не абсолютно все случаи, а лишь наиболее характерные.

Бессуффиксный способ характерен для коротких существительных, образованных от глаголов, как тот самый «бег» — от «бегать». При этом способе у глагола отсекается характерный глагольный суффикс, а у производного существительного новый не появляется.

Суффиксальным способом образуются:

существительные от глаголов (петь — пение);

существительные от существительных (дом — домик);

существительные от прилагательных (синий — синева);

прилагательные от прилагательных (синий — синенький);

прилагательные от существительных (дом — домашний);

глаголы от глаголов (заходил — захаживал);

глаголы от существительных (стекло — стеклить);

глаголы от прилагательных (зеленый — зеленеть);

причастия и деепричастия от глаголов (сделать — сделавший, сделав);

Читайте также:  определи склонение существительных напиши их в три столбика по склонениям

наречия от прилагательных (медленный — медленно);

числительные от числительных (девять — девятеро).

Заметим, что при суффиксальном способе образования суффикс производящего слова может отбрасываться. Так происходит, например, при образовании существительных от глаголов.

Приставочным способом очень часто образовываются глаголы: ходить — заходить. Также этот способ характерен для прилагательных (умный — неумный), существительных (друг — недруг). Помните, что причастия, даже те, в которых есть яркие приставки, образовываются суффиксальным способом от соответствующих глаголов. Приставочным способом могут образовываться и местоимения (кто — никто).

При приставочно-суффиксальном способе образования мы не можем найти близкое слово, в котором есть аналогичная приставка или аналогичный суффикс. Так, например, слово «бездомный» образовано приставочно-суффиксальным способом от слова «дом», поскольку слова «домный» не существует —
в отличие от слова «неумный», например, которое, как уже говорилось, произведено приставочным способом. Приставочно-суффиксальным способом образовываются не только прилагательные, как
в описанном выше случае, но и, например, наречия (докрасна — красный, по-русски — русский).

Также есть и еще несколько способов словообразования. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Периодически в языке возникают слова, образованные путем сложения двух или даже нескольких корней, как, например, слово «самолет». Такой способ словообразования называется сложением основ, и он характерен в основном для существительных. Заметим сразу, что слово «самолетный» образовано не сложением основ, а суффиксальным способом от слова «самолет». А вот слово «многоцветный» действительно образовано сложением основ.

В языке иногда появляются слова-аббревиатуры, то есть сокращения. Они считаются самостоятельными словами, и способ, которым они образуются, называется аббревиацией. Таковы слова «вуз» (от «высшее учебное заведение») или «СССР» («Союз Советских Социалистических Республик»).

Иногда слова переходят из одной части речи в другую, при этом внешне не изменяясь. Например, слово «булочная», очевидно, образовалось следующим образом: когда-то от слова «булка» образовалось прилагательное «булочная», и место, где торговали булками, называлось «булочной лавкой». Затем такое место стали называть просто «булочная», и из прилагательного таким образом получилось существительное. Таким способом образованы, например, существительные «часовой», «ванная» и так далее.

Словообразовательная модель — схема образования слова из морфем по едиными принципами их следования и соединения. Словообразовательная модель служит обозначению понятия: например, образование названий орудий, инструментов в русском языке от основ глаголов с помощью суффикса
-ло — точило, рубило.

Слово, которое обозначает лицо, характеризуемое по его отношению к предмету, может быть образовано с помощью суффикса — ист: хоккеист, пианист, автомобилист.

Существительное со значением детёныша с суффиксом — онок-/-ёнок-: верблюд — верблюжонок, медведь — медвежонок, кит — китёнок, кот — котёнок.

Прилагательное со значением лёгкого оттенка цвета с суффиксом — оват-: лиловый — лиловатый, красный — красноватый.

Глаголы со значением начала действия с помощью приставки за-: кричать — закричать.

Глаголы со значением разового действия с помощью суффикса — ну-: прыгать — прыгнуть, кричать — крикнуть.

Глаголы со значением «производить действие некоторое время» с помощью приставки по-: прыгать — попрыгать, кричать — покричать.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРА. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО

Словообразовательной цепью (или цепочкой) называется ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности.

Например, писать — писатель — писательница — писательницын; белый — белить — побелить — побелка — побелочный; готовый — готовить — заготовить — заготовка — заготовщик — заготовительный. Эти ряды выстроены так, что каждое последующее слово образовано от предыдущего: от глагола писать образовано существительное писатель (такие два слова называются словообразовательной парой), от имени существительного мужского рода писатель произведено имя существительное женского рода писательница (это также словообразовательная пара).

Читайте также:  какие существительные знаки препинания

Такое единство, когда каждое последующее слово непосредственно образовано от предыдущего, называется словообразовательной цепочкой. Словообразовательные цепи показывают ступенчатый, последовательный, не хаотичный характер русского словообразования.

Словообразовательные цепочки могут ветвиться, образуя различные последовательности. Например, от метеор можно образовать и метеорит, и метеорный, и метеорический, а от метеорит — метеоритный. Единство таких словообразовательных цепочек называется словообразовательным гнездом.

Словообразовательные гнёзда отличаются по объему:
1) нулевое гнездо, представленное одним словом: ажур — произведение бухгалтерских записей;
2) слаборазвернутое гнездо, включающее вершину и одно производное: принадлежать — принадлежность, приоритет — приоритетный;
3) сильноразвернутое гнездо, включающее три и более слов.

Словообразовательный разбор — выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффисков и приставок в процессе образования нового слова.

Важно помнить о том, формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.

    -ть, — ти, нулевой суффикс в форме инфинитива (говори-ть, нес-ти, печь). Для удобства при формообразовании глагола иногда отсекают и — сти, потому что плё-л, но это условно, суффикса
    -сти в инфинитиве нет. Плести — корень плес-; -л-, нулевой суффикс в формах прошедшего времени: плё-л, пёк-; -и-, нулевой суффикс в формах повелительного наклонения: нес-и, режь-; -ущ-, — ющ-, — ащ-, — ящ-, — вш-, — ш-, — им-, — ем-, — ом-, — нн-, — енн-, — т — в формах причастий: реши-вш-ий, реш-ённ-ый, сши-т-ый, нёс-ш-ий, вед-ом-ый; -а, — я, — вши, — ши, — учи, — ючи в формах деепричастий: сказа-в, сказа-вши, принёс-ши, улыба-я-сь, буд-учи, игра-ючи; -е, — ее, — ше в формах сравнительной степени прилагательных, наречий и слов категории состояния: сильнее, дороже, дальше; -йш-, — айш — в формах превосходной степени: умне-йш-ий, тиш-айш-ий, красиве-йш-ий.

Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой. См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.

Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.

бросать →→ разбросать →→ разбрасывание

рыба →→ рыбак →→ рыбачий

Логика поиска производящего такова: найти в современном языке ближайшее для производного слова производящее в смысловом и формальном отношении. Например, слово понавыписывать имеет своим производящим навыписывать. Хотя, естественно, слово понавыписывать связано и со словом писать. Однако слово писать не является ближайшим в смысловом и формальном отношении к слову понавыписывать.

План словообразовательного разбора

Образец словообразовательного разбора

Лисий — имя прилагательное, изменяемая часть речи, изменяется по родам, числам и падежам. Основа слова — лисий, основа производная, так как есть производящая основа, соотносимая с ней структурно и по смыслу. Чтобы это доказать, нужно истолковать лексическое значение: лисий — относящийся к лисе или принадлежащий лисе. Стало быть, производящая основа — лис. Значит, слово образовано суффиксальным способом (при помощи суффикса — ий).

Источник