Меню

Как образовать существительное от глагола шел



Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. 3-й класс

Класс: 3

Цель: формирование умений образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы.

Задачи:

  • Актуализация и расширение знаний учащихся об имени существительном.
  • Формирование представлений учащихся о разном значении суффиксов существительных.
  • Развитие каллиграфического навыка письма.
  • Развитие навыка написания слов с непроверяемым написанием.
  • Развитие речи на лексическом уровне: уточнение, активизация, систематизация, обогащение словаря по теме: “имена существительные”.
  • Развитие речи на синтаксическом уровне.
  • Развитие языкового чутья.
  • Развитие орфографической зоркости учащихся.
  • Развитие познавательных процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение.
  • Воспитание уважения к собеседнику.

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык”. 3 класс. Бунеев Р.Н. и др. – Ч1. М.: Баласс, 2012.
  • Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. (К учебнику “Русский язык”, 3-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – 64 с.
  • Возможно сопровождение слайдами (проектор).

1. Оргмомомент.

2. Минута чистописания.

Повторение правил посадки и того, как держать ручку правильно, писать с наклоном. Тетрадь с.32 урок 88. Прописывание элементов “многобуквы” и предложения (Буквы ц, и, ы).

3. Проверка домашнего задания.

Устный опрос 1-2 чел . упр.3. с.56 + задания на карточках на повторение –безуд. буквы гласных, разборы слов (3-4 чел). + опрос по правилам .

4. Словарная работа.

— Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа. Примечание: слайд 1. Тема урока. Далее слайд 2. Словарь: мечта.

— Запишите новое словарное слово. Почему оно словарное? (орфограмма буква безуд.гл).

— Что значит слово “мечта?” (определяют)

— Прочитайте значение этого слова из словаря С.И. Ожегова (читают со слайда).

— Какой корень в слове “мечта”? Посмотрите на слова, написанные ниже. Назовите только однокоренные слова (мечта, мечтательный, помечтать, мечтание, мечтательница).

— Почему вы не назвали слова “меч, меченый”? (они не однокоренные).

— Какое значение у этих слов? (объясняют)

— Хорошо. Придумайте предложение с любым словом.

5. Основная часть

— Прочитайте таблицу суффиксов.

Примечание: слайд №3.

-их- — тель- -ник-
-иц-
-онок-
-ёнок-
-ат-
-ят-

— Почему суффиксы в 3 разных столбиках? (имеют разное значение)

— Какие суффиксы из первого столбика называют животных, их детенышей? (приводят примеры)

— Как при помощи суффиксов можно образовать слова? (взять основу имени сущ. и добавить суффикс).

— Попробуйте сформулировать тему и задачи нашего урока (пробуют)

— Итак, сравните задачи, которые вы назвали с теми, что у нас на слайде.

Примечание: слайд №4.

Задачи урока:

  • Вспомнить и узнать новые суффиксы, их значение.
  • Повторить разбор слов по составу.
  • Тренироваться в разборе имени существительного как части речи.

— Откройте учебник на с. 47. Упр. 273. Прочитайте задание (читают).

— Что надо сделать? (образовать новые имена сущ. по образцу).

Читайте также:  Допишите в каждое предложение глаголы в форме настоящего времени

— Чем отличаются слова в первой строчке? (значением, называют животного, самку животного, детеныша и много детенышей, еж, ежиха, ежонок, ежата).

— Какие суффиксы передают каждое значение? (-их-, -онок-, -ат-, -ят-)

— Запишите оставшиеся строчки по образцу. Выделите корень, чередующиеся согласные и суффиксы (пишут в тетр. и на доске).

— Какие суффиксы помогли от основ имен сущ. образовать существительные, называющие животных иначе? (-их-, -онок-, -ат-, -ят-).

— Прочитайте правило на с. 47 в серой рамке (“С помощью суффиксов -их-, -иц-, -онок-, -ат-, -ят- от основ имен сущ. образуются имена сущ., которые называют животных или их детенышей”).

Примечание: возможны индивидуальные карточки на разбор имен существительных как частей речи.

— Были ли на слайде какие-то суффиксы из этого правила? (да, называют какие).

— Посмотрите на слайд. Задание письменно по вариантам. Нужно от этих слов образовать имена существительные, которые называют животных, их детенышей. На каждое слово по 2 примера. Используйте суффиксы, которые на слайде (пишут в тетрадях, часть детей работает на карточках).

Примечание. Слайд 5. Образуй с помощью суффиксов – их-, -ик-, -иц-, -онок-, ёнок-, -ат-, -ят- по 2 новых слова на каждый пример. Выдели суффиксы.

1 вариант 2 вариант
Верблюд Кот
Ёж Лебедь
Лось Лиса

Волк, волчица, волчонок.

— Прочитайте слова, которые у вас получились (1-2 ученика читают).

6. Закрепление материала.

— Откройте упр.276. Прочитайте задание (читают). Нужно записать только слова, которые пропущены, выделить суффикс (выполняют в тетради и на доске 1-2 чел.).

Примечание: на слайде 6 дано упражнение.

  • Водит машину (кто?) водитель.
  • Книги пишет (кто?) .
  • Учит детей (кто?) .
  • Воспитывает детей (кто?) .
  • Изобретает (кто?) .
  • Сказки сказывает (кто?) .
  • Строит дома (кто?) .

— От слов какой части речи образованы новые слова-ответы? (глаголов)

— Какая общая часть во всех словах? (-тель-)

— Запомните, этот суффикс помогать образовать имена существительные от глаголов. Какое значение у этого суффикса? (называет профессии человека)

— Прочитайте правило на с.48 в серой рамке (“С помощью суффикса –тель- от основ глаголов образуются имена существительные, которые называют человека по роду занятий, действий”).

— Потренируемся устно. Я читаю вопрос, а вы ответ. Как называется человек, который любит мечтать? Живет в городе или селе? Отправляет письмо или посылку? Получает письмо? (мечтатель, житель, отправитель, получатель).

— Какой суффикс во всех словах? (-тель-).

— Верно. Запишите упр. 278. Прочитайте задание (читают)

Далее выполняют на доске и в тетради. + карточки для учащихся.

— Почему суффикс –ник- встречается во всех словах, но слова в друг разных группах? (разное значение)

— Какие значения у него? (предметы, места, где что-то растет, род деятельности человека).

Читайте также:  Конспект урока 6 класс безличные глаголы фгос

— Верно, откройте учебник на с. 50, прочитайте правило.

7. Заключение.

— Посмотрите на доску, все ли значения суффиксов мы вспомнили? (да)

Примечание. Слайд 7. Таблица с суффиксами.

— Сколько значений у суффикса –ник-? Какие? (3)

— Какие суффиксы обозначают животных? (и т.д.)

— От каких основ могут образовываться имена сущ.? (сущ., гл.)

— Какие суффиксы помогают образовать имена сущ. от глаголов? (-тель-, -ник-).

— Откройте дневники, запишите д/з. упр.4 с.56-57 + правила.

Источник

Морфологический разбор глагола «Шёл»

Для слова «шёл» найден 1 вариант морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение
    Часть речи слова «шёл» — глагол
  2. Морфологические признаки.
    1. идти (инфинитив)
    2. Постоянные признаки:
      • 1-е спряжение
      • непереходный
      • несовершенный вид

      Непостоянные признаки:

      • изъявительное наклонение
      • единственное число
      • прошедшее время
      • мужской род.
  3. Там полным ходом шёл ремонт.

    Выполняет роль сказуемого.

    План разбора глагола

    1. Часть речи. Общее значение
    2. Морфологические признаки.
      1. Начальная форма (инфинитив)
      2. Постоянные признаки:
        • Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
        • переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
        • Спряжение

        Непостоянные признаки:

        • Наклонение в зависимости от вопроса:
          • Изъявительное — что делал? что делает? что сделает?
          • Повелительное — что делай?
          • условное — что делал бы? что сделал бы?
        • Число
        • Время (если есть)
        • Лицо (если есть)
        • Род (если есть)
    3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)

    План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

    Если морфологический разбор глагола «шёл» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

    Источник

    Что такое отглагольные существительные

    Отглагольные существительные (далее по тексту ОС) — это существительные, произошедшие от глаголов. Обозначают опредмеченное действие. Говоря более простым языком, это описание какого-либо действия в отвлеченном смысле, без указания лица, которое его совершает, и других факторов, связанных с действием (время, завершенность).

    Примеры ОС: бег, плавание, вылов, метание, разрыв, катание, осуществление, выполнение, решение, принятие, езда, платёж, открытие.


    Существительным, образованным от глаголов, уделяют особое внимание при изучении русского языка. С одной стороны, их широко используют во всех стилях речи, но с другой, злоупотребление ими вредит тексту и речи, создает нагромождения наподобие «утопление по причине утонутия», чем затрудняет восприятие содержания.

    ОС в русском языке образуются двумя способами:

    1. безаффиксным (бессуффиксным);
    2. суффиксальным.

    Отличить такой вид существительных от других типов не сложно, но для этого нужно знать грамматические особенности отглагольных существительных.

    Словообразование

    Отглагольные существительные образуются присоединением суффикса к основе глагола либо отбрасыванием суффикса и окончания слова (в нашем случае — глагола).

    Суффиксальное образование

    При суффиксальном образовании используют разные суффиксы, в зависимости от исходного слова:

    • -Б-молоть — молотьба, резать — резьба; палить — пальба
    • -Л- для описания отвлеченного процесса или производителя действия: кидать — кидала, травить — травля
    • -ИЩ-пепелить — пепелище, играть — игрище
    • -ОТН-, -Н-бегать — беготня, грызть — грызня
    • -ТИЙ-покрывать — покрытие, отливать — отлитие
    • -ЧИК(-ЩИК)-резать — резчик, грузить — грузчик, зачинать — зачинщик
    • -АЦИЙ-декларировать — декларация, монетизировать — монетизация
    • -НИЙ-, -ЕНИЙ-приложить — приложение, говорить — говорение
    • -К-загрузить — загрузка, вырубать — вырубка
    • -ОК-подарить — подарок, оставлять — остаток
    • -ЗНЬ-казнить — казнь, бояться — боязнь
    • -ТЕЛЬ-спасать — спасатель, карать — каратель

    Зная эти суффиксы, легко образовывать ОС правильно и распознавать их в предложении.

    Безаффиксный (бессуффиксный) метод

    Некоторые глаголы можно превратить в существительные, производные от глаголов, только безаффиксным способом. Для этого глагол лишают окончания и суффикса. К примеру:

    Безаффиксный метод образования слов используется только для существительных, образование ОС — частный случай.

    Как определить словообразование

    Когда нужно определить, какой способ словообразования используется для конкретного слова, нужно выделить основу, суффикс и окончание существительного, найти другие слова с таким же корнем.

    Например, слово восходить. Отглагольная форма — восхождение. Для образования используется суффикс -ЕНИЙ.

    Другой пример: восходить — восход. В слове восход суффикса нет, а значит тут используется безаффиксный способ словобразования.

    Грамматические особенности

    Основное отличие ОС от глаголов и существительных в том, что они описывают процесс чего-либо, при этом делают это опредмечивая действие.

    Абстрактные формы ОС обычно не изменяются по числам, к примеру: начертание, высчитывание.

    Отглагольные существительные в речи

    Данные виды слов появляются во всех стилях русского языка: разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Такие существительные обогащают речь, делают ее разнообразней, но иногда ими злоупотребляют, из-за чего высказывания становятся неясными, приобретают двойной смысл, к примеру: «Вопрос о решении задачи» (непонятно, нужно ли что-то сделать, или что-то уже сделано).

    Часто можно встретить большое количество существительных, образованных с помощью глагола, в деловом стиле. Их обилие в высказываниях чиновников придает речи оттенок канцеляризма, затрудняет восприятие информации.

    При использовании ОС надо понимать, что у них отсутствуют основные глагольные категории (завершенность действия, время, лицо), а значит, нужно давать слушателю дополнительную информацию.

    Чтобы текст был понятным, нужно отказаться от неживой речи и реже использовать производные от глаголов. Информацию надо подавать простыми словами. Текст будет читаться легко, если в нем нет нагромождений сложных конструкций.

    Источник

как образовать существительное от глагола шел



Урок по русскому языку «Образование имён существительных от основ существительных и глаголов»

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Образование имён существительных

от основ существительных и глаголов»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Цель урока: формирование умений образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы.

Образовательная: повторение и закрепление пройденного материала, изучение новых случаев словообразования имён существительных.

Развивающая: создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения друг к другу при работе в группе, активности и любознательности.

УУД, формируемые на уроке:

— на основе анализа объектов делать выводы;

— обобщать и классифицировать по признакам;

— развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; — прогнозирование результата;

— контроль и самооценка своей деятельности.

— развивать умение слушать и понимать других;

— участвовать в коллективном обсуждении, диалоге;

— аргументировать своё мнение;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

— Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, положите ладошки на ладошки соседа и скажите:

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Если будет трудно, я тебе помогу.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова “Классная работа”.

У вас на партах лежат желтые листочки. Это лист самооценки. После каждого этапа вы будете оценивать свою работу. Прочитайте, какие этапы вас ждут ( чистописание, словарная работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа в группе)

Начнем с минутки чистописания.

Ребята, определить буквы для чистописания вам помогут слова, которые я взяла в качестве эпиграфа не только сегодняшнего урока, а думаю и всего сегодняшнего дня.

«Добрый день! Ну, а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день принесёт нам удачу,

И здоровье, и радость нам всем!» (Слайд 1)

Какая буква 2 раза встречается в каждой строчке нашем эпиграфе?

Д ( прописывают на одну строчку Дд, на другую слова Добрый день!)

Оцените свою работу на листочках самооценки. Если вы оцениваете свою работу на 3 рядом словом чистописание ставите знак

Если на 4

Самопроверка: яблоко, помидор, горох, малина, морковь, огурец (слайд 2)

Оцените свою работу: без ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 3 ошибки –«3»

Посмотрите на слайд, что изменилось? (слайд 3)

яблочко, помидорчик, горошек, малинка, морковка, огурчик.

(образовались новые слова)

Посмотрите внимательно на доску (запись на листочках)

Волк-волчонок мыслить –мыслитель

От каких основ образовались новые слова? (от основ существительных и от основ глаголов)

Сформулируйте тему нашего урока? (Образование новых слов от основ существительных и глаголов)

Цель:научиться образовывать новые слова от основ существительных и глаголов

С помощью чего образовались новые слова? (с помощью суффиксов)

Прочитайте таблицу суффиксов.

– Какое значение имеют эти суффиксы? — В чём разница между ними (почему записаны в три столбика)?

Наблюдение над существительными, называющими животных и детёнышей животных.

Образуйте и запишите слова (по образцу) с помощью суффиксов первого столбика. Это задание вы выполните в парах, наш девиз «Помогая другим, учимся сами»

-Прочитайте, какие слова у вас получились?

– Чем отличаются образованные вами в каждом ряду слова? (Самка животного, детёныш, много детёнышей.)

– Какие части слова передают значение женскости (самки животного)? (Суффиксы -их-, -иц-.)

– Какое значение у суффиксов -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-? (Детёныш, маленькое существо.)

Читайте также:  Как изменить глаголы в настоящем и будущем времени в прошедшем

– С помощью каких суффиксов образуются имена существительные, которые называют самок животных и их детёнышей?

– От основ какой части речи образуются эти существительные? (От основ сущ.)

Чтение текста в серой рамке на с. 47.

– Сравните со своими выводами.

-Оцените свою работу.

Проведем зрительную гимнастику (слайд )

Задание – текст (слайд)

— В представленном тексте замени названия всех животных на названия их детёнышей, образовав существительные при помощи суффиксов.

Недавно мы были в зоопарке и видели много зверей. На солнце грелся лев. Медведь рычал на нас. Зайцы грызли капусту. Укрывшись в тени, спал волк. Лиса ждала угощения. С ветки на ветку весело прыгали белки

Придумайте продолжение этого рассказа.

– Молодцы! Спасибо, справились с заданием. А сейчас немножко отдохнем.

Жарким днем лесной тропой. (Дети спокойно идут друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно продвигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят.

(Повернувшись лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.)

Поднимите руки те ученики, у кого на листочках самооценки три звёздочки. Хорошо. Вы выполняете упражнение 275, а остальные 274.

(В таблице под суффиксами прикрепляется запись от основ существительных).

2. Наблюдение над существительными, называющими человека по роду занятий.

– Сейчас нам надо раскрыть секрет суффикса -тель-. Будем работать в группах. Разделитесь на 5 групп

— Закончите предложения, образовав новые слова от выделенных слов каждой строки. Выделите суффикс в полученных словах.

Водит машину (кто?) ____________________________________________________

Книги пишет (кто?) _____________________________________________________

Учит детей (кто?) _______________________________________________________

Воспитывает детей (кто?) ________________________________________________

Изобретает (кто?) _______________________________________________________

Сказки сказывает (кто?) _________________________________________________

Строит дома (кто?) ______________________________________________________

– Назовите однокоренные слова в каждом предложении. Запишите их, укажите части речи:

водить (гл.) – водитель (сущ.)

писать (гл.) – писатель (сущ.) и т.д.

– Какая общая часть есть у всех образованных слов? (Суффикс -тель-.)

– Какое значение вносит он в слово? Сравните с однокоренными глаголами – названиями действий.(Называет человека, который чем-то занимается.)

– От основ каких частей речи образовались эти существительные? (От основ глагола.)

Чтение вывода в рамке на с. 48.

– Как образуются существительные, называющие человека по роду действий, занятий? (От основ глаголов при помощи суффикса –тель-.)

– Какое значение будет у суффикса –тель-? (Человек по роду действий, занятий.)

– Ребята, мы сегодня с вами исследователи, изобретатели, изыскатели

— Какой суффикс у нас еще остался?

— Суффикс –ник — настоящий фокусник.
– А хотите узнать секрет суффикса –ник-?
– Да.

Вам нужно завершить предложение, тот, кто первым поднимет руку, запишет красиво это слово на доске.

Убирает двор (кто?)… дворник,

Чинит сапоги (кто?)… сапожник

Мелет муку (кто?).. мельник,

Помогает (кто?)… помощник.

— Какое значение вносит суффикс -ник- в слова?

1) названия людей по их занятиям;

Посуда, в которой заваривают чай, — это (что?) … чайник,

Сосуд для варки кофе… .кофейник

Какое значение вносит суффикс -ник- в слова?

2) названия предметов по их назначению;

Помещение для коров – это (что?)… коровник

Лес, где растут осины … осинник.

Какое значение вносит суффикс -ник- в слова?

3) названия мест, где растет что-то определенное.

Вывод. Какой секрет раскрыли у суффикса -ник-?

– С помощью -ник- образуются имена существительные с разными значениями:

Читайте также:  Окончание а в глаголе указывает на пример

– Правильно, молодцы, ребята. Суффикс -ник– во всех случаях одно и то же? (Ответы.)

Суффикс –ник– во всех трех случаях – это не один и тот же, а разные суффиксы, так как имеют разные значения.

– А от каких основ образовались слова? (От основ существительных и глаголов.)

(В таблице под суффиксом -ник- прикрепляется запись от основ существительных и гл.)

— Составьте предложения с данными словами

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Какую задачу мы перед собой ставили? (Научиться образовывать новые слова от основ существительных и глаголов).

— Удалось её решить? Научились?

Посмотрите на слайд, с каким животным ассоциируется ваша деятельность на уроке?

IV. Домашнее задание.

Подумаем, что необходимо будет повторить к следующему уроку? (Правила на с.47, 48, 50)

-У нас на земле просто. У волка-волчата, у лося –лосята, у зайца-зайчата, у гуся-гусята. А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки-щурята… А дальше?

Запишите названия водных обитателей, графически выделите суффикс.

— Мне тоже очень приятно было с вами работать.

— На правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. Соединим ладошки в хлопке и скажем друг другу « спасибо»!

Источник

Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. 3-й класс

Класс: 3

Цель: формирование умений образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы.

Задачи:

  • Актуализация и расширение знаний учащихся об имени существительном.
  • Формирование представлений учащихся о разном значении суффиксов существительных.
  • Развитие каллиграфического навыка письма.
  • Развитие навыка написания слов с непроверяемым написанием.
  • Развитие речи на лексическом уровне: уточнение, активизация, систематизация, обогащение словаря по теме: “имена существительные”.
  • Развитие речи на синтаксическом уровне.
  • Развитие языкового чутья.
  • Развитие орфографической зоркости учащихся.
  • Развитие познавательных процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение.
  • Воспитание уважения к собеседнику.

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык”. 3 класс. Бунеев Р.Н. и др. – Ч1. М.: Баласс, 2012.
  • Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. (К учебнику “Русский язык”, 3-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – 64 с.
  • Возможно сопровождение слайдами (проектор).

1. Оргмомомент.

2. Минута чистописания.

Повторение правил посадки и того, как держать ручку правильно, писать с наклоном. Тетрадь с.32 урок 88. Прописывание элементов “многобуквы” и предложения (Буквы ц, и, ы).

3. Проверка домашнего задания.

Устный опрос 1-2 чел . упр.3. с.56 + задания на карточках на повторение –безуд. буквы гласных, разборы слов (3-4 чел). + опрос по правилам .

4. Словарная работа.

— Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа. Примечание: слайд 1. Тема урока. Далее слайд 2. Словарь: мечта.

— Запишите новое словарное слово. Почему оно словарное? (орфограмма буква безуд.гл).

— Что значит слово “мечта?” (определяют)

— Прочитайте значение этого слова из словаря С.И. Ожегова (читают со слайда).

— Какой корень в слове “мечта”? Посмотрите на слова, написанные ниже. Назовите только однокоренные слова (мечта, мечтательный, помечтать, мечтание, мечтательница).

— Почему вы не назвали слова “меч, меченый”? (они не однокоренные).

— Какое значение у этих слов? (объясняют)

— Хорошо. Придумайте предложение с любым словом.

5. Основная часть

— Прочитайте таблицу суффиксов.

Примечание: слайд №3.

-их- — тель- -ник-
-иц-
-онок-
-ёнок-
-ат-
-ят-

— Почему суффиксы в 3 разных столбиках? (имеют разное значение)

— Какие суффиксы из первого столбика называют животных, их детенышей? (приводят примеры)

— Как при помощи суффиксов можно образовать слова? (взять основу имени сущ. и добавить суффикс).

— Попробуйте сформулировать тему и задачи нашего урока (пробуют)

Читайте также:  Конспект урока 6 класс безличные глаголы фгос

— Итак, сравните задачи, которые вы назвали с теми, что у нас на слайде.

Примечание: слайд №4.

Задачи урока:

  • Вспомнить и узнать новые суффиксы, их значение.
  • Повторить разбор слов по составу.
  • Тренироваться в разборе имени существительного как части речи.

— Откройте учебник на с. 47. Упр. 273. Прочитайте задание (читают).

— Что надо сделать? (образовать новые имена сущ. по образцу).

— Чем отличаются слова в первой строчке? (значением, называют животного, самку животного, детеныша и много детенышей, еж, ежиха, ежонок, ежата).

— Какие суффиксы передают каждое значение? (-их-, -онок-, -ат-, -ят-)

— Запишите оставшиеся строчки по образцу. Выделите корень, чередующиеся согласные и суффиксы (пишут в тетр. и на доске).

— Какие суффиксы помогли от основ имен сущ. образовать существительные, называющие животных иначе? (-их-, -онок-, -ат-, -ят-).

— Прочитайте правило на с. 47 в серой рамке (“С помощью суффиксов -их-, -иц-, -онок-, -ат-, -ят- от основ имен сущ. образуются имена сущ., которые называют животных или их детенышей”).

Примечание: возможны индивидуальные карточки на разбор имен существительных как частей речи.

— Были ли на слайде какие-то суффиксы из этого правила? (да, называют какие).

— Посмотрите на слайд. Задание письменно по вариантам. Нужно от этих слов образовать имена существительные, которые называют животных, их детенышей. На каждое слово по 2 примера. Используйте суффиксы, которые на слайде (пишут в тетрадях, часть детей работает на карточках).

Примечание. Слайд 5. Образуй с помощью суффиксов – их-, -ик-, -иц-, -онок-, ёнок-, -ат-, -ят- по 2 новых слова на каждый пример. Выдели суффиксы.

1 вариант 2 вариант
Верблюд Кот
Ёж Лебедь
Лось Лиса

Волк, волчица, волчонок.

— Прочитайте слова, которые у вас получились (1-2 ученика читают).

6. Закрепление материала.

— Откройте упр.276. Прочитайте задание (читают). Нужно записать только слова, которые пропущены, выделить суффикс (выполняют в тетради и на доске 1-2 чел.).

Примечание: на слайде 6 дано упражнение.

  • Водит машину (кто?) водитель.
  • Книги пишет (кто?) .
  • Учит детей (кто?) .
  • Воспитывает детей (кто?) .
  • Изобретает (кто?) .
  • Сказки сказывает (кто?) .
  • Строит дома (кто?) .

— От слов какой части речи образованы новые слова-ответы? (глаголов)

— Какая общая часть во всех словах? (-тель-)

— Запомните, этот суффикс помогать образовать имена существительные от глаголов. Какое значение у этого суффикса? (называет профессии человека)

— Прочитайте правило на с.48 в серой рамке (“С помощью суффикса –тель- от основ глаголов образуются имена существительные, которые называют человека по роду занятий, действий”).

— Потренируемся устно. Я читаю вопрос, а вы ответ. Как называется человек, который любит мечтать? Живет в городе или селе? Отправляет письмо или посылку? Получает письмо? (мечтатель, житель, отправитель, получатель).

— Какой суффикс во всех словах? (-тель-).

— Верно. Запишите упр. 278. Прочитайте задание (читают)

Далее выполняют на доске и в тетради. + карточки для учащихся.

— Почему суффикс –ник- встречается во всех словах, но слова в друг разных группах? (разное значение)

— Какие значения у него? (предметы, места, где что-то растет, род деятельности человека).

— Верно, откройте учебник на с. 50, прочитайте правило.

7. Заключение.

— Посмотрите на доску, все ли значения суффиксов мы вспомнили? (да)

Примечание. Слайд 7. Таблица с суффиксами.

— Сколько значений у суффикса –ник-? Какие? (3)

— Какие суффиксы обозначают животных? (и т.д.)

— От каких основ могут образовываться имена сущ.? (сущ., гл.)

— Какие суффиксы помогают образовать имена сущ. от глаголов? (-тель-, -ник-).

— Откройте дневники, запишите д/з. упр.4 с.56-57 + правила.

Источник