Меню

Как объяснить ребенку причастие и прилагательное



Уроки русского языка в 7-м классе по теме «Признаки прилагательного и глагола у причастий»

Цели:

  • закрепить знания о причастии;
  • выяснить, какие признаки прилагательного и глагола имеют причастия.

На уроке используется компьютерная презентация (Приложение)

(Слайд 1) Беседа о причастии как части речи.

Значение и признаки, каких двух частей речи объединяет в себе причастие?

Как причастия связаны с действием, как с признаком предмета?

Как легко превратить причастие в глагол? Объясните на примере летящий шарик (тот который летит)

(Слайд 2) Задание: Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании, выделите суффикс в причастиях.

Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий всадник, замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое число.

Сделайте вывод о роли причастия в словосочетании: Причастие может являться главным словом и иметь зависимые слова, а может иметь определяемое слово и быть зависимым словом.

Сделайте вывод о том, как отличить причастие от других частей речи по формальным признакам: причастия имеют суффиксы причастий, по которым их легко отличить от других частей речи

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-), -им-
-вш-, -ш- -енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 4) Запомните суффиксы именно в этой последовательности, смысл которой станет понятен позднее.

(Слайд 5) Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели их суффиксы.

1) В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. 5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны. б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым — снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. 8) Я вошёл в сени и отворил дверь в переднюю. 9) Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. 10) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

Причастия: кипящим самоваром; обстрижены в кружок; оборванный армяк, за оказанную помощь, сгорбленного старостью, покрытых снегом, отвергнутой любви

Прилагательные: татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку, капитанскую дочь, совершенною дурочкою, оскорблённого самолюбия, несчастного соперника.

2. Признаки прилагательного у причастия.

(Слайд 7) Раз мы будем говорить о прилагательных, давайте-ка вспомним о них немного.

  1. Что обозначают прилагательные?
  2. На какой вопрос они отвечают?
  3. Какую синтаксическую функцию выполняют?
  4. Как изменяются прилагательные?
  5. От каких частей речи образуются прилагательные?

А теперь подумайте, если все эти вопросы задать о причастии? Какие ответы будут другими? (к вопросам 1 и 5)

Задание: А теперь давайте просклоняем словосочетания прилагательное + существительное и причастие + существительное. Выделим окончания. (Работа по рядам)

Серебристый сверкающий свет, молодая смеющаяся девушка, темное грохочущее небо, яркие светящиеся окна.

Сделайте вывод: Причастия, как и прилагательные согласуются в роде, числе и падеже с существительными.

Кстати, какими членами предложения могут являться причастия и прилагательные в данных выше словосочетаниях?

Существительное, от которого зависит и прилагательное, и причастие, называется определяемым словом. Запомни, это тебе пригодится: определение и определяемое слово.

Читайте также:  Шаблон поздравления в котором пропущены все прилагательные

Я должен остановить твоё внимание на этом моменте. Определение и определяемое слово согласуются между собой в роде, числе и падеже (иногда только в падеже). Надеюсь, ты именно это выяснил, склоняя разные формы.

Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий.

1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся)……с берега или с борта корабля <огромный, ровный и гладкий)…….горой, в действительности скорее похожа на цепь <неровный) …..холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами.

2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, <перегнувшийся)…….к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек,(пострадавший)……..в бою, оставались в живых только

трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный)……свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)……..к (завтрашний)…….дню.

(Слайд 13) Каким членом предложения являются выделенные слова?

Сделайте вывод о роли причастий в предложении: Чаще всего, как и прилагательные, причастия являются определениями.

Ещё один вопрос. Ну-ка вспомните, как называются такие формы прилагательных: весела, молода, полны, зелены, хорош, верен.

От всех ли прилагательных образуются краткие формы? (Нет, только от качественных)

(Слайд 14) Задание: Сами образуйте краткие формы от причастий. От всех ли причастий можно образовать эти формы?

Нарисованные, приукрашенные, ведомые, видимые, победившие, выросшие, смеющиеся, боящиеся, ждущие.

Краткую форму имеют только те причастия, которые имеют суффиксы (это страдательные причастия)

-ем- (-ом-), -им-
-енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 15) Вывод: Признаки прилагательного у причастия:

1. Согласуются в роде, числе и падеже.

2. Имеют полную и краткую форму.

3. В предложении чаще всего являются определениями.

3. Признаки глагола у причастия.

Вспомни морфологические признаки, которые причастие унаследовало от глагола.

/. Видсовершенный и несовершенный.

Возвратное и невозвратное.

Времянастоящее и прошедшее.

(Слайд 16) А о видовых формах. Причастие сохраняет вид того глагола (родителя!), от которого образовалось. Оно настолько богато, что, благодаря отцу и матери, может иметь сразу два вопроса. Проще всего задать вопрос прилагательного. Но, если захочешь, можешь поставить вопрос иначе. Например:

1) Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.

2) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом перед Сильвером, прорвалось наружу.

3) Краем глаза я заметил движущуюся тень.

К словам пылающим, сдерживаемое и движущуюся можно задать такие вопросы: что делающим? как делаемое? что делающую? (Дописать вопросы в модель)

Обрати внимание на причастие движущуюся. Разбери его по составу. Итак, -УЩ— суффикс причастия, а что такое –СЯ?

Как называются глаголы, имеющие такой же суффикс? (возвратные)

Так вот, причастия, как и глаголы, делятся на возвратные и невозвратные.

Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки: вид, возвратность, а если сумеешь, то и время, затем форму (полная или краткая), род, число, падеж. В каких случаях причастия играют роль существительных?

Детские народные приметы и суеверия

1) Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши.

2) Незавязанные шнурки — предвестники разбитого носа.

3) Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.

4) Отлупивший девочкудурак.

5) Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.

6) Наказанногопростят.

7) Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит.

Читайте также:  Что значит определить разряд прилагательных

8) Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой,к мелким неприятностям.

Д. з. Теория, Подобрать и записать строфы из стихотворений на тему “Осень”, в которых были бы причастия.

Источник

«Причастие как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс)

Скачать:

Вложение Размер
prichastie_kak_chast_rechi.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Причастие как часть речи»

  1. Знакомство с грамматическими признаками, суффиксами причастия
  2. Обучение навыку нахождения причастий в речи, умению отличать их от других частей речи
  3. Воспитание интереса к русскому языку
  4. Развитие творческих способностей

I. Введение в тему урока.

(Учитель не называет тему урока, а помогает детям самим определить, о чем пойдет речь)

Задание « собери слово» ( выбери указанную морфему из данных слов (слова записаны на доске):

  1. Приставку из слова приморский
  2. Корень из слова зачастую
  3. Окончание из слова высокие

Один ученик записывает это слово на доске и делает вывод, что тема урока «Причастие».

(После этого учащиеся записывают тему урока в тетрадь). Запись эпиграфа: Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. ( В. И. Даль)

II. Ввод нового материала.

Есть в стране Лингвинии область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.

– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?

И вот что поведал им юный житель: «Зовут меня Причастие. Мама у меня Прилагательное, а папа – Глагол. Я похож и на папу и на маму. И еще у меня есть родимые пятнышки, по которым меня можно опознать. Это -ущ-,-ющ- -ащ-,-ящ-, -ом-,-ем-, -им-,-вш-,-ш-,-енн-, -нн-,-т-.

Просим детей записать в тетрадь три словосочетания:

Просим определить части речи однокоренных слов (задать вопросы). Обращаем внимание на слово желтеющий, можно ли назвать это слово прилагательным? Глаголом? Дети сами делают вывод.

III. Работа в группах по изучению нового материала.

I группа Назовите морфологические признаки причастия, свойственные прилагательным (раздать листочки с предложениями).

1. Внимание охотников привлек растущий на опушке леса дуб.

2. Прочитанная книга лежала на полке.

II группа Назовите морфологические признаки причастия, свойственные глаголу (раздать листочки с предложениями).

1. Догоравший костер ещё дымился.

2. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.

1. Вопрос какой?
2. Род
3. Число
4. Падеж
5. Полная и краткая форма
6. Согласуется с существительным. В предложении – определение или сказуемое

1. Вопрос что делающий? что сделавший?
2. Возвратность-невозвратность
3. Переходность-непереходность
4. Вид
5. Время: настоящее, прошедшее. Будущего нет
6. В предложении – сказуемое

Суффиксы причастий
-ущ- (-ющ-), – ащ- (-ящ-)
-ем-, (-ом-),- им-,-вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-

(раздать листочки с заданиями)

* Подобрать к словам-именам существительным НЕБО, СОЛНЦЕ, РЕБЕНОК, ОБЛАКО, ВЕТЕР, ЗАЯЦ определения, выраженные причастием.

* От глаголов образовать причастия: читать, гореть; бегать; зеленеть; петь, расти.

* Письменно объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа:

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. ( В. И. Даль)

Проверка работ каждой группы. I и II группы называют морфологические признаки причастий, демонстрируя на примерах. III группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно, объясняет смысл эпиграфа.

IV Физкультминутка, упражнения для глаз

V Закрепление нового материала.

  1. С какой частью речи познакомились сегодня на уроке?
  2. Чем отличается причастие от прилагательного и глагола?
  3. В чем сходство?

Выполнение упражнения 451 из учебника

VI Подведение итогов урока.

Можем ли мы теперь в предложениях определять причастия?

Для чего мы используем причастия в речи?

VII Оценки за работу на уроке

VIII Домашнее задание. Презентация на тему «Причастие». Для слабых учеников – упражнение 453.

Технология дифференцированного обучения

Мною был разработан урок русского языка для 6 класса, основанный на технологии дифференцированного обучения. В классе, для которого я готовила урок, обучаются как сильные, так и слабоуспевающие ребята. Одной из проблем всегда является вовлечение слабых детей в учебный процесс.

Технология дифференцированного обучения привлекает меня тем, что позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учеников, работая по одной программе, но на разных уровнях сложности с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета. Очень важным фактором стала для меня большая степень занятости учащихся.

Я хотела провести урок таким образом, чтобы задействовать всех учащихся, независимо от уровня способностей и коммуникативной активности. Тема урока и время проведения соответствуют поурочному планированию. Классное помещение было подготовлено заранее, парты составлены для работы в группах.

Урок начался интересно. С первых минут удалось привлечь внимание учащихся. Практический и теоретический материалы соотносились друг с другом. На уроке проводилась работа в группах, фронтальная работа. Каждый этап работы проверялся устно. Учащиеся при выполнении заданий опирались на имеющиеся знания: признаки имени прилагательного, признаки глагола. Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный и насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость. На уроке использовались здоровьесберегающие технологии.

Ориентируясь на уровень подготовки и речевые способности учащихся, применяла дифференцированный подход. Также домашнее задание было дано дифференцировано. Отклонений от плана урока не было. Результативность хорошая. Урок был насыщенным, проходил в быстром темпе. Перегрузки детей не было. Я считаю, что цели урока были достигнуты.

Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Готовясь к этому уроку, я намеренно не стала предупреждать ребят о предстоящем.

Первое же задание было выполнено учащимися с легкостью. Дети смогли четко сформулировать и обосновать тему урока: «Мы изучаем морфологию, а это значит, что нас интересует причастие как часть речи».

Лингвистическая сказка пробудила интерес к изучению русского языка и активировала творческий взгляд на изучение темы. Ребята сразу представили семью из мамы-прилагательного, папы-глагола и сыночка-причастия. Учащиеся первой и второй групп, заданием которых было определение признаков прилагательного и глагола, присущих причастию, отметили, что эта работа затруднений не вызвала, так как признаки «родителей» причастия им были хорошо известны. Обе группы смогли подобрать много интересных примеров для демонстрации. У третьей группы было три мини-задания. Первые два практические задания они выполняли сообща, а вот третье – более творческое, сначала устно обсуждали, где каждый ученик смог высказать свое мнение, потом самостоятельно записывали.

Упражнение 451 выполняли по классической схеме – один ученик у доски, остальные – в тетрадях.

Подводя итоги урока, я отметила хорошую результативность, а, соответственно, достижение поставленных целей.

Оценка использованной методики

Опираясь на технологию дифференцированного обучения, работать было несложно и интересно как учителю, так и учащимся. Наблюдается высокий уровень эффективности данной методики.

Источник