Меню

как объяснить ребенку род имен существительных



Фронтальное логопедическое занятие по теме «Род имён существительных. Дифференциация существительных разного рода». (первое занятие-ознакомление)

• Знакомство со словоизменением существительных по родам;
• Практическое употребление существительных разного рода;
• Согласование местоимений он мой она моя оно моё с существительными;
• Расширение словарного запаса.
• Развитие зрительного внимания, восприятия, логического мышления.

Оборудование: три картонных домика, карточки с надписями ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ (такие же карточки у детей), предметные картинки, любая небольшая ёмкость (пластмассовый таз), игрушечная удочка( на карандаш прикреплён магнит), откопированные задания –карточки.

«4-ый лишний». На доске записаны слова:
Кот, бежит, мурлычет, спит;
Едет, стоит, ждёт, автобус.

Вычеркнуть лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.
Дети вычёркивают слова (кот, автобус).

Л.: Почему эти слова лишние?
Д.: Слова автобус и кот называют предметы, остальные слова называют действия предметов.
Л.: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы и слова- автобус, кот?
Д.: Кто? Что?
Л.: К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы кто ? что?
Д.: Имя существительное.
Л.: Какой вопрос зададим к слову кот? К слову автобус? Почему?
Д.: Кот— кто? автобус-что? ( одушевлённые и неодушевлённые существительные).
Л.: Можно ли эти слова изменить по числам?
Д.: Кот-коты, автобус-автобусы.
Л.: Когда мы произносим слово кот, мы думаем, что это кот-мальчик или кот-девочка?
Д.: кот-мальчик.
Л.: Оказывается, слова-существительные можно разделить на группы не только одушевлённые и неодушевлённые, но ещё и относящиеся к разному роду. ( объявление темы занятия)

II. Основная часть.

1. Логопед читает сказку из книги В. Волиной «Весёлая грамматика» «Как у существительных род появился».

«Из этой истории вы узнаете, как у существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что даже сама королева Грамматика их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён.»
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они очень были. Услышали про указ королевы и бросились делить между собой слова. Слов много, а жизнь коротка. Делили они делили, пока смерть им не помешала. так и не разделили до конца все слова. пришла королева Грамматика и постановила: «Те слова, которые взял себе муж, пусть будут МУЖСКОГО рода. Там оказались слова – стул, кот, снег и многие другие. Те слова, которые взяла себе жена, пусть будут ЖЕНСКОГО рода. Там оказались слова- ручка, парта, кошка и многие другие слова. А те слова, которые остались неразделёнными пусть будут СРЕДНЕГО рода. Там оказались слова – море, солнце, окно, сердце и многие другие. Вот так и появился у существительных род.»

На доске вывешиваются ( по ходу чтения сказки) три домика, в первом домике в окошке –мальчик, подписано на крыше М.Р., во втором домике лицо девочки и подписано Ж.Р., в третьем домике- пустое окошко, подписано на крыше- СР.Р.

Л.: Чтобы нам разобраться, куда, в какой домик пойдут слова-существительные, нам будут помогать слова-помощники

На доске вывешиваются данные слова-помощники над домиками. И детям раздаются аналогичные карточки со словами-помощниками.

Стихотворение В Волиной:

Весёлые рифмы.
Род мужской конечно МОЙ:
Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,
То, про что скажу –МОЯ:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь она моя.

Средний род-ОНО, МОЁ:
Моё окно, село моё.

2. Устная работа

Логопед называет слова-существительные, дети поднимают соответствующую карточку со словами-помощниками.
Слова: стол, парта, кино, дом, ручка, заяц, зеркало, зайчиха, книга, море, улица, пирог, пирожное, пёс, собака, животное.

Детям предлагается по-очереди «поймать» удочкой предметную картинку, с помощью слов-помощников определить род и прикрепить картинку на доске под соответствующим домиком.

Предметные картинки: волк, молоток, сова, груша, окно, лук, ведро, шкаф, пила, лиса, яйцо, солнце. (можно другие). Дети по два раза «ловят» слово.

Пальчиковая гимнастика с самомассажем: «Здравствуй Большак, здравствуй Указка, здравствуй Серёдка, здравствуй Сиротка, здравствуй Крошка-Митрошка, здравствуй, здравствуй моя Ладошка. (то же и на другой руке)

Данные слова ( названия предметных картинок) дети записывают в три группы: Ж.Р., М.Р., СР.Р.

(любая) Мы закроем все тетрадки
И приступим к физзарядке,
Руки за спину кладём,
По тропинке все идём.( ходьба по комнате)
А теперь все дружно встали,
Не устали? (не устали)!
Нам так, то в лес шагаем,(ходьба на месте)
Ручеёк в пути встречаем. (изображаем ручеёк, наклоны влево, вправо)
Повернулись раз-два, где ж заветная тропа?(повороты влево, вправо)
Снова вышли на дорожку,(ходим по комнате)
Там нарвали груш немножко (наклоны)
Наклонились и присели,
Отдохнуть за парты сели.
Читайте также:  падеж имен существительных и оканчания

5. Работа в тетради

Задание: разложи предметы в чемоданчик. Сначала детям предлагается рассмотреть слова на карточке, назвать их, раскрасить в один цвет чемоданчик с надписью М.Р., например, в синий цвет и слова-существительные мужского рода так же в синий цвет. Соответственно со словами женского и среднего рода в другие цвета.

Когда слова «разложены» в чемоданчики, записать их в тетрадь.
Ж.Р.____________________
М.Р.________________________
СР.Р._______________________

6. Игра «Расшифруй слово»

У детей карточки с изображением пронумерованных слогов. Логопед предлагает шифр на доске, а дети расшифровывают это слово, находя слоги по заданным номерам.

Назвав слово, называют род этого существительного.

21-104 (мо-ре), 46-23 (ки-но), 14-3-1 (па-на-ма), 32-13-6 (со-ба-ка)
Дети сами могут зашифровать своё слово и предложить его другим .
(по желанию, по времени и состоянию детей можно записать слова в тетради)

• Ещё раз рассмотреть домики и предметные картинки под ними, назвать слова, определить род;
• Назвать слова-помощники ;
• Что было интересного, трудного на занятии?
• Как вы думаете, для чего нужно уметь определять род существительных? (ответы детей).

Литература: Логопедическая тетрадь Мазановой Е. В., Волина В. «Весёлая грамматика».

Источник

Как научить ребенка различать род существительных?

Как научить ребенка различать цвета?

Важно понимать, что лишь с определенного возраста можно приступать к обучению.Для каждого малыша он не одинаков: одному уже в полтора годика дается эта наука легко, а кто-то и в два может не запоминать новые цвета. Помнится мне отличное решение, которые используется в разных школах развития и просто полезных занятиях для деток до двух лет.

Как научить ребенка распознавать цвета?

Знакомство с любым цветом происходит разного рода приемами, связанными с накопленными умениями или опытом малыша. К примеру, мы учим желтый цвет. В комнату влетает желтое солнышко, а детки топают ножками, как желтые утята. Затем из яркой гофрированной бумаги все дружно мастерят желтые одуванчики. Иными словами, ваша задача как можно больше предметов хорошо знакомых малышу ввести в игру и дать пощупать, понюхать или же прочувствовать любыми другими методами. Яркий веселый фон запоминания очень хорошо.

Екатерина Смирнова
Дидактическая игра для детей подготовительной группы «Какой род? Какое число?»

Дидактическая игра для детей подготовительной группы «Какой род? Какое число?»

Учить детей различать существительные мужского, женского и среднего рода;

Уточнять знания единственного и множественного числа;

Расширять словарный запас слов детей;

Развивать память и внимание.

Для игры понадобятся лепестки с разными картинками и серединки с заданиями, на которых написано «ОНА МОЯ», «ОН МОЙ», «ОНО МОЁ», «ОНИ МОИ».

Например, если в серединке написано «ОНА МОЯ», нужно составить цветок из всех лепестков с существительными женского рода и т. д.

Если в серединке написано «ОНИ МОИ», значит нужно подобрать лепестки с картинками, на которых изображены существительные множественного числа.

Эта игра очень увлекательная и красочная. Она научит детей правильно определять род имен.

Мой сын всё перепутал:(
Он не различает род существительный, неправильно склоняет прилагательные и употребляет глаголы. Он запросто может сказать мне: «Куда пошел?», а о себе сказать: «Я поеЛА». Машинка — это у нас он, а дядя — она, и т.д.
С речью у нас всегда было туго. Процесс пошел только этим летом после приема ноотропов, назначенных врачом, и после начала активных занятий с логопедом. Сейчас сынок посещает речевую группу детского сада, там же занимается с логопедом, плюс я всячески стараюсь подтягивать его дома. Конечно, результат радует, так как нам есть, с чем сравнивать, но проблем еще много.
Сейчас мы работаем над пониманием рода существительных. Пока что средний род не берем, а работаем только с «ОН» и «ОНА». По совету логопеда были сделаны две коробки — красная (она) и синяя (он). Я подготовила предметные карточки с изображением девочки, кошки, свиньи, медведя, зайца и петуха. Работаем так: я даю ребенку.

Читайте также:  карточки на закрепление имени существительного

Как определить род у имен существительных?

В русском языке род имен существительных определяется по окончаниям Им.п. ед.ч., а у обозначений людей и животных – по полу названного человека и животного.

Найди лишнее слово

лень, пень, тень, сень суть, ртуть, путь, жуть бандероль, пароль, моль, роль монастырь, ларь, гарь, словарь Поля, Витя, Петя, Коля учитель, постель, руководитель, житель гость, новость, кость, масть

Встаньте около парт. Я буду называть имена существительные, а вы поднимайте руки вверх, если это существительное мужского рода, разводите в стороны – если существительное женского рода, и ставьте на пояс – если существительное среднего рода.

дядя, озеро, отец, мать, снегирь, туман, растение, дочь, кино, поле, сестра, мышь, кафе (ср.р.), кофе (м.р.), окно, голова, обувь, море, рояль (м.р.)

Род сущ. и правописание

Распределите слова по трем столбикам (м.р., ж.р., ср.р.).

Одна из причин нарушения звукопроизношения у ребёнка – недостаточно сформирован фонематический слух. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно.
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.

К 5 годам дети умеют определять на слух наличие или отсутствие данного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Необходимо научить ребенка правильно «слышать» звук, выделять его из окружающих. Это умение явится предпосылкой к обучению ребёнка грамоте (от звука – к букве).
Ребенку исполнилось 4 года, поиграйте с ним в игру «Поймай звук». Хлопнуть.

Источник

Род имен существительных

5-й класс

Изучение категории рода имен существительных в средней школе представляется весьма важным прежде всего потому, что позволяет познакомить учащихся с одной из сложных и интересных лингвистических проблем.
Распределение имен существительных по родам на первый взгляд кажется произвольным, однако оно строго определяется законами языка, которому категория рода, в свою очередь, придает яркость и выразительность.
Франц Миклошич, один из основоположников сравнительно-исторического изучения славянских языков, писал об этом: «. кто, не лишенный поэтического чутья, погружался в родной язык, тот, конечно, знает, что различение родов и в наших глазах сообщает языку своеобразную прелесть». Задача учителя и заключается в том, чтобы показать детям эту «своеобразную прелесть».

Слово учителя. Еще в начальной школе вы узнали, что в единственном числе имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему. Как вы определяете род имен существительных?

Учащиеся читают стихотворение:

Род мужской, конечно, мой:
мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
то, про что скажу моя:
моя ручка, моя тучка
и тетрадь моя.
Средний род – оно, мое:
мое окно, село мое.

– Казалось бы, все очень просто, однако грамматический род имен существительных – очень сложное явление, и об этом говорится в лингвистическом тексте «Загадки грамматического рода» из упр. 626 вашего учебника. Прочитайте текст сначала про себя, а потом вслух. Можете ли вы ответить на вопросы, поставленные в нем?

Учащиеся подбирают варианты ответов и приходят к выводу, что полно и правильно ответить на эти вопросы можно, только имея определенные знания о категории рода в русском языке.

– Нам трудно сразу понять, что положено в основу распределения имен существительных по родам. Как, к примеру, объяснить, что синонимы дом, изба и жилище относятся к разным родам? Как объяснить, что такое средний род? И все же человек, хорошо владеющий русским языком, безошибочно определяет род большинства имен существительных. В этом нам помогает окончание. Род многих, хотя и не всех, существительных можно установить по их окончанию. Нулевое окончание характерно для мужского рода; окончание -а, -я – для женского рода, -о, -е – для среднего.
А можно ли сказать, что имена существительные изменяются по родам? (Имена существительные по родам не изменяются. Если слово мужского рода, то его нельзя употребить в форме женского или среднего рода.)
– Я попробую опровергнуть ваше утверждение. Запишите в тетрадях пары слов и определите их род:

Читайте также:  как будет во множественном числе существительное суета

М.р.
мельник
кувшин
кузнец
керосин

Ж.р.
мельница
кувшинка
кузница
керосинка

Разве нельзя сказать, что эти существительные изменяются по родам? (Так сказать нельзя, потому что в каждой паре – разные слова, имеющие разные лексические значения.)
– Итак, род – это постоянный признак каждого имени существительного. А сейчас вы станете свидетелями удивительного спора, связанного с темой нашего урока.

Автор. Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном и вместе с тем поучительном споре.
За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины – русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая ложка.
– Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. – Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!
– Почему дама? – удивилась немка. – Ложка – «дер лёффель»! Ложка – мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти.
Русская возмутилась:
– Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик – мужского рода.
– Ха-ха-ха! – засмеялась немка. – Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он – «дас мессэр» – рода среднего.
Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне.
– Простите, – шепнула она, – но я ничего не понимаю. Я вижу тут какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему ножик может чем-то напоминать мужчину или ложка – женщину? Мне это непонятно. (Л.Успенский)

– Сейчас вы послушаете небольшое сообщение наших знатоков, которые попробуют объяснить, почему армянка не поняла, о чем спорят русская и немка.

Знатоки. Знаете ли вы, что

. есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют «безродовыми» языками. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, вьетнамский, японский, узбекский и другие.
В армянском языке у существительных тоже нет никаких родов – ни мужского, ни женского, ни среднего, поэтому армянке действительно невозможно объяснить, почему русские верят, что если упала ложка – придет женщина, а если ножик – мужчина.

. есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.

. есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат), класс животных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клен, тополь) и другие классы.

– Об этом читаем и в упр. 630. Спишите данный текст без ошибок.

Среди существительных встречаются слова, у которых трудно определить род. В таких случаях необходимо обращаться к словарю. Упр. 628 помогает нам научиться правильно употреблять в речи некоторые из таких слов.

Распределение имен существительных по родам обосновано внутренними законами языка, его историей.

Домашнее задание: упр. 629.

1. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э Розенталь. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990. С. 57–59.

2. Г.Александрова. Занимательный русский язык. Серия «Нескучный учебник». СПб.: Тригон, 1998. С. 440.

3. Русский язык. 5-й класс. Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2004. С. 209.

4. Л.Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974. С. 399–400.

5. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. Книга для учителя. М.: «Просвещение». АО «Учебная литература», 1995. С. 97.

Источник